Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04.03.2025, 19:04 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Крейсер «Карлсруэ». Погибший непобежденным
ezup
ezup вне форума



Перевод статьи «Unbesigt gesunken», опубликованной в немецком журнале «Schiff Classic» N8/2024.
Автор: Christian Jentsch (корветен- капитан)
Перевод: Slug_BDMP


Крейсер «Карлсруэ» (SMS Karlsruhe) во время Первой мировой войны захватил или потопил неприятельские суда общим водоизмещением 76609 брутто-тонн и стал вторым по результативности рейдером, уступив в этом качестве лишь «Эмдену». Но затем наступило 4 ноября 1914 года…

Изящный военный корабль с четырьмя приметными дымовыми трубами легко скользит по лазурным водам тропического моря — прекрасная картина, достойная кисти художника-мариниста. Но на самом деле это война — Первая мировая. Многочисленные корабли флотов Антанты охотятся за этим кораблем, так как он нарушает морское судоходство. И это не знаменитый «Эмден», а легкий крейсер «Карлсруэ». До самого своего горького конца он остался непобежденным. Как это случилось?

Новый тип кораблей


В 1910 году Имперское морское управление, находящееся на берлинской Лейпцигер плац, приняло решение о строительстве нового класса легких крейсеров. Нужно было торопиться, ведь Германия находилась в состоянии гонки морских вооружений с Великобританией. Поэтому руководство флота и кораблестроители решили, что новый корабль должен стать развитием удачных крейсеров типа «Магдебург». Пополнение должно было вступить в строй как можно быстрее, поэтому изменения конструкции были не очень большими. Новые корабли предварительно получили названия «эрзац-Зееадлер» и «эрзац-Гайер» — эти старые крейсеры они должны были заменить согласно закону о флоте.

Впоследствии новички получили названия «Карлсруэ» и «Росток».

Их вооружение и броневая защита в целом соответствовали предшественнику — «Магдебургу». Для увеличения скорости корпус пришлось удлинить, что означало рост водоизмещения.

«Карлсруэ» был заложен под серийным номером 181 на верфи «Германия» в Киле в 1911 году. Уже 11 ноября 1912 года корпус был спущен на воду, а 15 января 1914, с некоторой задержкой, новый крейсер был принят в состав кригсмарине.




«Карлсруэ» в процессе постройки


Фотографий спуска на воду самого «Карлсруэ» автору не удалось найти, поэтому представляем читателям снимок спуска его систершипа- «Ростока», которая произошла всего на один день позже, 12 ноября 1912 году. Howaldswerke, Киль.

Полное водоизмещение «Карлсруэ» составило 6191 тонну. 142-метровый корпус делился на 15 отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками. Днище было двойным на 45 процентах длины.

Два трехлопастных винта приводились во вращение двумя паровыми турбинами. Пар для них вырабатывали двенадцать угольных и два нефтяных водотрубных котла. Нефтяное отопление было в то время новинкой в германском флоте. Нефтяные котлы обладали значительными достоинствами: они могли в течение более длительного времени развивать полную мощность и требовали меньше обслуживающего персонала. Проблема была в том, что нефть в то время была мало распространена в качестве топлива, а это затрудняло снабжение кораблей в море и на базах.

Силовая установка показала себя с наилучшей стороны. На испытаниях она смогла развить 28251 кВт вместо 19000 запланированных. Корабли-близнецы могли развивать скорость 28,5 узлов, превосходя по этому параметру большинство британских крейсеров. Электроэнергию вырабатывал турбогенератор. Дым из котлов выводился через четыре дымовые трубы, которые стали своего рода визитной карточкой крейсеров этой серии.

Вооружение «Карлсруэ» соответствовало таковому у предшественника — «Магдебурга». Главный калибр состоял из двенадцати 105-мм пушек, установленных в одноорудийных установках со щитом. Две располагались в носовой части судна, две на корме и четыре с каждой стороны в средней части корабля. Дальность их стрельбы при максимальном угле подъема ствола в 30 градусов составляла 12,7 км. Также крейсеры были вооружены двумя 500-миллиметровыми торпедными аппаратами, установленными побортно в подводной части корабля. Боезапас составлял 1800 артиллерийских выстрелов, 10 торпед и до 120 морских мин. Вооружение можно оценить как достаточное для выполнения разведывательных задач. Для ведения же автономной крейсерской войны против британского флота оно кажется слабоватым.

Схема броневой защиты повторяла предыдущий тип. Протяжённый, хотя и довольно узкий броневой пояс 60-мм никелевой брони, в носовой части он имел толщину 18 мм, в кормовой отсутствовал, горизонтальный участок броневой палубы имел толщину 20 мм никелевой брони, скосы имели толщину 40 мм. Чуть сзади начала главного пояса проходил 40 мм носовой траверз. Кормовая оконечность защищалась 40 мм палубой и 60 мм скосами. Боевая рубка имела толщину стенок из 100 мм крупповской брони, а стальную 20 мм крышу — из никелевой брони. Орудия главного калибра защищались щитами толщиной 50 мм. Дальномер прикрывался 30 мм бронёй.
Экипаж состоял из 355 нижних чинов и 18 офицеров.

Систершипы — «Карлсруэ» и «Росток» — считались в императорском флоте очень удачными кораблями.


Крейсер «Карлсруэ»


В Карибском море


Первым командиром «Карлсруэ» стал фрегатен-капитан Фриц Людеке. Под его командованием крейсер проходил ходовые испытания и был введен в строй, однако после этого Людеке должен был вернуться на свою прежнюю должность командира легкого крейсера «Дрезден», каковой находился к началу 1914 года на восточно-американской станции и должен был быть там заменен «Карлсруэ».


Фрегатен-капитан Фриц Людеке (1873-1931) — первый командир «Карлсруэ».

Новейший крейсер ожидало очень важное и интересное задание: он должен был принять участие в торжественном открытии Панамского канала, а затем направиться в Сан-Франциско и представлять там Германию на всемирной выставке. Просто мечта для экипажа!

Людеке подготовил корабль к переходу через Атлантику и заграничной службе.


Крейсер «Карлсруэ» проходит каналом им. Кайзера Вильгельма, соединяющим Балтийское и Северное моря.

Выйдя из Киля в середине июня, крейсер, миновав Азоры, прибыл на Виргинские острова для бункеровки. Там его застала весть об убийстве австро-венгерского эрцгерцога Франца-Фердинанда и его супруги. Людеке получил телеграмму как можно скорее встретиться с «Дрезденом» и осуществить замену командиров.


Легкий крейсер «Дрезден». Нью-Йорк, 1909 год.

Витающее в воздухе напряжение чувствовалось даже по другую сторону Атлантики. Рандеву обоих крейсеров должно было состояться 26 июля на рейде Порт-о-Пренса. «Карлсруэ» прибыл на место за день до назначенного срока и стал дожидаться «Дрезден». Тот прибыл точно в срок — 27-го числа. Тогда же состоялась замена командиров: Людеке перешел на «Дрезден», а на борт «Карлсруэ» поднялся фрегатен-капитан Эрих Кёлер. Было запланировано, что «Дрезден» отправится на родину, но начавшаяся война определила для него другую судьбу.

27 июля «Карлсруэ» взял курс на Гавану. По прибытии туда Кёлер получил шифрограмму. В ней сообщалось, что в связи с военной угрозой крейсер должен привести в полную боевую готовность. К этому моменту уже были разорваны дипломатические отношения между Австро-Венгрией и Сербией. Многие европейские страны усиленно готовились к войне.

Дальнейшие действия командира следовали уже логике войны. Выходя в море, Кёлер заявил своей целью Мексику, что не соответствовало действительности. 30 июля, в последний мирный день, крейсер вышел в море и взял курс на юго-восток, на Флориду. Радиоэфир приносил всё больше известий о предстоящей войне.

Командир должен был как можно лучше подготовить корабль, а главное, его экипаж к будущим боям. Поэтому время ожидания было потрачено на боевую подготовку и учебную стрельбу. Ведь в случае войны немецким морякам противостояла бы британская 4-я крейсерская эскадра контр-адмирала Кристофера Крэдока.

Боевая задача: крейсерская война



Морской атташе в Вашингтоне проинформировал Кёлера, что пароход «Кронпринц Вильгельм» должен быть превращен во вспомогательный крейсер. Для этой цели на «Карлсруэ» имелся запас орудий, боеприпасов и прочего оружия.

4 августа поступило сообщение об объявлении войны Францией и Британией. Теперь крейсер должен был заняться тем, для чего он создавался, — захватом и уничтожением неприятельских судов. Командир Кёлер был вправе сам выбирать способ дальнейших действий. Главной его заботой стало, как бы не попасться эскадре Крэдока и как пополнять запасы топлива, ведь у Германии не было собственных морских баз в этом регионе.

Англичанам удалось перехватить радиограммы, которыми обменивались «Карлсруэ» и «Кронпринц Вильгельм», и они примерно узнали его местоположение. Крейсер и пароход встретились утром 6 августа. Военный корабль пришвартовался к высокому борту огромного парохода. На него были переданы две 88-мм пушки, два пулемета, тридцать шесть винтовок «Маузер 98» и боеприпасы к ним. Новоявленный вспомогательный крейсер получил нового командира — штурмана «Карлсруэ», капитан-лейтенанта Пауля Тирфельдера, а на «Карлсруэ» перешли два офицера-резервиста с «Принца». Также на крейсер была перегружена часть угля.

Около 10:15, во время этих операций, наблюдатели заметили военный корабль. Кёлер предположил, что это броненосный крейсер HMS Berwick из 4-й эскадры Крэдока. Чего немецкий командир не знал, это то, что Крэдок, на основании данных радиоперехвата, подготовил ловушку — поблизости находились ещё два британских броненосных крейсера. Немецкие корабли быстро разошлись в разные стороны — на северо-запад и северо-восток. Британский крейсер, а это был «Саффолк», предпочел преследовать «Карлсруэ» и вызвал на поддержку легкий крейсер «Бристоль».

Распознав противника, Кёлер трезво оценил его возможности и развил скорость в 22 узла, чтобы выдерживать безопасное расстояние от преследователя и, в то же время, не расходовать чрезмерно много драгоценного угля. Примерно в 19:50 по левому борту показался силуэт «Бристоля», идущего на сближение с немцем. Хотя британец и уступал в скорости новейшему немецкому крейсеру, вооружен был значительно сильнее: он имел 152-мм пушки, обладающие большей дальностью стрельбы и большей разрушительной мощью снарядов.

Кёлер приказал поворачивать влево и увеличить ход до 26 узлов. Но этого оказалось недостаточно. Британцы открыли огонь с дистанции в 6,4 км. «Карлсруэ» довернул на юго-восток и открыл ответный огонь из своих орудий левого борта. До 20:30, когда огонь был прекращен, было выпущено 80 снарядов. Удалось добиться двух попаданий. Англичанам попасть не удалось ни разу. Артиллерийский офицер, обер-лейтенант фон дер Борне, был разочарован результатами стрельбы, но сделал соответствующие выводы и внес изменения в программу обучения комендоров.


Карта, отображающая действия крейсера «Карлсруэ» в период с 30 августа по 25 октября 1914 года. Красным цветом обозначены действия британских кораблей.
Из книги Эриха Рёдера «Крейсерская война в отдаленных морях». Т.2, Берлин, 1923 год.

Самой же большой проблемой стал повышенный расход угля при бегстве. Ночью, в целях экономии, ход снизили. Утром следующего дня сигнальщики напряженно вглядывались в горизонт, надеясь не увидеть кораблей противника. Ещё через день запас угля составил всего 112 тонн, при часовом расходе 5,6 тонн. Ситуация была отчаянной. Уголь был необходим немедленно. Изначально целью «Карлсруэ» была датская колония Сент-Томас, но она была ещё слишком далеко. Ближайшим портом был Сан-Хуан на Пуэрто-Рико, куда крейсер и прибыл утром 6 августа, имея на борту лишь 20 тонн угля.


Вверху — погрузка угля на борт крейсера «Карлсруэ» в порту Сан-Хуан 9 августа 1914 года. Тогда на борт было принято 550 тонн.
Внизу — командир крейсера Эрих Кёлер (1873–1914).

Власти США заявили, что в связи со своим нейтральным статусом немецкий корабль может оставаться в порту лишь в течение 24 часов, а угля может получить лишь столько, чтобы достичь ближайшей дружественной гавани. Это никак не могло помочь немцам, так как ничуть не меняло тактическую ситуацию, а местоположение корабля гарантированно стало известно англичанам.

К счастью, в порту находился немецкий торговый пароход «Оденвальд». Он передал крейсеру 550 тонн угля. Команда его также приняла активное участие в погрузке. На крейсер перешли и 15 резервистов. Ещё стало известно, что поблизости находится угольщик «Патагония», принадлежащий немецкой Восточно-американской станции. Кёлер назначил ему место и время рандеву.

Уже вечером 9 августа крейсер покинул Сан-Хуан и взял курс на Кюрасао, куда прибыл 12 августа, имея запас в 150 тонн угля. Голландский коммодор заявил Кёлеру, что ввиду неясности положения в Европе ему нужно время для согласования своих действий со своим правительством. Два нидерландских корабля взяли немцев на прицел. Но, к счастью, в порту находился угольный склад, принадлежащий Австро-Венгрии. До полудня немецкий корабль принял с него 1200 тонн угля. Тогда же произошла встреча с угольщиком «Штад Шлезвиг», который был направлен в оговоренную точку океана для последующего пополнения запасов топлива.

Вечером «Карлсруэ» вышел в море и направился к восточному побережью Америки с целью поиска британских и французских торговых судов. Но не преуспел в этом.

Крейсерская война началась.

18 августа в 8:30 «Карлсруэ» встретился с «Патагонией» для погрузки угля. В 16:30 сигнальщики заметили на горизонте дым, источник которого приближался. Это оказался пароход «Bowes Castle», который, видя превосходство крейсера в скорости, даже не пытался бежать. Фрегатен-капитан направил на судно призовую команду, которая обыскала его и допросила капитана. В соответствии с призовым правом 36 членов команды парохода были переведены на «Патагонию», а сам он затоплен путем подрыва кингстонов подрывными зарядами.

Так началась успешная крейсерская война фрегат-капитана Кёлера и его экипажа.

Только до 26 октября 1914 года «Карлсруэ» захватил 17 судов. При этом Кёлер строго придерживался правил морской войны. Никто из экипажей захваченных или потопленных судов не погиб по вине экипажа немецкого крейсера. Некоторые суда фрегатен-капитан оставлял при себе, образовав таким образом небольшую «свиту». На них он собирал пленных, которых время от времени отправлял с этими судами в южноамериканские порты, где пленные сдавались с рук на руки местным властям.

Особое значение в крейсерстве имело снабжение топливом. Поэтому крейсер оставил при себе угольщики «Strathroy», «Indrani» и «Farn» с 6000 тоннами угля на борту. Фрегатен-капитан Кёлер своей властью зачислил эти суда в состав кайзеровского флота под обозначениями KD1, KD2 и KD3 (KD — Kolendampfer, пароход-угольщик). На них были выделены немецкие команды. Служившие на судах моряки-китайцы остались на борту и продолжили работу под командой немцев, а европейцы были переведены на суда «свиты».

К 13 октября на борту «Крефельда» набралось 398 пленных, среди которых было 205 англичан и 107 китайцев. Чтобы не тратить на них продукты, Кёлер отправил судно на Тенерифе.

Но уголь был не единственной проблемой, в конце концов его можно было найти на любом судне в Атлантике. Но для достижения высокой скорости «Карлсруэ» нужна была нефть. А вот её-то было гораздо труднее найти.

Когда 11 октября крейсером был захвачен транспорт «Кондор», призовая команда нашла на нём 150 тонн смазочного масла, разведенного керосином. Капитан Кёлер решил взять эту смесь на борт и попробовать её в качестве топлива для нефтяных котлов. С «Кондора» было перегружено более 1400 бочек смазочного масла, после чего, 14 октября, судно было затоплено. В последующие дни были проведены пробы масляно-керосиновой смеси в качестве горючего, результаты которых были признаны удовлетворительными. Крейсеру почти удалось достичь своей максимальной скорости.

К этому времени вся палуба корабля уже была завалена мешками с углем. Лишь орудийные площадки оставались свободными — это было необходимо для возможного боя. Стало проявляться явление коррозии металлических частей, что заставляло экипаж интенсивно заниматься ремонтом и профилактикой техники.

Для этого 25 сентября «Карлсруэ» вышел в отдаленный от морских путей район центральной Атлантики и лег в дрейф. Обе турбины — одна за другой — были разобраны, и было произведено их техническое обслуживание. При этом одна из силовых установок находилась в состоянии готовности немедленно дать ход.

Кроме того, была проведена проверка обшивки и её ремонт, чистка ржавчины и покраска. Всё это заняло два дня. Теперь можно было продолжить крейсерство.

Особенно ценной добычей были радиостанции системы «Маркони», используемые как многими торговыми судами, так и британским флотом. Трофейные радиостанции были установлены на «Карлсруэ». Это снижало риск выдать свое местоположение, выходя в эфир.

Крейсеры эскадры Крэдока неоднократно проходили в непосредственной близости от немецкого корабля, но тот оставался незамеченным.

Катастрофа


Вечером 4 ноября всё было спокойно. «Карлсруэ» находился примерно в 300 милях к востоку от Тринидада. На баке для отдыхающих матросов играла музыка. Люди к этому времени были вымотаны напряженной службой, и такие тихие минуты позволяли им расслабиться.

Командир находился на мостике вместе с вахтенным офицером. Свободные от вахт офицеры собрались на ужин в кают-компании.

Около 18:30 экипажи сопровождавших крейсер судов «Indrani» и «Рио-Негро» увидели мощный взрыв в носовой части «Карлсруэ». Взрыв был настолько силен, что были оглушены даже люди на других судах. Мостик, фок-мачта, командирская рубка и первая дымовая труба были сорваны со своих мест и выброшены в море. Носовая часть была оторвана и быстро скрылась под водой, в то время как остальной корабль, накренившись на левый борт, некоторое время оставался на плаву. Этого времени хватило, чтобы 123 выживших члена экипажа смогли перейти на суда сопровождения. Около 18:57 «Карлсруэ», так никем и не побежденный, полностью затонул. Вместе с ним в водах Атлантики нашли свою смерть и 261 человек его экипажа.

Причина взрыва не выяснена до сих пор. По одной из версий, взорвалась масляно-керосиновая смесь, применявшаяся для отопления паровых котлов переднего котельного отделения. Против этой версии говорит мощность и разрушительная сила взрыва, отмеченная очевидцами. Более вероятной кажется детонация боезапаса. В тропической жаре кордит разлагается. Это не раз приводило к взрывам на военных кораблях других стран, часто приводившим к их гибели.

Также возможно и сочетание обоих этих факторов. Взрыв котла привел к детонации орудийного боезапаса и торпед. Окончательный ответ может дать лишь обследование останков корабля.

Среди выживших оказался старший офицер крейсера, капитан-лейтенант Штудт, принявший на себя командование остатками экипажа и судами сопровождения. Он принял решение возвращаться на родину на «Рио-Негро», предварительно затопив «Indrani».

Так началась новая одиссея, затрудненная тем, что на «Рио-Негро» не было ни карт северной Атлантики, ни теплой одежды для спасшихся с «Карлсруэ», одетых лишь в тропическую форму. Тем не менее немецким морякам удалось совершить маневр обхода Британских островов через Исландию и, воспользовавшись штормом, проскочить сквозь британскую морскую блокаду в Северное море. Это многое говорит о способностях Штудта.

Возвращение на «Рио-Негро»



«Рио- Негро», принадлежал Гамбургско- Южноамериканскому пароходному обществу. Здесь уже «City of Palermo», 1921 год

Большой проблемой было отсутствие на борту теплой одежды, необходимой в холодных североевропейских водах. Пришлось импровизировать, шить одежду из шерстяных одеял и брезента. А свободные от вахты могли греться в котельных отделениях. Чтобы обеспечить скрытность, Штунд приказал соблюдать радиомолчание, так что даже германское адмиралтейство ничего не знало о судьбе крейсера. В условиях ухудшения ситуации на европейском театре военных действий адмиралтейство 27 ноября направило Кёлеру радиограмму с приказом вернуться в Германию. Даже после того, как германское командование узнало о судьбе «Карлсруэ», оно продолжало сохранять факт гибели последнего в тайне. Благодаря этому британцы продолжали искать немецкий крейсер до марта 1915.


Маршрут возвращения «Рио-Негро» с остатками экипажа «Карлсруэ» в Германию.
Из книги Эриха Рёдера «Крейсерская война в отдаленных морях». Т.2, Берлин, 1923 год.

Пароход «Рио-Негро» с остатками экипажа «Карлсруэ» 29 ноября прибыл в нейтральную Норвегию, а затем — 6 декабря 1914 года — в Киль. Двумя днями позже, в сражении у Фолклендских островов, британцы уничтожили немецкую крейсерскую эскадру. А четырьмя днями после гибели «Карлсруэ» погиб в бою и «Эмден». Эти события поставили точку в крейсерской войне немецкого флота на дальних морских театрах.

Крейсер «Карлсруэ» под командованием фрегатен-капитана Кёлера захватил или потопил неприятельские суда общим водоизмещением 76609 брутто-тонн, уступив по этому параметру лишь «Эмдену». При этом «Карлсруэ» никогда не мог сравниться с ним по известности и популярности.

Для британского флота «Карлсруэ» даже после своей гибели продолжал оставаться призрачной угрозой и ещё какое-то время приковывал к себе значительные британские силы.


Крейсер «Эмден»- самый результативный немецкий крейсер Первой мировой войны


Открытки, изображавшие подвиги «Карлсруэ» издавались многотысячными тиражами

Шесть поколений кораблей с именем «Карлруэ»


С тех пор в строю немецкого флота, при всех режимах, был корабль с именем «Карлсруэ». Уже в 1916 году в строй кайзеровского флота вошел крейсер типа «Кенигсберг II» с таким названием. Он выполнял патрульные задачи в Северном море, участвовал в 1917 году в операции «Альбион» на Балтике, а в июне 1919 был затоплен в числе других немецких кораблей у Скапа-Флоу. В 1927 году вдова капитана Кёлера разбила бутылку шампанского о форштевень «Карлсруэ III», который вошел в строй рейхсмарине в 1929-м. Крейсер типа «Кенигсберг III» служил в качестве учебного, участвовал в международной миссии морского контроля за соблюдением невмешательства в гражданскую войну в Испании и погиб в 1940 году в ходе операции «Учения на Везере», будучи потопленным британской подводной лодкой «Truant».


Крейсер «Карлсруэ III», вступивший в строй рейхсмарине в 1929 году.

Четвертым стал фрегат типа «Кёльн» (F 120), носивший это название в составе бундесмарине с 1962 по 1983 годы, после чего был продан Турции, где прослужил, уже под другим именем, до 1994 года. Имя же «Карлсруэ» унаследовал в 1984 фрегат F 122 типа «Бремен II». В период с 1993 по 2016 годы он принимал участие в международных операциях «Southern Cross», «Active Endeavour», «Enduring Freedom», «UNIFIL» и «Atalanta». В 2017 он был исключен из состава флота.


Фрегат F 122 «Карлсруэ». Вильгельмсхафен, 1989 г.

7 мая 2024 состоялся спуск на воду корвета «К 130» типа «Брауншвейг». На сегодняшний день это шестой корабль, носящий имя «Карлсруэ». Вскоре он должен вступить в строй и понесет герб немецкого города по водам морей и океанов.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
МК-1. Летающий крейсер ezup История русской авиации 0 18.08.2023 20:17
Хуситы опять обстреляли саудовский аэропорт, есть погибший ezup Йемен 0 24.06.2019 11:28
Крейсер и эсминец. Правила боя ezup Военно-морской флот 0 16.01.2017 15:50
Крейсер «Боярин» ezup Корабли 0 26.04.2016 23:34
Я. П. Кульнев – герой Отечественной войны, погибший в бою ezup История России 0 20.09.2012 09:20