Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Про F-15EX Eagle II от Boeing говорить сложно. Вообще F-15 такое явление в воздушной истории мира, к которому подойти как к обычному самолету сложно. Дело даже не в том, что как самолет F-15 уже разменял шестой десяток лет и на пенсию не собирается, а в том, насколько это сегодня эффективная боевая машина. Да, понятно, что, несмотря на свой возраст, F-15 вполне эффективен. Сегодня это одна из лучших ударных машин в своем классе, и надо четко понимать, что разница между тем F-15, что полетел в 1972 году, и F-15EX Eagle II (Advanced Eagle) примерно такая же, как между Су-27 (1977 года рождения) и Су-35С. К обеим парам самолетов можно применить термин «совсем другой самолет». ![]() Двуместный вариант самолета, предназначенный для замены старых F-15, произведенных в 80-х годах. Несмотря на внешнее сходство, внутри это совершенно новый самолет: новые двигатели, РЛС с АФАР, комплекс обороны, кабина летчика с большими цветными дисплеями. Также самолет имеет больше точек подвески и снабжен электродистанционной системой управления. В общем, F-15EX Eagle II — это новейшая версия F-15, ставшего уже легендарным, которая может похвастаться передовой авионикой, приличной грузоподъемностью и передовыми радиолокационными системами. Однако его внушительная цена в 90 миллионов долларов за единицу — выше, чем у F-35A, — вызывает определенные опасения по поводу перерасхода средств и соответствия по канонам «цена-качество». В принципе, опасения некоторых в том же Конгрессе понятны: несмотря на то, что F-15EX обладает непревзойденной универсальностью и огневой мощью, критики утверждают, что из-за недостаточной скрытности и высоких эксплуатационных расходов он является неэффективной инвестицией. Действительно ли ВВС США нуждаются в этом дорогостоящем обновлении, или лучше потратить средства на что-то другое? И второй момент: действительно ли F-15EX является стратегически необходимым или это просто дорогостоящая модернизация? ![]() F-15EX Eagle II является последней модификацией серии истребителей F-15. Этот усовершенствованный многоцелевой истребитель предназначен для замены устаревших самолётов F-15C/D в ВВС США и обеспечивает беспрецедентную гибкость как в бою «воздух-воздух», так и в бою «воздух-земля». F-15EX представляет собой значительный шаг вперёд в области технологий и возможностей, что делает его важнейшим активом для современных военных операций. Что такое F-15EX Eagle II? ![]() F-15EX — это усовершенствованная версия F-15E Strike Eagle, в которой реализованы многочисленные модернизации для повышения производительности и живучести. Он оснащён передовой авионикой, цифровым управлением полётом, улучшенными радиолокационными системами и расширенной совместимостью вооружений. Самолёт предназначен для выполнения широкого круга задач, включая завоевание превосходства в воздухе, нанесение ударов по наземным целям и ведение радиоэлектронной борьбы. Одной из отличительных особенностей F-15EX является его впечатляющая грузоподъемность. Самолёт может нести до 13 200 кг вооружения, включая ракеты «воздух-воздух», боеприпасы «воздух-земля» и контейнеры для радиоэлектронной борьбы. Это делает его одним из самых хорошо вооруженных истребителей в мире. Кроме того, F-15EX оснащен новейшим радаром AN/APG-82(V) с активной фазированной антенной решеткой (AESA), который обеспечивает превосходные возможности обнаружения и сопровождения. Бонусом является возможность задействовать часть решетки радара для излучения помеховых сигналов. И это действительно бонус, потому что на боковых сторонах фюзеляжа есть отдельные антенны для КБО. ![]() F-15EX также может похвастаться современной кабиной с большими дисплеями, усовершенствованными системами управления и открытой архитектурой, позволяющей быстро интегрировать новые технологии. Это гарантирует, что самолёт сможет адаптироваться к меняющимся угрозам и требованиям к выполнению задач. Почему F-15EX такой дорогой? F-15EX имеет внушительную стоимость — около 90 миллионов долларов за единицу, что делает его дороже, чем F-35A! Что делает этот самолёт таким дорогим? Ну, вообще есть несколько факторов, которые могут объяснить, почему F-15EX такой увесистый в долларах. F-15EX Eagle II оснащён самыми современными технологиями, включая передовую авионику, радиолокационные системы и средства радиоэлектронной борьбы. Разработка и интеграция этих технологий требует значительных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Хотя F-15EX не является истребителем-невидимкой, он всё равно впечатляет своими возможностями. Производство F-15EX включает в себя сложные процессы сборки и строгие меры контроля качества. Сложные системы и компоненты самолёта увеличивают сложность и стоимость производства. Плюс с самим производством всё не так просто, как хотелось бы: однажды уже на F-15 был поставлен крест, и часть производственных мощностей была перепрофилирована под другие задачи. Ну вы поняли, что было время, когда у всех в головах царил F-22. Инфраструктура, необходимая для производства F-15, была выведена из эксплуатации, а восстановление ее под производство новых моделей F-15 потребовало и времени, и ресурсов. Кроме того, программа F-15EX зависит от глобальной цепочки поставок, компоненты для которой закупаются в нескольких странах. Координация производства и обеспечение качества в рамках этой обширной сети тоже увеличивает стоимость. Импорт запчастей из других стран, которые всё ещё восстанавливаются после пандемии COVID и других геополитических факторов, обходится дорого, что ещё больше повышает стоимость F-15EX. Помимо первоначальной стоимости приобретения, F-15EX имеет высокие затраты на обеспечение эксплуатации. Это включает техническое обслуживание, модернизацию и эксплуатационные расходы, то есть то, что называют жизненным циклом самолета. Передовые системы самолета требуют специальной подготовки и поддержки, что может привести к увеличению расходов оборонных бюджетов. Положительным моментом является то, что F-15EX имеет гораздо более продолжительное время эксплуатации, однако это сопряжено со значительными финансовыми затратами. Впрочем, далеко не всегда всё измеряется деньгами. Стоит ли F-15EX Eagle II таких затрат? ![]() Вопрос о том, стоит ли F-15EX своих высоких затрат, остаётся предметом постоянных споров. Сторонники утверждают, что расширенные возможности самолёта оправдывают инвестиции, в то время как критики указывают на перерасход средств и технические проблемы. Вот некоторые преимущества, которые даёт F-15EX: ![]() F-15EX обладает значительными улучшениями по сравнению со своими предшественниками, в том числе большей грузоподъёмностью, усовершенствованными радиолокационными системами и превосходными возможностями радиоэлектронной борьбы. Эти усовершенствования делают его грозным оружием в современных боевых условиях. Несмотря на отсутствие технологии «стелс», F-15EX обладает значительной ударной мощью. Причем эта мощь реально больше той, что обладает F-35. Парадокс, но F-15EX берет почти в полтора раза больше вооружений, чем F-35А, и в два раза по сравнению с F-35В. И его набор вооружений более разнообразен, чем у истребителя следующего поколения! ![]() Более того, грузоподъемность F-35 была принесена в жертву все той же малозаметности. Что-то размещенное на узлах внешней подвески моментально сводит на нет всю эту не к ночи помянутую малозаметность, а 4 (четыре) точки подвески во внутреннем отсеке – это не 12 точек F-15EX, который многие сегодня считают самым вооруженным истребителем в мире – одна из его боевых конфигураций предполагает оснащение 22 ракетами класса «воздух-воздух» (в том числе ракетами AIM-120D с дальностью поражения целей до 180 км), а другая – восемью ракетами класса «воздух-воздух» и 28 корректируемыми авиационными 100-кг бомбами SDB (Small Diameter Bomb). 13,2 тонны вооружений F-15EX против 8,1 тонны у F-35A/C – да и толку в возможностях подвески у F-35, если внешней пользоваться не стоит из-за того, что F-35 начинает «светиться» на радарах, как новогодняя ёлка. А если плюнуть на малозаметность и увешать 35-го всем, чем можно… А зачем? Вот есть F-15, с которым все эти манипуляции проделать намного проще! Насчет будущего ![]() F-15EX имеет открытую архитектуру Open Mission System (OMS), позволяющую быстро внедрять новые технологии. Такая адаптивность гарантирует, что самолёт останется актуальным по мере появления новых задач в небе и разработок на земле. Кроме того, многофункциональность F-15EX позволяет ему выполнять широкий спектр задач, от завоевания превосходства в воздухе до нанесения ударов по наземным целям. Это делает его очень универсальным и ценным для ВВС США и их союзников. Дополнительная, но очень важная возможность — управление ведомым беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), вроде австралийского Boeing Loyal Wingman. Подобные дроны способны не только осуществлять разведку, но и переносить ракеты, существенно увеличивая возможности ведущего самолета. Критические замечания в адрес F-15EX Критики программы модернизации самолета поспешили указать на некоторые потенциальные проблемы. Программа F-15EX столкнулась с перерасходом средств и задержками, что вызвало опасения по поводу ее доступности. Недовольные утверждают, что деньги, потраченные на F-15EX, могли бы быть лучше направлены на другие оборонные приоритеты. F-15EX столкнулся с различными техническими проблемами, в том числе с ошибками в программном обеспечении и проблемами интеграции. Новые технологии ещё предстоит интегрировать в платформу. Эти проблемы вызывают вопросы о надёжности и готовности самолёта, но это же вполне нормальное течение дел. С подобными проблемами сталкивались все без исключения новые самолеты, и это, кстати, лишний раз подтверждает мнение о том, что F-15ЕХ – практически новый самолет. ![]() Высокие затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание F-15EX вызывают наибольшую озабоченность у многих из числа противников проекта. Здесь надо отметить, что в основном все критикующие принадлежат к лагерю поклонников малозаметности, а значит, для них, кроме F-22 и F-35, вообще не существует современных самолетов. Конечно, передовые системы нового самолета требуют специализированной поддержки, что может привести к перегрузке оборонных бюджетов. Особенно учитывая, что так много других дорогостоящих проектов съедают бюджет, многие задаются вопросом, действительно ли необходима капитальная модернизация планера старого самолета? Ну а совсем уж матерые сторонники малозаметных самолетов вообще утверждают, что существующие самолёты, такие как F-35A, могут выполнять многие из тех же задач при (относительно) более низкой стоимости. Тут, правда, насчет низкой стоимости трижды посчитать надо и понять, почему страны НАТО, купившие F-35, практически их не эксплуатируют. Не связано ли это как-то с ошеломительно низкой стоимостью эксплуатации 35-го? ![]() Да, F-35A обладает малозаметностью, и что? Да и всё! Во всём остальном, от передовой авионики до дальности действия, скорости и грузоподъёмности, F-15EX на голову выше. Стоит ли игра свеч вообще? ![]() Смотрим. Просто смотрим на ЛТХ, которые определяют боевую ценность самолета. Взлетный вес. Самолеты примерно равны. Мощность двигателей. Двигатели F135-PW-100 у F-35А и General Electric F110-GE-129 у F-15EX по своим возможностям и характеристикам примерно равны, но у F-15 их два… Максимальная скорость. F-15 значительно (2,5М против 1,6М) быстрее, к тому же F-35 предписано летать на дозвуковых скоростях. Покрытие портится. Боевой радиус действия. У F-15 он больше на 200 км. Потолок. F-15 может забраться на 3 000 метров выше. О вооружении уже было сказано выше, F-15 берет больше и разнообразнее, несет дальше, с большей скоростью и на большей (что полезно, ибо ЗРК противника никто не отменял) высоте. Что там у F-35? Ах да… малозаметность… И усеченный донельзя комплекс РЭБ истребителя, который способен ставить помехи в Х-диапазоне (8–12 ГГц) в носовом секторе работы его БРЛС, потому что именно БРЛС выступает главным бортовым средством постановки помех на этом самолете. Кстати, у F-15EX станция помех AN/ALQ-214(V)3 обеспечивает круговую постановку помех. ![]() В общем, если закрыть глаза на очень красивые обводы и линии F-35, а задуматься о том, на каком самолете вы бы предпочли в теории пойти в бой, думаю, выбор очевиден. И, уверен, многие со мной согласятся в том плане, что черт с ней, с этой малозаметностью, не так уж они и незаметны, эти самолеты-«невидимки», а вот пара баков с топливом и десяток ракет «воздух-воздух» не будут лишними ни при каком раскладе. Да, у F-35В есть прекрасное свойство – СВВП и укороченный взлет. ![]() Это действительно полезно для самолетов, которые работают с палуб авианесущих кораблей. F-35В получил прописку не только на авианосцах, но и на УДК, чем реально расширил возможности ВВС Корпуса морской пехоты. И он может быть весьма эффективным в своем плане самолетом. В остальном же, и даже сами американские эксперты это признают, даже при более высокой стоимости и некоторой «недоверченности» F-15EX превосходит F-35. Да и потом, если говорить о деньгах: можно ли считать разницу существенной? Стоимость F-15EX – 90 миллионов долларов за штуку. F-35А стоит около 85 миллионов, F-35B – 115 миллионов долларов, F-35C – 108 миллионов. Да ведь не запредельно, наш Су-35С оценивается в те же 100 миллионов долларов, а ведь это самолет того же 4-го поколения, что и F-15! Где «дороговизна» F-15EX, особенно учитывая, что час полета F-35 стоит около 45 тысяч долларов, что намного дороже истребителей F-15 (29 тысяч). Кроме того, обслуживание самолета в процессе эксплуатации выйдет в очень приличную сумму, плюс подготовка пилотов. На самом деле, по всем параметрам, F-15EX – это сегодня лучший самолет американских ВВС. И не самый дорогой, на удивление. Способный решать практически любые боевые задачи и решать, как в предыдущие десятилетия, довольно успешно. ![]() Вообще надо сказать, что Америке круто повезло, что у нее есть такой самолет. И еще «Шершень» F/A-18. Если бы обороноспособность США в воздухе основывалась на F-22 и F-35, это было бы просто до колик смешно. Впрочем, все и так это понимают. Так и вышло, что F-35 — предмет торговли по миру, F-22 — предмет похвальбы без демонстраций, а F-15, F-16 и F/А-18 будут обеспечивать безопасность американского неба. Недорого и эффективно. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
авиация |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Нужен ВКС, как воздух! | ezup | Авиация | 0 | 15.12.2024 19:26 |
Нужен ли нам мощный АК-15? | ezup | Видеосалон | 0 | 14.02.2018 01:09 |
Вот для чего вам нужен кот? | ezup | Фауна | 1 | 17.01.2013 00:57 |
Полковник не нужен | ezup | Мировые новости | 4 | 03.06.2011 12:25 |