Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() «Хокинс» — родоначальник класса Тяжёлые крейсера как класс появились в ходе Первой мировой войны, но на войну не успели. Первым стал британский «Хокинс», получивший в качестве главного калибра 190-мм орудия, которые должны были превратить немецкие рейдеры, не имевшие пушек калибром больше 150-мм (да и рейдеры со 150-мм пушками не успели вступить в строй), в лёгкую мишень для нового корабля. А потом была Вашингтонская мирная конференция 1922 года, после которой кораблестроители были поставлены в рамки жёстких ограничений. Тяжёлые крейсера вашингтонского типа не должны были иметь более 10 тысяч тонн водоизмещения и орудий выше 203-мм калибром. ![]() Крейсер проекта 26 «Киров» — советский «полутяж» СССР «Вашингтонские соглашения» не подписывал, поэтому с вооружением кораблей не мелочился. Вот только опыта строительства больших кораблей у молодых советских инженеров не было. Поэтому, с одной стороны, проект первого советского крейсера «Киров» заказали у фирмы «Ансальдо», а с другой — заложенные в итальянском проекте 152-мм орудия главного калибра заменили на 180-мм. В результате получился корабль, стоявший примерно посредине между лёгкими и тяжёлыми крейсерами: по броне и размерам являющийся лёгким, но с артиллерией... Сильно лучше, чем у «вашингтонских одноклассников». Но в СССР в 1936 году уже приняли программу строительства «большого флота», а значит, нужны были реальные тяжёлые крейсера... ![]() Тяжёлый крейсер типа «Кронштадт» — итоговый вариант проекта нёс 305-мм орудия Тут сразу стоит сделать лирическое отступление: согласно советской классификации, «тяжёлыми крейсерами» должны были называться советские аналоги линейных крейсеров: корабли типа «Кронштадт», несущие 305-мм орудия главного калибра. А корабли полегче решили купить у немцев. Почему именно у немцев? Логика покупки выражалась в пущенном Сталиным афоризме: «Корабль, купленный у врага, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага». Поэтому на учебные стрельбы «Адмирала Хиппера» советские военные моряки смотрели с особым интересом... ![]() «Адмирал Хиппер» — головной корабль серии Третий Рейх Вашингтонские соглашения, так же как и СССР, не подписывал, поэтому немецкие тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер» не вписывались в вашингтонские ограничения. Их стандартное водоизмещение равнялось 14240 тоннам, полное — 19800 тоннам. Длина этих кораблей была 199,5 метров по ватерлинии, ширина — 21,8 метра, осадка — 5,9-7,2 метра. Корабль был неплохо для своего класса бронирован: пояс — 40-80 мм, траверзы — 80 мм, палуба — 30+30 мм и 50 мм — скосы, лоб башни — 160 мм, барбеты — 80 мм, боевая рубка — 150-мм. Главный калибр крейсеров составили 4х2 203-мм орудия SK C/34 с длиной ствола в 60 калибров (максимальная дальность стрельбы — 33540 метров). Зенитная артиллерия — 6х2 105-мм универсальных орудия, 6х2 37-мм зенитных автомата, 10х1 20-мм «эрликона». Помимо артиллерии корабли несли и 4 трёхтрубных торпедных аппарата. Впрочем, с артиллерией немцы решили схитрить: первоначально было объявлено о том, что главный калибр будет состоять из 12 150-мм орудий в четырёх трёхорудийных башнях. Но основания башен сразу проектировались под возможность установки 8х203-мм орудий. ![]() Закладка тяжёлого крейсера «Лютцов» Пятый и последний крейсер данного проекта заложили на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене 2 августа 1937 года. Корабль был спущен на воду 1 июля 1939 года и получил имя «Лютцов» — в честь немецкого генерала-партизана времён Наполеоновских войн барона Адольфа фон Лютцова. Правда, вскоре после спуска на воду достройка корабля замедлилась: кораблестроительная промышленность Рейха не справлялась с форсированным строительством Кригсмарине. ![]() «Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград!» — «Лютцов» убывает в СССР А 23 августа 1939 года был подписан Пакт о ненападении между СССР и Германией. В нагрузку к пакту шли торговые соглашения, по которым СССР поставлял Рейху сырьё, а взамен покупал промышленную продукцию. Тяжёлые крейсера под определение «промышленной продукции» попадали, так что Советский Союз выразил желание приобрести «Лютцов». Гитлеру, в условиях войны с Англией, корабли, не сильно подходившие для океанского рейдерства, были, по большому счёту, без надобности, так что... Немного поторговавшись, сошлись на цене в 104 миллиона рейхсмарок, и получивший обозначение «проект 53» корабль отправился в Ленинград, на Балтийский завод — для достройки. Вместе с кораблём приехала группа немецких инженеров, которая должна была следить за достройкой корабля и оказывать помощь советским коллегам. Корабль имел на момент продажи готовность 54 процента. ![]() «Лютцов» в Балтийском заводе В нашей историографии часто можно читать о том, что немцы саботировали постройку корабля, не желая усиливать ВМФ СССР накануне войны. Сложно сказать, так ли это: корабль и по плану должен был быть готов не раньше 1942 года, а в Германии корабелы тоже не укладывались в сроки постройки — перед войной наблюдался форсированный рост ВМФ как Рейха, так и СССР, вполне возможно, что поставщики просто не справлялись с колоссальным объёмом заказов, а убытие вагонов с оборудованием вместо Ленинграда на другой конец Европы можно объяснить военным бардаком с логистикой. Так или иначе, но на момент начала войны крейсер имел степень готовности в 70 (иногда встречаются сведения, что 75) процентов. Из артиллерии главного калибра были установлены только носовая и кормовая нижние башни с четырьмя восьмидюймовками, из зенитной артиллерии прибыли 37-мм и 20-мм зенитные автоматы (боезапас на корабль немцы поставили в полном объёме). Но СССР было не до жиру, и 15 августа 1941 года над кораблём, находившимся в условно боеготовом состоянии, взвился военно-морской флаг, в командование кораблём вступил капитан 2 ранга Александр Ванифатьев. Новый крейсер получил название «Петропавловск». Поскольку выход в море крейсеру не грозил, на борту остался только личный состав, необходимый для ведения огня и обеспечения работы артиллерии — комендоры, электрики, дизелисты... ![]() Тяжёлый крейсер «Таллин» («Петропавловск») — картина художника В. М. Иванова Первые залпы главный калибр «Петропавловска» дал 7 сентября по приближающимся к городу на Неве немецким войскам. БЧ-2 крейсера не прекращала обстрел противника в течение 11 дней. Даже когда 11 сентября в результате взрыва снаряда в канале ствола левое орудие башни А вышло из строя (у нас это также принято списывать на довоенную немецкую диверсию, но на линкоре «Марат» подобное тоже случалось...), корабль продолжил огонь из оставшихся стволов. Между тем враг приближался к городу. К 17 сентября между крейсером и вражескими батареями на противоположном берегу Финского залива осталось всего 3 километра. С 7 по 17 сентября «Петропавловск» выпустил 676 снарядов, на борту были убиты 10 и ранены 30 членов экипажа. В ходе дуэли с немецкими батареями корабль получил 53 попадания, в том числе 20 — калибра 210 мм: более чем достаточно и для полностью боеготового крейсера с полным экипажем. Был выведен из строя единственный генератор, корабль прекратил огонь, краснофлотцы приступили к борьбе с пожарами. ![]() «Петропавловск» в огне «Петропавловск» погибал: с сокращённым экипажем борьба за живучесть была затруднена. Из-за полученной пробоины крейсер накренился на левый борт (от переворачивания спасла только стенка набережной) и сел на грунт. С крейсера сняли зенитные автоматы и установили на корабли Ладожской военной флотилии. Экипаж переформировали: большая часть ушла в морскую пехоту (есть сведения, что в ходе Петергофского десанта погибло 44 моряка с «Петропавловска») и на корабли Ладожской флотилии, но оставшиеся на борту специалисты БЧ-5 вели ремонт корабля, устраняли полученные боевые повреждения. После ревизии полученных повреждений выяснилось, что корабль возможно поднять и ввести в строй артиллерию главного калибра, которая в осаждённом Ленинграде была не лишней. ![]() Хорошо видно отсутствие орудий в верхней башне... Проблема была в том, что противник находился всего в 4 километрах, и все работы приходилось вести ночью, к тому же, в целях соблюдения секретности, пришлось использовать только самые маленькие корабли-спасатели со слабыми водоотливными средствами. В общем, до ледостава поднять крейсер не удалось, и операция была отложена до весны. Но на борту находились остатки экипажа, и они без дела не сидели. Воду откачивали последовательно из каждого отсека, после чего его герметизировали. Поначалу использовали маломощные переносные насосы, но после того, как было осушено кормовое машинное отделение, удалось запустить электростанцию №1. Тогда в работу вступили стационарные насосы, и корабль стал постепенно всплывать. Осушение велось по ночам, а днём в часть отсеков вновь набирали воду — чтобы не было заметно, что корабль жив (стационарные насосы могли работать в полностью затопленном помещении). В течение голодной блокадной зимы 1941-42 годов удалось ввести в строй ещё два дизель-генератора... ![]() Хайнц-Ульрих Рудель. Возможно, на его счету не только «Марат», но и «Петропавловск». Впрочем, ни тот, ни другой корабль уничтожить не удалось... Немцы считали «Петропавловск» уничтоженным, но на всякий случай 4 апреля 1942 года над лежащим на грунте кораблём появился одинокий «лаптёжник» (иногда пишут, что его пилотировал Хайнц-Ульрих Рудель) и сбросил 200-кг бомбу. Она пробила палубу и разорвалась внутри корабля, по счастью, погибших при взрыве не было... Все работы были окончены к 10 сентября 1942 года. Ночью корабль произвёл пробное полное всплытие и вновь был уложен на грунт. В ночь с 16 на 17 сентября, под носом у окопавшейся немецкой пехоты, «Петропавловск» подняли и отбуксировали к стенке Балтийского завода. Отвести крейсер в док по полностью простреливаемому Морскому каналу было нереально, так что ремонтировать корабль стали по «порт-артурской методике»: сварив кессон размером 12,5 на 15 и на 8 метров. Сооружение по очереди подводили к пробоинам и проводили заделывание. Тем временем в помещениях и на палубе восстанавливали артиллерию и электрооборудование. Ремонт в условиях осаждённого города проходил медленно, но в январе 1944 года три оставшихся восьмидюймовых орудия крейсера вновь открыли огонь: корабль вошёл в состав той же 2-й артиллерийской группы, что и линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький» (есть сведения, что корабль был включён в систему обороны Ленинграда ещё 30 декабря 1942 года, но подтверждений этому я не нашёл). 15 января «Петропавловск» выпустил по врагу 250 203-мм снарядов, поддержав войска, участвующие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции. Дальше — больше! Крейсер вёл огонь по немецким позициям на Вороньей Горе, обстреливал коммуникации, наблюдательные и командные пункты. Всего корабль провёл 31 обстрел, выпустив 1036 снарядов: корабль не берегли — на восстановлении тяжёлого крейсера был поставлен жирный крест. ![]() Снаряд главного калибра «Петропавловска» — 122 кг, не шутка! Между тем, действия восьмидюймовок «Петропавловска» были весьма эффективны. Береговые наблюдательные группы насчитали три уничтоженных орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров. 24 января 1944 года корабль сделал последние выстрелы — боевая жизнь бывшего «Лютцова» окончилась. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» стал «Таллином». Сначала в воздухе витала идея довести корабль до ума: в руки советских кораблестроителей попал его недостроенный систершип «Зейдлиц», так что проблем с оборудованием возникнуть было не должно. Корабль отбуксировали в док, было составлено и рассмотрено несколько проектов достройки. Но... ![]() Несамоходное учебное судно «Днепр» Цена достройки была слишком высока для послевоенного СССР — 191 миллион рублей. Сначала решили достроить корабль в качестве учебного крейсера, но и на это денег не хватило. 12 января 1949 года «Таллин» переклассифицировали в лёгкий крейсер. Потом он успел побыть несамоходным учебным судном «Днепр», плавмастерской для крейсеров типа «Свердлов» и плавказармой ПКЗ-112, а 4 апреля 1958 года был исключён из списков флота и пущен на металл. Как оценить покупку СССР немецкого тяжёлого крейсера? Несмотря на не самую счастливую судьбу корабля, на мой взгляд, как весьма удачное решение. Даже если не брать пользу от наличия в осаждённом Ленинграде его артиллерии главного калибра (не забудем и зенитные автоматы на кораблях Ладожской военной флотилии!), он, по крайней мере, не вошёл в состав Кригсмарине. Тот же «Адмирал Хиппер» наделал нам немало зла в ходе операции «Вундерланд». Правда, не факт, что «Лютцов» был бы достроен: «Зейдлиц» так до ума и не довели. Тем не менее, в ходе достройки корабля и эксплуатации сложной немецкой техники советские инженеры-кораблестроители приобрели ценный опыт, а на судостроительные предприятия было поставлено некоторое количество оборудования. Логика «лучшего друга советских физкультурников»: «У врага на корабль меньше, у нас — на корабль больше» сработала! |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Китай ведёт тайное строительство военно-морской базы в Камбодже | ezup | Новости ВС России и мира | 0 | 07.06.2022 11:16 |
Польский военный эксперт: Россия ведёт в Сирии войну нового поколения | ezup | Сирия | 0 | 01.02.2019 20:35 |
Будапешт: Какие санкции? ЕС ведёт крупный бизнес с РФ | ezup | Новостной агрегатор. С мира по нитке... | 0 | 10.10.2018 10:17 |
Заговор молчания: к чему ведёт сокращение оборонных расходов России на 27%? | ezup | Военное дело и безопасность | 0 | 28.03.2017 12:17 |
Lockheed Martin ведёт переговоры о поставках F-35 с Бельгией, Испанией и Швейцарией | ezup | Авиационные новости | 0 | 04.03.2017 02:00 |