Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Долгое время считалось, что такое природное явление, как «белый шквал», является просто одной из многих морских легенд. На самом деле это явление вполне реальное, хотя и довольно редкое. Его научные исследования начались только на переломе 50-60-х годов. ![]() Белый шквал в Магеллановом проливе, 25 октября 2009 г. Это сильное и внезапное усиление ветра часто происходит при чистом небе без характерных шкваловых облаков. Скорость ветра может достигать 25-30 м/с. Сильные порывы ветра срывают с гребней волн пену и водяную пыль, делая поверхность моря белой, видимость падает до двух-трех метров. Обычно это явление продолжается от нескольких минут до получаса, после чего наступает штиль. Условия появления белого шквала могут быть разные, но основная причина — это резкий скачок температуры воздуха вверх или вниз. ![]() ![]() Особенно опасно это явление для парусных судов, экипажи которых просто не успевают убрать паруса или сменить курс. 26 июля 1932 года жертвой такого шквала стал учебный парусник Рейхсмарине (название ВМФ Германии в 1921-1935 гг.) «Niobe». Судно затонуло, погибло 69 человек. Будущий учебный парусник был построен в 1913 году на датской верфи как четырёхмачтовая шхуна «Мортен Йенсен» («Morten Jensen»). Первоначально использовалась датским судовладельцем для каботажных перевозок в Северном и Балтийском морях. В 1916 году была продана норвежцам, сменила двух судовладельцев и два названия. 21 ноября 1916 года следовавшая из Норвегии в Англию с грузом лесоматериалов шхуна была захвачена в качестве приза немецкой подводной лодкой UB-41 и приведена в Германию, где первоначально использовалась в качестве плавучего маяка «Aldebaran». Согласно условиям Версальского мирного договора, некогда мощные вооруженные силы Германии были сокращены до крошечных размеров, воинская обязанность была отменена. Эти сокращения коснулись и Командование Рейхсмарине, как и все руководство вооруженных сил Веймарской республики, придавало большое внимание профессиональной подготовке военнослужащих. Благодаря этому каждый из них должен был при необходимости занять должность не менее чем на две ступени выше фактически занимаемой. Таким образом, рядовой смог бы занять должность старшего унтер-офицера или фельдфебеля, а те, в свою очередь, — младших офицеров и т. д. Это позволило бы в случае мобилизации быстро развернуть многочисленные и вполне боеспособные вооруженные силы. Важную роль в подготовке будущих моряков должна была играть практика на борту учебного парусного судна. Выбор командования остановился на «Альдебаране», и он в марте 1921 года вошел в состав Рейхсмарине. Первоначально под названием «Швальбе» судно находилось в чартере у кинокомпании Vera-Filmwerke AG, и на его борту велись съемки фильма. Первым командиром (до сентября 1921 года) был знаменитый граф Феликс фон Люкнер, в годы Первой мировой войны командовавший парусным рейдером «Зееадлер». В фильме роль командира парусника играл сам Люкнер. Однако командиром и «кинозвездой» графу довелось пробыть недолго — из-за возникших «финансовых неясностей» ему предложили покинуть занимаемый пост по «собственному желанию». В 1922 году парусник вернули Рейхсмарине, и началось его переоборудование в учебный корабль. Из четырёхмачтовой шхуны он превратился в трёхмачтовую баркентину, были оборудованы жилые помещения для экипажа, преподавателей и курсантов, учебные аудитории, установлен новый главный двигатель большей мощности. 30 апреля 1923 года под названием «Ниобе» (в древнегреческой мифологии — дочь Тантала) корабль начал свою новую жизнь. Парусник имел после модернизации следующие основные ТТХ: Водоизмещение полное, т — 675 Длина, м — 53,76 Длина с бушпритом, м — 57,8 Ширина, м — 9,1 Осадка, м — 5,6 Мощность главного двигателя «Болиндер», л. с. — 240 Площадь парусности (16 парусов), кв. м — 953 Скорость под двигателем, узлов — 7,5. ![]() ![]() ![]() Экипаж состоял из командира, пяти офицеров, включая доктора, трех фельдфебелей, 24-х унтер-офицеров и матросов, 65-80 курсантов (будущих офицеров и унтер-офицеров). Ежегодно от 200 до 350 человек проходили плавпрактику на борту «Ниобеи». Корабль в течение года совершал три учебных похода, каждый продолжительностью от двух с половиной до трех с половиной месяцев, которые проходили в Балтийском и Северном морях, а позднее плавания совершались также и к берегам Скандинавии и Испании. ![]() Модель «Ниобе» 25 июля 1932 судно вышло из Киля в учебное плавание по Балтийскому морю под командованием капитан-лейтенанта Генриха Руфуса (Heinrich Ruhfus, 1895–1955). На следующий день «Ниобе» под парусами вошел в пролив Фемарн-Бельт, соединяющий Кильскую и Мекленбургскую бухты и расположенный между немецким островом Фемарн и датским островом Лолланн. Ширина пролива — 18 километров, глубина — до 20–30 метров. ![]() Генрих Руфус, 1942 г. Стоял полный штиль, небо было безоблачным, но с 11:30 погода начала меняться — подул юго-западный ветер силой 3-4 балла, над Фемарном появились темные тучи. Тем временем практиканты учились управлять парусами, постигали премудрость флажковой сигнализации, обмениваясь сигналами с плавучим маяком Fehmarnbelt, а в аудитории шли занятия по навигации. День был жарким, и вахтенный офицер дал разрешение открыть иллюминаторы, световые люки, двери тамбурин. Неожиданно, около 14:50, с зюйд-оста ударил белый шквал. На борту не заметили никаких его признаков, даже стрелка барометра оставалась неподвижной. Всё произошло так быстро, что экипаж не успел среагировать. Через полминуты корабль лег на левый борт, через открытые иллюминаторы, люки и двери потоки воды хлынули внутрь. Корабль продержался на воде около четырех минут и с большим дифферентом на корму затонул на глубине более двадцати метров. Из внутренних помещений наружу успели выбраться только шесть человек. Всего же из находившихся на борту 109 человек удалось спастись только сорока, включая командира. Среди погибших были и 46 практикантов, включая шесть студентов медицинского факультета Грайфсвальдского университета, проходивших практику на «Ниобе» в качестве кандидатов в офицеры медицинской службы ВМФ. Всё это происходило на глазах сотен зрителей, глазевших с берега на пролетавший над ними самый большой в мире шестимоторный гидросамолет Dornier X. ![]() Плавучий маяк «Фемарнбельт» К счастью, поблизости находились плавмаяк «Fehmarnbelt» и сухогруз «Theresia LM Russ», шлюпки которых подобрали выживших жертв этого кораблекрушения. Вот как описывает случившееся капитан плавучего маяка Томсен: Около 14.00 26 июля к плавмаяку обратился учебный парусник «Ниобе» с просьбой о проведении с ним учебного обмена Флажными сигналами. В 14:15 корабль под марселями на дистанции 5 кабельтовых проходил мимо плавмаяка. До 14:30 шел обмен флажными сигналами. Неожиданно с зюйда ударил ветер силой до 7 баллов, вскоре сменивший направление на зюйд-вест, одновременно пошел дождь. Вахтенные сообщили мне, что «Ниобе» лег на борт. Была видна только часть корпуса, возвышающаяся над водой. Немедленно приказал спустить моторную шлюпку и лично приступил к спасательной операции. Чтобы привлечь внимание проходившего мимо парохода «Theresia LM Russ», приказал включить туманный горн. Однако на пароходе уже заметили происходящее, немедленно направились к «Ниобе» и спустили шлюпку. Наша моторная шлюпка взяла на буксир шлюпку парохода. Прибыв на место (аварии), подняли 19 (?) человек. Все они находились в пределах окружности диаметром 50-100 метров, некоторые в спасательных нагрудниках, а другие, без нагрудников, держались за плавающие обломки. Спасательная операция длилась около 30 минут. Спасенные были переданы на «Theresia LM Russ». По обвинению в преступной халатности, приведшей к гибели корабля и людей, Генрих Руфус предстал перед военным трибуналом. Свидетелями выступали выжившие члены экипажа «Ниобе». В качестве экспертов были привлечены опытные офицеры ВМФ и торгового флота, метеорологи и другие специалисты. Группу экспертов возглавлял бывший командир «Ниобе» капитан 2 ранга Рауль Мевис (fregattenkapitän Raul Mewis). Рассмотрев все обстоятельства случившегося, а также техническое состояние корабля и уровень подготовки его экипажа, трибунал своим вердиктом от 3 ноября 1932 года признал причиной гибели учебного парусника «действие высшей силы», а Генрих Руфус был оправдан. Уже 29 июля 1932 года Рейхсмарине подписал договор с гамбургской спасательной фирмой Bugsier-, Reederei- und Bergungsgesellschaft mbH & Co. KG (заложена в 1866 году) на подъем «Ниобе». В ходе судоподъемных работ взрывами были отделены мачты, затем корпус приподняли на 3 метра над дном и отбуксировали к берегу, где и подняли на поверхность. Через вырезанные отверстия извлекли останки 29 человек, троих обнаружили запутавшихся в такелаже. Еще ранее 17 погибших подобрали в море, а останки 19 моряков обнаружить так и не удалось. Таким образом, погибли практически все будущие офицеры набора 1932 года (Crew 1932). «Ниобе» не порезали «на иголки», ему была уготована почетная смерть. 18 сентября 1932 года корабль вывели в море и потопили торпедой, выпущенной с миноносца «Jaguar». После потери парусника командование Рейхсмарине начало искать ему замену, на этот раз было решено построить новый специализированный корабль. В дополнение к бюджетным средствам к сбору пожертвований активно подключилась общественность. К этому добавились и средства, полученные от реализации памятных серебряных медалей, выпущенных Монетным двором. В результате был построен учебный парусник «Gorch Fock», после Второй мировой войны ставший советским «Товарищем». ![]() ![]() Памятная медаль, отчеканенная в память о гибели «Ниобе» О паруснике «Ниобе» и его гибели напоминают немногие сохранившиеся артефакты: носовая фигура, хранящаяся в военно-морском училище в Мюрвике, штурвал и спасательный круг — в гарнизонной церкви в Вильгельмсхафене. А также несколько памятников. ![]() Памятник «Ниобе» в гарнизонной церкви Вильгельмсхафена ![]() ![]() Памятник погибшим на «Ниобе» на острове Фемарн Жертвами белого шквала стал не только «Ниобе». 2 мая 1961 года у островов Драй-Тортугас (Мексиканский залив) затонул американский парусник «Альбатрос» с курсантами «Океанской академии» на борту. На основе этих событий в США в 1996 году был снят художественный фильм «Белый шквал» (White Squall). ![]() А 14 мая 1986 года на 42-метровую шхуну «Pride of Baltimore II» в 250 милях к северу от Пуэрто-Рико внезапно обрушился шквал со скоростью 80 узлов. Судно перевернулось. ![]() 2004 год. Внезапный шквал на регате в Саратове снёс в кучу яхты, пришвартованные около набережной. Около 15 яхт разбилось, некоторые в пух и прах. Всё произошло внезапно и прошло в течение 15–30 минут, после чего опять стало солнечно и ярко. Устроители регаты могли заранее узнать прогноз на усиление ветра, но или не узнали, или как всегда... Внешних признаков приближения шквала почти не было. Только жара, затишье и своего рода дуга из дымки, этакая вертикальная стенка на высоте в несколько сотен метров и длиной в пару километров, которая заметно быстро приближается. Первый раз я просто обратил внимание на необычное явление, а когда эта дуга приблизилась, поднялся сильный ветер с порывами где-то под 15-18 м/с. Поднимало в воздух листы оцинковки, одним из которых сильно поранило знакомого. На следующее лето я снова увидел в небе похожую дугу из дымки, и всё повторилось, правда, немного слабее. (Новожилов Н.И. «Ветер побережья», журнал «Катера и яхты» №55, 1975 год).
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Торпеда ВА-111 Шквал М-5 | ezup | Торпеды | 1 | 30.09.2020 11:44 |
ВА-111 Шквал М-5 | ezup | Торпеды | 0 | 10.05.2013 18:21 |
Шквал | ezup | Авиационные ПТРК | 0 | 22.04.2013 03:01 |
БТР -3У - бронированный транспортер с БМ «Шквал» | ezup | БМП и БТР | 0 | 29.08.2012 20:25 |
Белый снег... белый шёлк белых роз... | marishka | Плейкасты от marishka | 5 | 17.02.2012 18:55 |