RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Беспилотники » Российские стратосферные БПЛА Ла-251/252: «Аист», который мы упустили

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04.12.2024, 12:56 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Российские стратосферные БПЛА Ла-251/252: «Аист», который мы упустили
ezup
ezup на форуме



В материале от 24 ноября 2024 года Стратосферные БПЛА – псевдоспутники: новые горизонты высотной разведки мы говорили о перспективах развития этого направления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также о тех опытных образцах, что разрабатываются за рубежом.

В России всё значительно печальнее, количество проектов стратосферных БПЛА значительно меньше, и они уступают по масштабам тем, что реализуются в странах Запада, а теперь и Востока.




Возникает ощущение, что с годами тематика стратосферных БПЛА в России только деградирует. Конечно, можно предположить, что самые лучшие разработки были засекречены и вот-вот «выстрелят», но что-то у автора с оптимизмом как-то не очень.

Поэтому рассматривать проекты отечественных стратосферных БПЛА мы будем в обратном хронологическом порядке.

2019


В 2019 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) экспериментировал с крупноразмерной моделью-демонстратором стратосферного БПЛА, изготовленного в масштабе 1:6, тестирование которого проходило в аэродинамической трубе малых скоростей института.

На перспективном стратосферном БПЛА предполагается использование тонкоплёночных солнечных батарей, полёт в ночное время будет осуществляться за счёт аккумуляторных батарей в течение 10-12 часов. В качестве целевой нагрузки рассматриваются ретрансляторы связи, фото-видеоаппаратура, а также метеорологическое оборудование.


Изображение ЦАГИ

Аэродинамическая компоновка БПЛА предусматривает размещение винтов на концах крыла, что должно обеспечить меньший расход энергии по сравнению с другими вариантами расположения.

По словам начальника сектора отделения аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ Александра Корнушенко, на сегодняшний день оценка лётно-технических характеристик (ЛТХ) демонстратора является предварительной – такие параметры, как тип двигателей, энергетическая эффективность аккумуляторных и солнечных батарей, а также масса конструкции, могут варьироваться по мере дальнейшей проработки.

Другая информация по данному стратосферному БПЛА и перспективах его разработки отсутствует.

2018


В 2018 году декан факультета «Авиационная техника» Московского авиационного института (МАИ) Александр Ефремов сообщил о первых летных испытаниях прототипа стратосферного БПЛА, разрабатываемого для корпорации «Иркут». Прототип массой до 25 кг и размахом крыльев более 5 метров испытывался без солнечных батарей и уже изготовлен совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ).

Более сведения о нём в открытой печати не появлялись.

2017


На сайте Фонда перспективных исследований (ФПИ) имеется информация о разработке прототипа стратосферного БПЛА «Сова».


БПЛА «Сова»

В рамках проведённых работ был построен прототип с размахом крыльев 9,5 метров, питанием от солнечных батарей, была достигнута продолжительность полёта в 50 часов на высотах до 8 километров. В «Сове» использовалось гибкое крыло, которое под воздействием турбулентности должно было изгибаться, а затем возвращаться в исходное состояние, не разрушаясь.

Габариты первого прототипа соответствовали 1/3 от предполагаемого конечного стратосферного БПЛА сверхдлительного функционирования с размахом крыла порядка 28 метров.

Второй прототип – летающая лаборатория с размахом крыльев 28 метров – потерпел крушение в ходе испытаний в 2018 году, достигнув максимальной высоты полёта в 19 километров. Предполагалось, что второй прототип сможет провести в беспосадочном полёте 30 дней на высоте порядка 20 километров.


Предполагаемые технические характеристики стратосферного БПЛА «Сова»:
- размах крыльев – 28,5 м.;
- высота полёта – порядка 20 километров;
- максимальная взлётная масса – 100 килограмм;
- крейсерская скорость полёта – 150 километров в час;
- максимальная скорость полёта: 210 километров в час;
- тип авиадвигателя – электрический;

Судя по всему, после аварии второго прототипа проект был закрыт.

На этом всё?

2013-2016


Нет, ещё в 2013 году НПО им. С.А. Лавочкина разработало и испытывало атмосферный спутник сверхбольшой продолжительности полета Ла-251 «Аист», использующий для полета солнечную энергию.

Экспериментальный Ла-251 создавался в рамках НИР, начатой в 2012 году, и был изготовлен всего за 9 месяцев. В ходе испытаний наибольшая продолжительность полета составила 72 часа, всего было выполнено три полёта.

Планер Ла-251 включал в себя прямое крыло большого размаха (15 м) и двухбалочное хвостовое оперение, его силовая установка включала четыре электродвигателя с тянущими винтами. Подзаряжающиеся от солнечных батарей аккумуляторы могли запасать электроэнергию в объёме 7 киловатт-часов и обеспечивать взлет и полет в условиях недостаточной освещенности.

Взлетная масса Ла-251 составляла 150 килограмм, из которых треть приходилось на конструкцию планера, треть на солнечную батарею, треть на аккумуляторы. Масса полезной нагрузки составляла всего 1 килограмм. Выход БПЛА Ла-251 на рабочую высоту, составляющую порядка 10 км, производится на вторые сутки после взлета, крейсерская скорость полёта составляла 35 километров в час.


Атмосферный спутник сверхбольшой продолжительности полет БПЛА Ла-251 «Аист»

Предполагалось, что в 2017 году НПО им. С.А. Лавочкина получит техническое задание (ТЗ) и финансирование на разработку и изготовление более крупного стратосферного БПЛА Ла-252 (в этот момент в ФПИ уже работали над ранее упомянутой «Совой»).

Строящийся Ла-252 должен был быть почти в полтора раза больше, чем Ла-251, и во столько же раз легче его, за счёт новых фотоэлементов с КПД около 24% от зеленоградского предприятия «Телеком-СТВ» (кстати, это предприятие «живо» и функционирует по сей день, по крайней мере работает их сайт).


Взлетная масса БПЛА Ла-252 должна была составить 116 килограмм, при размахе крыльев до 23 метров и массе полезной нагрузки до 25 килограмм. В воздухе его должна была держать силовая установка, состоящая из двух электродвигателей, суммарной мощностью в 2,4 киловатта.

По данным разработчика, Ла-252 должен был быть способен непрерывно находиться в воздухе до 5 лет (!) на высотах от 18 до 25 километров, перемещаясь с крейсерской скоростью в 30 километров в час. Основным ограничителем продолжительности полёта являлся ресурс аккумуляторов БПЛА, на первом этапе планировалось достигнуть автономного полёта продолжительностью в 100 суток.

Рассматривалась возможность адаптации для БПЛА «Аист» существующих образцов оптических и радиолокационных средств разведки, установки оборудования связи и ретрансляции, управление по прямому радиоканалу и через спутник.

Выводы


Ситуация с российскими стратосферными БПЛА выглядит печальной, такое ощущение, что чем дальше, тем хуже. Фонд перспективных исследований свои проекты свернул, какие-то модели продуваются в ЦАГИ, но когда будет реальный результат — выход на серийное изделие?

А ведь тот же БПЛА «Аист», судя по всему, был вполне продвинутой разработкой, но вот почему-то она была свернута без какого-либо продолжения...

А теперь вспомним, насколько прогрессировали электродвигатели и аккумуляторы за последние 5–10 лет благодаря электромобилям, да и КПД солнечных панелей неуклонно растёт. Композитные материалы становятся всё легче и прочнее, а необходимость самостоятельного изготовления в России крупных композитных деталей для авиалайнеров после введения санкций позволяет надеяться на прогресс и в этом направлении.

Можно предположить, что БПЛА «Аист» Ла-252, при условии оснащения его самыми современными коммерчески доступными аккумуляторами, электродвигателями и солнечными панелями, мог бы показать более чем отличные результаты.

Сейчас эти машины могли бы «висеть» над линией боевого соприкосновения (ЛБС) на Украине, обеспечивая наших бойцов связью через ретрансляторы, а также разведывательными данными, необходимыми для функционирования разведывательно-ударных контуров.

А ещё такие машины пригодились бы в Сирии, в реальном времени отслеживая действия боевиков, у которых просто нет технической возможности для того, чтобы сбивать летательные аппараты на высоте порядка 20 километров.

Что ж, пока всё это остаётся для нас фантастикой.

Существовали все предпосылки для того, чтобы Россия была в числе лидеров в направлении стратосферных БПЛА, во многом время уже упущено, но надежда ещё есть – может, пора уже «сдуть пыль» со старых разработок и довести их до серийного производства?
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Стратосферные БПЛА – псевдоспутники: новые горизонты высотной разведки ostap Беспилотники 0 24.11.2024 16:31
Российские БПЛА в Специальной операции ezup Авиация 0 18.05.2022 11:51
Российские специалисты создают высокоскоростной БПЛА ezup Авиационные новости 0 26.12.2017 11:30
БЛА «Аист» ezup Беспилотники 0 23.10.2017 13:21
«Полонез», «Аист» — что дальше? ezup Новости ВПК 0 10.08.2016 19:04