RUFOR.ORG > Домашний очаг > Он и Она > Женские судьбы » Женские судьбы. Татьяна Пельтцер: Бурный роман, поздняя слава и одиночество Народной бабушки СССР

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04.06.2022, 12:12 #1   #1
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме
Немного Ведьмочка)))
По умолчанию Женские судьбы. Татьяна Пельтцер: Бурный роман, поздняя слава и одиночество Народной бабушки СССР
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме


Татьяна Пельтцер — великая русская актриса, подарившая зрителям сотни запоминающихся образов. Молодые артисты называли ее мамой, а кинематографисты королевой эпизода.


Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду». Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя.
Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм.
Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали.
В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно.
В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний.
Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит... кроме народа!»

БИОГРАФИЯ


Татьяна Пельтцер родилась в семье известного режиссера, 6 июня 1904 года, в Москве. Отец Иоганн Робертович, немец по национальности, снимал кино. Мать, Евгения Сергеевна (Эсфирь Боруховна) этническая еврейка, занималась домом и детьми. Младший брат Александр стал впоследствии автомобильным конструктором и гонщиком.


Татьяна Пельтцер в детстве (на фото слева с отцом Иоганном Робертовичем Пельтцер)

Дома с детьми разговаривали исключительно на немецком языке.

Таня с детства хотела стать актрисой, она с 9 лет выходила на сцену театра. Причем актерскому образованию талантливая от природы девушка учиться не стала.

ТЕАТР


Пельтцер сменила множество провинциальных театров. Вначале это была антреприза, затем передвижной храм Мельпомены им. Красной армии. За ним был театр военно-морского флота…

Вернувшись в столицу, Татьяна Ивановна выходит замуж и на несколько лет эмигрирует в Германию.


Татьяна Пельтцер в молодости. Источник: biographe.ru

Да, в биографии артистки Пельтцер были, с точки зрения Первого отдела, некоторые минусы. «Минусом» можно считать и ее брак с Гансом Тейблером, немецким коммунистом и философом. Он приехал в Москву учиться в Школе Коминтерна. В тридцатом году Тейблер привез ее в Германию. Там она вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в наше торговое представительство. В Берлине в то время работал крупный режиссер Эрвин Пискатор. Пискатор сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, — а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении «Вальнертеатра», он открыл свой третий театр. Прослышав, что фрау Тейблер — профессиональная актриса, он предложил ей роль в советской пьесе «Инга» Глебова.


Татьяна Пельтцер в молодости. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев

После прихода к власти Гитлера Пискатор вынужден был оставить страну. Вскоре вернулась в Россию и Татьяна Ивановна. Видно, не сумела, несмотря на свою немецкую кровь, обрести там вторую Родину. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, и, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Когда спустя почти полвека Татьяна Ивановна отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и они шумно выясняли, по чьей вине произошел разрыв. Представьте себе: два пожилых человека (ей семьдесят, ему чуть больше) шумно спорят, писала ли Татьяна Ивановна записку, в которой назначала свидание другу Ганса.

— Что ты врешь! — кричит Пельтцер. — Никаких свиданий я не назначала и писем не писала! Твой приятель мне не нравился!

— Ты вспомни, я записку на столе в книге нашел.

В общем, любовная сцена для комической актрисы...

Вскоре Пельтцер возвращается на родину и попадает во второй состав театра им. Моссовета. Но здесь ее очень быстро увольняют со странной формулировкой «за проф. непригодность».

Разочарованная актриса на два года уезжает в Ярославль. Ей было неплохо в местном драм. театре, но все же Татьяне Ивановне хотелось вернуться в Москву.


Татьяна Пельтцер на отдыхе. Источник: sobesednik.ru

И вскоре долгожданная возможность представилась. В столице открылся новый театр миниатюр.

Даже небольшие роли, которые ей доставались, приносили актрисе большое удовольствие. Она с юмором относилась к своим персонажам.

Возможно, поэтому у Татьяны Пельтцер появились свои поклонники, для которых самыми запоминающимися были именно ее небольшие работы.


Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов в театре. Источник: kp.ru

В конце сороковых годов, актриса, наконец обрела родную сцену, на которой ее ценили и уважали, ею стали для Пельтцер подмостки Театра сатиры.

Наиболее успешной пьесой с ее участием стала «Свадьба с приданым».

Пока театром управлял Марк Захаров, Татьяну Ивановну все любили и помогали ей. И даже плохая память не была причиной для увольнения. Если актриса в силу возраста забывала слова, коллеги выручали ее, импровизируя по ходу действия.


Татьяна Пельтцер и Виталий Доронин в телеспектакле «Свадьба с приданым», 1953 год

Следом за Захаровым Пельтцер перешла в Ленком. Хотя в ее положении это могло показаться опрометчивым. Новая сцена в столь солидном возрасте — сильный стресс. Однако, Татьяна Ивановна не хотела работать под началом другого режиссера. Марк Анатольевич выбил для своей любимицы звание народной артистки.

КИНО


Никто не помнит Татьяну Пельтцер на экране молодой. Кинематограф вошёл в ее жизнь поздно, а фильмы, в которых актриса исполнила свои дебютные роли, многие годы пролежали на полках.

В одночасье стать популярной и получить негласное звание «матери русского солдата в кино», Татьяне Ивановне помогли роли в фильмах об Иване Бровкине и Максиме Перепелице.


Татьяна Пельтцер и Леонид Харитонов в фильме «Иван Бровкин на целине», 1958 год

Дорвавшись до кино, актриса не щадила себя. Она боялась, что не успеет ярко показаться и ее забудут. Потому фильмы с участие Пельтцер выходили практически каждый год. «Укротительница тигров», «Анискин», «Морозко», «Медовый месяц», «Вам и ее снилось»… В самых разных фильмах режиссеры всегда находили место для «счастливой комической старухи», как называла себя сама Татьяна Ивановна.

Роль, написанная специально для Пельтцер


Последними ее ролями были Федоровна в пьесе «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской и «Поминальная молитва» Григория Горина. Оба спектакля поставил обожавший ее Марк Захаров. В «Поминальной молитве» Пельтцер играла старую Берту, а Александр Абдулов — ее сына, Менахема, комичного свата, постоянно попадающего впросак. Татьяна Ивановна уже не могла запоминать текст, да и ходила с трудом. Но Захаров и вся труппа хотели, чтобы Пельтцер была занята в спектакле: она была талисманом театра. Роль Берты Горин писал специально для нее. Она играла старую еврейку, которую сын привозит к дальним родственникам, в деревню Анатовку, погостить. А родственников вместе со всем еврейским населением как раз в это время выселяют из Анатовки: власти передвинули так называемую «черту оседлости»... Менахем дрожал над своей мамой, как настоящий еврейский сын. Берта плохо понимала, куда ее привезли. Абдулов выводил Пельтцер на сцену так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы. В доме главного героя, домашнего философа Тевье-молочника (Евгения Леонова), был патетический момент. Уже были собраны чемоданы и узлы. Женщины плакали, мужчины угрюмо молчали. При виде Менахема и его мамы все столбенели. Оказывается, пару дней назад Менахем отправил Тевье телеграмму: «Приезжаем пожить», а Тевье получил: «Приезжайте пожить» — и обрадовался, что есть куда приткнуться хотя бы на первое время с детьми и внуками. Но теперь — ехать некуда. Что делать?! «Господи, милосердный, — говорил Леонов, вздымая руки к небу, — и ты хочешь, чтобы я молчал?» И все начинали смеяться. Одна старая Берта не понимала, что происходит. «Меня в поезде так трясло, — жаловалась она, вызывая взрыв смеха. — Почему смех, Тевье, почему смех?» «А что нам остается еще в этой жизни, Берта?» — отвечал Тевье, утирая слезы. И на скрипочку со скрипачом, на весь этот гвалт, смех и плач — опускался занавес.

Мне кажется, лучшей последней роли для артиста не придумаешь.


ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ


Брак с немцем Гансом стал для Татьяны Пельтцер единственным. Как сама вспоминала актриса, их роман был очень бурный. Но, прожив чуть менее пяти лет, супруги развелись по инициативе актрисы, которая признавалась, что полюбила другого.

Расстались они друзьями. Будучи проездом в Москве, бывший муж не раз захаживал в гости к Татьяне Ивановне, да и его сын мог навестить актрису.


Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер. Источник: biographe.ru

Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.

От отсутствия семьи Татьяна Ивановна не страдала. Она была окружена весёлыми коллегами, с которыми любила поиграть в преферанс.

К тому же на плечи Татьяны Ивановны легла забота о престарелом отце и брате, ставшем инвалидом посте аварии.

Коллеги вспоминают об артистке, как об очень аккуратной и собранной. Она всегда завораживала мощной харизмой, подавляла своим бешеным темпераментом, поэтому работать с ней было непросто.


Татьяна Пельтцер в молодости и зрелые годы. Источник: back-in-ussr.com/

Пельтцер всегда старалась выглядеть презентабельно. До глубокой старости делала зарядку, выходила на пробежки, наряжалась и делала прически.

Единственным недостатком актрисы было курение и любовь к крепкому кофе. В остальном она следила за питанием и на гастролях всегда готовила себе сама.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ И ПЕЧАЛЬНЫЙ УХОД


Проводив в последний путь отца и брата, и оставшись совсем одна, актриса начала быстро сдавать. Ее настигла возрастная болезнь — Альцгеймер. И только благодаря заботливым коллегам и лояльному режиссеру, она ещё продолжала выходить на сцену.


Татьяна Пельтцер, Народная артистка СССР. Источник: kioskplus.ru/

Но вскоре, актриса начала забывать практически все и ей пришлось лечь в больницу. Там Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра.

Больше на ноги ей встать не удалось. А в лежачем полузабытом состоянии Пельтцер прожила недолго. Она ушла на 88 году жизни. Инфаркт случился во сне.

К работе — как юный пионер — Татьяна Ивановна была «всегда готова!». Даже в свои восемьдесят, лишь позовут, мчалась Бог знает куда на съемки. Часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям, мол, надо помочь. На такой случай у нее всегда была наготове «командировочная» сумка с обязательным ковриком для утренней зарядки. А однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: «Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь — ведь какое это благо — жить!»



Источник:https://vkuspo.info/zvjozdnyj-mir/tatjana-peltcer-burnyj-roman-pozdnjaja-slava-i-odinochestvo-narodnoj-babushki-sssr,https://aif.ru/culture/person/po_prozvishchu_babushka_istoriya_zhizni_tatyany_pe ltcer

Последний раз редактировалось ДоЛарис; 04.06.2022 в 12:29.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 04.06.2022, 16:33 #2   #2
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме
Немного Ведьмочка)))
По умолчанию Re: Женские судьбы. Татьяна Пельтцер: Бурный роман, поздняя слава и одиночество Народной бабушки СССР
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме


Татьяна Пельтцер. Бабушка-скандал
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 04.06.2022, 16:38 #3   #3
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме
Немного Ведьмочка)))
По умолчанию Re: Женские судьбы. Татьяна Пельтцер: Бурный роман, поздняя слава и одиночество Народной бабушки СССР
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме


Пельтцер Татьяна. Как уходили кумиры.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 04.06.2022, 16:40 #4   #4
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме
Немного Ведьмочка)))
По умолчанию Re: Женские судьбы. Татьяна Пельтцер: Бурный роман, поздняя слава и одиночество Народной бабушки СССР
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме


Мой серебряный шар 191 Татьяна Пельтцер (13.04.2008)
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 04.06.2022, 16:44 #5   #5
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме
Немного Ведьмочка)))
По умолчанию Re: Женские судьбы. Татьяна Пельтцер: Бурный роман, поздняя слава и одиночество Народной бабушки СССР
ДоЛарис
ДоЛарис на форуме


Татьяна Пельтцер. Легенды мирового кино
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Женские судьбы. Королева Оперетты Татьяна Шмыга: её судьба, почему после трёх браков у артистки нет детей и о заболевании ДоЛарис Женские судьбы 3 17.05.2022 15:11
Женские судьбы. Удары судьбы Дарьи Мороз: Как известная актриса проходила испытания на прочность ДоЛарис Женские судьбы 1 05.12.2021 12:15
Женские судьбы. Виражи судьбы французской «холодной красавицы»: Катрин Денев ДоЛарис Женские судьбы 2 23.10.2021 09:25
Женские судьбы. Клара Шуман. ДоЛарис Женские судьбы 3 29.09.2021 17:15
Женские судьбы. Людмила Гнилова. Превратности судьбы и любви ДоЛарис Женские судьбы 2 14.09.2021 18:53