RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Беспилотники » Bayraktar Akinci: крупнейший турецкий ударный беспилотник

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 23.10.2020, 12:43 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Bayraktar Akinci: крупнейший турецкий ударный беспилотник
ezup
ezup на форуме


Начавшийся 27 сентября 2020 года крупный военный конфликт в Нагорном Карабахе приковал к себе внимание всего мира и серьезно повлиял на интерес к беспилотной авиации. В свете продолжающегося конфликта наибольший интерес вызывают турецкие ударные БЛА, в том числе Bayraktar ТВ2. Однако данный беспилотник уже не является вершиной развития турецких БЛА. Компанией Baykar Makina был разработан более крупный ударный беспилотник с большими ударными возможностями Bayraktar Akinci, первые фотографии которого просочились в прессу ещё в 2018 году.

Что известно об испытаниях нового беспилотника

Bayraktar Akinci по своим размерам уже сопоставим с полноценными истребителями. По своим размерам он заметно превосходит Bayraktar ТВ2. Первые фотографии нового аппарата появились в интернете в июне 2018 года, на тот момент разработка нового ударного беспилотника уже велась. Полностью этап предварительного проектирования нового БЛА был завершен инженерами компании Baykar Makina к июню 2019 года, после чего в августе стартовал этап наземных испытаний беспилотного летательного аппарата.

Известно, что Турция разрабатывала данный беспилотник в сотрудничестве с украинскими специалистами. В разработке нового ударного БЛА принимали участие работники компании «Укрспецэкспорт», которая входит в государственный оборонный концерн «Укроборонпром». Украинская сторона внесла свой вклад в проект беспилотника в первую очередь двигателями и композитными материалами. Также в проекте учитывался опыт украинских авиаконструкторов в проектировании крупных летательных аппаратов.

Первый самостоятельный полет новый ударный БЛА совершил 6 декабря 2019 года, в воздухе беспилотник провел тогда всего 16 минут. Испытания проводились на аэродроме Чорлу, расположенном на северо-западе Турции в провинции Текирдаг. Именно здесь расположен летно-тренировочный центр компании-производителя. Второй испытательный полет был выполнен уже 10 января 2020 года и продлился больше часа. В августе 2020 года к полетам приступил второй прототип Bayraktar Akinci. Всего представители компании Baykar Makina провели уже как минимум пять успешных испытаний двух летных прототипов нового ударного беспилотника. В том числе с полетами на высоте 30 тысяч футов (примерно 9150 метров).


Согласно предварительным планам компании Baykar Makina, принятие нового ударного БЛА на вооружение должно состояться до конца 2020 года. Первые поставки летательных аппаратов вооруженным силам Турции планируется начать уже в 2021 году.

Летно-технические возможности ударного БЛА Bayraktar Akinci


По своим летно-техническим характеристикам и габаритам новинка турецкой оборонной промышленности заметно превосходит предшественника Bayraktar ТВ2. По своим размерам Bayraktar Akinci сопоставим с американским разведывательно-ударным БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»), превосходя американский аппарат по максимальной взлетной массе. При этом по своим летно-техническим характеристикам Akinci не дотягивает до американского коллеги, хотя и является существенным шагом вперед для турецкой оборонной промышленности. Одновременно с этим по своим боевым возможностям Akinci максимально близок «Жнецу», а в чем-то, возможно, его даже превосходит.

Новый БЛА представляет собой разведывательно-ударный высотный дальний беспилотный летательный аппарат. Беспилотник является довольно большим, достаточно сказать, что по размаху крыльев он превосходит американские истребители F-15/F-16. Размах крыла Bayraktar Akinci составляет 20 метров, длина аппарата – 12,2 метра, высота – 4,1 метра. Заявленная производителем максимальная взлетная масса составляет 5500 кг. При этом максимальная масса полезной нагрузки составляет 1350 кг (у «Жнеца» – 1700 кг). При этом вооружение, согласно представленным на официальном сайте производителя материалам, может размещаться на восьми внешних точках подвески.


Летно-технические данные новинки весьма высоки. Заявленная рабочая высота полета составляет 30 тысяч футов (примерно 9150 метров), практический потолок аппарата – 40 000 футов (примерно 12 200 метров). При этом беспилотник может находиться в воздухе до 24 часов. Как и свой предшественник, беспилотник обладает достаточно продвинутым ИИ и может совершать полет в полностью автоматическом режиме. Аппарат самостоятельно садиться, взлетает, выполняет полет в крейсерском режиме.

Силовая установка нового ударного БЛА представлена двумя украинскими модернизированными турбовинтовыми двигателями АИ-450 мощностью 450 л.с. каждый. Двигатели разработаны специалистами предприятия «Ивченко-Прогресс». Также возможна установка более мощных двигателей по 750 л.с. Мощности двигателей достаточно, чтобы обеспечить ударному беспилотнику Akinci максимальную скорость полета в 195 узлов (примерно 360 км/ч), крейсерская скорость полета – 130 узлов (примерно 240 км/ч).


Живучесть аппарата турецкие инженеры повысили за счет системы программного и аппаратного обеспечения с тройным резервированием. Отдельно подчеркивается установка на БЛА систем противодействия радиоэлектронным помехам. Подобные системы особенно актуальны при использовании противником средств РЭБ. Bayraktar Akinci станет беспилотником с собственной системой искусственного интеллекта, которая должна максимально повысить автономность полета, а также уровень информированности о ситуации на маршруте патрулирования, в том числе выявление целей и определение их координат.

Боевые возможности беспилотника Bayraktar Akinci


Новый турецкий беспилотник предназначен для нанесения авиационных ударов по наземным объектам противника, а также ведения оперативно-стратегической воздушной разведки. Помимо управляемого ракетного вооружения и корректируемых авиабомб, беспилотник может нести различные средства радиотехнической разведки. Особенностью беспилотника станет наличие на борту РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что позволит беспилотнику самостоятельно выявлять воздушные цели. Также аппарат получит станцию предупреждения о воздушном столкновении и радар с синтезированной апертурой для получения радиолокационных изображений земной поверхности вне зависимости от метеорологических условий. На беспилотнике также будет присутствовать система оптической разведки, наблюдения и прицеливания Aseslan CATS.

Также производитель рассчитывает разместить на борту аппарата оборудование, необходимое для обнаружения радаров систем противовоздушной обороны противника с возможностью их последующего поражения широкой номенклатурой управляемых боеприпасов. Одной из задач нового ударно-разведывательного беспилотника должно стать снижение нагрузки на классические боевые самолеты истребительной авиации.

Номенклатура используемых боеприпасов достаточно обширна. Здесь и свободнопадающие авиабомбы Mk-81, Mk-82, Mk-83, в том числе в варианте преобразования в высокоточное оружие (JDAM), и малогабаритные управляемые бомбы MAM-L и MAM-С, которые являются основным вооружением для беспилотника Bayraktar ТВ2, и 70-мм ракеты CIRIT с лазерным наведением на цель, а также ПТУР L-UMTAS в воздушном варианте базирования с дальностью пуска 8 км.


Любопытно, что аппарат получил также возможность использования управляемых ракет класса «воздух-воздух», что позволяет ему атаковать и воздушные цели. В частности сообщается, что Akinci может стать носителем турецких ракет Gokdogan («Сапсан») и Bozdogan («Кречет»), которые созданы в Турции для замены американских ракет класса «воздух-воздух» AMRAAM и Sidewinder на истребителях F-16. Это первые созданные в Турции ракеты такого класса. Они были разработаны в рамках продолжающейся в стране программы импортозамещения американских вооружений. УР Gokdogan относится к ракетам ближнего боя и оснащается инфракрасной головкой самонаведения. В свою очередь Bozdogan является ракетой средней дальности, она получила радиолокационную ГСН.

К особенностям беспилотника турецкие разработчики относят тот факт, что Akinci станет первым коммерчески доступным БЛА, способным запускать крылатую ракету воздушного базирования. В арсенале данного беспилотника значится турецкая крылатая ракета SOM-A. Крылатая ракета длиной 4 метра и весом 620 кг в состоянии поражать цели на удалении до 250 км. Масса осколочно-фугасной боевой части ракеты составляет 230 кг. Система наведения — инерциальная, совмещенная с GPS.

Автор:
Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 24.11.2021, 14:02 #2   #2
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Bayraktar Akinci: крупнейший турецкий ударный беспилотник
ezup
ezup на форуме

Производство тяжелых БПЛА Bayraktar Akıncı: успехи и потенциальные проблемы


В 2018 г. турецкая авиастроительная компания Baykar впервые представила свой перспективный проект тяжелого разведывательно-ударного беспилотника Bayraktar Akıncı. В декабре 2019 г. опытный БПЛА этого типа впервые поднялся в воздух, и до лета 2021-го продолжались летные испытания. 29 августа этого года состоялась торжественная церемония принятия на вооружение первого беспилотного комплекса. Сейчас компания-разработчик осваивает полномасштабное производство новой техники и готовится к получению выгодных заказов.

Технические особенности


Целью проекта «Акынджи» являлось создание нового БПЛА с разведывательно-ударными возможностями, отличающегося повышенными летно-техническими характеристиками и относительно большой полезной нагрузкой. Кроме того, в проекте предусматривалось сокращение количества и доли импортных комплектующих до минимально необходимого. На ранних этапах планировали обойтись только изделиями турецкого производства, но в итоге все равно пришлось искать иностранных партнеров.

Bayraktar Akıncı представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с крылом-чайкой небольшой стреловидности. В изломах крыла размещаются гондолы двигателей. Хвостовое оперение традиционное, со стреловидным стабилизатором и килем. Конструкция БПЛА позволяет размещать целевое оборудование и вооружение внутри фюзеляжа и на внешней подвеске под крылом. В конструкции планера широко используются композитные материалы.


Первый вариант проекта предлагал использование турбодизельных двигателей турецкого производства, но выбранные изделия показывали недостаточные технические характеристики. В связи с этим в 2018-19 гг. компания «Байкар» начала сотрудничество с украинской «Ивченко-Прогресс», предложившей турбовинтовые двигатели АИ-450Т. Эти изделия имеют взлетную мощность 450 л.с. (не более 350 л.с. при продолжительной работе) и используются вместе с пятилопастными винтами постоянных оборотов.

Длина беспилотника достигает 12,2 м, размах крыла – 20 м. Максимальная взлетная масса – 5,5 т. Из них до 1350 кг приходится на полезную нагрузку. Внутри планера может устанавливаться аппаратура массой до 450 кг; под крылом подвешивается до 900 кг оружия. БПЛА развивает максимальную скорость до 360 км/ч при крейсерской 240 км/ч. Дальность – 7500 км, потолок – более 12 км. Продолжительность полета превышает 24 ч.

Для поиска целей и применения вооружений используются оптико-электронный «шар» и РЛС с АФАР. Также применена современная цифровая система управления, как утверждается, с элементами искусственного интеллекта. По данным разработчика, вся авионика нового БПЛА имеет турецкое происхождение. «Акынджи» имеет шесть точек подвески под фюзеляжем и крылом, на которых могут размещаться разнообразные ракеты и бомбы, состоящие на вооружении ВВС Турции.

Старт производства


Первые сообщения о существовании проекта Akıncı в 2018 г. проиллюстрировали фотографией из сборочного цеха. На ней был запечатлен фюзеляж первого опытного БПЛА на фоне собирающихся аппаратов предыдущей модели TB2. Как стало известно позже, первый опытный беспилотник новой модели получил рабочее обозначение PT-1. Сборка этой машины завершилась в 2019 г., после чего ее передали на наземные и летные испытания.


В 2019-20 гг. «Байкар» построила еще два опытных образца. Изделия PT-2 и PT-3 приступили к тестовым полетам в 2020 г. Насколько эти машины походили на первый прототип, неизвестно. Можно предполагать, что их строили по доработанному проекту, измененному с учетом опыта разработки и испытаний предыдущего PT-1. Кроме того, второй или третий прототип мог стать эталоном для последующей серии.

К настоящему времени ВВС Турции выдали компании-разработчику заказ на серийное производство и поставки новых Bayraktar Akıncı. Объемы и стоимость этого соглашения остаются неизвестными, но его выполнение уже началось.

Так, в прошлом году компания Baykar приступила к строительству первого серийного БПЛА с номером S-1. В мае 2021 г. этот аппарат впервые поднялся в воздух. После непродолжительных заводских испытаний его передали заказчику. 29 августа S-1 приняли на вооружение, чем официально дали старт эксплуатации новых «Акынджи».

Согласно последним сообщениям, на стадии заводских испытаний уже находятся серийные БПЛА S-2 и S-3. Второй аппарат серии летает с конца сентября, а третий поднялся в воздух в середине октября. В ближайшие недели или месяцы они пройдут все необходимые проверки и будут переданы заказчику. По всей видимости, на этом серийное производство не закончится, и в ближайшем будущем на летные испытания выйдут новые образцы.


Как сообщается, производство новой техники и компонентов для нее осуществляется в основном силами турецких предприятий. В частности, вся бортовая электроника имеет местное происхождение – в отличие от БПЛА TB2, выпуск которого недавно оказался под угрозой. Также сохраняется зависимость от импортных двигателей.

Вопрос двигателей


Несмотря на все усилия, турецкой промышленности пока не удалось разработать авиационный двигатель с требуемыми параметрами. В связи с этим опытные и серийные Akıncı пока комплектуются силовой установкой украинского производства. Более того, такая ситуация будет сохраняться в течение нескольких следующих лет и приводить к известным рискам.

Первое турецко-украинское соглашение от 2018 г. предусматривало поставку 20 двигателей АИ-450Т. В год подписания контракта заказчику отправили первые четыре двигателя, в 2019-м передали еще шесть, а в 2020 г. отгрузили оставшиеся 10. При помощи заказанных двигателей «Байкар» могла построить до 10 новых беспилотников. Шесть БПЛА, опытные и серийные, уже изготовлены и летают, а в запасе остается еще четыре комплекта двигателей.

В конце октября Запорожское мотостроительное КБ «Прогресс» им. Ивченко заказало у компании «Мотор Сич» комплектующие для изготовления 30 двигателей АИ-450Т. Изделия общей стоимостью более 7 млн долл. США должны передать до конца 2022 г.


Цели такого заказа очевидны. Из поставленных деталей «Ивченко-Прогресс» соберет новые ТВД для передачи турецким партнерам. Соответственно, компания Baykar получит возможность построить еще 15 БПЛА – либо меньшее их количество, но с созданием складского запаса двигателей.

Успехи и проблемы


Компания Baykar в сотрудничестве с местными и зарубежными предприятиями смогла разработать, испытать и довести до серийного производства перспективный тяжелый БПЛА с высокими характеристиками. Впрочем, сборка серийной техники началась недавно и пока не отличается высокими темами. Кроме того, эти в этих процессах имеются потенциальные источники серьезных проблем.

Пока компания «Байкар» строит новые «Акынджи» только для ВВС Турции, причем точные потребности турецкой армии в такой технике неизвестны. Существующие соглашения с Украиной показывают, что в ближайшие годы может быть построено до 22 серийных БПЛА, включая три уже готовых. В зависимости от темпов производства, их построят не ранее 2023-24 гг. – и при отсутствии проблем с поставкой украинских комплектующих.

Компания-разработчик планирует вывести свой тяжелый БПЛА на международный рынок. Сообщается об интересе со стороны некоторых потенциальных заказчиков, но о реальных переговорах ничего не известно. Контракты тоже пока отсутствуют, а сроки их появления под вопросом. Возможно, первая информация об экспорте появится в самое ближайшее время.


В целом компания Baykar имеет право на оптимизм, однако сохраняются определенные риски. Несмотря на все успехи в деле разработки собственных комплектующих, двигатель с нужными характеристиками создать пока не удалось и его приходится закупать за рубежом. При этом поставщиком выбрана Украина, являющаяся весьма специфическим партнером для международного сотрудничества. Сможет ли украинская сторона вовремя и качественно выполнять все заказы на двигатели, неизвестно.

Таким образом, новейший БПЛА Bayraktar Akıncı успешно доведен до серийного производства и принятия на вооружение. Производство пока идет с ограниченными темпами, а кроме того, серьезно зависит от импортных комплектующих. Удастся ли нарастить темпы строительства и избавиться от иностранных двигателей, покажет время.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Baykar Savunma, Wikimedia Commons
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Турецкий ударный беспилотник Bayraktar TB2 ezup Беспилотники 0 14.10.2020 20:57
Турция потеряла в Ливии еще один ударный беспилотник Bayraktar TB2 ezup Новостной агрегатор. С мира по нитке... 0 13.05.2020 16:16
В Ливии сбит очередной турецкий БПЛА Bayraktar TB2 ezup Авиационные новости 0 31.03.2020 21:15
Турецкий беспилотник сбит в районе Серакиба ezup Новостной агрегатор. С мира по нитке... 0 04.03.2020 00:29
Россия представит первый ударный беспилотник ezup Беспилотники 0 13.06.2016 14:55