RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Экспериментальные > Россия » Проект сверхзвукового дальнего бомбардировщика-разведчика 1957 год (СССР)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 23.09.2018, 00:36 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект сверхзвукового дальнего бомбардировщика-разведчика 1957 год (СССР)
ezup
ezup на форуме



В 1957 г в ОКБ-49 была выполнена интересная опытно-кондукторская работа - эскизный проект сверхзвукового дальнего морского бомбардировщика-разведчика. Основанием для ее выполнения стало Постановление СМ СССР №1119-582 от 15 августа 1956 г. В этот период Главный штаб ВВС с целью выработки предложений по вооружению ВВС боевыми средствами большой дальности изучал возможности перспективных летательных аппаратов и авиационных комплексов «носитель - самолет-снаряд».

По замыслу конструкторов, самолет предназначался как для совместных операций с подводными лодками, так и для самостоятельных действий на океанских коммуникациях. Он должен был взлетать и садиться, а также находиться на плаву в открытом море, днем и ночью в сложных метеоусловиях при волнении 3-4 балла, осуществлять встречу с подводной лодкой в заданной точке после длительного полета над водой на большом удалении от берега, заправляться топливом от подводных лодок и надводных кораблей в открытом море при волнении 3-4 балла, осуществлять полет к цели, её поиск и обнаружение, а также применение оружия днем и ночью при любых метеоусловиях и сильном радиопротиводействии противника. В проекте особо подчеркивалась возможность рассредоточения на морях и внутренних озерах СССР в случае угрозы ядерного удара противника.

Согласно ТТТ гидросамолет должен был проектироваться с силовой установкой, состоящей из ТРД НК-6. Углубленная работа над проектом показала, что использование перспективных двигателей НК-10 позволит создать машину с более высокими летными характеристиками, поэтому в окончательном варианте остановились именно на ТРД НК-10 как более экономичных. При двукратной дозаправке от подводной лодки дальность полета могла достичь 18-20 тыс. км. В принципе, технологические возможности конца 1950-х делали создание такого гидросамолета вполне возможным, но МО СССР сделало ставку на развитие традиционных сухопутных машин с меньшим уровнем технического риска, поэтому работы по проекту дальнего морского бомбардировщика-разведчика в ОКБ-49, равно как и у других конструкторов, продолжения не имели.

Проектом предусматривалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек - летчика, штурмана и оператора, которые разместятся в единой герметичной кабине. Кресла членов экипажа снабжались бронеспинками и бронезаголовниками. Оборудование самолета в основном сосредотачивалось в носовых отсеках лодки. Большую часть объема фюзеляжа занимало топливо в баках-отсеках и протектированных мягких баках. В кормовой части лодки находился по проекту бак-отсек для перекачки топлива в полете. Это требовалось для перемещения центра масс назад при полете на сверхзвуковой скорости. В носовой части лодки располагался отсек для ударного самолета-снаряда. Лодка гидросамолета имела большое удлинение. Ее днище выполнялось без редана. В носовой части лодки располагалась гермокабина экипажа.

Вся лодка разделялась на 14 водонепроницаемых отсека, предназначенных для размещения оборудования и топлива. В средней части лодки располагался грузоотсек длиной 11 м, имеющий по всей длине донные створки и палубную крышку. Герметизацию люков решено было осуществить надувными резиновыми шлангами. Крыло - цельнометаллическое, свободнонесущее, со стреловидностью 60° по передней кромке средней части и 35° по передней кромке консолей. Оно состояло из четырех основных частей - двух центропланов и двух консолей. Конструкция крыла - кессонного типа. Кессонная часть центроплана представляла собой баки-отсеки для топлива. На крыле имелись щелевые закрылки и элероны. Все детали каркаса и обшивки имели антикоррозийное защитное покрытие. На концах консолей на пилонах устанавливались поплавки обычной клепанной конструкции. Хвостовое оперение самолета состояло из стреловидного киля и управляемого стабилизатора.

На гидросамолете применялось лыжно-крыльевое гидрошасси. Его основные элементы - носовая лыжа, гидрокрыло и кормовая демпфирующая лыжа. Носовая лыжа являлась передней опорной точкой гидрошасси и воспринимала на себя 10% нагрузки. Гидрокрыло размещалось позади центра масс самолета и при взлете и посадке воспринимало основную часть внешней нагрузки. Оно имело угол поперечной килеватости 20° и профиль срывного типа. Кормовая гидролыжа играла роль стабилизирующего элемента и выполняла роль демпфера, обеспечивающего продольную устойчивость при движении гидросамолета на волне.



Самолет предполагалось оснастить четырьмя двухконтурными ТРД НК-10. Два двигателя устанавливались в хвостовой части самолета в общей мотогондоле, два других - в гондолах над крылом самолета. Входные устройства двигателей снабжались регулируемыми конусами. Питание топливом и маслом для всех 4 двигателей осуществлялось раздельно, предусматривалась система противопожарного оборудования и система нейтрального газа. Топливо размещалось в 22 баках общей емкостью 186 000 л (его масса достигала 144 000 кг). Четырнадцать баков располагались в лодке, восемь баков - в крыле. Три лодочных протектированных бака общей емкостью 17 000 кг имели защиту от 20-миллиметровых снарядов и осколков массой до 25 г.

Магистраль кольцевания обеспечивала полную выработку топлива в случае выхода из строя одного или нескольких двигателей. Топливная система снабжалась аппаратурой, автоматически обеспечивающей определенный порядок расходования топлива и измерения его количества в баках. На гидросамолете основной системой электроснабжения должна была служить система переменного трехфазного тока с напряжением 115 В и частотой 400 Гц, а вспомогательной - система постоянного тока напряжением 28,5 В. В качестве источников электроэнергии переменного тока используются турбогенераторы, а постоянного тока - генераторы постоянного тока и аккумуляторные батареи. При автономном нахождении самолета на плаву питание аппаратуры осуществлялось от дистанционно управляемого бортового электроагрегата.

Экипаж размещался в герметичной кабине вентиляционного типа, для поддержания в кабине постоянной температуры использовался воздух, отбираемый от компрессоров двигателей. Рабочие места членов экипажа оборудовались приспособлениями для подключения морских высотных скафандров СИ-5. Кислородное оборудование самолета использовало жидкий кислород, который хранился в двух криогенных сосудах типа КПЖ-30. Воздушно-тепловая противообледенительная система имела рабочие элементы в носках центроплана и киле, электротепловая - в носках консоли крыла, стабилизаторе и воздухозаборниках двигателей. Для аварийного покидания самолета в воздухе члены экипажа имели катапультные сиденья. Катапультирование производилось вниз через аварийные люки со сбрасываемыми крышками в днище лодки. В сиденьях кроме парашютной системы размещались носимые аварийные запасы НАЗ-1 Кроме того, на самолете в специальном контейнере укладывалась надувная спасательная лодка ЛАС-5М вместе с комплектом дополнительного снаряжения и две радиостанции АВРА-45М и «Штырь-А-2».

Система управления - электрогидравлическая, необратимая. Электрогидравлические необратимые автономные приводы размещались в отсеке лодки у заднего лонжерона крыла. Проводка управления из кабины летчика до рулевых приводов -жесткая дублированная. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало боевое применение гидросамолета в сложных метеоусловиях на всех географических широтах, в любое время суток и включало в себя курсовую систему бомбардировщика, пилотажно-навигационную систему «Путь» звездно-солнечный ориентатор, центральную гировертикаль, централь скорости и высоты, навигационный автомат, автопилот АП-33 Все системы связывались между собой и с радионавигационным и радиолокационным оборудованием, образуя общую пилотажно-навигационную систему.

На гидросамолете предусматривалась установка следующего радиоэлектронного оборудования: системы дальней связи «Планета» командной УКВ-радиостанции «Дуб-5» самолетного переговорного устройства СПУ-б, аппаратуры «Баку-С» для работы с радиогидроакустическими буями, аппаратуры «Охотск» для звукоподводной связи с ПЛ при нахождении гидросамолета на плаву, системы дальней навигации «Сфера-2» автоматического радиокомпаса АРК-54Б, высотомера малых высот РВУ-2, высотомера больших высот РВ-25 системы слепой посадки «Вологда» аппаратуры «Везувий» для измерения длины и высоты волны, измерителя путевой скорости угла сноса и высоты полета «Ветер-2» запросчика-ответчика «Дюраль» системы предупреждения об облучении «Сирена-3» комплекса средств радиотехнического противодействия «Василек» аварийной станции «Камелия» малогабаритного радиомаяка «Штырь-1» малогабаритной приставки «Фара» для радиолокационного прицела, РЛС ее тип не был определен на этапе эскизного проектирования)

В варианте разведчика-целеуказателя на самолет дополнительно устанавливался комплекс «Тис» для обнаружения надводных целей, аппаратура ближней передачи радиолокационного изображения на подводную лодку или на береговую станцию, аппаратура дальней передачи радиолокационного изображения целей на берег при помощи приставки «Звезда» и системы «Планета» аппаратура общей радиотехнической разведки «Ромб-2». В варианте разведчика на гидросамолете могло устанавливаться фотооборудование. Основной вариант вооружения - управляемый самолет-снаряд К-21 класса «воздух-корабль». Самолет-снаряд со сложенными крыльями размещался в грузоотсеке лодке. Кроме того, в грузоотсеке могли быть подвешены свободнопадающие бомбы (изделия типа «6» и мины общей массой до 5000 кг

Летно-техничвские характеристики бомбардировщика-разведчика
Длина, м 61,4
Высота, м 11,5
Размах крыла, м 26,4
Площадь крыла, м 325
Максимальный взлетный вес, кг 240000
Максимальный запас топлива, л. 186000
Максимальная полезная нагрузка, кг 5000
Силовая установка 4 х ТРД, НК-10,
Крейсерская скорость, км/ч 2440
Посадочная скорость, км/ч 290
Практический потолок, м 20000
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км 7000-7700
Экипаж, чел. 3
 
Вверх
Ответить с цитированием