RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот > История Военно-морского флота » Советские речные флотилии в Гражданской войне. 1918 год. Часть 2

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 15.02.2017, 00:31 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Советские речные флотилии в Гражданской войне. 1918 год. Часть 2
ezup
ezup вне форума

Интерес представляют и операции Северо-Двинской флотилии, хотя и не имевшие столь большого значения, как действия Волжской, но все же представляющие интерес, так как ее противник располагал специальными военными судами (построенными для действий в период Первой мировой войны на Тигре и Ефрате - но в кампании 1918 г. они себя проявить не успели).

В начале августа Архангельск совместными усилиями англичан, французов и белых повстанцев был очищен от советских войск. Дорога на Котлас первые две недели была для них была свободна - но белые в данный момент не имели кораблей для ведения речной войны и были вынуждены приступить к созданию флотилии. Быстрее всех сориентировались американцы: вооружив несколько катеров скорострельными пушками и установив шестидюймовые орудия на плотах, они перешли в наступление.


Красные же создали 3 канонерских лодки - из наиболее мощных буксиров, имевшихся у них в наличии. В этот период боевые действия на Двине носили явно партизанский характер, и очевидного перевеса ни у одной из сторон не было.

Когда у белых вошли в строй боевые плоты, красные решили вооружить свои корабли более сильной артиллерией: на канонерках начали ставить 75-мм, а на баржах – 100-мм орудия. Теперь на стороне красных оказалось преимущество: на их баржах были установлены орудия крупного калибра, а кроме того буксировка белых плотов была затруднительна - тем более что белым приходилось действовать против течения. Плоты были малоподвижны. В одном из поединков между красной плавучей батарей и белым плотом последний был быстро уничтожен.

До сентября месяца усилия белых были сосредоточены, прежде всего, на овладении устьем р. Ваги - важнейшим пунктом для продвижения в глубь страны. Бои за овладение устьем Ваги велись с переменным успехом - до тех пор, пока к белым не прибыл монитор с 5-дюймовой артиллерией. С появлением монитора они овладели устьем Ваги и быстро продвинулись вверх по реке.

В ответ красные выставили минное заграждение, состоявшее из шаровых мин образца 1908 года и мин инженерного ведомства. Но не мины, а наступившая зима приостановила движение белых.

Большое значение на результат операции имела разница в сроках замерзания верхнего и нижнего течения реки, доходившая до семи дней - она заставила белых убрать свои корабли на зимовку в Архангельск раньше, чем это должны были сделать красные.

1918 год для Северной Двины был прелюдией к будущим серьезным столкновениям за обладание рекой. Уже к осени 1918 года при помощи ледоколов в Архангельске были сосредоточены значительные силы белых в составе: шести канонерских лодок, построенных в 1916 году и вооруженных двумя 6-дюймовыми, двумя 3-дюймовыми зенитными пушками и шестью пулеметами (ход 14 узлов, двигатель 2400 л. с., водоизмещение 645 тонн), шести мониторов (водоизмещение 570 тонн, ход 14 узлов), вооруженных одним 9-дюймовым, одним 4-дюймовым орудиями, тремя зенитными пушками и шестью пулеметами.

Помимо Волжской и Северо-Двинской флотилий в 1918 году существовала и довольно сильная флотилия на Онежском озере. Но ее боевые действия были скованы успехами белых на Двине, и в 1918 году они особого значения не имели.

Опыт тяжелой борьбы за господство на наиболее важных водных путях страны был использован при организации речной войны в ходе кампании 1919 года.

Наиболее важными в плане накопления опыта оказались действия Волжской военной флотилии. Было признано, что действия флотилии могут носить как самостоятельный, так и вспомогательный характер. Самостоятельными считались операции, направленные к дезорганизации и уничтожению неприятельской флотилии: атаки кораблей, постановки минных заграждений и пр. Во вспомогательных операциях флотилия должна поддерживать сухопутные войска огнем своей артиллерии.

Было признано, что флотилия должна располагать следующими типами кораблей и судов: для решения самостоятельных задач - канонерскими лодками, разведывательными катерами, заградителями и тральщиками; для содействия армии - вспомогательными судами, плавучими батареями, понтонными и транспортными средствами, воздушными шарами и аэропланами (использовались для наблюдения и корректировки огня).

На основании опытных данных Нижегородского военного порта признавалась возможной установка на речных судах артиллерии до 120-мм калибра, а на плавучих батареях - до 8-дюймового калибра. К артиллерии, устанавливаемой на канонерках, в качестве главного требования предъявлялось наличие хорошей скорострельности и дальнобойности – хотя бы и за счет калибра. Калибр артиллерии на вспомогательных судах должен был быть максимальным, в то время как скорострельность для нее решающего значения не имела. Вооружение плавучих батарей, предназначенных только для стрельбы по береговым целям, должно было быть основано на том же принципе, что и для вспомогательных судов. Катера подлежали вооружению горными орудиями и пулеметами.

Удачное использование в 1918 году в речной войне минных заграждений закрепило за ними большое значение - причем не только как оборонительного, но и как наступательного оружия. Было признано необходимым включение в состав флотилии отряда минных заградителей со специальными приспособлениями для сбрасывания мин типа «Рыбка» - этот тип был признан наиболее удачным благодаря простоте устройства и высокой скорости минных постановок.

Транспортная флотилия должна была состоять из пассажирских и буксирных пароходов: специального вооружения эти суда не имели, и при необходимости вооружались пулеметами.

Опыт кампании 1918 года на речных театрах военных действий оказал огромное значение не только на последующие кампании Гражданской войны, но и на дальнейшее становление речных военных флотилий нашей страны.


Канонерская лодка «Громовой» (бывший буксирный пароход «Мукомол»).
Автор: Олейников Алексей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Пять причин поражения белых в Гражданской войне ezup Исторические взгляды на развитие страны 0 28.11.2018 10:42
Советские речные флотилии в Гражданской войне. 1918 год. Часть 1 ezup История Военно-морского флота 0 15.02.2017 00:30
Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 2) ezup Сухопутные войска 0 10.06.2016 12:18
Танки в гражданской войне в Испании 1936 – 1938 гг. (часть 3) ezup Сухопутные войска 0 09.06.2016 01:57
Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1) ezup Сухопутные войска 0 27.05.2016 13:36