RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Экспериментальные > Россия » Сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия: несостоявшееся советское чудо

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.09.2016, 16:11 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия: несостоявшееся советское чудо
ezup
ezup вне форума




В наши дни пассажирские авиалайнеры распространены повсеместно, и современную жизнь уже трудно представить без регулярного авиасообщения. Сейчас уже трудно вспомнить времена, когда самолёты внешне напоминали океанские лайнеры, а путешествия на них были в чём-то аналогичны круизам. В 1930-х годах гидросамолеты были королями неба. Скоростные трансатлантические авиалайнеры вроде «Боинга» 314 были «Боингами 747» той эпохи, осуществляя длительные перелёты через Атлантический и Тихий океаны с пассажирами на борту.

Сегодня же гидросамолеты кажутся анахронизмом — это милые летающие транспортные средства, которые возят туристов в отдалённые места, как, например, в Аляску. Однако в период разгара Холодной войны, самолёты-амфибии теоретически могли быть подготовлены для сброса атомных бомб над территорией Соединённых Штатов или Советского Союза.

В те времена гидросамолеты активно использовались военными. Во время Первой и Второй мировых войн, крейсеры и линкоры буксировали их для осуществления разведки перед началом боя и для обследования районов затопления вражеских судов. При этом дальние японские гидросамолёты Каваниси H8K могли преодолевать расстояние в 7242 километра, что позволяло им пересекать Тихий океан.

Также до появления поисково-спасательных вертолётов, подбитые над акваторией противника пилоты США и моряки потерпевших крушение или уничтоженных кораблей ВМФ США с нетерпением ждали в небе появления американского самолёта-амфибии «Каталина», появление которого означало долгожданное спасение. К тому же гидросамолёты не требовали наличие аэродрома. Они могли бросить якорь у какого-нибудь небольшого острова в Тихом океане и начать выполнять функцию плавучей авиабазы для других гидросамолётов.

Однако после 1945 года военные гидросамолеты с громоздкими поплавками («Каталина» даже получила прозвище «Дамбо» из-за внешнего сходства с этим персонажем мультипликационных фильмов) начали отходить на второй план, вытесняемые реактивными самолётами и вертолётами.

Тем не менее, обе сверхдержавы — СССР и США — активно занимались разработкой концепции стратегических бомбардировщиков-амфибий.

Основным проектом США был дозвуковой стратегический бомбардировщик Martin P6M SeaMaster, который мог развивать скорость 1 126 километров в час и пролетать около 1 200 километров. Всего было построено 12 самолётов, однако спустя несколько месяцев после ввода в строй программа SeaMaster была отменена и окончательно свёрнута в 1959 году.

Чтобы не отстать от своего соперника, Советский Союз параллельно начал разрабатывать собственный проект в 1955 году. В результате ОКБ В.М.Мясищева в соответствии с постановлением Совмина от 15 августа 1956 года начало разрабатывать дальний морской бомбардировщик-разведчик М-70, который должен был стать сверхзвуковым ядерным бомбардировщиком.

Военные аналитики Ефим Гордон и Сергей Комиссаров в сборнике Unflown Wings: Soviet/Russian Unreleased Aircraft Projects 1925-2010, посвящённому развитию советского и российского авиастроения, отмечают, что основными задачами для М-70 были:
«Нанесение ударов с применением крылатых ракет или конвенциональных бомб по объектам военно-морского флота противника; разведка местности и определение целей для советских подводных лодок (в том числе и целей находящихся в открытом океане за несколько тысяч километров от берега); а также обнаружение сухопутных целей с высоты максимально близкой к потолку полёта и пуск крылатых ракет на сверхзвуковых скоростях в любых погодных условиях днём и ночью. Помимо этого бомбардировщик должен был быть приспособленным к дозаправке от подводных лодок на воде».

Когда инженеры ОКБ Мясищева сообщили, что спроектированный ими гидросамолёт-бомбардировщик мог набирать большую высоту, они вовсе не шутили. Одна из версий бомбардировщика М-70 могла запускать крылатые ракеты с высоты 21 000 метров, ещё один прототип мог наносить удары с высоты 16 000 метров. Развиваемая бомбардировщиком М-70 скорость находилась в пределах от 1 800 километров в час до 2 400 километров в час (диапазон числа Маха между 1 и 2). Максимальная дальность полёта превышала 8 000 километров. Заявленные тактико-технические характеристики полностью соответствовали требованиям военных в 1950-х годах и даже опережали их. М-70 мог наносить удары на сверхбольших скоростях с максимально возможной высоты, что потенциально позволяло бы избежать перехвата бомбардировщика самолётами противника. В принципе, этот самолёт был бы практически неуязвим вплоть до 1960-х годов, когда начались активные работы по созданию зенитных ракет, способных сбивать самолёты на любой высоте.

По неизвестным причинам бомбардировщик-амфибия М-70 так никогда и не взлетел. Однако Unflown Wings располагает двумя фотографиями-концептами модели этого самолёта. М-70 получил бы изящную и обтекаемую форму, иглообразную носовую часть, по одному турбореактивному двигателю на каждое крыло и два — в хвостовой части. Характерной чертой М-70 должна была стать его ходовая часть, которая бы состояла из выдвижных водных лыж в носовой части, водных лыж под крыльями, а также выдвижных подводных лыж под фюзеляжем. Экипаж бомбардировщика должен был состоять из трёх человек, а возможность заправляться с подводных лодок вынуждала создавать специальные субмарины-дозаправщики, аналогичные немецким подлодкам-дозапращикам, которые обеспечивали бесперебойное дежурство подводного флота Нацистской Германии.

Концепт советского бомбардировщика-амфибии М-70. Источник фотографии: dream-air.ru

К несчастью для М-70, ОКБ Мясищева также занималась разработкой двух сверхзвуковых бомбардировщиков сухопутного базирования, которые также могли пролетать около 8 000 километров. Также некоторые руководители в ОКБ Мясищева переживали из-за того, что гидросамолёт-бомбардировщик теоретически не смог бы соответствовать аэродинамическим характеристикам своих аналогов сухопутного базирования. Причём для большинства целей, которые находились в пределах 3 500 километров от границ СССР, хватало обычных бомбардировщиков и крылатых ракет.

Однако на самом деле проект М-70, как и большинство других экзотических концепций стратегических бомбардировщиков в 1950-х – 1960-х годах, был свёрнут отнюдь не из-за проблем с аэродинамикой. Военное руководство СССР отказалось от М-70 из-за появления межконтинентальных баллистических ракет, которые могли достичь другого континента в пределах нескольких минут, а не часов.

Ядерный заряд для первой Советской МБР был испытан в мае 1957 года, и «это позволило предположить, что затраты на создание больших и дорогих сверхзвуковых летающих лодок и бомбардировщиков были бы неоправданно высоки», подводят итог Гордон и Комиссаров.

Источник фото: inforeactor.ru
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ту-22 Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности ezup Крылья страны 0 06.11.2018 01:37
Сверхзвуковой разрушитель: дальний бомбардировщик Ту-22М3 ezup Видеосалон 0 07.12.2017 22:12
Первый в мире сверхзвуковой бомбардировщик – B-58 ezup Бомбардировщики 2 02.12.2015 14:04
В состав американских сил глобального удара вернется сверхзвуковой бомбардировщик B-1B ezup Авиационные новости 0 22.04.2015 10:14
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50 ezup Бомбардировщики 0 30.08.2012 10:01