RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Сухопутные войска > Ракетные комплексы > Тактические РК » Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 15.05.2016, 21:09 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
ezup
ezup вне форума



Разработка новой фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 - по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 - по системе управления; НИИ-125 - твердотопливные заряды двигателя; завод «Баррикады» - наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Первоначально на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве химической боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».

Первоначально пусковую установку Бр-253 для ракет «Темп-С» предполагалось разместить на двух машинах. Разработка пусковой установки Бр-253 была начата в КБ завода «Баррикады» 20 декабря I960 г. Одновременно была начата разработка пусковой установки Бр-254 на полуприцепе МАЗ-5248. Однако обе установки не были доведены даже до стадии испытаний. 29 мая 1963 г. для ракет «Темп-С» была начата разработка пусковой установки Бр-289, которая представляла собой модернизацию пусковой установки 9П11 (Бр-225). Установка была изготовлена в опытном экземпляре. 9 ноября 1962 г. была начата разработка пусковой установки Бр-278, которая позже получила индекс 9П120. Первый опытный образец был изготовлен в 1963 г., а в 1964–1965 гг. Бр-278 прошла полигонные и войсковые испытания.

В состав комплекса 9К76 входит:
- ракета 9М76,
- комплекты наземного оборудования технической и стартовой позиции.

Комплект наземного оборудования технической позиции:
- транспортная машина 9Т215 для перевозки ракет,
- траспортная машина 9Т219,
- подъёмный кран 9Т35,
- машина испытаний и пуска (МИП) 9В243,
- машина автономных испытаний (МАИ) 9В476,
- машина-хранилище ГЧ 9Ф21М,
- палатка с бензоэлектрическим агрегатом и подогревателем воздуха.

Комплект наземного оборудования стартовой позиции:
- пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 (см. компоновочную схему),
- машина испытаний и пуска 9В243,
- машина топогеодезической привязки ГАЗ-66Т.



Основу комплекса составляет твердотопливная двухступенчатая ракета 9М76, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощностью 300кт (и имела в этом случае индекс 9М76Б) или химическую боевую часть “Туман-2". Ракета оснащена автономной инерциальной аналоговой системой управления с гиростабилизированной платформой (ГСП). Необходимо заметить, что 9М76 была первой из оперативно-тактических ракет, оснащенных ГСП. Нестандартное для оперативно-тактических ракет подключение аппаратуры к борту ракеты с использованием кабель-мачты, пристыковываемой непосредственно к приборному отсеку и откидывающейся при старте, позволило отказаться от прокладки кабеля через соединение ступеней ракеты и способствовало повышению надежности комплекса.

Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.

Электрооборудование ПУ обеспечивает работу всех ее приводов, обогрев ракеты и вентиляцию контейнера, внутреннюю и внешнюю связь, освещение ПУ, обогрев и вентиляцию кабин автомобиля. Источниками электроснабжения являются дизель-агрегат, установленный в кабине по левому борту, электрогенератор с приводом от двигателя автомобиля, стартерные аккумуляторные батареи шасси. К ПУ может быть подключен внешний источник тока напряжением 26-30В.

Для обеспечения постоянства физических свойств твердотопливного заряда транспортирование ракеты осуществлялось в контейнере 9Я230, оснащенном системой обогрева заряда РДТТ. Не допускалось "перемораживание" ракеты, то есть нахождение её длительное время в условиях низких температур. Контроль за температурой при эксплуатации ракеты осуществлялся при помощи специального узла гиростабилизированной платформы. Конструкция данного узла включала: основание с отверстием, шарик несколько большего диаметра и контрольное окно. Шарик и основание были выполнены из материалов с разным тепловым линейным расширением. При граничной температуре шарик проваливался в отверстие и это свидетельствовало о том, что ракета была "переморожена" и дальнейшей эксплуатации не подлежала.



Транспортная машина 9Т219 смонтирована на базе МАЗ-543, шасси которой дооборудовано передней опорой и подцапфенной балкой в задней части рамы машины. На шасси установлена платформа, на которую посредством крана устанавливается контейнер со сложенными для транспортировки колесами. Контейнер обеспечивает защиту ракетной части от механических воздействий, климатических факторов, изнутри покрыт теплоизоляционным материалом. После выгрузки ракеты контейнер подлежит возврату на станцию снабжения или арсенал. Кран 9Т35 предназначен для проведения всех подъемно-перегрузочных и монтажно-стыковочных работ на различных этапах подготовки ракеты 9М76 к пуску. Кран стреловой, полноповоротный, с гидравлическим приводом силовых механизмов, грузоподъемностью 16т, смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-537К.

Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.

Пусковые установки 9П117 серийно производились на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. Так, в 1970 г. была изготовлена 41 пусковая установка, в 1971 г. - 40, а за 1-е полугодие 1972 г. - 21. Первый пуск ракеты «Темп-С» был проведен 14 марта 1964 г. Ракета пролетела 580 км. Пятый пуск состоялся 18 июля 1964 г. Ракета пролетела 850 км с отклонением по дальности на 3,55 км и влево на 3,44 км. (Из первых пяти пусков два были аварийные.) В ходе доработок ракеты точность ее была доведена до ± 2 км. Комплекс 9К76 с ракетой 9М76Б был принят на вооружение Постановлением Совмина № 99–27 от 7 февраля 1966 г. и поступил в серийное производство. Производство ракет «Темп-С» велось на заводе № 235 в г. Воткинске. В 1970 г. выпущено 100 ракет, в 1971 г. - 90, в 1-м полугодии 1972 г. - 50 ракет. В 1980-е годы в состав комплекса «Темп-С» была введена ракета с улучшенной точностью стрельбы (КВО было уменьшено с 1 км до 0,3 км) при прежней дальности полета ракеты.

В 1967 г. первые полки, оснащенные комплексом «Темп-С», заступили на боевое дежурство в составе РВСН. В дальнейшем в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил от 20 февраля 1968 г. все они были переданы в состав Сухопутных войск, так как обладали лишь оперативно-тактической дальностью. Так «Темп-С» стала фронтовой ракетой. На декабрь 1987 г., согласно заявленным Советским Союзом данным, ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск располагали пятью отдельными полками ракет «Темп-С» (в каждом полку от 4 до 6 пусковых установок. Дислокация: 2 полка с 1984 г. в ГДР, 1 полк в Белоруссии, 1 полк в Сибирском военном округе, 1 полк в Среднеазиатском военном округе), а в семи районах развертывания группировки ракет «Темп-С» соответствовали бригадам трехполкового состава (по 12–15 пусковых установок). Дислокация: 2 бригады с 1984 г. в ГДР, 2 бригады с 1984 г. в ЧССР, 1 бригада в Среднеазиатском военном округе, 1 бригада в Забайкальском военном округе, 1 бригада в Дальневосточном военном округе. Всего к декабрю 1987 г. имелось 135 пусковых установок, 220 развернутых и 506 неразвернутых ракет «Темп-С».

В середине 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), остальные характеристики остались без изменений. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Помимо «Темпа-С» в начале 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на твердом топливе. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность - до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.

Тактико-технические характеристики 9К76 «Темп-С»
Дальность стрельбы, км 900
КВО, м 3000 (2000)
Количество ступеней 2
Длина, мм 12380 (12780)
Максимальный диаметр, мм 1010
Стартовый вес,кг 9300
Вес БЧ,кг 530
Вес зарядов РДТТ,кг 6880
Шасси МАЗ-543А
Длина ПУ, мм 11490
Ширина ПУ, мм 3050
Двигатель Д12А-525А
Мощность,л.с. 525
Запас топлива,л 520
Наименьший радиус разворота,м 13.5

http://www.dogswar.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 11.10.2016, 16:18 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (СССР)
ezup
ezup вне форума

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С»

С конца пятидесятых годов советская промышленность работала над созданием перспективных оперативно-тактических ракетных комплексов с дальностью стрельбы до нескольких сотен километров. Первым представителем этого класса техники, доведенным до испытаний, стал комплекс 9К71 «Темп». Он имел некоторые недостатки, которые не позволили развернуть серийное производство и эксплуатацию в войсках. Тем не менее, работа в перспективном направлении продолжилась, результатом чего стало появление комплекса 9К76 «Темп-С».

В начале шестидесятых годов советская химическая промышленность создала новые рецептуры смесевого твердого топлива, которые могли применяться при разработке перспективных ракетных двигателей. В 1961 году НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) во главе с А.Д. Надирадзе приступил к проработке облика перспективного вооружения, использующего новые топлива. Теоретические исследования показали высокие перспективы подобных проектов, что в итоге привело к решению о разработке полноценного проекта. 5 сентября 1962 года, во время последних работ по проекту «Темп», Совмин СССР постановил начать создание нового комплекса схожего назначения.


Общий вид комплекса "Темп-С". Фото Wikimedia Commons



В рамках нового проекта следовало разработать ракетный комплекс фронтового уровня, оснащенный двухступенчатой твердотопливной ракетой и имеющий в своем составе набор необходимых самоходных машин с различным оборудованием. При разработке нового комплекса следовало использовать наработки по предыдущему проекту, из-за чего он получил название «Темп-С». Кроме того, в дальнейшем ему был присвоен индекс ГРАУ 9К76.

Головным разработчиком проекта вновь был назначен НИИ-1. Завод «Баррикады» совместно с некоторыми смежными предприятиями должен был представить самоходную пусковую установку и другую технику, а НИИ-125 (ныне НПО «Союз») отвечал за топливо требуемых двигателей. Также к проекту привлекались некоторые другие организации и предприятия.

До конца 1962 года НИИ-1 завершил работу над аванпроектом перспективного ракетного комплекса, в середине декабря защитив его. К этому моменту были сформированы основные особенности комплекса, которые в дальнейшем не претерпевали значительных изменений. Система «Темп-С» должна была включать самоходную пусковую установку на колесном шасси, управляемую баллистическую ракету требуемой дальности, а также вспомогательную технику, необходимую для транспортировки и перегрузки боеприпасов, а также для обеспечения боевого дежурства расчетов.


Самоходная пусковая установка 9П120. Фото из документов к договору о ракетах средней и малой дальности / Russianarms.ru


По некоторым данным, облик пусковой установки для комплекса 9К76 был определен не сразу. Изначально планировалось использовать имеющиеся наработки, однако эти проекты так и не были завершены. На ранних стадиях создания комплекса «Темп-С» было решено отказаться от размещения пусковых систем на полуприцепе или разделения подобного оборудования с монтажом на двух колесных машинах. Также была предпринята безуспешная попытка адаптировать для использования новой ракеты пусковую установку 9П11 комплекса «Темп».

В ноябре 1962 года ОКБ-221 завода «Баррикады» приступило к проектированию самоходной пусковой установки Бр-278, впоследствии получившей дополнительное обозначение 9П120. Эта машина основывалось на специальном шасси МАЗ-543 Минского автомобильного завода. Базовая машина комплектовалась дизельным двигателем Д-12А-525А мощностью 525 л.с. и гидромеханической трансмиссией, распределявшей крутящий момент на восемь ведущих колес. Все это позволяло машине перевозить грузы массой до 20 т. Также имелась возможность буксировки 25-тонного прицепа. Максимальная скорость машины достигала 55 км/ч. Подобные характеристики были достаточными для использования такого шасси в качестве основы оперативно-тактического ракетного комплекса.


Общий вид боевой машины. Рисунок Rbase.new-factoria.ru


При строительстве пусковой установки 9П120 на имеющееся шасси предлагалось монтировать набор специального оборудования. Так, на задней части рамы располагались дополнительные кабины с аппаратурой управления ракетным комплексом. Кроме того, монтировались домкраты для стабилизации при подготовке к пуску. Задняя часть шасси получала качающуюся систему для хранения, перевозки и запуска ракеты.

Оборудование для работы с ракетой состояло из нескольких основных устройств. В отличие от предыдущих ракетных комплексов, система «Темп-С» должна была транспортировать ракету в обогреваемом контейнере 9Я230. Это устройство получило корпус, полностью закрывающий помещенную внутрь ракету. Задний торец контейнера прикрывался стартовым столом. Верхняя (при транспортном положении контейнера) часть изделия 9Я230 была выполнена в виде двух раскрывающихся створок.

Стартовый стол пусковой установки Бр-278 представлял собой агрегат с цилиндрическим кожухом, оснащенный всем необходимым оборудованием. Предусматривались опорные устройства для ракет, приводы для их разворота в нужном направлении, газоотбойные щиты и т.д.


Ракета 9М76 без головной части. Фото из документов к договору о ракетах средней и малой дальности / Russianarms.ru


В проекте 9П120 был реализован оригинальный способ хранения и подготовки ракеты к пуску. После прибытия на позицию и горизонтирования машины следовало поднять контейнер ракеты в вертикальное положение, после чего его створки открывались. Ракета и стартовый стол оставались в требуемом положении, а пустой контейнер мог вернуться на крышу корпуса машины. Использование контейнера позволяло заметно улучшить время хранения ракет и развертывания комплекса. Так, для развертывания систем из походного положения требовалось лишь 25 минут, а при нахождении контейнера 9Я230 в горизонтальном положении пусковая установка могла оставаться на дежурстве в течение года. Без контейнера ракета могла сохранять боеготовность не более 2 часов.

Длина машины Бр-278 достигала 11,5 м, ширина – 3,05 м. Благодаря сохранению веса дополнительного оборудования и ракеты в пределах грузоподъемности шасси, обеспечивалась сравнительно высокая подвижность с сохранением основных характеристик на уровне базового шасси в других модификациях.


Хвостовая часть ракеты и сопла двигателей. Фото Wikimedia Commons


Помимо самоходной пусковой установки для комплекса 9К76 «Темп-С» были разработаны несколько других машин различного назначения. Перевозка ракет с боевыми частями могла производиться транспортными машинами 9Т215, несущими обогреваемый контейнер 9Т230, похожий на изделие 9Я230 машины 9П120. Характерной особенностью этого изделия были закрытый хвостовой торец и две колесные оси для транспортировки на небольшие расстояния. На транспортировщиках 9Т219 использовался контейнер меньшей длины, не имевший системы подогрева. В нем следовало перевозить ракеты без боевых частей. Для перегрузки ракет с транспортных машин на пусковые установки предлагались автокраны двух типов. Транспортировщики и краны строились на основе шасси МАЗ-543, аналогичных использованному в качестве основы для самоходной пусковой установки.

Для перевозки боевых частей, размещения аппаратуры топопривязки, обслуживания техники и т.д. предлагались несколько специализированных машин на базе шасси ЗИЛ-131, ЗИЛ-157, ГАЗ-66 и т.д. Таким образом, в состав ракетного дивизиона должно было входить достаточно большое число разнообразной техники, отвечающей за те или иные операции в ходе боевого дежурства, подготовки к стрельбе или выполнении пуска.


Процесс перегрузки ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru


Комплекс «Темп-С» получил управляемую двухступенчатую твердотопливную ракету 9М76. В некоторых источниках это изделие также именуется 9М76Б и 9М76Б1 – в зависимости от типа использованной боевой части. При этом, насколько известно, ракеты с различным боевым оснащением имели минимальные отличия конструкции, поскольку строились на основе единого изделия, т.н. ракетного блока, вмещавшего двигатели и системы управления.

Ракета 9М76 разделялась на несколько основных отсеков. Головной обтекатель конической формы вмещал боевую часть со всем необходимым оборудованием. После завершения активного участка полета головная часть должна была отделяться. За ним располагался сравнительно небольшой приборный отсек, соединенный с корпусом второй ступени. Первая и вторая ступени имели схожую конструкцию с цилиндрическим корпусом и сопловым блоком на хвостовом торце. Между собой ступени соединялись легкой фермой и дополнительным кожухом для кабелей управления. На хвостовой части первой ступени имелись детали, необходимые для опоры на стартовый стол. На второй ступени крепились раскладываемые решетчатые стабилизаторы.


Комплекс 9К76 на боевой позиции. Фото Militaryrussia.ru


Обе ступени ракеты имели двигатели схожей конструкции. Корпуса двигателей предлагалось изготавливать из стеклопластика по технологии намотки. Внутрь корпуса помещались заряды смесевого топлива ПЭУ-7ФГ, обеспечивающие требуемые характеристики тяги в течение заданного времени. Хвостовой торец двигателя оснащался днищем с четырьмя соплами. Общая масса зарядов двигателей составляла 6,88 т. Для управления ракетой на активном участке полета предлагалось использовать подвижные сопла. Вторая ступень получила систему отсечки тяги с перенаправлением газов на сопла, направленные вперед по направлению движения. С их помощью корпус второй ступени должен был отводиться от сброшенной головной части.

По некоторым данным, к концу шестидесятых годов двигатели ракеты 9М76 прошли модернизацию, подразумевавшую использование нового топлива. Теперь предлагалось использовать заряды смесевого бутил-каучукового топлива Т-9-БК. При сохранении основных характеристик такое горючее позволяло улучшить некоторые эксплуатационные характеристики двигателя.


Ракета готова к стрельбе. Фото Russianarms.ru


Для ракеты была создана автономная инерциальная система наведения на основе гиростабилизированной платформы. Первоначальное наведение по азимуту предлагалось осуществлять поворотом стартового стола в нужном направлении. После старта все операции осуществлялись автоматикой ракеты. При помощи решетчатых стабилизаторов обеспечивалось примерное удержание изделия на требуемой траектории, а автоматика вычисляла отклонение от заданных параметров полета и выдавала команды приводам подвижных сопел. После достижения требуемой точки в пространстве система управления должна была сбрасывать боевую часть и тормозить вторую ступень. После этого боезаряд самостоятельно и без управления водил на баллистическую траекторию.

На разных этапах проекта «Темп-С» ракету 9М76 предлагалось оснащать боевыми частями четырех типов, но до серийного производства и эксплуатации дошли только два подобных изделия. Первой в серию пошла боевая часть АА-19 с термоядерным зарядом мощностью 300 кт. Позже появилось изделие АА-81 мощностью 500 кт. На определенном этапе планировалось комплектовать ракету химической боевой частью, созданной для комплекса «Темп», однако это предложение не было реализовано.


Ракета в стартовом положении. Фото Russianarms.ru


Ракета 9М76 имела общую длину 12,384 м. Из них 4,38 м приходилось на первую ступень и 5,37 м – на вторую. Максимальный диаметр изделия в транспортном положении достигал 1,2 м. Стартовый вес не превышал 9,3 т. Боевая часть, в зависимости от типа, весила до 500-550 кг. В соответствии с техническим заданием, дальность стрельбы должна была составлять от 300 до 900 км. Круговое вероятное отклонение следовало довести до 3 км.

Вскоре после начала разработки проекта завод №235 (г. Воткинск) получил задание подготовиться к производству перспективных ракет. Другие занятые в проекте предприятия получили схожие поручения, касавшиеся иных элементов комплекса 9К76 «Темп-С». В связи с необходимостью разработки технического проекта, приступить к производству требуемых изделий удалось только во второй половине 1963 года. К концу года первые прототипы ракет и другого оборудования были отправлены на полигон Капустин Яр для проведения испытаний.

Первые бросковые испытания ракет-макетов с упрощенным оборудованием состоялись в декабре 1963 года. В марте следующего года выполнили первый запуск полноценного изделия, которое смогло доставить имитатор боевой части на дальность 580 км. В ходе первых испытаний ракета 9М76 показала недостаточные характеристики дальности и точности, из-за чего нуждалась в доработках. Кроме того, имели место несколько аварийных пусков с разрушением ракет в полете. Для переработки проекта испытания были ненадолго прерваны.


Размещение средств комплекса "Темп-С" на позиции. Рисунок Rbase.new-factoria.ru


Следующий этап проверок осуществлялся с использованием самоходной пусковой установки 9П120 и другой вспомогательной техники ракетного комплекса. До завершения полигонных испытаний в 1965 году было выполнено 29 пусков баллистических ракет, в том числе 8 с использованием штатной пусковой установки. По результатам всех проверок было установлено, что новый ракетный комплекс соответствует предъявляемым требованиям и способен решать возлагаемые на него боевые задачи. Комплекс 9К76 «Темп-С» был рекомендован к принятию на вооружение.

29 декабря 1965 года новый оперативно-тактический ракетный комплекс увеличенной дальности был принят на вооружение ракетных войск стратегического назначения. Вскоре после этого стартовала подготовка к серийному производству требуемых изделий. Выпуск новой продукции планировалось поручить предприятиям, ранее поставлявшим технику для испытаний. Первые серийные пусковые установки, ракеты и вспомогательные машины были переданы заказчику в 1966 году. В том же 1966 году за создание комплекса «Темп-С» руководители проекта А.Д. Надирадзе, Б.Н. Лагутин и А.И. Гоголев были удостоены Ленинской премии.


Погрузочные работы с ракетой 9М76 в контейнере 9Т230. Фото Russianarms.ru


Одновременно с завершением испытаний комплекса «Темп-С» началась разработка его модернизированной версии под названием «Темп-СМ». От базового варианта этот комплекс должен был отличаться новой ракетой с повышенными характеристиками. Предполагалось поднять дальность стрельбы до 1100 км и сократить КВО до 1500 м. По разным данным, обновленная ракета дошла до испытаний, но не была принята на вооружение. В силу определенных причин было решено оставить в эксплуатации только существующий 9К76 «Темп-С».

Передаваемые войскам ракетные комплексы распределялись между дивизионами и бригадами. В составе стандартного дивизиона имелось две ракетные батареи, каждая из которых состояла из двух отделений. В распоряжении отделения имелась одна самоходная пусковая установка 9П120 и несколько вспомогательных машин. Кроме того, в составе дивизиона имелись батарея управления, а также несколько вспомогательных взводов. В состав ракетной бригады помимо дивизионов входили несколько других подразделений, отвечавших за разведку целей, выполнение топопривязки, выдачу целеуказания и т.д.

По разным данным, в 1967 году было сформировано не более шести ракетных полков, вооруженных системами «Темп-С». Подавляющее большинство таких частей базировалось за Уралом, что было связано с ухудшением советско-китайских отношений. Прикрывать западное направление предлагалось при помощи иных ракетных комплексов. Эксплуатация комплексов 9К76 ракетными войсками стратегического назначения продолжалась недолго – до февраля 1968 года. После этого вышел приказ Генштаба о передаче существующих полков в состав ракетных войск и артиллерии сухопутных войск. Теперь ракетные полки должны были подчиняться командованию военных округов.


Вывод подразделений, вооруженных комплексами "Темп-С", из ГДР. Фото Militaryrussia.ru


Серийное производство машин комплекса 9К76 «Темп-С» продолжалось до 1970 года. Последние ракеты 9М76 были выпущены только в 1987 году. Объемов производства хватило для формирования требуемого количества подразделений, необходимого для развертывания на всех опасных направлениях. Сначала комплексы «Темп-С» развертывались только на территории Советского Союза. Позже, в начале восьмидесятых годов началась переброска комплексов «Темп-С» в страны Варшавского договора, где они оставались до конца десятилетия.

По имеющимся данным, к 1987 году вооруженные силы Советского Союза располагали 135 самоходными пусковыми установками 9П120 и требуемым количеством прочей техники комплекса «Темп-С». За два десятилетия производства было выпущено порядка 1200 ракет 9М76 с разным боевым оснащением. Техника и вооружение эксплуатировались несколькими соединениями советской армии на территории СССР и дружественных государств.

В декабре 1987 года СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подразумевавший отказ от комплексов с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Под действие этого соглашения попали несколько отечественных ракетных комплексов, в том числе и 9К76 «Темп-С». Уже в первых числах 1988 года советские специалисты утилизировали первую ракету 9М76, эксплуатация которой запрещалась договором. За этим последовало списание имевшейся на вооружении техники и расформирование частей, эксплуатировавших ее. Последняя ракета комплекса «Темп-С» была ликвидирована в конце июля 1989 года. После завершения утилизации сохранилось лишь несколько самоходных пусковых установок и ряд макетов ракет. В настоящее время все эти изделия являются экспонатами отечественных музеев.


Уничтожение списанных ракет. Фото Militaryrussia.ru


Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» состоял на вооружении только в Советском Союзе. На экспорт эта разработка не предлагалась. В некоторых зарубежных источниках упоминаются переговоры о передаче подобных систем или технической документации дружественным зарубежным государствам. Тем не менее, такие переговоры – даже если и велись на самом деле – так и не привели к появлению договоров о поставках. Кроме того, пока отсутствуют убедительные доказательства, подтверждающие сам факт ведения подобных переговоров.

Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» создавался в первой половине шестидесятых годов с использованием имеющегося опыта разработки подобных систем, а также с применением новейших технологий, материалов и наработок. Результатом этих работ стало появление первого отечественного оперативно-тактического комплекса увеличенной дальности, использующего управляемую баллистическую ракету со специальной боевой частью. Проект оказался достаточно удачным, благодаря чему войска в течение двух десятилетий эксплуатировали технику с высокими характеристиками. При этом следует учесть, что эксплуатация системы 9К76 прекратилась не ввиду морального и физического устаревания, но из-за появления новых международных договоров.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://kap-yar.ru/
http://arms-expo.ru/
http://russianarms.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://русская-сила.рф/
http://military.tomsk.ru/blog/topic-193.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Автор: Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
ракеты


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К71 «Темп» ezup Тактические РК 1 28.09.2019 23:16
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока» / «Ока-У» (СССР) ezup Тактические РК 1 11.02.2018 21:59
Оперативно-тактический ракетный комплекс DF-15 ezup Земля-земля 0 31.05.2014 23:39
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 Темп-С ezup Земля-земля 0 31.05.2014 23:13
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 Темп-С ezup МБР средней дальности 0 26.07.2012 15:01