Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 05.05.2016, 13:11 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Дистанционно управляемые подрывные машины семейства Sd.Kfz.302/303 Goliath (Германия)
ezup
ezup вне форума

В 1939-40 годах немецкая фирма Borgward работала над проектом дистанционно управляемой машины Sd.Kfz.300. Было разработано три варианта такой техники, отличавшиеся друг от друга теми или иными особенностями. Предполагалось, что радиоуправляемые машины будут использоваться в качестве минных тральщиков и проделывать проходы в заграждениях противника. Тем не менее, было построено лишь несколько десятков машин трех модификаций, которые в итоге не нашли широкого применения. Одновременно с этим было решено продолжить развитие дистанционно управляемой техники. Результатом этого стало появление нескольких изделий, известных под общим названием Goliath.

На основе существующих наработок было решено создать дистанционно управляемую подрывную машину. Предлагалось построить небольшой гусеничный аппарат, способный нести сравнительно тяжелый заряд взрывчатого вещества. Такая машина могла бы перемещаться по полю боя, выходить к цели и взрывать ее. Возможность сброса заряда перед подрывом не предусматривалась. Разработка проекта, получившего обозначение Leichter Ladungsträger («Легкий носитель заряда»), была поручена фирме Borgward. В соответствии с существующей номенклатурой, первый вариант проекта получил обозначение Sonderkraftfahrzeug 302. На поздних стадиях проекта также появилось дополнительное прозвище «Голиаф», предложенное для одной из последних модификаций машины. В дальнейшем его стали применять и в отношении другой техники семейства.


Музейный образец подрывной машины Sd.Kfz.303a. Фото Wikimedia Commons


Техническое задание к проекту Sd.Kfz.302 требовало создать гусеничную машину малых габаритов, оснащенную электрическими двигателями и способную нести заряд весом 50 кг. Управление требовалось осуществлять по проводам с пульта оператора. Машина должна была использоваться для уничтожения различных объектов, находящихся в пределах прямой видимости оператора. Предполагалось, что войска смогут применять ее для атаки стационарных объектов и подвижной техники.

Первый вариант проекта Sd.Kfz.302 был разработан к концу 1941 года. В соответствии с ним вскоре был построен первый прототип подрывной машины, использовавшийся в испытаниях. На этом этапе работ были определены основные особенности перспективной техники, которые в дальнейшем почти не претерпевали изменений. Были сформированы все основные идеи и решения компоновки, способ управления и т.д.

Первый прототип дистанционно управляемой подрывной машины представлял собой небольшую гусеничную тележку с набором необходимого оборудования. Внутри вытянутого корпуса без крыши устанавливался 60-кг подрывной заряд (в передней части), два электродвигателя (в центре) и крупная катушка для кабеля управления (в корме). Ходовая часть машины имела достаточно простую конструкцию. Применялось по четыре опорных катка на каждом борту. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Характерной особенностью первого прототипа, отличавшей его от серийной техники, стала форма гусеницы. Верхняя ее ветвь, лежавшая на поддерживающем ролике, была прямой, тогда как нижняя огибала колеса и катки, получая трапециевидную форму.

Прототип получил два электрических двигателя типа Bosch MM/RQL мощностью по 2,5 кВт. Каждый двигатель соединялся с собственным понижающим редуктором, который передавал крутящий момент на ведущее колесо. Таким образом, каждый двигатель приводил в движение свою собственную гусеницу. Управлять работой двух двигателей предлагалось при помощи проводной системы. Кабель управления хранился на катушке в корме корпуса и должен был сматываться во время движения. Для автоматической смотки кабеля его катушка была механически соединена с ходовой частью. Также предусматривалось устройство торможения, не позволявшее кабелю продолжать сматываться при остановке машины. Во избежание повреждений от ходовой части кабель с катушки подавался на специальную рамку в корме корпуса, которая опускала его на землю позади гусениц.


Первый прототип "Голиафа". Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Для управления работой механизмов машины предлагалось использовать кабель с тремя жилами. Две применялись для контроля за работой силовой установки (по одной на двигатель), а третья использовалась в контуре управления взрывателем. Конструкция пульта позволяла оператору направлять машину вперед или назад, выполнять поворот, а также выполнять подрыв боевой части. Авторы проекта посчитали, что этого будет достаточно для решения поставленных задач.

Опытный образец Sd.Kfz.302 оказался достаточно компактным. Его общая длина не превышала 1,5 м, ширина составляла 830 мм, высота – 520 мм. Машина могла развивать скорость не менее 5-6 км/ч и двигаться на расстояние до нескольких сотен метров – в пределах видимости с позиции оператора. 60-кг боевая часть с электрическим взрывателем обеспечивала уничтожение различных объектов, в том числе укреплений и техники противника.

Испытания первого образца новой подрывной машины показали жизнеспособность основных идей, использованных в проекте. Тем не менее, некоторые узлы и агрегаты машины требовалось переделать. Подобные переработки в дальнейшем позволили полностью выполнить все требования заказчика, а также поставить Sd.Kfz.302 в серию. Переработанный первый серийный вариант также известен под обозначением Sd.Kfz.302a.

Прежде всего, была изменена и усилена конструкция корпуса. Более того, можно считать, что корпус машины был разработан заново. Теперь все агрегаты должны были располагаться внутри металлического кожуха сложной формы с клиновидными лобовой и кормовой частями. Для обеспечения защиты от некоторых угроз лобовая часть корпуса должна была изготавливаться из 10-мм броневой стали. Для строительства прочих агрегатов следовало использовать конструкционную. На бортах корпуса появились крупные спонсоны, находившиеся внутри гусеницы. Верхние листы корпуса устанавливались на петлях и представляли собой откидные крышки для обслуживания внутренних агрегатов.


Катушка с кабелем в кормовой части корпуса. Фото Wikimedia Commons


Компоновка машины была заметно переработана. В передней части корпуса сохранился подрывной заряд, позади которого расположили приборы управления. Корма по-прежнему отдавалась под катушку кабеля управления, имевшего длину 500 м. В бортовых спонсонах предложили поместить пару аккумуляторных батарей производства фирмы Varta и два электродвигателя фирмы Bosch мощностью по 4 кВт каждый. Заряда аккумуляторов хватало на движение в течение 40-50 минут.

Появление бортовых агрегатов корпуса привело к изменению конструкции ходовой части. Непосредственно под спонсонами теперь помещалось пять опорных катков малого диаметра, а над ними крепились два поддерживающих ролика. Охватывая спонсон сверху и снизу, гусеница приобретала шестиугольную форму.

Для поражения цели предлагалось использовать заряд взрывчатого вещества весом 70 кг. Заряд комплектовался электрическим взрывателем, управляемым с пульта оператора. Для большей надежности взрыватель оснащался собственным источником питания в виде сухой электрической батареи. Для проверки цепей управления взрывателем предлагался специальный прибор с электролампой. При подготовке машины к работе следовало устанавливать на место взрывателя контрольный прибор и давать команду на подрыв. При правильной работе систем должен был следовать световой сигнал.

С точки зрения габаритов первый серийный вариант подрывной машины был чуть крупнее прототипа. Его длина выросла до 1,64 м, ширина осталась на прежнем уровне, а высота теперь составляла 0,6 м. При боевой массе 365 кг машина могла развивать скорость не более 8-10 км/ч, однако максимальные показатели подвижности серьезно зависели от условий. Запас хода ограничивался емкостью батарей и не превышал 6-8 км. Одновременно с этим радиус действия ограничивался 500 м и был обусловлен длиной кабеля управления.


Машины Sd.Kfz.302a на Западном фронте. Фото Wikimedia Commons


Подрывная машина Sd.Kfz.302a успешно прошла испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. В апреле 1942 года фирмы Borgward и Zündapp приступили к серийной сборке новой техники, которая могла применяться для решения специальных задач на фронте. Производство «Голиафов» первой серийной версии продолжалось до начала 1944 года. За это время два предприятия общими усилиями собрали и передали заказчику 2650 машин.

После начала серийного производства модификации Sd.Kfz.302a было принято решение о модернизации конструкции, направленной на повышение характеристик и сокращение стоимости производства. Путем некоторых серьезных переработок планировалось удешевить машину, а также в некоторой мере повысить ее боевую эффективность. Главным способом повышения основных параметров стала замена силовой установки. Вместо сравнительно дорогих электрических моторов предлагалось использовать один из существующих карбюраторных двигателей.

Новый вариант машины, получивший обозначение Sd.Kfz.303a, отличался от предыдущего как составом агрегатов, так и конструкцией основных деталей. К примеру, внутри корпуса появились поперечные перегородки, с помощью которых боевая часть отделялась от моторного отсека. Кроме того, бензиновый двигатель потребовал оснастить крышу машины выступающим воздухозаборником коробчатой конструкции.

В центральной части корпуса обновленной машины поместили двухцилиндровый бензиновый двигатель Zündapp SZF мощностью 12,5 л.с. Двигатель сопрягался с простой двухскоростной коробкой передач, распределявшей крутящий момент на два передних ведущих колеса.


Погрузка машины на транспортировочную тележку. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Применение новой силовой установки потребовало внести коррективы в конструкцию систем управления. Изменились алгоритмы контроля за работой двигателя и направлением движения. Кроме того, с целью увеличения боевого радиуса подрывная машина Sd.Kfz.303a оснащалась увеличенным кабелем управления: теперь его длина составляла 650 м.

Габариты машины с карбюраторным двигателем остались на уровне первой серийной модификации. Боевая масса при этом выросла до 430 кг. Машина могла развивать скорость до 10 км/ч. Имеющегося топлива хватало на 10-12 км пути по хорошей дороге.

По имеющимся данным, именно в рамках проекта Sd.Kfz.303a было разработано оригинальное средство для транспортировки подрывных машин. К передовой их предлагалось доставлять при помощи грузовых автомобилей, после чего для перемещения техники следовало использовать специальную тележку. Y-образная конструкция с двумя колесами должна была наезжать на аппарат сверху и сцепляться с ним. При нажатии на длинную ручку тележки подрывная машина поднималась над землей, после чего ее можно было доставить на стартовую позицию. Добираться до цели она должна была уже своим ходом.

Серийное производство новых подрывных машин с бензиновыми двигателями было начато весной 1943 года. До осени 44-го две фирмы-производителя успели собрать и отправить заказчику 4604 машины типа Sd.Kfz.303a. В течение некоторого времени техника с электрическими и карбюраторными двигателями производилась параллельно.


Транспортировка изделия к стартовой позиции. Фото Aviarmor.net


В конце осени 1944 года началось производство третьего варианта машины Goliath под обозначением Sd.Kfz.303b. Главным его отличием от предыдущей машины были воздухозаборник иной формы, подрывной заряд весом 100 кг, увеличенная боевая масса и некоторые другие особенности конструкции, связанные с технологиями производства. До января 1945 года успели выпустить лишь 325 таких машин, после чего наступление союзников привело к потере предприятий, задействованных в проекте.

Имеются сведения о разработке модификации Sd.Kfz.3036, отличавшейся от другой техники некоторыми особенностями конструкции и немного повышенными характеристиками. По некоторым данным, название Goliath впервые было предложено именно для этой машины. Известно, что производство новой модификации стартовало в конце 1944 года, но подробные сведения о ее выпуске отсутствуют.

В некоторых источниках упоминается, что в рамках проекта Sd.Kfz.302/303 фирма Borgward пыталась создать подрывную машину с управлением по радио. Тем не менее, нет никаких достоверных данных, подтверждающих эту версию. При этом известно, что специалисты этой организации активно занимались тематикой радиоуправляемой техники еще с конца тридцатых годов. Несколько образцов подобных машин, даже производились серийно и эксплуатировались войсками в тех или иных целях.


Машина версии Sd.Kfz.303a без крыши корпуса, видны агрегаты силовой установки. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Поставки серийных подрывных машин семейства Goliath в войска начались в последних месяцах 1942 года. До определенного времени инженерные подразделения занимались изучением и освоением новой техники. Процесс обучения и тренировок продолжался до середины следующего года. Только летом 1943 года машины Sd.Kfz.302a впервые отправились на поле боя с целью участия в атаках.

Несколько соединений, вооруженных новыми подрывными машинами, должны были участвовать в боях на разных участках Курской дуги. Предусматривалось использование «Голиафов» как в целях подготовки к наступлению, так и для поддержки бронетехники. Основной тактикой применения было выдвижение машины к укреплениям или бронетехнике противника, выход на минимальную дистанцию и подрыв. Сравнительно мощный заряд мог наносить серьезный ущерб огневым точкам и танкам.

Тем не менее, подобная техника имела ряд серьезных недостатков, которые вскоре стали известны красноармейцам. Управление машиной на расстоянии в несколько сотен метров от оператора представляло собой крайне трудную задачу, что могло снижать эффективность ее применения. Различные заграждения, а также воронки от взрывов, не замеченные оператором, могли привести к остановке машины и срыву атаки. При успешном выходе в точку атаки оператору приходилось «на глаз» оценивать взаимное положение машины с зарядом и цели, а также самостоятельно определять момент подрыва. Контактный взрыватель или иные средства подрыва, не зависящие от оператора, не предусматривались.

Оставляла желать лучшего и живучесть техники. Бронирование имелось только в передней части корпуса, однако и оно не всегда могло защитить подрывную машину от атак с применением различного оружия. С прочих ракурсов техника поражалась стрелковым оружием и осколками. Ничем не защищенный кабель так же мог пострадать во время боя, лишив машину управления.


Бензиновый двигатель крупным планом. Фото Wikimedia Commons


Неудачное применение новой техники на Курской дуге привело к резкому сокращению объемов использования. Тем не менее, после начала боев в Нормандии была предпринята попытка вновь использовать дистанционно управляемые машины. Их предлагалось запускать к целям как из окопов, так и их специально оборудованных небольших блиндажей с маскировкой. Как и в случае с Восточным фронтом, противник достаточно быстро выявил слабые стороны немецкой техники и стал пользоваться этим знанием.

В итоге даже эксплуатация на двух фронтах не позволила достичь ожидаемых результатов. Так, к началу весны 1945 года немецкие войска располагали примерно 2530 машинами Sd.Kfz.302a и 3800 единицами техники с бензиновыми двигателями. Это означает, что из 7580 построенных машин было использовано чуть более 1200. Остальная техника пребывала на складах в ожидании возможного применения. Ввиду невысоких характеристик и массы проблем инженерные подразделения предпочитали обходиться иными средствами.

Сравнительно малые темпы применения дистанционно управляемых подрывных машин, среди прочего, привели к тому, что большая часть этой техники с окончанием войны стала трофеем союзников. Подавляющее большинство подобных изделий было утилизировано, но некоторым образцам удалось уцелеть. В настоящее время, по разным данным, в музеях нескольких стран хранится не менее двух десятков машин семейства Goliath всех серийных модификаций.

Опыт немецких войск показал, что подрывные машины семейства «Голиаф» не смогли оправдать возложенные на них надежды. Такая техника имела слишком много минусов для полноценного практического применения. Кроме того, она воплощала собой не самую лучшую и перспективную идею. Известно, что в послевоенный период страны-победительницы, изучившие немецкие эксперименты в различных областях, не стали уделять много внимания подрывным машинам с дистанционным управлением. Некогда многообещающее направление развития военной техники фактически было забыто ввиду отсутствия реальных перспектив.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://saper.etel.ru/
http://militaryfactory.com/
http://historynet.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
бронетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Дистанционно управляемые комплексы: автоматизированные огневые точки ezup Технологии 0 19.02.2019 21:19
Дистанционно управляемые подрывные машины семейства Borgward Sd.Kfz.301 (Германия) ezup Бронетехника специального назначения 0 30.04.2016 03:14
Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-38 ezup Ракеты 0 14.02.2015 10:34
Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-29 ezup Ракеты 0 12.02.2015 10:06
Управляемые ракеты семейства Spike (Израиль) ezup Ракеты 0 25.12.2014 11:38