Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 26.03.2016, 02:40 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект самоходной установки СУ-122-44 «Гром»
ezup
ezup вне форума

1944 год стал наиболее плодотворным для Красной Армии в плане оснащения ее частей новыми противотанковыми самоходками. Хотя номенклатура производимых в Советском Союзе САУ была сравнительно небольшой, особенно в сравнении с Германией, мощности СУ-100, которая была вооружена 100-мм орудием, было достаточно для борьбы с большинством немецких танков на дистанции до двух километров, исключения могли составить разве что ПТ-САУ Jagdtiger и опытный сверхтяжелый танк Maus.

Однако прогресс не стоял на месте, и противостояние брони и снаряда ждал очередной виток, а самоходка СУ-100 обладала рядом очевидных недостатков конструкции. Устранить их можно было только полной переработкой боевой машины. Больше всего претензий вызывали два параметра: устаревшая трансмиссия самоходки и чрезмерный вынос ствола за габариты корпуса боевой машины.

В целом же вопрос о дальнейшем совершенствовании огневой мощи советских самоходных установок был поднят уже после принятия на вооружение САУ СУ-100. Существующая на тот момент база танка Т-34-85 не давала конструкторам возможности использовать самые новые длинноствольные орудия из-за сильной перегрузки опорных катков, низкого гарантийного пробега и уже упоминавшегося большого выноса орудия за габариты самоходки. Для артиллерийских установок нового поколения была необходима новая база, которая была бы лишена тех недостатков, которые имелись у уже принятых на вооружение машин. Поэтому вопрос создания новой противотанковой САУ был неразрывно связан с созданием новых танков, которые должны были заменить Т-34.


Средний танк Т-44 из экспозиции мемориального комплекса Брестская крепость


Над разработкой нового среднего танка в СССР задумались уже в 1942 году. В КБ харьковского завода №183, которое перебралось на Урал и разместилось на площади нижнетагильского завода «Уралвагонзавод», в 1942 году приступили к работам над новым средним танком, получившим индекс Т-43. От ставшей легендарной «тридцатьчетверки» он отличался новой просторной трехместной башней с серьезно улучшенным бронированием, на которой разместили командирскую башенку, а также переходом на торсионную подвеску. Существенно выросла и броня корпуса. Лоб корпуса защищала броня толщиной 75 мм, борта — 60 мм. У обычного Т-34 толщина верхней лобовой детали составляла 45 мм. Разработкой нового среднего танка лично руководил главный конструктор предприятия А. А. Морозов. Но все-таки в серию эта боевая машина, которая во всем превосходила Т-34, не пошла. Если бы танк начали менять на производстве в условиях военного времени суммарный выпуск средних танков в СССР значительно бы просел, а этого советское руководство не могло себе позволить.

Был выбран путь развития и проведения глубокой модернизации уже имеющегося танка Т-34. Модернизация этой боевой машины привела к замене ее башни на башню с танка Т-43, в результате чего появился почти новый танк Т-34-85. Но от идеи разработки нового среднего танка А. А. Морозов отказываться не собирался. Поэтому в конце 1943 года началась разработка танка, который получил индекс Т-44. Данная боевая машина получила дальнейшее развитие башни танков Т-43 и Т-34-85, а вот корпус претерпел сильные изменения. Одним из самых передовых решений разработчиков стало размещение двигателя В-44 поперечно. Благодаря этому удалось существенно уменьшить длину и высоту корпуса, а за счет высвободившегося веса усилить бронирование боевой машины. Благодаря поперечному расположение двигателя не только удалось сократить длину МТО танка на 650 мм, но и увеличить объем его боевого отделения и сместить башню ближе к центру корпуса.

Ко всему прочему на Т-44 установили новую 5-ступенчатую коробку перемены передач, которая получилась компактной и легкой, благодаря использованию в конструкции трансмиссии нового агрегата — «гитары» (такое название придумали для редуктора с передаточным числом 0,7, он уменьшил число оборотов и нагрузку на КПП). А за счет применения новой топливной аппаратуры удалось повысить номинальную мощность дизельного двигателя с 500 до 520 л.с.


Передние проекции танков Т-34-85 и Т-44


К кардинальным отличиям нового танка относили и отказ от подвески Кристи, на Т-44 была торсионная подвеска. Пружинные «свечи» Кристи забирали слишком большой объем заброневого пространства, обладая при этом и положительной особенностью — у экипажа танка было меньше сложностей с проведением ремонта. В то же время использование торсионной подвески позволило сократить габариты среднего танка, улучшить условия обитаемости экипажа и удешевить процесс производства боевой машины. В целом в сравнении с Т-34-85 новый танк Т-44 стал в два раза более защищенным, сохранив ту же боевую массу, более подвижным и сохранил свою огневую мощь. Серьезно повысилось и удобство работы экипажа.

Параллельно с работой по совершенствованию уже имеющихся и разработке новых средних танков в советских КБ работали и над проектами других боевых машин. Так, коллектив конструкторов расположенного в Свердловске «Уральского завода транспортного машиностроения» специализировался на разработке средних по массе самоходных артиллерийских установок разного назначения. Руководил этими работами известный конструктор Лев Израилевич Горлицкий, который в 1932 году оказался одним из первых выпускников Ленинградского военно-механического института. Он сумел пройти через жернова репрессий, в августе 1940 года освободился и возглавил артиллерийское КБ Кировского завода в Ленинграде. После начала войны это КБ эвакуировали отдельно от танкового завода и разместили не в Челябинске, а в Свердловске, где Горлицкий и занялся проектированием САУ, будучи начальником Специального конструкторского бюро.

К осени 1944 года в Свердловске на базе шасси среднего танка Т-34 были созданы такие известные САУ, широко применявшиеся во время Великой Отечественной войны, как СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Помимо этих боевых машин инженеры СКБ работали над проектами и других самоходок, которые, однако, не стали так известны. С июня по октябрь 1944 года на Уральском заводе транспортного машиностроения был создан ряд проектов самоходных артиллерийских установок, обладающих потенциалом последующей модернизации и улучшения характеристик, а также учитывающих недостатки, которые имелись в предыдущих боевых машинах. Часть из них была построена на шасси нового среднего танка Т-44.


СУ-122-44, моделизм


В октябре 1944 года завод представил в технический совет Наркомата танковой промышленности сразу 5 проектов новых САУ:

СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С, к тому моменту самоходка уже была выпущена в металле и успешно смогла преодолеть заводские испытания;
ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и наличием электротрансмиссии.
СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на шасси танка Т-34, но с задним расположением боевого отделения, соответственно МТО было размещено в носовой части.
СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе шасси танка Т-44, с задним расположением боевого отделения.
СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, с использованием базы и агрегатов среднего танка Т-44, с передним расположением боевого отделения.

Согласно решению технического совета лучшими из представленных были признаны проекты самоходок СУ-100-М-2 и СУ-122-44. Поэтому приказом Наркома танковой промышленности за номером 625 от 26 октября 1944 года заводу УЗТМ было предложено закончить проектирование данных самоходок, а также полностью закончить чертежи и выпустить опытные образцы боевых машин. При этом самоходка СУ-100-М-2 получила именование «Уралмаш», а СУ-122-44 имела рабочее название «Гром». Видимо, подобное требование о постройке двух разных опытных образцов несло в себе скрытое желание перестраховаться на случай неудачи постройки «советского Фердинанда». Проектированию в СССР самоходок с задним расположением рубки во многом была обязана именно эта немецкая боевая машина. При этом на каждой из самоходок прорабатывалась установка двух разных орудий — 100-мм Д-10 и более мощной 122-мм Д-25. Соответственно прототипы боевых машин получили наименования «Уралмаш-1» (СУ-101), «Уралмаш-2» (СУ-102) и «Гром-1» (СУ-100-44) и «Гром-2» (СУ-122-44).

Самоходка СУ-122-44 проектировалась на базе среднего танка Т-44. В передней ее части располагалась рубка с боевым отделением. В качестве основного вооружения планировалось использовать 122-мм нарезную пушку Д-25С, которая уже использовалась на танке ИС-2. Дополнительным вооружением боевой машины должен был стать 7,62-мм пулемет ДТ, который был спарен с орудием. При стрельбе прямой наводкой использовался прицел ТШ-17, для ведения огня с закрытых позиций планировалось задействовать панорамный прицел М-30. Лобовое бронирование самоходки было таким же, как у танка Т-44 — 90 мм. Расчетный вес боевой машины со 122-мм орудием составлял до 35 тонн. Что примерно на три тонны превышало массу танка Т-44, учитывая это обстоятельство, планировалось, что скорость САУ будет чуть меньшей, чем у среднего танка, но останется сопоставимой.



Однако проект данной самоходки так и не был реализован в металле. Уже в декабре 1944 года в рамках продолжения работ над проектом СУ-122-44 выяснилось, что габариты и масса боевой машины оказываются слишком велики. Главным образом, из-за пятиметрового ствола орудия Д-25С. В то же время самоходка СУ-100-М-2 с задним расположением боевого отделения получалась довольно компактной, ее длина резко сокращалась, а масса вписывалась в рамки машин среднего класса, в то время как бронирование было значительным образом усилено. Основываясь на этих выводах, было принято решение продолжить выполнение работ только по проекту СУ-100-М-2, а все работы над самоходкой СУ-122-44 свернуть, соответствующий приказ от НКТП был получен 7 марта 1945 года.

Тактико-технические характеристики СУ-122-44:

Габаритные размеры: длина — 6070 мм (с пушкой — 9140 мм), ширина — 3100 мм, высота — 2200 мм.
Бронирование — лоб корпуса — 90 мм, борта — 75 мм.
Боевая масса — до 35 тонн.
Вооружение — 122-мм пушка Д-25С и 7,62-мм пулемет ДТ
Силовая установка — дизельный двигатель В-44 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость — 47,5 км/ч.
Запас хода — 200 км.
Экипаж — 4 человека.



Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-101.htm
http://scalemodels.ru/articles/7585-...2-44-grom.html
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:SU122_44/История
http://warspot.ru/2856-grom-kotoryy-tak-i-ne-progremel

Автор Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием