Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 21.02.2016, 00:01 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Борьба за живучесть. Части II-III
ezup
ezup вне форума

Часть II. Кислород




«Участие» кислорода в аварийных ситуациях с возникновением пожара, как правило, только отмечается, но почему, то никто из исследователей катастроф ПЛ-АПЛ не поставил этот химический элемент на «заслуженное» первое место в аварийных ситуациях с возникновением возгорания и последующим переходом локального возгорания в объемный пожар и это не верно, судите сами, если бы не было повышенного содержания кислорода в 7-м отсеке АПЛ «Комсомолец» то не возник бы объемный пожар, не лопнули бы перегретые трубы ВВД и отсек не превратился бы в «доменную печь», не прогорели бы прокладки и тогда даже не смотря на низкий уровень подготовки экипажа, подводная лодка не затонула бы.

Для примера давайте разберем несколько наиболее характерных аварий, в которых кислород играл главную роль.

К-3


На 57-е сутки похода после боевой службы при подходе к Скандинавии в 1 час 58 мин. 08.09.1967 года в первом отсеке возник пожар. Комиссия специалистов, представителей науки, промышленности и флота под руководством адмирала Касатонова установила, что наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в 1-й отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта (При демонтаже гидравлической машинки клапана вентиляции ЦГБ № 2 ПБ была обнаружена не красномедная, как положено по чертежу, а нештатная самодельно изготовленная из паронита уплотнительная прокладка. По внешнему виду было установлено, что она небрежно вырезана вручную ножницами или ножом, наружняя окружность была неправильной формы, а внутренняя - имела неровные края, измочалена. Уплотняющее поле прокладки «раскисло», в наиболее узком месте - разрыв. Паронитовая прокладка под действием веретенного масла и переменного давления от 6 до 100 кг/см.кв. была размочалена и имела разрыв в ослабленном периметре).

Необходимая для воспламенения искра могла проскочить в любом из сотен электрических устройств, расположенных в отсеке. Возник объемный пожар. Пламя практически мгновенно охватило всю верхнюю часть отсека, где отдыхало 28 человек.

Горел воздух, как в цилиндре дизеля. Люди вспыхивали как факелы, пожар был такой силы, что при открывании переборочной двери во 2-й отсек, где находилось еще 10 подводников, форс пламени мгновенно охватил всю его жилую часть. Пожар в обоих отсеках длился не более двух минут, но и этого оказалось достаточно, чтобы от окиси углерода и огня погибло 39 членов экипажа лодки.

Позже на лодке был найден прибор МН-1125, кислородомер вышел из строя с показаниями около ограничительного значения «25% ».

К-131


18 июня 1984 г. на АПЛ начался пожар в 7-м и 8-м отсеках.

Вот что рассказал оставшийся в живых один из обитателей восьмого отсека, главный старшина Буянов: «Я заступил на вахту в трюме отсека, и около 8.30 ко мне заглянул капитан-лейтенант Слепнев, который проходил из кормовых отсеков лодки в носовые. Я доложил ему, что все механизмы работают исправно. Не более пяти минут спустя я вдруг услышал топот ног по верхней палубе. Из восьмого отсека в седьмой бежал мичман Поцюс и у него полыхали огнем волосы, и одежда. Следом за ним в седьмой пронеслись еще двое горевших, но кто это, я разглядеть не успел. Трубицин упал в проходе верхней палубы, я подбежал к нему и начал тушить его с помощью воздушно-пенной лодочной системы пожаротушения (ВПЛ). Однако Трубицин выхватил у меня шланг ВПЛ, пытаясь тушить на себе огонь самостоятельно. Только тогда я заметил, что горю уже и сам. Быстро спустился в трюм, где погасил тлеющую одежду водой.

Оставшийся в живых вахтенный матрос Бокалеев (он находился на вахте в седьмом отсеке) рассказывал: «К нам вбежал мичман Поцюс, у которого горели волосы на голове, а следом за ним матросы Половой и Абрамян, на которых горела одежда. Поцюс пытался сбить огонь, но это ему не удалось, огонь разметался в разные стороны, в результате чего загорелось устройство для регенерации кислорода. А эта штука очень пожароопасная - ведь при возгорании РДУ температура достигает нескольких тысяч градусов. Поэтому от мощного огня устройства была выведена из строя связь с центральным постом. От горящего Поцюса загорелась одежда и на мне. Я пытался сбить огонь, но это плохо получалось. Впечатление было такое, будто горел спирт или бензин. Потушил только водой.

Комиссией был сделан вывод, что пожар в восьмом отсеке возник от попадания искр на одежду мичмана Трубицина, работавшего на нештатном точиле в условиях повышенного содержания кислорода в воздухе отсека. А распространению огня в седьмой отсек способствовало то обстоятельство, что злополучная дверь между отсеками была открыта из-за неисправности системы вентиляции.

Согласно заключения пожарно-технической экспертизы, проведенной всесоюзным НИИ противопожарной обороны МВД СССР, наиболее вероятной причиной воспламенения одежды мичмана Трубицина являлись абразивные искры. Они могли возникнуть при обработке на электроточиле искрообразующих материалов, если содержание кислорода в воздушной среде было выше 25 процентов, не исключено воспламенение. В ходе проведенных экспериментальных исследований установили, что волосяной покров головы способен к интенсивному горению при концентрации кислорода не ниже 23-24 процентов, а лакокрасочные покрытия - при концентрации кислорода не ниже 27 процентов.

Погибло 13 человек.

К-278 «Комсомолец»


Было ли перед аварией в атмосфере 5-го и 7-го отсеков повышенное содержание кислорода? Да, было. Отвечая правительственной комиссии, капитан-лейтенант С.А.Дворов и матрос Ю.В.Козлов, говоря о возгорании в 5-м отсеке, характеризуют его как вспышку или как пламя голубого цвета. Голубой цвет пламени – один из признаков повышенного содержания кислорода.

Эта версия подтверждается показаниями выживших членов экипажа. Из показаний свидетеля В. Т. Тарасенко следует, что в феврале 1989 г. в составе второго экипажа на К-278 он выходил на контрольный выход в качестве специалиста-трюмного и нес вахту в VII отсеке.

Во время одной из вахт он обнаружил, что в отсеке повышено процентное содержание кислорода. При замере содержания кислорода в атмосфере отсека с помощью переносного газоанализатора, он обнаружил, что кислорода в VII отсеке больше положенной нормы.

Ручка реохорда не позволяла точно определить содержание кислорода в отсеке, т. к. с помощью переносного анализатора, возможно, произвести замер кислорода только до 30 %, а в данном случае оно превышало 30 %.

Он сначала не поверил этим показаниям прибора и решил произвести проверочный замер в смежном VI отсеке. Произведя замер, убедился, что прибор исправен и процентное содержание кислорода в VI отсеке в норме. Тогда он вернулся в VII отсек и еще раз произвел замер. Газоанализатор опять показывал повышенное содержание кислорода более 30 %.

Свидетель А. Д. Утитовский показал, что на контрольном выходе в течение трех суток из четырех он лично докладывал на подведении итогов в ЦП капитану 1-го ранга Ванину о повышенном содержании кислорода в VII отсеке, доходившем до 29–30 %.

Такое содержание кислорода в кормовом отсеке было практически постоянно.

Пожар в VII отсеке начался до начала поступления в него свежего воздуха из разгерметизированной арматуры ВВД и продолжался не менее 15 минут.
За счет чего же происходило горение в отсеке? Для того чтобы горение поддерживалось в течение 15 минут при отсутствии поступления свежего воздуха, в VII отсеке еще до возгорания должно было присутствовать не менее 30 % кислорода. Тогда температура воздуха в отсеке могла достичь и превысить +500 °C, давление могло подняться почти до двух атмосфер, а арматура системы ВВД - прогреться более чем до +220 °C.

В этих условиях синтетические прокладки арматуры некоторых систем ВВД теряют рабочие качества, и в отсек начинает поступать, под давлением, воздух, поддерживающий пожар, повышающий его интенсивность и поражающие факторы. В этих условиях пожар не прекратится до тех пор, пока в отсек не перестанет поступать свежий воздух. При такой температуре могут начать гореть почти все материалы, находящиеся в отсеке, в т. ч. консервированный хлеб, гидрокомбинезоны, аппараты ИДА-59, аварийное имущество, обмундирование и пр.

В чем причина возникновения пожара? При таком процентном содержании кислорода из-за любой, в обычных условиях самой безобидной, причины мог возникнуть пожар в отсеке (нагрев какого-либо оборудования, например паяльника или кипятильника, промасленная ветошь, статическое электричество, от случайной искры любого происхождения и т п.).

Печальный итог: погибло 42 человека. Затонул уникальный корабль, не имеющий аналогов в мире.

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод: Если бы не повышенное содержание кислорода то возникшие по разным причинам возгорания не перешли в объемные пожары, не было бы массовой гибели членов экипажей лодок, не было бы гибели «Комсомольца».

При повышенном содержании кислорода в атмосфере отсека он как бы насыщает собой одежду, обволакивает волосы, этот можно сравнить с опрыскиванием человека бензином через мелкокапельный пульвизатор из-за этого при попадании малейшей искры люди вспыхивали как факелы, причем пламя было практически не возможно было сбить.

Несомненно, что контроль за процентным содержанием кислорода в атмосфере подводной лодки должен вестись постоянно автоматическими анализаторами и при превышении предельно допустимой концентрации должен немедленно выдаваться звуковой сигнал (ревун), а в ЦП должно загораться табло «Внимание! Повышенное содержание кислорода!». Причем ревун должен давать сигналы каждые 2-3 минуты пока не будет снижена повышенная концентрация кислорода.
Это не значит что сейчас таких автоматических газоанализаторов нет на подводных лодках, они есть стоял автоматический газоанализатор и в 7-м отсеке «Комсомольца» правда не работал (лодка вышла в море с неисправным газоанализатором в 7-м отсеке, с неисправной видеокамерой в 7-м отсеке, имея на борту несколько членов экипажа не допущенных к самостоятельному исполнению обязанностей, лодка вышла в море с экипажем который получил на экзаменах в УЦ оценку – неудовлетворительно, т.е. 2 балла по пятибалльной шкале оценок).

Показания газоанализаторов как правило принимаются к сведению, в т.ч.когда они показывают превышение предельно допустимой концентрации кислорода в атмосфере подводной лодки, а должны восприниматься как обязательное побуждение к действию.

Глава III. Не компетентность и Божье проведение


Мне несколько раз приходилось слышать, что Богородица хранит Россию, простирает на нее свою божественную милость. Когда встречаешься с фактами невежества, профессиональной не компетенции при обращении со сложной техникой и вооружением и при этом каким-то чудом все как-то обходится без тяжелых последствий убеждаешься, что действительно это так.

На сайте flot.com в блогах, в прошлом году, один ветеран-подводник рассказал, как они проводили учебные торпедные стрельбы в результате бабахнули торпедой не свою лодку, а в американскую, которая вела наблюдение за нашими ПЛ. При этом автор напрямую намекает, что их учебные стрельбы были прям таки связаны с риском и они прям таки герои.

Если разобраться в ситуации, что произошло? В результате низкой навигационной подготовки подводная лодка, на которой был наш ветеран, разошлась с лодкой, по которой должна была выпустить учебную торпеду и вышла за пределы полигона, затем по шуму винтов не смогли распознать чужую подлодку и выпустили в нее торпеду, как они им свою боевую не влепили в борт.

Таким образом, налицо полная некомпетентность значительной части экипажа, начиная с командира и кончая гидроакустиком. Такими подвигами не гордиться нужно их нужно стыдиться.

На том же сайте вскоре появился рассказ еще одного ветерана-штабиста. Который рассказал о походе на АПЛ в качестве смотрящего от штаба. Он подробно рассказал, что командир лодки был тупой как «шпала» и что он из него пытался весь поход сделать «цветущее дерево», экипаж был под стать командиру только их «шпалы» вероятно, были помельче согласно их статусу и званию, и что он практически спас лодку, когда из - под настила пошла вода т.к. матросы медленно докладывали на ЦП об аварии, он бросился в ЦП приказал всплывать на 50 м. ну и т.д. если бы не он лодка, либо утопла, либо разбилась бы врезавшись на полном ходу в американский континент и вообще, если и было на лодке «цветущее дерево» так это он (дерево даже цветущее остается деревом прим.).

Возникает вопрос к этому ветерану: Если экипаж такой не подготовленный как его могли выпустить в море? Куда раньше штаб смотрел? Чем занимались люди, отвечающие за подготовку экипажей? Ведь этим людям доверено ядерное оружие!

И если наши лодки с плохо подготовленными экипажами (шпалами) возвращаются с боевого патрулирования живыми и если до сих пор из-за дремучей некомпетенции они не начали третьей мировой войны то это лишь из-за Божьего благоволения к нашей стране, иначе эти вещи трудно объяснить еще чем либо.
Если кто-то со мной не согласен, то приведу выдержку из книги Н. Курьянчика «Борьба за живучесть как она есть».

«Отработка заклинки БКГР в составе ГКП»


«- Ну что, готовы? - вызывающе изрек комдив, предварительно пошептавшись с боцманом-рулевым и закрыв своей тучной адмиральской фигурой указатели рулей и дифферента на пульте движения "Корунд".

- Механик? - занервничал командир-он-же-старпом.

- Готовы!

- Турбине вперед сто двадцать. Погружаться на глубину сто пятьдесят метров с дифферентом три градуса на нос.

Началось... Рули ушли на погружение, лодка потопала вперед и вниз, набирая скорость до 17 узлов. И "вдруг" начала дифферентоваться на нос. Боцман молча защелкал ключами на пульте, имитируя переход на резервные виды питания - положено так.

- Боцман! Что с рулями?

- Заклинка БКГР на погружение - пятнадцать градусов!

Ни хрена ж себе, заломил, при семнадцати узлах! Ладно... Длинный звонковый сигнал заклинки и команды:

- Пульт, турбине реверс! Боцман, все исправные рули - на всплытие!

- Заклинка БКГР на погружение, - начал объявлять командир вместо отстраненного старпома.

Десять градусов на нос, надо давать пузырь в нос.

- 25-й, открыть кингстоны ЦГБ! (Есть открыть кингстоны ЦГБ!)

Механик - одним глазом на тахометр, дифферентометр и "Корунд", другим на "Молибден". Задана линейка кингстонов. Оператор ткнулся носом в исполнительные кнопки "Пуск" и "Стоп". Хрена ль на них смотреть?! Смотрел бы лучше на мнемосхему! Открылись кингстоны носовой группы ЦГБ. Само по себе открытие всех сорока кингстонов - "сороконожка" - восемнадцати цистерн уже процентов на двадцать снижало скорость. Из почти идеально обтекаемого, как дирижабль, корпуса лодки вдруг в днище выдвигается почти на полметра сорок тарелок кингстонов.

Но, Господи! что это?! Несмотря на то, что скорость уже упала до десяти узлов, а турбина отчаянно выла на полном заднем ходу, тормозя лодку, дифферент опять резко пошел на нос...

Пятнадцать градусов, и еще растет...

Бабах! что-то упало внизу. Снова - дзинь! бах! трах! - посуда в кают-компании и на камбузе. На мнемосхеме системы погружения-всплытия зияли рваные мнемознаки продувания средней и кормовой групп ЦГБ! Оператор все еще давил исполнительную кнопку "Пуск", не отводя от нее глаз.

- Твою мать!!! "Молибден" линейку сбросил, не видишь, что ли?! - вскинулся каплей-гуру, по образному выражению комдива - инструктор по вождению танков в пустыне.

- 25-й! Стоп дуть среднюю и кормовую группы ЦГБ! Открыть клапана вентиляции средней и концевой групп! - скомандовал механик.

- "Молибден" линейку сбросил!.. - прозрел-таки лейтенант.

- Двадцать пятый!!!

- Есть стоп дуть, открыть клапана вентиляции ЦГБ, - лейтенант начал отрабатывать команду.

Двадцать градусов на нос.

Бабах! Трах! Тарарах! - все незакрепленное двигалось в нос и падало. НЭМС отчаянно цеплялся за невзрачный пульт громкоговорящей связи, стараясь удержаться на месте. Комдива мотнуло на переходе, и он всей массой навалился на дверь к гидроакустикам, отбросив назад кого-то из них, испуганно выглянувшего из рубки.

- Мех! Мех! Ну что там у тя? Где реверс?! - вскочил и заплясал у перископа командир - танцующий Шива.

Двадцать пять на нос!

Скорость же всего семь узлов, но лодку тащит вверх воздух в кормовой и средней группах ЦГБ. Естественно, дифферент будет расти, так можно и подшипники турбины задрать... Этого только не хватало!

- НЭМС, чево там у них с реверсом? - полу-грозно, полу-жалобно запросил адмирал.

- А хрен их знает, товарищ комдив, что у них тут творится!..

Лейтенант, снимая пузыри, по инерции открыл клапана вентиляции ВСЕХ ЦГБ... теперь давать пузырь в нос для сброса дифферента нельзя, пока снова не закроешь клапана вентиляции, иначе стравишь весь воздух за борт. Вот навалилось!..

Двадцать семь градусов на нос...

Все, что могло упасть, уже попадало. В лодке воцарилась жуткая тишина. Все подсознательно чувствовали, что это уже никакая не тренировка ГКП.

- Пульт, стоп турбина. 25-й, закрыть клапана вентиляции носовой группы, продуть нос. (Есть закрыть... есть продуть!)

Скорости почти нет, лодку с таким жутким дифферентом выбросит на поверхность..
.
- Командир! Что происходит?! Вы что здесь, все охренели?!

Это бывший верный слуга партии и делегат 27-го съезда, преодолев на карачках наклонную плоскость, вопрошал и взывал к разуму. Говорят, что, начиная где-то с пятнадцати градусов, в спину сидящего в каюте зама как бы с упреком начали стучать, падая, отдельные тома классиков марксизма-ленинизма. Мол, твое место не в каюте, а на ГКП, в группе документирования команд и докладов... При двадцати градусах на пол грохнулось уже теперь все никому не нужное наследие, и замуля на четвереньках пополз в центральный, стеная и приговаривая:

- С-с-сваливать надо отсюда, пока не поздно... идиоты... со своей боевой... мля... подготовкой...

Наконец-то, закрыты клапана вентиляции, начала продуваться носовая группа цистерн главного балласта. Дифферент остановился где-то на двадцати восьми и начал отходить. Лодка стремительно всплывала. Двести метров.

- 25-й, стоп дуть. Открыть клапана вентиляции носовой группы.

- Может, рано еще?

- Делай, что говорю!

- Есть открыть!..

- Пульт, турбине вперед тридцать. Товарищ командир, лодка одержана на глубине сто пятьдесят метров, на ходу пять узлов с дифферентом ноль при тренировке по заклинке рулей и сбое в системе "Молибден".

- Мех, что было-то?

- Что было, то прошло, товарищ командир... могло быть и хуже. Такие накладки у меня в практике впервые. Давайте дадим отбой и больше не будем лихачить... на плохо подкованной кляче.

- НЭМС, а реверс они, наверное, все-таки не дали, иначе - с чего б такой дифферент?

- Товарищ комдив, я, честно говоря, сам ничего не понял. У меня такое тоже в первый раз... но, наверно, КТО-ТО видел, понимал и контролировал... раз все нормально. Разберемся, товарищ комдив».


Для тех у кого-то еще остались сомнения в Божьем промысле и проведении приведу выдержку из рукописи воспоминаний капитана 1-го ранга Альберта Ивановича Храптовича, который с 1985 г занимал должность старшего преподавателя УЦ в г. Обнинск.

«То, что на флоте соответствующих условий для подготовки личного сотава нет, здесь (в УЦ прим.) подтверждалось в полной мере: подавляющее большинство матросов, старшин, офицеров, прибывших с флота, получали неудовлетворительные оценки.

Нередко преподаватели, особенно из «старых», удивлялись: «И как они там вообще плавают?! О каком «выполнении поставленных задач» может идти речь?». Более «свежие», недавно пришедшие с флота удивлялись меньше. Они знали, чем приходится заниматься морякам вместо боевой учебы. Но даже меня потрясало то, что прибывающие с флотов на состязания экипажи, (по некоторым видам подготовки такие состязания проводились на наших тренажерах), казалось бы, лучшие из лучших, нередко показывали такой, же низкий уровень подготовки! Их, что называется, приходилось сначала «натаскивать» по основным вопросам и только после этого допускать к состязаниям. Конечно, за несколько дней многому не научишь. И когда потом наши начальники натягивали им оценки «хорошо», («Иначе нас там, - вздымали они очи вверх, - не поймут»), у многих из нас, преподавателей, нехорошо становилось на душе. А что делать?

Вместо послесловия


В послевоенный период (1945–2011 гг.) потеряно 19 подводных лодок (в том числе 1 - дважды, 11 - безвозвратно), из них 15 - в результате аварий, 1 - по не установленной причине.

МОРЕ ВЗЯЛО К СЕБЕ 677 ПОДВОДНИКОВ


Автор Семён Фомин
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
С экипажами кораблей Балтийского флота проводятся учения по борьбе за живучесть. Люциан Новости Военно-морского флота 0 01.02.2020 09:16
Тест на «живучесть» СХ-АК103 ezup Видеосалон 0 19.12.2019 19:37
«Дункан Маклауд среди автоматов»: тест на «живучесть» АК-103 калибра 7,62 мм ezup Военный кинозал 0 05.12.2019 22:13
Борьба за живучесть. Часть I ezup Военно-морской флот 0 14.02.2016 11:01
Морской бой. Живучесть авианосца ezup Авианосцы 0 17.09.2012 17:49