RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Беспилотники » Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 1

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 25.01.2016, 18:02 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 1
ezup
ezup вне форума


Будет ли, наконец, европейский многонациональный проект по средневысотному БЛА реализован на этот раз? Это подтвердили немецкий канцлер и французский президент в апреле 2015 года. Посмотрим… В любом случае на это надеются партнеры по программе Male 2020, компании Dassault, Alenia и Airbus

Экспедиционные операции в Ираке и Афганистане подняли применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) на новый уровень, хотя это были условия уникальным в своем роде (как когда-то было с предыдущими воздушными операциями в Корее и Вьетнаме). Вывод большей части коалиционных сил из Афганистана к концу 2014 года дал возможность поразмышлять о настоящем и будущем применения безлюдной авиации.

Военных среди прочего могут заинтересовать следующие аспекты: какие обязанности лучше всего могли бы выполнять БЛА в конфликтном сценарии более общего плана, сколько реально стоит их приобретение и эксплуатация, как БЛА могут выжить в присутствии вражеской авиации современных систем ПВО и, наконец, как они могут быть интегрированы в операции мирного времени на домашних театрах.

Военные действия в Афганистане, несомненно, послужил мощнейшим толчком для развития рынка БЛА. Исходя из приобретенного опыта, никто не хочет идти на войну без (по меньшей мере) беспилотных воздушных средств разведки и наблюдения, также как никто не хочет идти на войну без высокоточных боеприпасов.

Тем не менее, продажи БЛА до сих пор составляют всего лишь небольшую долю рынка военной авиации. В запросе Пентагона на 2016 год продажи беспилотников составляют всего 5,94% расходов на «авиацию и соответствующие системы». Одним из факторов, ограничивающих продажи БЛА, является убежденность в том, что раз большинство недавних операций БЛА проходило в относительно свободном воздушном пространстве, то совсем необязательно педантично выполнять будущие потребности.

Но факты говорят сами за себя, при проведении 78-дневной операции союзных сил в Косово в 1999 году было потеряно около 47 натовских БЛА, из которых 35 были подбиты сербской ПВО. Если БЛА достаточно большой и его можно увидеть с некоторой дистанции, то это легкая дневная цель. Три грузинских БЛА (включая, по меньшей мере, один Elbit Hermes 450) были подбиты над Абхазией российскими истребителями в преддверии российско-грузинской войны 2008 года.

В краткосрочной перспективе более крупным БЛА необходимы защитные системы для разбрасывания тепловых отражателей или глушения систем наведения атакующих ракет.

Если цена не является проблемой, тогда для преодоления современных противовоздушных систем необходимо двигаться быстро или стать невидимым. Разрабатываются же гиперзвуковые ракеты, так что можно ожидать появления и гиперзвуковых разведывательных БЛА, хотя аппараты с реактивным движителем, по всей видимости, окажутся либо слишком большими, либо очень ограниченными по дальности.


Для перехвата гиперзвуковых БЛА необходимо очень малое время реакции систем ПВО. В качестве примера можно привести проект SR-72 компании Lockheed Martin – средство прорыва, развивающее скорость до 6 чисел Маха

Определенным показателем сложности проблем разработки в этой области служит тот факт, что хотя Lockheed Martin обсуждала свой проект SR-72 Mach 6.0 с экспертами по двигателям из фирмы Aerojet Rocketdyne в течение нескольких лет, но, по данным компании, конечный продукт в виде разведывательного беспилотника для прорыва ПВО будет готов не ранее 2030 года. Известно только, что коммерческие турбинные двигатели сначала смогут придать ускорение аппарату SR-72 примерно до 3 чисел Маха (скорость, достигнутая предыдущим проектом SR-7I Blackbird), и что гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели увеличат затем эту скорость вдвое.

Для работы в пределах атмосферы гиперзвуковые разведывательные средства могут появиться как побочный продукт проекта по экспериментальному космическому самолету XS-1, над которым работают Darpa (Управление перспективных исследований и разработок министерства обороны США) и компании Boeing и Northrop Grumman. Самолет XS-1 предназначен для доставки полезного груза массой 1360-2270 кг на низкую околоземную орбиту. Кроме того, Boeing отвечает за создание гораздо более крупного опытного аппарата X-37B Orbital Test Vehicle (OTV), который провел на орбите до 674 дней.

Что касается малых признаков заметности (стелс), то БЛА RQ-170 Sentinel компании Lockheed Martin несомненно проектировался с учетом двух аспектов: он должен иметь достаточный уровень живучести, чтобы летать над такими странами, как например Иран, но при этом его потеря не должна иметь больших последствий. Это делает его первым недорогим БЛА со сниженными сигнатурами. Предполагается, что он поступил на вооружение ВВС США в 2007 году и был развернут на базах в Афганистане и Южной Корее, возможно для мониторинга ядерных разработок в соседних странах. Один такой БЛА был потерян над Ираном в декабре 2011 года.

По данным ВВС США, RQ-170 состоит на вооружении 30-й разведывательной эскадрильи на полигоне Тонопа и 432-го авиакрыла, базирующегося на авиабазе в Неваде.

Необходимо отдать должное журналу Aviation Week and Space Technology; только благодаря его материалам общественности стали известны довольно скудные сведения о продвинутом разведывательном БЛА RQ-180 с управляемыми сигнатурами, созданном компанией Northrop Grumman (кажется еще одно дозвуковое летающее крыло в стиле традиций B-2). Предполагается, что контракт на разработку RQ-180 был получен в 2008 году, первые поставки прошли в 2013 году, а аппарат мог быть поставлен на вооружение в 2015 году.

Высказывались предположения, что взрыв над Кольским полуостровом в апреле 2014 года был ничем иным, как уничтожением российской ПВО аппарата RQ-180, который взлетел из Ставангера на юге Норвегии (что кажется маловероятным) для фотографирования российских морских баз.



Гиперзвуковые разведывательные БЛА могут быть вариантами программы Darpa и Boeing по экспериментальному космическому самолету XS-1. Альтернативой проекту Boeing XS-1 (внизу) является концепция Northrop Grumman, в основу которой легла подобная конфигурация (вверху)


Опытный орбитальный аппарат Boeing X-37B Orbital Test Vehicle налетал уже 674 дня, но его предназначение так и не раскрывается

Высокая стоимость

Даже относительно низкотехнологичные БЛА стоят немало и обеспечивают небольшой уровень эксплуатационной гибкости по сравнению с пилотируемыми воздушными аппаратами. Объединенным Арабским Эмиратам было продано восемь невооруженных БЛА Predator XP производства компании General Atomics с оптико-электронными станциями и морскими РЛС на общую сумму 220 миллионов долларов. На первый взгляд кажется, что это дороговато для относительно простой комбинации корпуса летательного аппарата и двигателя с продвинутыми средствами связи, наблюдения и целеуказания. Следует заметить, что хотя эти БЛА не имеют вооружения, Госдепартамент США отдельно дал разрешение на продажу лазерных целеуказателей для маркировки целей для атаки другими средствами (например самолетами). Правительство США запретило продажу вооруженных Predator XP в Иорданию, но недавно открыла рынок для Индии. Относительно высокая стоимость систем для ОАЭ частично объясняется тем фактом, что это был первый заказ на новую модель БЛА Predator XP, впервые взлетевшую только в июне 2014 года. Для сравнения американская армия предусмотрела 357,9 миллиона долларов на 15 вооруженных БЛА MQ-1C Gray Eagle от General Atomics в бюджетном запросе на 2016 год, что по несложным подсчетам составляет около 23,9 миллиона долларов за аппарат.

Одной из последних известных сделок по БЛА стала продажа Нидерландам четырех БЛА MQ-9 Reaper General Atomics. Судя по данным Управления военного сотрудничества министерства обороны США четыре БЛА MQ-9 Block 5, шесть турбовинтовых двигателей Honeywell TPE331-10T, четыре радара General Atomics Lynx, стандартное дополнительное оборудование и запасные части на обеспечение 3400 летных часов сроком на три года были оценены в 339 миллионов долларов, или 84,75 миллиона за один аппарат.

Что касается общего положения в сфере экспортных продаж невооруженных БЛА, то хотя и БЛА MQ-9 Reaper был куплен Францией (16), Италией (6), Нидерландами (4) и Великобританией (10), на сегодня только британский вариант имеет возможность установки вооружения. Италия запросила эту модернизацию, Турция также не отстала и запросила у США поставку вооруженных БЛА. Испания (где компании General Atomics и Sener объединились) и Германия проявили интерес в закупке MQ-9 и возможно запросят вооруженный вариант. Австралия также запросила цену и информацию по поставкам; в преддверии же заказа личный состав ВВС Австралии проходит подготовку в Америке на MQ-9.

В феврале 2015 года американская администрация объявила о том, что она несколько ослабила ограничения, позволив продажи летальных БЛА по межправительственным договорам с одобренными (но не названными) странам при условии гарантий целевого применения. Смысл в том, что предыдущая политика (необъявленная) абсолютно не предусматривала продаж американских вооруженных БЛА с единственным (без пояснений) исключением, Великобританией.

Впрочем, хорошо понятный замысел американцев – замедлить распространение вооруженных БЛА – стимулирует другие страны на разработку летательных аппаратов с необходимыми им возможностями.

Опубликованные в начале 2015 года фотографии крушения CH-3 CASC Caihong в Нигерии с двумя ракетами «воздух-земля» свидетельствуют о том, что одной из таких стран является Китай. В сообщениях говорилось, что аппарат CH-3 массой 630 кг был продан, по меньшей мере, в четыре страны, включая Пакистан. Более крупный БЛА (1150 кг) Chengdu Wing Loong (Птеродактиль), также вооруженный, был поставлен в три страны, скорее всего Саудовскую Аравию, ОАЭ и Узбекистан.

Барражирующий БЛА Harpy израильской компании IAI был экспортирован в 1994 году в Китай (а впоследствии в Чили, Индию, Южную Корею и Турцию), но дальнейшие продажи израильских вооруженных БЛА могут стать объектом давления Соединенных Штатов (как и модернизация Harpy).

Впрочем, такие страны как Бразилия, Россия, Индия и Южная Африка (добавим Китай как страну-члена БРИКС) могут разрабатывать БЛА и легкие управляемые ракеты. Для того чтобы научиться изготавливать более сложные аппараты, самым простым решением является лицензионное производство. В качестве примера можно привести Бразилию, которая недавно начала у себя в стране производство БЛА IAI Heron MALE (Medium Altitude Long Endurance – средней высоты и большой продолжительности полёта). Аппарат получил имя Cacador (охотник).

Япония, Южная Корея и многие европейские страны со своими технологическими возможностями может и хотели бы уважать американские Правила международной торговли оружием (Itar), Режим контроля за ракетными технологиями (MTCR) и Вассенаарское соглашение (о контроле за продажей вооружений и технологий двойного назначения), но хотят ли они это делать во времена относительно высокой безработицы?


Различные дополнительные системы, установленные на этой модели Male 2020 масштаба 1:10, показанной компанией Dassault на выставке Eurosatory, ясно говорят о том, что к задачам этого БЛА также относятся наземный или морской мониторинг (радар в нижней части фюзеляжа), радиоэлектронное противодействие и радиотехническая разведка


В 2012 году были начаты испытания лазерной системы вооружения LaWS (Laser Weapon System) на борту эсминца Dewey (DDG-105)


БЛА MQ-9 до сих пор в компании General Atomics известен как Predator-B. Этот опытный образец по имени Ikhana будет использован для испытаний радара воздушного трафика DDR (Due Regard Radar – дословно радар «должное внимание») от General Atomics

Новые разработки?

В странах Запада промышленность БЛА возможно уже подошла к своему пределу касательно продаж и вероятно окажется в той же ситуации, в какой оказалась промышленность бронированных машин. Эту ситуацию очень четко проиллюстрировала выставка Idex 2015 в Абу-Даби, где было просто изобилие идеально соответствующих разнообразным требованиям аппаратов, произведенных теми странами, которые прежде их импортировали. Эти страны не только изготавливают подобные аппараты, но как свидетельствует их присутствие на оборонных выставках, они в настоящее время их еще и экспортируют. Ранее уже было упомянуто несколько примеров таких БЛА, хотя, что касается реальных возможностей Китая, то о них становится известно только тогда, когда случается какое-то авиационное происшествие. Как и все что разрабатывается в стране в оборонной сфере, Китай хранит в секрете.

На время мы отложим в сторону более легкие БЛА, так как очень часто их разработка сводится к переделке для военного применения относительно продвинутых радиоуправляемых аппаратов (или их части) и выдаче им сертификата типа собственными сертификационными офисами за сравнительно высокую цену – действительно очень выгодная деятельность для участвующих в этом процессе так называемых консалтинговых агентств.

Обратим внимание на БЛА типа MALE (Medium Altitude Long Endurance – средневысотный с большой продолжительностью полёта) и возможно их ближайшую подкатегорию. Что касается экспортных продаж в этой области, то, несомненно, чемпионами здесь (если объединить модели, предлагаемые компаниями Israel Aircraft Industries и Elbit) являются израильтяне. Впрочем, появляющиеся на этом рынке страны пытаются найти пути ухода от зависимости, особенно, когда речь идет об авиационных средствах поражения.

В Европе разработка многонационального БЛА стала комедией или драмой, в зависимости под каким углом посмотреть на это. На данный момент эта ситуация очень выгодна американской компании General Atomics, поскольку заказчиками её БЛА Reaper являются Франция, Италия, Нидерланды и Великобритания. В частности, три страны из этого списка не смогли согласовать единый базовый европейский проект, но все, в конечном счете, договорились пойти и купить одно и тоже за рубежом, демонстрируя великое ощущение «единения».

Итак, что теперь произойдет с очередным европейским проектом, «подтвержденным» заявлениями Ангелы Меркель и Франсуа Олландом в апреле минувшего года, в действительности остается только гадать, поскольку немецкий канцлер фактически упомянула о возможности вооруженного варианта, что довольно удивительно исходя из нынешнего неприятия немцев вооружения. Проект в настоящее время подвешен в воздухе, а время покажет, когда реальный аппарат сможет подняться в воздух. Фактически, этот конкретный (и новейший) проект уходит своими корнями в промышленность, как это зачастую случается. Он является результатом заявки, сделанной в июне 2013 года компаниями Dassault, Alenia и Cassidian (в настоящее время Airbus), но которая до сих пор оставалась незамеченной – норма, когда в проекте принимают участие политики. Ну а теперь, более чем два года спустя, это стало их собственной идеей. На первом фото статьи фотография модели, представленной компанией Dassault на выставке Eurosatory 2014. Проект получил имя Male 2020.

А вот абсолютно противоположная ситуация. Европа стала местом рождения нескольких военных винтокрылых БЛА, но ни один из них не является многонациональным продуктом. Но, как говорится кесарю кесарево, ведь почти все европейские разработки ведут в шведскую фирму Cyb-Aero, чьи модели Apid зачастую становились отправной точкой для ряда проектов. Винтокрылые БЛА будут рассмотрены далее в следующих частях этого обзора.


Будущие поля сражений увидят мобильное лазерное оружие, применяемое против таких целей, как например БЛА, минометные боеприпасы и тактические ракеты. Это опытная установка мощностью 10 кВт была разработана компанией Boeing при финансировании американской армии


Во время демонстрации, проведенной компанией Rheinmetall в 2013 году, высокоэнергетический лазер успешно сбил три реактивных БЛА в течение нескольких секунд. Лазер Hel был установлен на крыше башни зенитной установки с револьверной пушкой

Люди и неудачи

Что касается стоимости БЛА, то здесь имеется ряд моментов, которые вызывают озабоченность. Первая заключается в том, что «необитаемая» авиация в реальности требует значительных людских ресурсов. Например, по имеющимся данным ВВС США планируют выделять по десять пилотов на каждый БЛА MQ-l/MQ-9 Cap (combat air patrol – боевое воздушное патрулирование) во время обычных операций. Пентагон требует от армии обеспечить 65 патрулей Cap, в каждом по четыре БЛА. Добавьте операторов различного оборудования, обслуживающих техников и аналитиков разведывательных данных и получится, что каждый «беспилотный» летный час требует сотен человеко-часов.

Еще одна озабоченность ВВС США состоит в том, что на данный момент существует слабая система вознаграждения личного состава за подготовку к полетам только на БЛА, которые там (как и в НАТО) называют RPA (remotely piloted aircraft) (в отличие от американских армии и флота где их называют UAV [Unmanned Aerial Vehicle] и береговой охраны и Федерального управления гражданской авиацией, которые называют их UAS [unmanned aircraft system]). Одним из новых направлений стимулирования пилотов беспилотников ВВС США является увеличение оплаты за «полеты» с 650 до 1500 долларов в месяц в течение всего шестилетнего срока активной службы.

Одна из хороших новостей касательно стоимости БЛА заключается в том, что количество авиационных происшествий более дорогостоящих типов снижается до приемлемых уровней. Это важно, поскольку ВВС США имеют на балансе более 300 крупных БЛА; в настоящее время в этом списке 164 MQ-l, 194 MQ-9 и 33 RQ-4 от Northrop Grumman.

Авиационные происшествия класса A определяются как те, что приводят к ущербу стоимостью 2 миллиона долларов и более, этот коэффициент рассчитывается на 100 000 летных часов. Вследствие повышения профессионального уровня пилотов и модификации и совершенствования этих беспилотных аппаратов коэффициенты аварийности класса A для MQ-1 и MQ-9 в настоящее время стремятся к показателям пилотируемого F-16 Lockheed Martin, а коэффициенты для RQ-4 (системы с избыточным резервированием) фактически ниже, чем у истребителя F-16.

Подобные выводы сделаны на основе данных ВВС США за последние пять лет (2010-2014). За это время истребители F-16 налетали в среднем 195623 часа/год, имели коэффициент аварийности класса A равный 1.79. Между тем как MQ-1 с поршневым двигателем налетали 209233 часа/год и имели коэффициент аварийности 4.30. БЛА MQ-9 с турбовинтовым двигателем налетали 119205 ч/год и имели коэффициент 2.35. Самые крупные беспилотники RQ-4 ВВС США налетали всего 15356 часов/года, но имели коэффициент аварийности всего 1.30.

Сравнивайте яблоки с яблоками, а не с персиками

Битва цен между дистанционно управляемыми аппаратами и традиционной авиацией фактически абсурдна. БЛА, лишенный всех систем, необходимых пилоту на борту (авионика, катапультируемое кресло, фонарь кабины, бортовая система генерирования кислорода, поддержание повышенного давления, кондиционирование и т.д.), неизбежно дешевле, не говоря уже о выигрыше в массе и объеме, который, в конечном счете, опять выливается в снижение стоимости. И еще один существенный момент в подобных расчетах. Истребитель, например, точно также как и БЛА, представляет собой систему и для него необходима своя собственная сложная инфраструктура. Очень часто это фактор стоимости не принимается в расчет. БЛА с другой стороны продаются как системы, и после покупки хотя бы одного аппарата должны быть обеспечены идеальные (или приближенные к ним) условия летной эксплуатации.

Кроме того, основным показателем, который не может быть измерен подобно эксплуатационным расходам за час, является эффективность. Что бы не говорили люди, БЛА Global Hawk может находиться в воздухе существенно дольше, чем самолет-разведчик U-2; его экипаж может работать посменно, а пилот U-2 работает, сколько может.

В споре U-2 против Global Hawk реальный вопрос заключается в том, что «необходимо ли Global Hawk делать ограниченную по времени работу U-2?» Другими словами, «целесообразно ли использовать Роллс-Ройс для распашки поля?" А с другой стороны, взять на себя риск приключения Гэри Пауэрса на U-2 или скорее послать Global Hawk, если известно, что окружающие условия небезопасны, но выполнение задачи необходимо? Некоторые вещи нельзя измерить и для этого есть слово «несравнимые».

В принципе, стоимость некоторых военных БЛА (особенно небольших аппаратов, используемых передовыми силами), базирующихся на гражданских разработках должна быть существенно ниже. Если вооруженные силы покупают около 1000 БЛА в год, то по некоторым оценкам авиалюбители купили в 2014 году примерно 500000 штук и эта цифра в 2015 году вполне может достичь одного миллиона. Кроме преимуществ крупномасштабного гражданского производства военные могли бы использовать некоторые недорогие гражданские разработки. В качестве примеров можно назвать локатор предотвращения столкновения с препятствиями, видеослежение за маневрирующими целями и водонепроницаемые аппараты с четырьмя несущими винтами, которые могут плавать и вести наблюдение под водой.

Лидером в гражданском секторе является китайская компания Da-Jiang Innovations (DJI) со штатом 2800 сотрудников, продавшая продукции в 2013 году на 130 миллионов долларов, а в 2014 году примерно на 400 миллионов. Стоимость ее изделий варьируется от 500 до 3000 долларов. Следом идут американская компания 3D Robotics и французская Parrot. Только в 2012 году Parrot продала 218 000 БЛА.

С целью продемонстрировать соотношение цена/качество потребительских БЛА компания DJI в апреле 2014 года выпустила управляемый по GPS беспилотник Phantom 2 Vision+ со стабилизированной камерой, которая снимает видео 30 кадров/с разрешением 1080p HD и фотографии размером 14 мегапикселей. Стоит аппарат всего 1299 долларов.

Сектор коммерческих БЛА относительно небольшой, но, например, свыше 2300 систем уже применяются в сельском хозяйстве в Азии. Американский же рынок должен взорваться после того, как Федеральное авиационное управление наконец-то окончательно определит свои правила эксплуатации малогабаритных БЛА.


В 2014 году Darpa выпустило запрос информации касательно транспортных самолетов и бомбардировщиков, действующих как «воздушные авианосцы в небе», которые могли бы запускать и принимать небольшие универсальные БЛА для проникновения во враждебное воздушное пространство и атаки хорошо защищенных целей

В настоящее время ожидается, что БЛА массой менее 25 кг (но более 2 кг) разрешат выполнять воздушную съемку и картографирование, мониторинг посевов, инспекцию нефте- и газопроводов, вышек сотовой связи, мостов и высотных зданий. В агентстве прогнозируют, что к 2020 году в эксплуатации в США будет 7500 коммерческих БЛА.

Впрочем, предполагается, что коммерческим БЛА («небольшим БЛА») будет запрещено работать днем при видимости менее 4,8 км, на максимальной высоте около 150 метров (понятно, что она не соответствует некоторым их задачам) и только в прямой видимости с оператором, который должен иметь сертификат оператора БЛА. Аппарат должен иметь идентификационную маркировку самого большого практического размера. Федеральное авиационное управление не предполагает выдавать разрешения на использование БЛА для выполнения таких заурядных задач, как например доставки пиццы.

Возвращение военных БЛА в континентальную часть США выдвинуло на первый план необходимость принятия мер, гарантирующих, что они не будут сталкиваться с другими летающими объектами, использующими национальную систему организации воздушного пространства. До настоящего времени это реализовывалось за счет использования пилотируемого самолета сопровождения или наземного наблюдателя, который ограничивает операции дневным временем.

Американская армия в настоящее время начала установку системы обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе Gbsaa (ground-based sense-and-avoid) производства компании SRC на своих ключевых авиабазах в континентальной части, начав с Форт Худа в декабре 2014 года. Далее последуют авиабазы Форт Драм, Хантер Арми, Форт Кэмпбелл и Форт Райли.

Система Gbsaa получает данные по оптоволоконным кабелям или каналам коротковолновой связи от нескольких воздушных датчиков (три трехкоординатных радара с электронным сканированием SRC Lstar в первом случае) и рассчитывает риск столкновения БЛА, сопоставленный с маршрутами других воздушных судов. Оператор Gbsaa передает эту информацию оператору БЛА для принятия соответствующих действий по исключению столкновения.

Тем временем компания General Atomics разработала устанавливаемый на БЛА радар воздушного трафика DRR (Due Regard Radar), который предлагается в качестве компонента системы предотвращения столкновений для беспилотной авиации ACAS-Xu (Airborne Collision-Avoidance System for Unmanned aircraft). DRR тестировался как часть системы SAA (предотвращение столкновений в воздухе) разработки компании General Atomics, которая включает функцию автоматического избежания столкновений и функцию слияния данных сенсоров с целью предоставления пилоту БЛА картины воздушного трафика вокруг его аппарата. Компания работает с НАСА с целью интеграции своей системы SAA в опытный БЛА Predator-B, получивший обозначение Ikhana.


Совместная программа Darpa и научно-исследовательского управления ВМС, получившая обозначение Tern, позволит небольшим кораблям передового базирования служить в качестве баз для разведывательных БЛА категории Male

Борьба с беспилотниками

Растет осознание того, что в будущих конфликтах БЛА могут создать угрозу любым наземным и надводным силам. Очевидный способ справиться с БЛА размером с Predator – это переносной зенитно-ракетный комплекс с ракетой с инфракрасным наведением.

С целью защиты БЛА от угроз подобного типа компания Elbit Systems разработала систему управляемого противодействия ИК-средствам mini-Music. Атакующая ракета вначале определяется системой предупреждения о ракетной атаке, затем захватывается тепловизионным автоматом сопровождения, что позволяет направить лазерный луч точно на атакующую ракету и тем самым сбить с толку ее систему наведения.

Вполне возможно, что крупные БЛА могут в будущем иметь некую систему оборонительных микро-ракет или перехватчиков, аналогичных комплексу активной обороны для вертолетов Helicopter Active Protective System (Haps), разработанному недавно компанией Orbital ATK для защиты от РПГ.

Передовые наземные подразделения, скорее всего, должны иметь зенитное вооружение для поражения пилотируемой авиации и средних/крупных БЛА, но они в настоящее время не имеют средств для борьбы с малоразмерными БЛА, которые к тому же могут применяться одновременно в больших количествах («стаями»). Тем самым, в исследованиях по борьбе с беспилотными аппаратами делается акцент на обнаружении многочисленных небольших воздушных целей и разработке недорогих средств их поражения.

Радиолокационное обнаружение эффективно, но не осуществимо на уровне небольшого подразделения, поэтому изучается возможность использования пассивных инфракрасных и других диапазонов волн. Что касается механизмов поражения БЛА, то мини-ракеты (например, Spike массой 2,5 кг, на вооружении ВМС США) производясь серийно, имеют стоимость за штуку в десятки тысяч долларов, что делает их слишком дорогими для борьбы со «стаей» микро-БЛА.

Впрочем, оружие направленной энергии наземного и корабельного базирования, использующее лазеры или сверхвысокочастотные волны, предлагает преимущества низкой стоимости одного поражения и меньших косвенных потерь и ущерба по сравнению, например, с осколочными боеприпасами. Подвергшийся воздействию БЛА не обязательно должен быть разрушен. Повреждения его антенны или сенсора вполне возможно сделают его аэродинамически нестабильным, что негативно скажется на выполнении задачи.

Лазерное оружие обеспечивает не только меньшую стоимость (менее доллара) одного уничтожения, быстрый захват цели и способность справляться с маневрирующими целями, но также имеет фактически неограниченную емкость магазина. С другой стороны оно подвержено влиянию атмосферных явлений (особенно водяного пара и дыма) и может поражать только одну цель единовременно. Понятно, что это оружие не может атаковать загоризонтные цели.

Компания Boeing продемонстрировала установленную на шасси грузового автомобиля лазерную систему мощностью 190 кВт, которая была разработана по программе американской армии HEL-MD (High Energy Laser Mobile Demonstrator – лазер большой мощности, мобильная демонстрационная установка). БЛА и минометные боеприпасы были успешно поражены на дальностях до 5 км и 2 км соответственно.

Во время недавних полевых испытаний стекловолоконный лазер Athena (Advanced Test High Energy Asset – продвинутая опытная установка высокой мощности) мощностью 30 кВт, разработанный компанией Lockheed Martin, вывел из строя двигатель небольшого грузовика на дистанции более 1,6 км.

Компания Boeing заключила контракт на разработку прототипа системы управления высокомощным лучом HP-BCSS (High Power Beam-Control Subsystem). Она должна обеспечить экстремальную точность лазерного оружия, разрабатываемого компаниями BAE Systems, Northrop Grumman и Raytheon для применения на кораблях ВМС США в рамках программы Управления военно-морских исследований по полупроводниковому лазеру SSL-TM.

Морские испытания начались в 2012 году с установки системы лазерного оружия LaWS (Laser Weapon System) на борт эсминца Dewey (DDG-105). Установка LaWS мощностью 30 кВт получила обозначение AN/ SEQ-3(XN-1). В 2014 году система SSL-Quick Reaction Capability (QRC) была установлена на борту корабля ВМС США Ponce, входящего в состав пятого флота ВМС США.

Целью программ SSL-QRC и SSL-TM является создание в 2016 году продвинутой экспериментальной модели мощностью 100-150 кВт, и, в конечном счете, установка высокоэнергетического лазера на такие корабли, как например эсминцы класса Arleigh Burke (DDG-51) и фрегаты LCS. ВМС США планируют выполнять программу по корабельной лазерной установке до 2018 года с первоначальной готовностью в 2020-2021 годы. Ожидается, что эти более мощные лазеры будут эффективны против различных надводных и воздушных целей на дальностях до 15-20 км.

В 2014 году научно-исследовательское управление ВМС выдало компании Raytheon контракт стоимостью 11 миллионов долларов на установку лазерной системы ближнего действия на бронеавтомобиль Hummer. Как ожидается, эта разработка приведет к созданию лазерного оружия мощностью 30 кВт и компактной РЛС с фазированной антенной решёткой, которые будут устанавливаться на перспективный легкий тактический бронеавтомобиль Joint Light Tactical Vehicle (JLTV).

Немецкая компания Rheinmetall недавно приобрела всесторонний опыт применения коммерчески доступных высокоэнергетических лазеров и их адаптации в качестве систем вооружения, в том числе и в области ПВО. В 2013 году она успешно продемонстрировала лазер мощностью 50 кВт, а также вариант мощностью 30 кВт с оптической системой слежения, установленный на зенитную установку Oerlikon Revolver Gun и соединенный с РЛС управления огнем Oerlikon Skyguard. Лазер мощностью 30 кВт сбил на дистанции около двух километров три реактивных БЛА, летевших со скоростью 20 м/с.


На демонстрационный образец пятитонного Boeing Swift Phantom будет установлены два турбовальных двигателя CT-7. Darpa заявляет о скорости 400 узлов при загрузке 40% и размахе крыльев с винтами в кольцевых обтекателях 15 метров. Пока не решено, будет ли аппарат пилотируемым или нет


После закрытия компанией Northrop Crumman в 2013 году программы Lemv по беспилотнику с большой продолжительностью полета фирма Hybrid Air Vehicles купила прототип HAV304, который послужит в качестве основы для пилотируемого аппарата Airlander (на рисунке). Впоследствии возможен и беспилотный вариант

Продолжение следует

Автор Alex Alexeev
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
бпла


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Танки Украины: настоящее и будущее ezup Артиллерия и бронетехника 0 05.08.2019 09:57
Настоящее и будущее истребительной авиации Японии ezup Авиация 0 26.04.2019 09:50
Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная ezup Беспилотники 0 02.02.2016 23:47
Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 2 ezup Беспилотники 0 29.01.2016 10:44
Вертолеты: прошлое, настоящее, будущее ezup Авиация 0 08.09.2011 10:11