Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 20.03.2015, 10:58 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Худшие танки-вагоны
ezup
ezup на форуме

Как известно лучшим критерием правильности любой теории является практика. Мы знаем, что тот же «танк Менделеева» или танк Стивена Купчака построены не были. А это значит, что проверить их возможности на практике не удалось. Однако в истории танкостроения существовал вполне реальный танк-вагон и о том, что он из себя представлял, и как воевал хорошо известно. Речь идет о французском танке «Сен-Шамон», производства одноименной фирмы.


"Сен-Шамон" в танковом музее в Самюре под Парижем


Танк «Шнейдер» CA1 должен был стать стандартным французским тяжелым танком, причем заказ на эту машину в количестве 400 единиц был размещен 25 февраля 1916 года. Тем не менее, фирме «Сен-Шамон» недалеко от Лиона поручили разработать еще один танк, размером побольше, и лучше вооруженный, по сравнению с танком «Шнейдер». Но никаких консультаций с военными проведено не было, а маршал Жоффр – главнокомандующий французской армией даже не был осведомлен об этом заказе.





Прототип танка «Сен-Шамон»[/center]

Конструированием танка занялся полковник Рималье, который, не мудрствуя от лукавого, просто взял шасси трактора «Холт» и удлинил его настолько, чтобы на нем поместилась и пушка, и запас снарядов, и двигатель. По сути дела это была увеличенная версия танка «Шнейдер». Видимо, на большее фантазии у него не хватило, но зато он позаботился поставить на новый танк пушку своей конструкции. Деревянные бочкообразные ролики, окованные по краям металлом, были расположены в передней и задней части корпуса, чтобы предотвратить зарывание корпуса в мягком грунте. И да, катки оказались очень даже к месту, однако в грязь они не работали. Серьезным нововведением был установленный на танке электрический привод – четырехцилиндровый бензиновый двигатель «Панар» мощностью 80/90 л.с., крутивший 52 кВт динамо, питавшего током два ходовых электромотора, по одному на каждую гусеницу. Эта система устранила необходимость в коробке передач, и все сложности связанные с их переключением и позволил машине «разворачиваться на месте». Тем не менее, передача была сложная и, к сожалению, не надежная и только добавила неприятностей ко всем прочим проблемам с этим танком.


«Сен-Шамон» преодолевает препятствие


На испытаниях машины было выяснено, что выход экипажа из танка, несмотря на оборудованную в нем для этого дверь весьма затруднителен, тормоз отката под стволом у пушки уязвим для огня противника, а возможности наблюдения крайне ограниченны.

После постройки первых 165 танков (из 400 заказать) были построены, 75-мм пушка «Сен-Шамон» T.R. была заменена стандартным 75-мм орудием М. 1897. Плоскую крышу с двумя круглыми куполами заменили на покатую, чтобы гранаты заброшенные на нее гранаты скатывались на землю. На большинстве танков над головой водителя поставили башенку квадратной формы с люком. Гусеницы, которые были слишком узкими, были заменены на более широкие, с новым рисунком грунтозацепов, чтобы повысить их сцепление с почвой и тяговые характеристики, и это было хорошо. Но это улучшение вызвало увеличение размеров надгусеничных полок внутри самого танка, а вот это было уже плохо.

Было рекомендовано установить дополнительные 8,5 мм пластины брони по бортам (в дополнение к основным броневым листам толщиной 8,5 мм.), чтобы обеспечить полную защиту против немецкой бронебойной пули марки «К». Но сделать в полном объеме этого не успели. На вооружении танка кроме пушки были четыре пулемета «Гочкис» (один с каждой стороны, один спереди, и один сзади), имевшие боекомплект в 8488 патронов. Боекомплект орудия составлял 106 снарядов. Экипаж – 8 человек. Вес (в основном из тяжелой системы передачи) 24 тонн.[/left]


Вот при помощи такого приспособления танки Сен-Шамон должны были форсировать препятствия!


Танки «Сен-Шамон» были впервые использованы в бою 5 мая 1917 года, когда они поддержали атаку французской пехоты. Главный недостаток в конструкции – передний свес – сразу же показал себя с самой плохой стороны: из 16 танков, участвовавших в штурме немецких позиций, 15 застряли при попытке пересечь немецкие окопы. CA.1 также участвовали в этой атаке, но результат был неудачен и для них только одному CA.1 удалось пройти немецкие окопы. Многие танки этого типа были разбиты германской артиллерией, снаряды которой легко проламывали их тонкую броню. В результате к ноябрю 1918 года в строю осталось только 72 танка этого типа.

Ну, а теперь давайте заглянем внутрь этой машины и посмотрим, а каково было на ней воевать? Начнем с места водителя танка располагавшегося слева от оси танка. Ну, понятно, что там находились рычаги и педали, а наблюдение осуществлялось через ничем не прикрытые щели. То есть опять-таки даже простейший перископ и тот на него не поставили. Впрочем, а может быть все-таки поставили? Ведь для чего, как не для перископа с широким полем зрения на его броне внизу справа (на фото оно хорошо видно) сделано прямоугольное отверстие? Но точно ли оно для перископа? В японском журнале «Армор моделлинг» на него указывает стрелка, и автор спрашивает, а для чего это? Удивительно, «Армор моделлинг» и не знает! Впрочем, японцы от Парижа далеко. Чтобы все выяснить точно, я написал куратору бронетанкового музея в Самюре – что это за отверстие, для чего? И получил ответ: «Вы задали отличный вопрос, на который у меня… нет ответа! Буду искать!» Кстати, это хороший пример того, с которыми историкам техники приходится сталкиваться в своей работе. Казалось бы, есть танк, есть документация, а для чего отверстие не знают даже в Самюре! Кстати, внутри корпуса за ним находится короб, но сверху он наглухо закрыт, хотя если это перископ, то… там должно бы находиться стекло. Ну, что ж – подождем ответа из Самюра и, возможно, тогда это станет основой для темы о танковых приборах наблюдения…


«Сен-Шамон» в Самюре, вид спереди. Хорошо видно таинственное отверстие на броне справа


Ну, а теперь опять «полезем в танк». Справа от рабочего места водителя находилось орудие и вот то, как французы его там установили, это вообще нечто! Вы думаете, что там была какая-то тумба, на которую крепилась люлька пушки? Нет, ничего подобного! Конструкторы просто вставили внутрь танка все 75-мм орудие целиком вместе с лафетом! А закрепили они его в танке на… осях колес! То есть в принципе, если извлечь его из-под брони и поставить на колеса, то никто бы и не сказал, что когда-то это было «танковое орудие». Наводчик располагался слева сидя и управлял механизмами вертикальной и горизонтальной наводки. Причем горизонтальная наводка была очень ограниченной, так как осуществлялась передвижением пушки… по колесной оси. А под ногами у него находился деревянный каток для повышения проходимости, так что сидеть ему на своем месте было очень даже неудобно. Заряжающий стоял у него за спиной, а сзади находилась кассета со снарядами. Иначе было нельзя, так как откат у французской 75-мм пушки обр. 1897 года был очень велик. Поскольку затвор у пушки был поршневой, то нужен был третий номер расчета – «замковой», который находился от орудия справа. Для него было также предусмотрено сиденье и это было хорошо. Но плохо было то, что он же отвечал за установленный здесь же пулемет «Гочкис». И получалось, что когда он стрелял из пулемета, некому было открывать замок и наоборот. Здесь же над орудием, над головами его расчета крепился выдвигающийся прожектор. Ну, а работала эта «артиллерийская установка» так: наводчик указывал водителю как лучше «поймать цель» (либо это делал водитель, указывавший наводчику куда стрелять!), после чего они общими усилиями «загоняли» ее в прицел, а заряжающий и замковой по команде наводчика заряжали орудие, после чего и производился выстрел.

За оборону танка по обеим сторонам и сзади отвечали три пулеметчика, причем два боковых располагались несколько несимметрично друг к другу из-за того, что справа на корпусе танка находилась «входная дверь». Удобств для пулеметчиков не придумали никаких! В походе они сидели на надгусеничных полках, прямо на металлических листах (разве что сами что-то подкладывали?), а вели огонь по врагу сидя на корточках. При этом они упирались коленками в угол надгусеничной полки и… о какой меткой стрельбе тут вообще могла идти речь? Тебя вместе с танком трясет, кидает на ухабах, а держаться ты можешь только лишь за пистолетную рукоятку и еще рукоятку на затыльнике пулемета и все! Питание пулеметов «Гочкис» осуществлялось из металлической обоймы на 30 патронов, вставлять которую было одному человеку очень неудобно, но даже в том случае если использовалась лента, все равно вести прицельный огонь из оружия, установленного таким образом, было невероятно сложно. Как работал этот пулемет лучше и нагляднее всего показано в кинофильме «Золотая пуля» и если вы его смотрели, то поставьте себя на место человека, который в одиночку должен был обслужить его в танке «Сен-Шамон»!


Входили в танк вот через эту дверь


Двигатель располагался посредине машины со всеми вытекающими из этого последствиями. Правда, к любой его части доступ был очень хороший, да и заводился он также изнутри. Но этим все удобства такого расположения и исчерпывались. А так и шума, и гари в танке хватало, не спасала от этого никакая вентиляция. В задней части справа располагался еще один пулеметчик, слева было место механика, и здесь же находился еще один каток – французы даже не додумались закрыть его каким-нибудь кожухом от грязи, и здоровущий бак для бензина.

Опыт боев показал, что так зарывался носом, попадая даже в самые неглубокие рвы, а выбирался из них с большим трудом. Английские «ромбоиды» могли нести на себе фашины и сбрасывать их в эти рвы, но в данном случае для «Сен-Шамона» этот путь был закрыт: спереди у него была пушка. Очень часто дойдя до первого же противотанкового рва, эти машины останавливались, так как просто не могли их пересечь. Опять-таки, тот же опытный английский «Лидер флотилии» имел два орудия и мог подавлять пулеметы на поле боя. Имел более или менее продуманную ходовую часть и поскольку был длинен – целых четыре гусеницы. А тут… ведь было же очевидно, что танк будет «черпать носом» и тем не менее его построили!


Английский танк «Лидер флотилии», проект


В результате их поневоле начали использовать как САУ для стрельбы с закрытых позиций и часто по невидимой цели при соответствующей корректировке огня. Броня в этом случае защищала их от близких разрывов, но суть в том, что в этом случае терялась сама идея танка. Ведь изначально это был именно танк и нужен был танк, а вышла САУ, зачем-то вооруженная кучей пулеметов, без которых машина этого типа вполне бы могла обойтись!


Танк «Шнейдер СА.1 в Самюре[/center]

В результате «Сен-Шамон» (ну и, конечно, его «собрат» «Шнейдер СА.1) по единогласному мнению всех экспертов были признаны худшими танками Первой мировой войны и больше машины такого типа не строились и не применялись.


Автор Вячеслав Шпаковский
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
танк


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Какими будут новые плацкартные вагоны РЖД ezup Интересное 0 20.11.2018 00:36
Лучшие и худшие продукты для сна ezup Питание и наше здоровье 0 25.08.2018 00:28
Как делают в Твери двухэтажные вагоны ezup Новости России 0 07.08.2016 17:14
Худшие подарки ezup Интересное 0 09.05.2015 00:50