Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 18.03.2015, 11:40 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию На пороге 3-й мировой. Часть первая
ezup
ezup вне форума

В этой статье, дорогие друзья, я хотел бы раскрыть влияние кораблей разведки (РК) на глобальные мировые процессы, происходившие во второй половине ХХ века на нашей планете. В этой статье читатель сможет увидеть, насколько шаток был мир и насколько он был зависим от человеческого фактора.

«Пуэбло»



События, о которых пойдет речь, развернулись более 30 лет назад на Дальнем Востоке. Обстановка в регионе в этот период была исключительно сложной. Стрелка политического барометра показывала на Тихом океане далеко не ясную погоду. Американские корабли, самолеты и подразделения сухопутных войск вели боевые действия против Демократической Республики Вьетнам, по-прежнему напряженными оставались отношения между Сеулом и Пхеньяном. Размещенные на территории Японии и Южной Кореи военно-морские и военно-воздушные базы активно использовались кораблями и самолетами США, в том числе и для ведения разведывательной деятельности против Советского Союза и других недружественных Белому дому стран Дальнего Востока и Юго-восточной Азии.

11 января 1968 г. с военно-морской базы Сасебо (Япония ) вышел американский разведывательный корабль «Пуэбло» (AGER-2), имея в качестве цели определение характера и интенсивности деятельности ВМС Северной Кореи в районе портов Чонгджин, Сонгджин, Мьянг До и Вонсан. Его задачами были следующие операции:
— вскрывать радиотехническую обстановку в районе восточного побережья Северной Кореи, уделяя при этом особое внимание разведке параметров и определению координат береговых радиолокационных станций;
— вести радио- и радиотехническую разведку, техническое и зрительное наблюдение за деятельностью кораблей ВМФ СССР, находящихся в районе Цусимского пролива, выявить цель их нахождения в указанном районе с февраля 1966 года;
— определять реакцию Северной Кореи и Советского Союза на ведение кораблем разведки в Японском море и Цусимском проливе;
— оценить возможности "Пуэбло" и установленных на нем технических средств по ведению радио- и радиотехнической разведки, техническому и зрительному наблюдению за силами противника;
— осуществлять немедленный доклад командованию о развертывании кораблей, других подразделений Вооруженных сил Северной Кореи и Советского Союза, представляющих опасность для Вооруженных сил США.

В соответствии с боевым приказом корабль должен был вести разведку в районах с условными наименованиями "Плутон", "Венера" и "Марс". Западная граница всех районов проходила по линии, отстоящей на удалении 13 миль от побережья и островов Северной Кореи, а восточная отстояла от западной на 60 миль. Выбор конкретного района в тот или иной момент возлагался на командира с учетом складывающейся обстановки.

В целях обеспечения безопасности коммандеру Бушеру было запрещено приближаться к побережью Северной Кореи и Советского Союза на расстояние менее 13 миль. Установленные на корабле пулемёты «Браунинг M2HB» предписывалось держать в зачехленном виде, их применение разрешалось только в случае явной угрозы кораблю и его экипажу. При продолжительном слежении за советскими кораблями "Пуэбло" запрещалось сближаться с ними более чем на 450 м. Исключение было сделано лишь для фотографирования кораблей и их вооружения, но и в этом случае минимальное расстояние до объекта слежения оставалось регламентированным — 180 м.

Цусимский пролив встретил корабль сильным волнением и пасмурной погодой. Однако такие условия плавания вполне устраивали коммандера Бушера, поскольку они способствовали выполнению поставленной перед ним задачи. Уже 21 января 1968 г. «Пуэбло» находился у кромки территориальных вод КНДР, где обнаружил советскую подводную лодку в подводном положении и начал за ней слежку, но вскоре потерял контакт. Через два дня американцы вновь установили контакт с подводной лодкой и, видимо, так увлеклись преследованием, что зашли в территориальные воды Северной Кореи. В это же день, в 13 ч. 45 мин. торпедные и сторожевые катера ВМС КНДР в 7,5 мили от острова Рьедо задержали «Пуэбло», который находился в территориальных водах КНДР (американцы утверждали, что корабль находился в международных водах). При задержании корабль был обстрелян. Один из моряков был убит, а 10 ранены, из них один тяжело.



Обеспокоенный захватом «Пуэбло» президент Джонсон собрал консультативное совещание с военными и гражданскими экспертами. Сразу возникло предположение о причастности к инциденту СССР. Министр обороны Роберт Макнамара утверждал, что русские знали об инциденте заранее, а один из советников президента заметил, «что это нельзя прощать». Макнамара заявил, что за авианосцем «Энтерпрайз» следует советское гидрографическое судно «Гидролог» и, периодически приближаясь к авианосцу на 700-800 метров, выполняет те же функции, что и захваченный «Пуэбло».

24 января во время обсуждения американского ответа в Белом доме советник по национальной безопасности Уолтер Ростоу высказал идею дать приказ кораблям Южной Кореи захватить советское судно, следующее за авианосцем «Энтерпрайз». Подобный «симметричный» ответ мог иметь тяжелые последствия, ведь, по американским данным, за авианосцем «Энтерпрайз» во время его перехода к корейскому побережью шла советская АПЛ класса «November» (проект 627 А), и не известно, как бы среагировал ее капитан.

Вскоре по приказу президента у побережья Кореи было сосредоточено 32 американских надводных корабля, в том числе атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» (CVAN-65), ударные авианосцы «Рейнджер» (CVA-61), «Тикондерога» (CVA-14), «Корал СИ» (CVA-43), противолодочные авианосцы «Йорктаун» (CVS-10), «Кирсардж» (CVS-33), ракетные крейсера «Чикаго» (CG-11), «Провиденс» (CLG-6), легкий крейсер «Канберра» (CA-70), атомный ракетный крейсер «Томас Тракстон» и другие. Кроме надводных кораблей, к 1 февраля объединенный штаб предписал 7-му флоту развернуть до девяти дизельных и атомных торпедных подводных лодок у берегов Кореи.

В такой ситуации СССР не мог оставаться посторонним наблюдателем. Во-первых, от района маневрирования американской эскадры до Владивостока около 100 километров, во-вторых, у СССР с КНДР был заключен договор о взаимном сотрудничестве и военной помощи.

Тихоокеанский флот сразу постарался взять под наблюдение действия американцев. В момент захвата «Пуэбло» советское гидрографическое судно «Гидролог» и сторожевой корабль проекта 50 находились на патрулировании в Цусимском проливе. Они-то и обнаружили американскую АУГ во главе с атомным ударным авианосцем «Энтерпрайз», когда она вошла в Японское море 24 января.

25 января президент США Джонсон объявил о мобилизации 14.600 резервистов. Американские СМИ требовали нанести удар по ВМБ «Вонсан» и силой освободить «Пуэбло». Адмирал Грант Шарп предложил направить эсминец «Хикби» прямо в гавань Вонсан под прикрытием самолетов с авианосца «Энтерпрайз» и, взяв на буксир «Пуэбло», увести его.

Рассматривалось и еще несколько вариантов освобождения разведывательного судна.

Эти планы имели мало шансов на успех, в порту находились 7 ракетных катеров проекта 183 Р и несколько патрульных катеров, а также береговые батареи.

Более реальным был план министерства обороны США, когда оно предлагало разбомбить «Пуэбло», не останавливаясь перед гибелью членов экипажа.

К порту Вонсан направилась оперативная эскадра под командованием контр-адмирала Николая Ивановича Ховрина в составе ракетных крейсеров проекта 58 «Варяг» и «Адмирал Фокин», больших ракетных кораблей «Упорный» (проекта 57-бис, капитан 2 ранга Новокшонов) и «Неудержимый» (проекта 56 М), эсминцев проекта 56 «Вызывающий» и «Веский». Отряду была поставлена задача осуществлять патрулирование в районе в готовности к защите государственных интересов СССР от провокационных действий. Прибыв на место, Н. И. Ховрин передал донесение: «Прибыл на место, маневрирую, меня интенсивно облетывают «виджеленты» на низкой высоте, почти цепляют за мачты».

Командующий отдал приказ — открывать ответный огонь при явном нападении на наши корабли. Кроме того, командующему авиацией флота А. Н. Томашевскому было приказано вылететь с полком ракетоносцев Ту-16 и облететь авианосцы с выпущенными из люков ракетами КС-10 на низкой высоте, чтобы янки видели противокорабельные ракеты с головками самонаведения. Томашевский поднял в воздух двадцать ракетоносцев и сам возглавил строй.

В районе действия американских АУГ были развернуты 27 советских подводных лодок. 23 декабря 1968 г., когда американское правительство принесло официальные извинения и признало факт пребывания судна в территориальных водах Северной Кореи, все 82 члена экипажа и тело погибшего моряка были доставлены поездом в Южную Корею. Спустя сутки на борту военно-транспортного самолета коммандер Бушер и его подчиненные прибыли в США на авиабазу Мирамар, расположенную неподалеку от города Сан-Диего, где их уже ожидали семьи и репортеры многочисленных газет. Что касается самого корабля, то он так и не был возвращен американскому флоту и долгое время находился у одного из причалов порта Вонсан. В 1995 году "Пуэбло" был поставлен у одного из причалов на реке Тэйдон в городе Пьенгянг, и по решению северокорейского правительства стал демонстрироваться иностранным туристам в качестве "священного памятника победы над американским империализмом".



Вот так бывший войсковой транспорт FR-344, а в дальнейшем корабль радиоэлектронной разведки "Пуэбло" едва не стал причиной большой войны!

Статья написана на основе материалов А. В. Стефановича (http://www.agentura.ru/culture007/history/pueblo/) и А. Широкорада (http://www.bratishka.ru/archiv/2012/01/2012_1_14.php).

Автор Serg65
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
военный архив


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Шифровальщики Петра I. Часть первая ezup Военный архив 0 18.01.2019 18:20
«Я - вертолетчик». Часть первая ezup Авиация 0 01.12.2015 23:37
Танки Д и ДД (первая часть) ezup Танки 0 28.09.2015 23:04
Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть первая) ezup Автомобили военного назначения 0 28.05.2015 12:07
На пороге 3-й мировой. Часть вторая ezup Военный архив 0 18.03.2015 11:41