RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация » Современные противопартизанские самолёты. Часть 2-я

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 17.06.2014, 10:34 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Современные противопартизанские самолёты. Часть 2-я
ezup
ezup вне форума



Начавшаяся в 21-веке глобальная война с «международным терроризмом» сильно подогрела интерес к лёгким «антиповстанческим» штурмовикам. Во многих странах начались работы по созданию новых и адаптации для ударных целей уже существующих учебно-тренировочных, лёгких транспортных и сельскохозяйственных самолётов.

Одной из наиболее интересных машин этого назначения стал проходящий в настоящее время испытания южноафриканский лёгкий разведывательно-ударный боевой самолёт- AHRLAC (Advanced High Performance Reconaissance Light Aircraft).



Разведывательно-ударный боевой самолёт AHRLAC


Этот двухместный самолет длиной 10,5 м и с размахом крыла 12 м, оснащен турбовинтовым двигателем Пратт-Уитни Канада PT6А-66 мощностью 950 л.с. Особенность этого высокоплана — раздвоенный хвост и толкающий винт, который располагается в задней части фюзеляжа.

При взлётной массе около 4000 кг, запланированный вес боевой нагрузки размещённой на шести узлах подвески должен быть более 800 кг. В качестве встроенного вооружения используется 20-мм пушка. Нижняя часть фюзеляжа самолета спроектирована в качестве "конформного контейнера" для размещения быстросменных вариантов различного оборудования.

С полной боевой нагрузкой самолет должен иметь взлетную дистанцию 550 м. Максимальная скорость самолета составит около 500 км/ч, потолок - 9500 м, а дальность полета - 2100 км с полным внутренним запасом топлива (возможно также применение двух подвесных баков). Продолжительность патрулирования в воздухе должна достигать 7,5 — 10 часов.



AHRLAC представляет собой аппарат набирающей популярность концепции "пилотируемый БЛА" и предназначен для решения широкого круга задач разведки, наблюдения, патрулирования, нанесения ударов по наземным целям в рамках противоповстанческой борьбы. Эта концепция предполагает создание лёгкого ударного самолёта, стоимость эксплуатации которого сравнима со стоимостью эксплуатации беспилотников среднего класса. При этом время патрулирования в воздухе и возможности аппаратуры разведки, наблюдения и дистанционной передачи данных должны быть соответствующими или даже лучше чем у беспилотных аппаратов.

Для противоповстанческих самолётов создаваемых в последнее время характерной особенностью является установка на них навигационной, поисково-разведывательной и связной аппаратуры позволяющей действовать в любое время суток, а также транслировать в режиме реального времени видеоизображение получаемое с камер. В части средств поражения акцент стал делаться на управляемые высокоточные боеприпасы.


В полной мере этим качествам соответствует созданный компанией Alliant Techsystems лёгкий противоповстанческий самолёт Cessna AC-208 Combat Caravan. Самолёт разработан по контракту с правительством США для перевооружения ВВС Ирака. Он построен на базе одномоторного турбовинтового самолёта общего назначения Cessna 208 Grand Caravan.


Cessna AC-208 Combat Caravan


БРЭО этого летательного аппарата позволяет выполнять задачи видовой оптоэлектронной воздушной разведки и применять высокоточные авиационные средства поражения. В его состав входят: малогабаритное цифровое вычислительное устройство, оптоэлектронная система (цветная камера дальнего обнаружения, ИК-камера, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель), 18-дюймовый индикатор тактической обстановки, цветные ЖК-дисплеи, аппаратура линии передачи данных на наземные командные пункты, УКВ радиостанция и т.д.

Самолет с взлётной массой 3 629 кг оснащён экономичным турбовинтовым двигателем Пратт-Уитни Канада PT6A-114A мощностью 675 л.с. Время патрулирования в воздухе около 4,5 часов. Максимальная скорость около 350 км/ч. Возможна эксплуатация с грунтовых ВПП длиной не менее 600 метров.



В данном самолете, эксплуатирующемся с 2009 года, реализована концепция воздушного командно-разведывательного пункта с возможностью нанесения в случае необходимости самостоятельных ударов высокоточным оружием.



В качестве вооружения используются две ракеты AGM-114М/К Hellfire класса «воздух – земля», подвешенные на подкрыльевых пилонах. Кабина оборудована баллистическими панелями для защиты экипажа от стрелкового оружия. По заявлению иракских официальных лиц, управляемое оружие необходимо для исключения попутного ущерба при нанесении авиаударов по повстанцам.


В 2009 году на парижском авиасалоне был представлен легкий штурмовик AT-802U. Самолёт создан на базе американского двухместного сельскохозяйственного самолета АТ-802 Air Tractor, выпускаемого с 1993 года. При взлётной массе 7257 кг самолёт развивает скорость до 370 км/ч. Двигатель Пратт-Уитни Канада PT6A-67F мощностью 1600 л.с. Общая емкость топливной системы обеспечивает возможность патрулирования в течение свыше 10 часов.



AT-802U


От базовой версии AT-802U отличается бронированием двигателя и кабины пилота, протектированным топливным баком и усиленной конструкцией фюзеляжа и крыльев. Комплекс вооружения и специального оборудования AT-802U разработан и установлен специалистами компании IOMAX (Муресвилль, Северная Каролина).



Под крылом имеется шесть узлов подвески для размещения вооружения. Возможна подвеска блоков НАР и бомб массой до 500 фунтов ( 226 кг). В качестве пулемётного вооружения используются контейнеры с трёхствольными пулемётами GAU-19/A "Гатлинг" калибра 12,7-мм. Общий вес вооружения может достигать 4000 кг.

Для применения УР класса "воздух - земля" с лазерным наведением типа AGM-114M Hellfire II и DAGR (Direct Attack Guided Rocket) самолет оборудован оптоэлектронной прицельной системой AN/AAQ 33 "Снайпер-XR" компании "Локхид-Мартин", работающей в видимом и ИК-диапазонах. Система позволит экипажу вести поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных (надводных) целей на дальностях 15 - 20 км в любых метеоусловиях и время суток, их лазерную подсветку и наведение управляемого авиационного вооружения.

На самолёте установлена защищенная линия связи, позволяющая передавать изображение в режиме реального времени. Машина оснащена системой предупреждения о пуске ракет с автоматическим выбросом " тепловых ловушек" и средствами радиоэлектронного противодействия AAR-47/ALE-47.



Самолет Air Tractor AT-802U успешно прошел «полевые испытания» в Колумбии действуя против местных левых повстанцев и кокаиновых наркобаронов. По контракту 2009 года 24 машины поставлены ОАЭ и еще шесть Air Tractor AT-802U в варианте самолетов наблюдения должны быть поставлены Иордании. Правительства Афганистана, Ирака и Йемена также проявляют интерес к этой машине.


Американская компания IOMAX, ранее разработавшая комплекс вооружения разведывательно-ударного самолета Air Tractor AT-802U, сейчас ведет работы по созданию аналогичной разведывательно-ударной машины на базе самолета Thrush 710 конкурирующего с Air Tractor производителя самолётов сельскохозяйственного назначения - компании Thrush Aircraft из Олбани (Джорджия). Боевой самолёт разработанный на основе Thrush 710, получил обозначение Аrchangel (Block 3) Border Patrol Aircraft (BPA), осуществляется IOMAX с ноября 2012 года.



Аrchangel BPA


Air Tractor AT-802, и Thrush 710 представляют собой варианты практически одного самолета, сконструированного Леландом Сноу в 1950-е годы, облик и характеристики обеих машин очень близки. Самолет Thrush 710 имеет несколько большую (на 35 км/ч) скорость на высоте, и дает несколько лучшее соотношение веса вооружения и запаса топлива. «Архангел» со взлетной массой 6715 кг имеет крейсерскую скорость полета 324 км/ч на дальности 2500 км.

Самолёт может нести на своих шести подкрыльевых узлах подвески до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до шести УАБ Paveway II / III / IV или JDAM .

Аrchangel BPA оснащён контейнером с электронно-оптической турелью производства FLIR Systems, системой радиотехнической разведки и РЛС с синтезированной апертурой. Двухместная кабина с тандемным расположением экипажа оснащена тремя 6-дюймовыми цветными многофункциональными индикаторами у пилота в передней кабине, и одним 6-дюймовым и одним 12-дюймовым (для систем наблюдения и целеуказания) индикаторами у оператора в задней кабине. Кабина располагает двойным управлением.



В отличие от самолёта AT-802U, который больше предназначен для непосредственной авиационной поддержки и борьбы с повстанцами с помощью неуправляемых средств поражения, «Архангел» разработан как платформа для разведки, мониторинга и применения высокоточных боеприпасов на высотах от 3000 до 6000 метров, и на дальностях от 3 до 10 км от цели. Создатели самолёта полагают, что вероятность выживания тихоходных самолетов, таких как Air Tractor, в типовых задачах непосредственной авиационной поддержки с применением «оружия ближнего боя» при наличии у противника современных ПЗРК и зенитных установок с наведением от РЛС весьма низка. Поэтому при поражении целей с «Архангела» упор сделан на «дистанционное» применение управляемых высокоточных боеприпасов, вне зоны эффективного зенитного огня.

В настоящее время легкие турбовинтовые патрульные самолеты Archangel Block 3 Border Patrol Aircraft участвуют в конкурсе, объявленном правительством Филиппин для замены устаревших «противоповстанческих» самолетов Rockwell OV-10 Bronco. Филиппины намерены приобрести шесть самолетов непосредственной авиационной поддержки на общую сумму 114 млн долл США. Конкурентами «Архангела» являются бразильские штурмовики Super Tucano, американские Beechcraft AT-6 Texan II и швейцарские Pilatus PC-21.

«Архангел» может нести больше оружия на внешних подвесках, чем любой конкурент. Стоимость машины составляет примерно 8 млн долл, что значительно меньше, чем «Супер Тукано» (12-13 млн долл).


Ярко выраженную «противопартизанскую» направленность имеет проходящий в настоящее время в США испытания лёгкий турбореактивный боевой самолёт «Скорпион».



Лёгкий турбореактивный боевой самолёт «Скорпион»


По заявлению компании - разработчика Textron AirLand , новый самолет предназначен для использования в локальных конфликтах, охране границ, в сфере морского патрулирования, в борьбе с наркотиками.



«Скорпион» имеет перестраиваемый внутренний отсек, который может быть использован для размещения оружия, датчиков или дополнительного топлива. Отсек имеет объем для размещения полезной нагрузки массой 1362 кг. Самолет имеет шесть подкрыльевых узлов для подвески вооружения или топливных баков общей массой около 3000 кг. Максимальный взлетный вес самолета составит 9600 кг, дальность 4440 км. Силовая установка самолета состоит из двух ТРДД Honeywell TFE731 с общей тягой около 835,6 кН.
Если будет найден покупатель, самолет может поступить в серийное производство уже в 2015 году.


К «антиповстанческим» в полной мере можно отнести состоящие на вооружении в США «ганшипы» АС-130, вооруженные 25-мм, 40-мм и 105-мм орудиями.



АС-130


Другим вооруженным самолётом на базе С-130«Геркулес» стал самолет поддержки специальных операций MC-130W Combat Spear.



MC-130W Combat Spear


Четыре эскадрильи, имеющие на вооружении МС-130, используются для глубоких рейдов в глубину территории противника с целью доставки или приема людей и грузов при проведении специальных операций.



В зависимости от выполняемой задачи на него может быть установлена 30-мм пушка Bushmaster и ракеты Hellfire.



В последнее время наблюдается тенденция создания «антиповстанческих» машин на базе средних, лёгких военно-транспортных и многоцелевых самолётов путём установки на них быстромонтируемых модулей с артиллерийским вооружением, узлов подвески высокоточных лёгких боеприпасов и соответствующей аппаратуры разведки и наведения.


Ярким примером интереса к таким машинам может служить MC-27J показанный на авиасалоне «Farnborough». Он выполнен на базе военного транспортника С-27J Spartan.



MC-27J


«Главным калибром» этого вооруженного самолёта является 30-мм автоматическое орудие «ATK GAU-23», являющаяся модификацией орудия « Mk 44 Bushmaster».



Артиллерийскую систему монтируют в грузовой кабине самолёта. Огонь ведется из грузовой двери по левому борту.


На страницах «Военного обозрения» неоднократно высказывалось мнение о бесперспективности пилотируемой «противопартизанской» авиации и о якобы неизбежной скорой замене лёгких штурмовиков и «ганшипов» беспилотниками и более скоростными и лучше защищёнными штурмовиками. Однако на практике наблюдается прямо противоположное.
Так в США в скором времени планируется списание последних оставшихся на вооружении «классических» штурмовиков А-10 «Тандерболт-2». Ставка на вооруженные беспилотники «среднего класса» такие как MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper оправдала себя не в полной мере.

Безусловными преимуществами БПЛА являются более низкие эксплуатационные расходы и отсутствие риска гибели или пленения пилота в случае сбития. В тоже время потери беспилотников в районах боевых действий оказались весьма существенными. По заявлению американских военных, по состоянию на 2010 год было потеряно более 70 MQ-1/RQ-1 Predator. В том же 2010 году каждый «Предейтор» обходился американскому министерству обороны в $4,03 млн. Т.е сэкономленные на относительно невысоких эксплуатационных расходах финансы были в значительной части использованы на закупку новых БПЛА для замены утраченных.

Ударные беспилотники способные в течение длительного времени осуществлять патрулирование оказались весьма удачным инструментом ликвидации главарей «Аль-Каиды», но небольшой боекомплект средств поражения на борту ( две AGM-114 «Хеллфайр») не позволяет уничтожать множественные цели или сковывать действия противника. Кроме того эти ракеты из-за недостаточной массы БЧ малоэффективны против пещер и прочных капитальных сооружений. Линии связи и передачи данных американских БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой информации. Неспособность ударных беспилотников в случае необходимости к выполнению резких противозенитных манёвров и максимальная облегчённость конструкции делает их весьма уязвимыми даже в случае незначительных повреждений.

Немаловажным фактором является большая грузоподъёмность лёгких штурмовиков по сравнению с БПЛА, по этому показателю их превосходит только стратегический беспилотный разведчик RQ-4 «Глобал Хок». В плане ресурса и прочности планера, гибкости применения и стойкости к боевым повреждениям пилотируемая авиация пока значительно превосходит беспилотную.

Современные БПЛА, их бортовое оборудование, пункты управления и программное обеспечение относятся к «критическим технологиям», которыми США делятся крайне не охотно. Поэтому американцам проще поставлять своим союзникам в «антитеррористической войне» лёгкие «противопартизанские» штурмовики, с которых возможно применение более широкого по сравнению с БПЛА спектра авиационного вооружения.

Источники:
http://www.militaryparitet.com
http://www.cofe.ru/avia
http://www.ahrlac.com/

Автор Сергей Линник
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Современные комплексные системы ПВО: возможна ли абсолютно надежная противовоздушная оборона? Часть 2 ezup ПВО 0 17.11.2017 15:40
Современные минометы (Часть 2) ezup Минометы 0 10.08.2016 02:24
Современные миномёты. Часть 1 ezup Минометы 0 08.08.2016 11:38
Современные противопартизанские самолёты. Часть 1-я ezup Авиация 0 16.06.2014 18:38
Современные системы ПВО, С-400 (часть 1) ezup Военный полигон 0 09.06.2011 11:08