Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 17.12.2013, 01:13 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист
ezup
ezup вне форума

Базирование:
Подводная лодка
Система управления:
Радиолокационная ГСН
Боевая часть:
Фугасно-кумулятивная
Применение:
Противокорабельные
Страна:
Россия
Дальность:
80 км.
Год разработки:
1968 г.



1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363-170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.
В состав разработчиков были включены:
  • ОКБ-52 ГКАТ — головной по ракете;
  • КБ-2 ГКАТ — маршевый и стартовый двигатели;
  • НИИ-6 ГКОТ — топливо для двигателей и боевая часть обычного типа;
  • ЦКБ-34 (главный конструктор Б. Г. Бочков) — стартовые установки для подводных лодок проектов 661 и 670;
  • НИИ-49 (главный конструктор Б. А. Митрофанов) — системы управления ракетой;
  • НИИ-3 (главный конструктор Н. Н. Свиридов) — разработка комплекса гидроакустического вооружения «Рубин», обеспечивавшего обнаружение надводных кораблей и выдачу целеуказания для ракет "Аметист".
Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета "Аметист" получила секретный индекс П-70 и несекретный — 4К66.
Первым носителем ракет "Аметист" должна была стать скоростная атомная подводная лодка проекта 661. Подводная лодка К-162 проекта 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 года. Однако работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй лишь 31 декабря 1969 года. Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Скорость длительного подводного хода составляла 37-38 узлов, т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5-7 узлов. Десять ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса, наклонно к горизонту. В дальнейшем от серийной постройки лодок 661 проекта отказались, в первую очередь по той причине, что для выпуска всего боекомплекта требовалось произвести 2 раздельных залпа, интервал между которыми составлял около трех минут, что резко снижало эффективность ракетной атаки. Устранение этого недостатка ( выпуск всех десяти ракет в одном залпе) привели к необходимости коренным образом переделать систему удержания подлодки на стартовой глубине.
Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, — лодки проекта 670А — строились быстрее. Головная подводная лодка проекта 670А К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок проекта 670А.
Состав

Ракетное вооружение ПЛ 670-го проекта - восемь ПКР “Аметист” - располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32.5° к горизонту. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырехракетными залпами с глубины до 30м при скорости лодки не более 5.5 узлов и волнении моря до 5 баллов.
Ракета "Аметист" (см.схему) была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло.
Старт производился с подводной лодки с глубины до 30 м из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность включались четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель (см.фото соплового блока). Полет происходил на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. "Аметист" проектировался для двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказание средствами самой лодки.
Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг или специальной боевой частью.
Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4 стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной траектории и 2 двигателя отброса — на обычном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал около трех минут.
Система управления "Тор" была разработана НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности. "Аметист" имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу "выстрелил и забыл".
В состав системы управления входили:
  • автопилот;
  • радиовысотомер;
  • аналоговая вычислительная машина
  • радиолокационная головка самонаведения.
Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.
Пусковые установки для "Аметиста" были спроектированы ЦКБ-34, в их числе:
  • пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда;
  • пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытной подводной лодки проекта 61ЗА;
  • пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661;
  • пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.
Изготовление пусковых установок велось на заводе № 232 "Большевик".
Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь — это малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной — пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.



Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы,км80
Маршевая скорость полета, км/ч1160
Маршевая высота полета ракеты, м60
Длина ракеты, м7,0
Диаметр корпуса,м0.55
Стартовая масса ракеты , кг.2900
Боевая частьфугасно-кумулятивная или ядерная
Масса обычной БЧ, кг1000
Тротиловый эквивалент ядерной БЧ, кт200



 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
КПР П-70 Аметист


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Противокорабельная крылатая ракета П-15 ezup Ракеты 0 18.04.2016 11:33
Противокорабельная крылатая ракета Х-35 ezup Противокарабельные 0 17.12.2013 02:00
Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6) ezup Противокарабельные 0 17.12.2013 01:52
Крылатая противокорабельная ракета П-15(4К40) ezup Противокарабельные 0 08.12.2013 23:53
Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист ezup Ракеты 0 13.10.2012 20:11