Старый 18.04.2013, 02:41 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Су-24 - FENCER
ezup
ezup на форуме

Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разработан КБ П.О.Сухого. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер, ведущий конструктор темы (1993 г.) - Л.А.Логвинов. Разработка прототипа Т-6-2И начата в 1966 г. Первый полет прототип Т-6-2И совершил 17 января 1970 г. (пилот - В.С.Ильюшин). Решение о запуске в серию принято в 1971 г. и в том же году начато производство самолетов на авиазаводе им.Чкалова в Новосибирске. Так же Су-24 выпускался Комсомольским-на-Амуре авиационным ПО. Завершение испытаний и первые поставки в ВВС - 1973 г. Официально принят на вооружение 4 февраля 1975 г. В 1983 г. прекращен выпуск Су-24. Серийное производство Су-24М и его модификаций велось там же в 1979-1993 г.г. Всего за все годы промышленностью выпущено около 1400 Су-24 разных модификаций.

В 1974 г. председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР самолета "Су-19" FENCER.



Су-24М борт №24 белый, 2011 г. (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/).


Су-24М2. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).


Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 борт №22 белый, 2009 г. (автор фото - Александр Мишин, http://jetphotos.net).


Конструкция - высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта консоли крыла устанавливаются в одно из четырёх положений:
- 16° - на взлёте и при посадке;
- 36° - в крейсерском дозвуковом полёте;
- 45° - при боевом маневрировании;
- 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное.


Носовая стойка шасси Су-24М. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).


Основная стойка шасси Су-24М борт №06 синий ВВС Украины, г.Луцк, 27.03.2012 г. (фото - Тарас Бажанский,http://russianplanes.net/).

Двигатели:
- Су-24 - 2 х АЛ-21Ф-3 тягой по 7800 кг, на форсаже по 11200 кг (+- 2%), масса одного двигателя - 1800 кг;

- Су-24М / МК / МП / МР - 2 х АЛ-21Ф-3А / АЛ-21Ф-31 с тягой по 7800 кг, на форсаже - 11270 / 11500 кг (по разным данным);


ТТХ самолета:
Экипаж - 2 чел.

Су-24Су-24М / МР
Длина22670 мм24594 мм (с ПВД)
Размах крыла10366-17638 мм10366-17638 мм
Высота5920 мм6193 мм
Площадь крыла51,024-55,168 кв.м51,024-55,168 кв.м
Площадь стабилизатора13,707 кв.м13,707 кв.м
Стреловидность крыла16-35-45-69 град. (на разных режимах полета - взлет-посадка, крейсерский полет, маневрирование и сверхзвуковая скорость, соответственно)аналогично
Колея шасси3,31 м3,31 м
База шасси8,51 м8,51 м


Су-24Су-24МСу-24МР
Масса максимальная37900 кг39570-39700 кг (а так же МК)39570-39700 кг (а так же МП)
Масса нормальная32260 кг (с полезной нагрузкой 1000 кг)

34830 кг
35910 / 35970 кг (с нагрузкой 3000 кг по разным данным)33325 кг
Масса посадочная24000 кг24500 кг28000 кг (предельная)

26000 кг (максимальная)

25035 кг (норма)
Масса пустого снаряженного22320 кг
Масса пустого21150 кг22300 кг
Масса топлива9850 кг / 11860 л (внутренние баки)

6590 кг (2 х 3000 л ПТБ под крылом и 1 х 2000 л ПТБ под фюзеляжем)
9850 кг / 11860 л (внутренние баки)

6590 кг (2 х 3000 л ПТБ под крылом и 1 х 2000 л ПТБ под фюзеляжем)
9717 кг / 11700 л (внутренние баки)
Масса полезной нагрузки7000 кг8000-8100 кг
Скорость максимальная1320 км/ч (у земли без подвесок)

1700 км/ч (1,35 М на высоте)
1325 км/ч (с ПТБ у земли)

1365 км/ч (без подвесок у земли)

2120 км/ч (без подвесок на высоте 13000 м)
1200 км/ч (с контейнерами и ракетами Р-60 у земли)

1320 км/ч (у земли без подвесок)

1500 км/ч (с контейнерами и ракетами Р-60 на высоте)

1600 км/ч (ограничение по скорости на высоте)
Потолок практический17500 м16000 м17000 м
Дальность полета1400 км (Lo-Lo-Lo)

3000 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ)
1295 км (Lo-Lo-Lo, с ПТБ)

1950 км (Hi-Lo-Hi, с ПТБ)

2500 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ)

4270 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой)
2850 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ)

4360 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой)
Радиус действия боевой600 км (Lo-Lo-Lo, с ПТБ)390 км (Lo-Lo-Lo без ПТБ)

560 км (Lo-Lo-Lo с 3000 кг полезной нагрузки и с ПТБ)
420 км (высота полета 200 м, с подвесным оборудованием и без ПТБ, скорость 670 км/ч на первых 200 км и 900 км/ч далее)

650 км (то же, но с 2 х 3000 л ПТБ)

900 км (Hi-Hi-Hi, 2 х 3000 л ПТБ)
Максимальная эксплуатационная перегрузка6 G6,5 G6,5 G

Разбег - 850-900 м
- 1300-1400 м (Су-24М с нормальной массой)
- 1100-1200 м (Су-24МР с нормальной массой)
Пробег - 800-850 м
- 950 / 1300 м (Су-24М с парашютом и без)
- 1000-1100 м (Су-24МР с парашютом)
Время подготовки к вылету - 45 мин (с повышенной точностью - 1 ч 20 мин. из-за раскрутки гироскопов прицельно-навигационной системы).



Вооружение - располагается на 8 узлах подвески - 4 под фюзеляжем, 2 на неподвижных частях крыла и 2 поворачивающихся узла на подвижных консолях крыла, на все узлы подвески могут устанавливаться многозамковые держатели; на первых серийных Су-24 было только 2 подфюзеляжных узла подвески;

Артиллерийское:
Су-24 / Су-24М - одна шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) с боезапасом 500 снарядов, скорострельностью 9000-10000 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 700 м/с; Так же подвешиваются до 3-х контейнеров с пушками типа УПК-23-250 или СППУ-6 (шестиствольные 23 мм пушки 9А620 или 9А768, боекомплект 400 снарядов, угол отклонения 45 град. вниз);


Ракеты класса "воздух-воздух":
Су-24 всех модификаций - 2 ракеты Р-60 (Р-60М) на крайних подкрыльевых узлах подвески (на подвижных консолях крыла), возможна их подвеска на двойные узлы типа АПУ-60-II, на первых сериях самолета
применялись ракеты Р-55 с ИК ГСН (модернизированные РС-2УС);


Ракетно-бомбовое вооружение класса "воздух-поверхность":
Су-24 - на самолете могут применяться ракеты Х-23 / Х-23М (до 4-х шт. на подкрыльевых узлах подвески) с радиокомандными системами наведения или 2 шт. противорадиолокационных Х-28 и Х-58 с пассивной
ГСН; в связи с небольшим диапазоном частот РЛС захватываемым ракетами Х-28 и аппаратурой самолета-носителя, на первых сериях Су-24 существовала следующая практика - эскадрилья Су-24 (обычно 12 самолетов) перекрывала все частотные диапазоны РЛС ЗРК предполагаемого противника;


Су-24М - применяются управляемые ракеты типа Х-23, Х-25, Х-29 (4 ракеты типа Х-23/Х-25 под крылом или 3 типа Х-29 - две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения, противорадиолокационные ракеты типа Х-28, Х-58 / Х-58У (с установкой контейнера с аппаратурой наведения ЛО-81 "Фантасмагория"), ракеты Х-59 с установкой контейнера с аппаратурой АПК-9, Х-31П или Х-31А (все типы ракет начиная с Х-28 - до 2-х шт. на внутренних подкрыльевых узлах подвески);


Су-24М2 с многозамковыми узлами подвески под фюзеляжем. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).


Все ударные модификации Су-24:
Неуправляемые ракеты калибром 57-370 мм по-одиночке и в блоках (до 6 шт., только С-24 / С-24Б - 4 шт. под крылом);
Может нести до 2-х атомных бомб мощностью до 250-350 кТ на специальной подвеске;
Свободнопадающие бомбы в следующих комбинациях (в т.ч. на МДБЗ-У6-68 - многозамковый балочный держатель с 6 точками подвески):
34 х ФАБ-100
18 х ФАБ-250 (Су-24)
30 х ФАБ-250 (Су-24М)
8 х РБК-250
8 х ФАБ-500М-54 / ФАБ-500М-62 (Су-24)
9 х ФАБ-500М-54 / ФАБ-500М-62 (Су-24М)
7 х ЗБ-500Ш / ЗБ-500ГД
6 х ОДАБ-500П (4 под крылом и 2 под фюзеляжем не по центру)
4 х РБК-500
На самолете применяются так же корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л / КР (до 4-х шт. - на внутренних подкрыльевых и на двух подфюзеляжных узлах) и КАБ-1500 (до 2-х шт. под крылом), контейнеры с малогабаритными грузами (КМГУ, до 7 шт. на всех узлах подвески кроме заднего подфюзеляжного), а так же другие типы подвесного воооружения.

Самолеты Су-24 могут нести 2 ПТБ емкостью по 3000 л под крылом и 1 ПТБ емкостью 2000 л под фюзеляжем.


Оборудование:
Су-24Су-24М
Системы наведения и управления огнем и навигация
цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 "Пума" (масса 837 кг) - обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Обеспечивается так же режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности

импульсно-допплеровский РЛК "Орион-А" с РЛС переднего обзора ЛО-80

РЛС следования рельефу "Рельеф"

электронно-оптическая система (лазерная) "Чайка"

теплопеленгатор ТП-23М (перед кабиной)

система управления ракетами класса "воздух-поверхность" "Дельта"

радиотехническая система ближней навигации и слепой посадки "Ромб-1К" включает в себя автоматичесий радиокомпас АРК-10 и антенно-фидерную систему "Филин-Н" (позже - "Пион", обеспечивает работу ближней навигации и ответчика)

маркерный радиоприемник МРП-56П
цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с БЦВМ ЦВУ-10-058К, инерциальной системой МиС-П и автоматической системой управления САУ-6М1

РЛС переднего обзора ЛО-81

совмещенная лазерно-телевизионная прицельно-целеуказательная система "Кайра-24"

всеракурсный ИК-пеленгатор БКО

система управления оружием СУО-1-6М

система ближней навигации "Клистрон" (включает автоматический радиокомпас АРК-15М и ответчик СО-69)
Противодействие
бортовой комплекс защиты от ПВО "Карпаты" включает в себя станцию предупреждения об облучении РЛС СПО-15С "Береза", ИК-датчик пусков ракет ЛО-82 "Мак" (БКО), станцию активных помех СПС-161 и устройство выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек АПП-50 (встроено в фюзеляж по бокам от киля)
Опознаваниесамолетный ответчик СРО (с 3-й серии - СОД-64М, позже - СО-63Б)СО-69 (входит в состав РСБН "Клистрон" - см.выше)
Связьрадиостанции Р-832М и Р-847

внутреннее переговорное устройство СПУ-9
радиостанции Р-862 и Р-864Г
Прочееаппаратура регистрации параметров полета "Тестер-У3"

катапультные кресла К-36Д (до 9-й серии самолета)
установлена убирающаяся в фюзеляж штанга дозаправки ФШП-5М

под фюзеляжем может устанавливаться агрегат дозаправки УПАЗ-А (обеспечивает перекачку до 9000 кг топлива другому самолету)

катапультные кресла К-36ДМ


Кабина самолета Су-24М. Справа - место штурмана. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik,http://ru-aviation.livejournal.com).


Су-24М борт №04 белый, авиабаза Шагол, г.Челябинск, 31 марта 2012 г. (фото - Андрюхин, http://russianplanes.net/).

Су-24МР - разведывательное оборудование БКР-1 (разработано в НПО "Вега-М") включает в себя РЛС бокового обзора "Штык" с синтезированной апертурой (разрешаюшая способность 5-7,5 м), аппаратура телевизионной разведки (разрешение - 0,56 м), система ИК-разведки (разработана в НПО "Геофизика", угловое разрешение 0,3-9 мин.), панорамный аэрофотоаппарат АП-402М (расположен в носовой части фюзеляжа, разработан и производится Красногорским заводом, разрешение - 0,2-0,3 м с высоты полета 400 м, фокусное расстояние объектива 90,5 мм, масса комплекта - 62 кг, высота фотографирования 100-1000 м), перспективный аэрофотоаппарат А-100 (расположен за кабиной экипажа, разрешение - 0,3-0,4 м), в контейнерах размещается оборудование лазерной разведки ("Шпиль-2М", подвешивается на центральный подфюзеляжный узел подвески, разрешение - 0,3 м), радиационной ("Эфир-1М", подвешивается на правый внешний подкрыльевой узел подвески) и радиотехнической ("Тангаж", подвешивается под фюзеляж) разведки. Весь собранный фотоматериал может сбрасываться, другая оперативная информация передается на наземный пункт по широкополосному или узкополосному каналам. Система управления огнем отсутствует.

Су-24МП - самолет оснащен системами постановки помех в радиодиапазоне, оборудованием дозаправки в воздухе.

Су-24М2 - самолет оснащен оборудованием дозаправки в воздухе.


Модификации:
- С-6 (Т-58М)
- первый ранний прототип Су-24 с двумя двигателями Р-21Ф-300 (ОКБ Н.Мецхваришвили, 1962 г., разработан для Е-8, тяга на форсаже 7200 кг). Планировалась установка стартовых РДТТ. Экипаж 2 чел в кабине тандемом (один за другим). Узлы подвески - 4 под крылом и один под фюзеляжем. Предполагалось использование трех ПТБ. Специально разрабатывалась прицельно-навигационная система "Пума". Расчетная скорость у земли - 1400 км/ч, на высоте - 2500 км/ч. Масса взлетная - 20000 кг, масса полезной нагрузки - 3000 кг. Для выбивания финансов имел шифр ОКБ - Т-58М. Все работы прекращены на стадии НИОКР.


- Т-6-1 - опытный прототип с дополнительными подъемными двигателями (1967 г.), всего построено 3 экз. - Т-6-1, Т-6-2 и Т-6-3;


Опытный бомбардировщик Т-6-1 борт №61 в Музее ВВС в Монино (фото из архива Cabal, http://militaryphotos.net).


- Т-6-2И - первый прототип Су-24 с ИГ-крыла (1970 г.), переоборудованный Т-6-2;

- Т-6-3И - второй прототип Су-24 (конец 1970 г.);

- Т-6-4И - третий прототип (лето 1971 г.);

- Су-24 FENCER-A (изделие "37" или "41", первый - Т-6-7И) - истребитель-бомбардировщик (первый полет - декабрь 1971 г., серия с 1972 г.), в носовой части антенны системы наведения противорадиолокационных ракет Х-28;

- Су-24 FENCER-B (изделие "37" или "41") - легкая модернизация, 11-я серия Су-24, контейнер с тормозным парашютом установлен на киле, изменено оборудование;


- Су-24 FENCER-C - модернизировано БРЭО, изменены антенны СПО и др.станций.

- Т-6-М / Т-6-8М - первый прототип Су-24М (переоборудованный Т-6-8И). Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М. Нос удлинили на 750 мм для нового оборудования. На гаргроте установили всеракурсный ИК-пеленгатор БКО (ранее стоял ТП-23 перед кабиной экипажа). НИОКР начаты в 1975 г. Первый полет Т-6-8М - 29 июня 1977 г. До окончания испытаний принято решение о запуске в серию.


- Су-24М FENCER-D (изделие "44") - модернизированый вариант (серия - с 1978-1979 г.г., официально принят на вооружение в 1983 г.), убраны антенны системы наведения противорадиолокационных ракет, установлена система дозаправки, появилась возможность применения оружия с лазерными и телевизионными системами наведения;


Фронтовой бомбардировщик Су-24М FENCER-D (фото из архива Cabal, http://militaryphotos.net).


Фронтовой бомбардировщик Су-24М, фото не позже 2009 г. (автор фото - Дмитрий Пичугин, "Авиация и Космонавтика",http://crimso.msk.ru).


Су-24М борт №21 (RF-92025), авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


- Су-24МП FENCER-F (изделие "46", прототипы Т-6МП-25 и Т-6МП-35) - самолет постановщик помех (НИОКР - 1976 г., первый полет прототипа - декабрь 1979 г., в серии с 1983 г.), замена Як-28ПП; всего выпущено 10 самолетов.



Самолет-постановщик помех Су-24МП FENCER-F (фото из архива Cabal, http://militaryphotos.net).


- Су-24МР FENCER-E (изделие "48") - тактический разведчик (НИОКР - 1978 г., первый прототипа Т-6МР-26 - сентябрь 1980 г., в серии с 1982 г.), второй прототип - Т-6МР-34, производится в трех вариантах (по составу оборудования), за рубеж не поставлялся; всего за все время выпущено 130 самолетов.





Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Су-24МР борт №30 белый, авиабаза Шагол, 22 марта 2012 г. (фото - Роман Пачаев, http://russianplanes.net/).


- Су-24МК FENCER-D - экспортная "коммерческая" модификация Су-24М (первый полет - 1987 г., в серии с 1988 г.), установлено упрощенное оборудование, другая РЛС;

- Су-24М2 FENCER-G - модернизированный бомбардировщик Су-24М. первый полет совершил в 2001 г. Установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полёт на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м. По состоянию на 2011 г. в ВВС около 200 Су-24 планируется модернизировать по стандарту Су-24М2, на осень 2011 г. лишь в эксплуатации находится 40 Су-24М2 (ист. - "Известия"). Полностью программу модернизации парка Су-24М в Су-24М2 планируется завершить к 2020 г. (планы осени 2011 г.). В течение 2012-2015 г.г. планируется модернизировать еще 20-30 Су-24М.



Су-24М2 борт №38 белый, авиасалон МАКС-2005, 19 августа 2005 г. (фото - Lesnik, http://russianplanes.net/).




Су-24М2, Липецк, февраль 2012 г. (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/).


Су-24М2 борт №63 красный ВВС России, 2012 г. (фото - bender, http://russianplanes.net/).


Статус:
СССР и Россия

Количество разных модификаций Су-24 в ВВС СССР и России
Су-24МСу-24М2Су-24МРСу-24М2ВМФИтого
1979 г. 200
1981 г. 250
1982 г. 300
1983-1986 г.г. 400
1988 г. >500
1990 г. 744
1993 г.480-90 127697
2009 г. 56300 (строевых)
2010 г.33530100
2011 г. 40 ?
не менее 8
556-590



- 1974 г. - первое упоминание о Су-24 на западе - председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР "Су-19" FENCER.

- 1979 г. - на вооружении 200 шт., темпы производства - 70 шт. в год; основные районы базирования - европейская часть СССР, группа советских войск в Германии (ГДР), Северная (Польша) и Южная (Венгрия) группы войск;

- 1981 г. - на вооружении 250 шт.;

- 1982 г. - на вооружении 300 шт.;

- 1983-1986 г.г. - на вооружении 400 шт.;

- 1988 г. - ремонт самолетов Су-24 ведется в т.ч. на авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске; в составе Смоленской и Иркутской воздушных армий 500 шт. Су-24;

- 1990 г. - по официальным данным на вооружении находятся Су-24, Су-24М, Су-24МР и Су-24МП;

- 1990 г. ноябрь - по официальным данным в Европейской части СССР базируются 744 шт. Су-24 разных модификаций;

- 1991 г. - за все время произведено ок.860 шт.;

- 1992 г. - с территории ГДР выведено 54 Су-24 советской группы войск в Германии;

- 1993 г. - серийное производство прекращено, всего выпущено ок. 1200 шт. разных модификаций, на вооружении по официальным данным:

фронтовых ударных Су-24 - 480 шт.;
разведчиков Су-24МР - 90 шт.;
ударных в авиации ВМФ - 107 шт.;
разведчиков в авиации ВМФ - 20 шт.;
ИТОГО: 697 шт.


Су-24М2 борт №38 белый - вероятно первый опытный образец модификации, авиасалон МАКС-2001, август 2001 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net/).

- 2010 г. февраль - на аэродроме Пушкин около Санкт-Петербурга из-за столкновения с сугробом сгорел Су-24М. Экипаж не пострадал.


Су-24М2 борт №15 белый, предположительно авиабаза Балтимор, Воронеж, 2011 г. (фото - Сергей Чайковский,http://russianplanes.net/).

- 2011 г. 20 октября - при посадке на аэродроме Украинка Амурской области потерпел катастрофу бомбардировщик Су-24М. Предположительно причина катастрофы - поломка стойки шасси из-за жесткой посадки, самолет перевернулся на пробеге и сгорел. Оба пилота погибли. Самолет совершал перелет из Воронежа на авиабазу Воздвиженка.

- 2011 г. октябрь - по неофициальным данным в ВВС России от 556 до 590 самолетов Су-24, а т.ч. в регулярных частях около 370 самолетов. В основном это самолеты Су-24М. Одновременно сообщается, что в ВВС 40 Су-24М2. На авиабазе Балтимор (Воронеж) находится не менее 4 Су-24М2.



Су-24М2 борт №33 белый, авиабаза Балтимор, Воронеж, 16 ноября 2011 г. (фото - S-morkovka, http://russianplanes.net/).

- 2011 г. 29 декабря - при посадке на аэродроме Мариновка (60 км к западу от Волгограда) после возгорания взорвался бомбардировщик Су-24М. Экипаж успешно катапультировался. Самолет сгорел полностью и восстановлению не подлежит.


Су-24М2 борт №23 (RF-93525), авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Су-24М борт №24 (RF-92015), авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Су-24М2 борт №33 белый, авиабаза Балтимор, Воронеж, 16 ноября 2011 г. (фото - S-morkovka, http://russianplanes.net/).

- 2012 г. 13 февраля - в Курганской области разбился Су-24М регистрационный № RF-90935, пилоты катапультировались. Самолет совершал учебный полет с аэродрома Упрун (Челябинская область).


Останки Су-24М разбившегося 13.02.2012 г. (http://oko-planet.su).

- 2012 г. 30 октября - Су-24 с авиабазы Шагол (Челябинск) разбился во время учебного полета. Пилоты успешно катапультировались. Причина аварии - срыв носового обтекателя.

Реестр Су-24М2 (по состоянию на март 2012 г., не полный, в работе, данные не подтвержденные):
№ппНаименованиеБорт №Серийный №Заводской №Первый полетПримечание
Су-24М238 белый
1041643 МАКС-2001, МАКС-2005
Су-24М2 ?
45 красный Липецк (2010 г.)
Су-24М2
32 белый RF-92016 Балтимор (2011 г.)
Су-24М2
33 белый RF-92017 Балтимор (2011 г.)
Су-24М215 белый RF-92020 Балтимор (2011 г.)
Су-24М216 белый Балтимор (2011 г.)
Су-24М2 ?
22 белый Шагол (2012 г.)
Су-24М2 ?
23 белый RF-93525 Шагол (2012 г.)
Су-24М2 ?
25 белый Шагол (2012 г.)


Рисунок эмблемы части на борту Су-24М борт №24 белый, 2011 г. (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/).

Экспорт:
Азербайджан:
- 1992 г. - в сумме с МиГ-25РБ - 16 шт.;
- 2010 г. - 5 шт.


Алжир:
- 1993 г. - на вооружении 10 шт.;
- 2010 г. - 38 шт.


Ангола:
- 2010 г. - 12 шт.

Белоруссия:
- 1992-1997 г.г. - есть на вооружении (ок.100 шт.);
- 2010-2011 г.г. - 35 шт.
- 2012 г. 21 февраля - в заявлении министра обороны республики Юрия Жадобина говорится о том, что Белоруссия выводит Су-24 из состава ВВС и прекращает их эксплуатацию.
- 2012 г. ноябрь - самолеты Су-24 отсутствуют в боевом составе ВВС. По неподтвержденным данным планируется их продажа или продажа на запчасти.


Ирак:

- 1990 г. - на вооружении 15-16 шт.;
- 1991 г. - за все время поставлено 24 шт.;
- 1997 г. - есть на вооружении, но находятся в Иране;


Иран:
- 1993 г. - на вооружении ВВС 10 шт.;
- 2010 г. - 30 шт.


Казахстан:
- 1992 г. - есть на вооружении;
- 2010 г. - 12 шт.


Китай - 1990 г. - велись переговоры о поставках, по данным на 1993 год поставки не было;


Ливия:

- 1989 г. апрель - начата поставка 15 шт. Су-24МК;
- 1991-1993 г.г. - на вооружении 15 шт. Су-24МК;
- 1997 г. - есть на вооружении;


Сирия:

- 1991-1993 г.г. - за все время поставлено и на вооружении 20 шт. Су-24МК;
- 2010 г. - 20 шт.


Узбекистан:
- 2010 г. - 34 шт.

Украина:
- 1992 г. - ремонт Су-24 ведется на Николаевском авиаремонтном заводе (г.Николаев); на 01.01.1992 г. - 270 Су-24 (в т.ч. Су-24МР) базируются на авиабазах Дубно, Городок, Коростень, Овруч, Кировоград, Чертков, Староконстантинов и др.

- 2010 г. - в ВВС 36 Су-24М, всего - вкл. хранение - около 80; 23 Су-24МР.




Источники:

Авиация - космонавтика. Выпуск 5 / 1995 г.
Авиация и космонавтика. NN 5, 8 / 1991 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Выставка авиационой техники в Москве, август 1989 г.
Гордон Е., Грозный "Фехтовальщик". // АэроХобби. N 2 / 1994 г.
Известия. 18.01.1991 г., 21.01.1991 г.
Крылья родины. N 5 / 1991 г.
Левин М., "Штыки" и "Шпили" "Су". // Крылья родины. N 1 / 1993 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru, 2011-2012 г.г.
Манушкин А., Воздушные разведчики. // Красная звезда. 11.02.1994 г.
МиГ-29 летит в Иран ? // Известия. 27.02.1992 г.
Михеев А., Фомин А., Су-34. // Москва, 1995 г.
Оружие России: фронтовые бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. // Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г.
Советская военная техника. Томск. 1988 г.
Стуканов Э., архив, 1992 г.
Техника воздушного флота. N 2 / 1990 г.
Чепкин В., Вершины "АЛ". // Крылья родины. N 2-3 / 1992 г.
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988. Англия.
Russianplanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.
World armament & disarmament 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm. Швеция.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Су-24 - FENCER


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Су-24 Fencer-A (Фехтовальщик) ezup Бомбардировщики 18 26.03.2019 16:33