Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 09.04.2013, 12:34 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники
ezup
ezup вне форума

На протяжении последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими мобильность войск, являются железные дороги и автомобильный транспорт. При этом в силу некоторых объективных причин второму уделяется гораздо большее внимание. В любой воинской части, вне зависимости от ее принадлежности к тому или иному роду войск, имеется некоторое количество автомобилей различных классов. Так называемая военная автомобильная техника (ВАТ), в том числе и автомобили многоцелевого назначения (АМН), способна выполнять самые разные задачи транспортного характера и поэтому является самым массовым классом машин в вооруженных силах.

По словам начальника Главного автобронетанкового управления министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенанта А. Шевченко, доля АМН в общем количестве военной автомобильной техники вооруженных сил равна 91,5%. Второе место по численности занимают военные гусеничные машины с 7,4%. Специальные колесные тягачи и подобная им техника замыкает список с 1,1 процента. Нетрудно подсчитать примерное количество машин того или иного класса, если учесть общую численность военной автомобильной техники – около 410,2 тысяч единиц.

Стоит отметить, парк автомобильной техники переживает не самые лучшие времена. Количество старой техники пока что очень велико и ей требуется замена. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но их пока нельзя признать достаточными. Чтобы понять имеющиеся тенденции, рассмотрим информацию, опубликованную в февральском выпуске журнала «Грузовик Пресс». В нем приведены интересные данные по состоянию парка ВАТ в 2005 и 2012 году.



В 2005 году в вооруженных силах имелась военная автомобильная техника 41 базовой модели и 60 модификаций общим числом в 410,8 тыс. единиц. 71% этой техники был оснащен бензиновыми двигателями. Таким образом, грузовики и тягачи с дизельными моторами составляли меньшинство. Такое соотношение типов двигателей может быть предметом многих споров. Другой же факт относительно состояния ВАТ в 2005 году выглядит однозначно и малоприятно. Примерно 80% техники имело возраст более 12 лет, т.е. было произведено не позже первой половины девяностых годов прошлого века. Оставшиеся 20 процентов распределились следующим образом. Большая часть (13%) приходилось на технику возрастом от 6 до 12 лет, а оставшиеся семь процентов – на новые машины, не старше шести лет.


ЗиЛ-157



ЗиЛ-131



Урал



ГАЗ-66



КАМАЗ



МТ-ЛБ


Также можно рассмотреть долю техники того или иного модельного ряда. В 2005 году несомненными лидерами в этом аспекте были автомобили Завода имени Лихачева. На долю грузовиков ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и т.д. приходилась треть от общего числа ВАТ в войсках. Второе и третье место по количеству с небольшим разрывом занимали «Уралы» (13%) и ГАЗы (12%). Далее шли грузовики КамАЗ с 10 процентами, а пятое место разделили между собой ульяновские (УАЗ) и кременчугские (КрАЗ) автомобили с долей по шесть процентов. Наконец, около четырех процентов ВАТ представляло собой гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Оставшиеся 16% были разнородным парком машин, произведенных на различных заводах: Минском колесных тягачей, брянском и т.д.

Стоит отметить, указанные цифры касаются лишь общей численности машин. В имеющихся открытых источниках нигде не упоминается количество ВАТ, находящейся на хранении или в эксплуатации. Подобная информация могла бы сделать имеющуюся картину гораздо более подробной, но министерство обороны не спешит ее раскрывать. Также можно обратить внимание на годы выпуска техники и ее долю. Нетрудно догадаться, что в число тех 80-ти процентов автомобилей, которые в 2005 году были старше 12 лет, входит немало техники, сделанной еще до распада Советского Союза. Кроме того, к этой же группе относится некоторое количество машин, собранных в первые годы независимости. Наименьшее же число имевшихся в 2005-м автомобилей было произведено с 1999 по 2005 годы, т.е. в период после дефолта 1998-го. Точных данных такого рода нет, но есть основание полагать, что в первые несколько лет указанного периода темпы производства были гораздо ниже, чем потом.

С тех пор, о которых говорит представленная статистика, прошло почти восемь лет. В течение этого периода финансирование вооруженных сил постоянно увеличивалось. На полученные из бюджета деньги военное ведомство ремонтировало старую технику и приобретало новую, в том числе и военную автомобильную. Благодаря этому ситуация с парком ВАТ начала понемногу меняться, но, тем не менее, в настоящее время она по-прежнему не удовлетворяет нуждам. До требуемых 75-80 процентов еще далеко.

По данным того же журнала «Грузовик Пресс», доля старой техники, чей возраст перевалил за 12 лет, к 2012 году уменьшилась до 57%. Автомобилей, тягачей и т.п., попавших в категорию от 6 до 12 лет, стало немного больше – 14 процентов. Что касается новой техники не старше шести лет, то ее количество возросло в четыре с лишним раза. По состоянию на конец прошлого 2012 года в эту категорию попадает 29% военной автомобильной техники. Это в два раза меньше, чем требуется текущей Госпрограммой перевооружения, но до 2020 года еще пока далеко и для обновления есть время. Общая численность ВАТ, согласно некоторым данным, почти не сократилась, а разница заключается всего в нескольких сотнях машин, на которые при имеющихся масштабах цифр можно попросту не обращать внимание.

К сожалению, конкретные цифры по составу техники, подобные данным по состоянию парка ВАТ в 2005 году, отсутствуют. Тем не менее, известны несколько подробностей. Так, общее соотношение техники с дизельными и бензиновыми двигателями почти не поменялось. Автомобили с бензиновыми моторами по-прежнему в большинстве и их количество вдвое превышает численность дизельных «собратьев». Кроме того, доля грузовиков марки ЗиЛ за семь лет снизилась с 33 до 6 процентов. Причины этого – списание устаревших автомобилей, а также отсутствие массовых закупок новых. Сокращение количества автомобилей Завода им. Лихачева при сохранении общей численности автопарка прямо говорит о том, что на место списанных грузовиков пришли другие. Судя по имеющимся данным, потерянные машинами ЗиЛ 23 процента были восполнены техникой КамАЗ и «Урал».

Необходимо отметить, что приведенные цифры относятся только к современному состоянию ВАТ в российских вооруженных силах. В ходе провальных девяностых и неоднозначных двухтысячных годов отечественная автомобильная промышленность находилась в сложном положении и поэтому не могла полноценно заниматься развитием автомобильной техники для армии. В настоящее время вооруженные силы нуждаются сразу в нескольких автомобилях различного назначения, при этом созданных на единой базе. Сейчас эту тематику прорабатывают несколько автозаводов и уже неоднократно демонстрировались прототипы новых машин. К 2015 году армия должна получить первые серийные образцы новых автомобилей. Как после этого изменится количественный и качественный состав парка ВАТ? Узнаем через семь лет, в 2020 году.


КАМАЗ-63968 Тайфун-К



Урал-63099 Тайфун-У


По материалам:
http://vpk-news.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Привалов А. Победитель будет один // Грузовик Пресс. 2013 №2(112). С.52.

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 02.05.2013, 07:35 #2   #2
Rustron
Rustron вне форума
Младший лейтенант
По умолчанию
Rustron
Rustron вне форума

Эпизод из периода моей службы в Лебединском полку РВСН. Я был старлеем и командовал мобильным отделением заправки ракет. Когда началось перевооружение на твердотопливные ракеты, мне и моему отделению пришлось 2 месяца вывозить жидкое топливо и сливать его в ж/д цистерны.
И вот первый выезд. Построение, "речь" моего командира и колонна из нескольких десятков огромных "заправщиков" (тягач и большая цистерна) покидает территорию в/ч и направляется в сторону ж/д станции в городе Лебедин. В первом тягаче вместе с бойцом-водителем сижу я.
Узкая дорога по лесу. Не проехали и километра, как за спиной что-то бабахнуло, тягач встал и что-то из него полилось. Как потом выяснилось - антифриз.
Уазик командира протиснулся к нам сзади по обочине. Крики, вопли, слюни изо рта... Починили через час и доехали до станции.
В другой раз мы с бойцом под утро уставшие возвращались в часть после слива гептила на ж/д. Особенность одноосного тягача МАЗ-529 в том, что если двигатель заглушен, - рулевое управление не работает.
Февраль, скользко. Водитель сбрасывает газ перед узкоколейкой, двигатель глохнет и огромная махина вместе с нами продолжает неуправляемое движение в кювет ниже дороги на 1,5 метра.
Мысленно прощаюсь с мамой и кричу бойцу - "Держись", - больше из чувства самосохранения, потому что я оказываюсь под ним.
Вылазим наверх через водительскую дверь и несколько часов потом вытаскиваем заправщик с помощью двух тягачей МАЗ-537.
В течение 2-х месяцев мы потеряли один тягач МАЗ-537 (сгорел). Остальные 23 тягача и машины "нейтралки" (типа гражданских пожарных машин) всё это время дышали на ладан, часто ломались и я никогда не был уверен в их надежности. Хотя с ними проводились все регламентные работы и по состоянию техники во время армейской проверки незадолго до этого мне поставили "5".
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
военное авто


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Артиллеристы российской военной базы в Армении заградительным огнем перекрыли движение колонны военной техники условного противника. Люциан Новости Сухопутных войск 0 19.08.2019 15:55
Болгария проводит модернизацию парка военной техники ezup Новости Сухопутных войск 0 08.08.2019 15:36
Новые образцы украинской военной техники ezup Армии мира 0 08.04.2015 09:12
Перспективы развития военной автомобильной техники на период до 2020 г ezup Автомобили военного назначения 0 31.08.2012 13:28
В августе представят новинки военной техники ВВС ezup Авиационные новости 0 09.07.2012 13:56