RUFOR.ORG > Статьи > Вооруженные силы » Объект 221. Запасной командный пункт Черноморского Флота СССР

Новая тема Ответить
 
Опции статьи Искать в этой статье Опции просмотра
Старый 21.09.2012, 09:54 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Объект 221. Запасной командный пункт Черноморского Флота СССР
ezup
ezup на форуме

Объект 221 - еще один призрак Холодной войны, еще одно "крымское военное чудо света", поражающее своими масштабами и сегодняшней никому не нужностью.
Объект 221 (другие названия - "Алсу", объект "Нора", высота 495) - когда-то сверхсекретный подземный город, способный выдержать ядерную войну, который строился в качестве запасного командного пункта для командования Черноморским Флотом СССР. Поговаривают, что помимо переноса командования флотом, объекту 221 предназначалась еще и роль убежища для высокопоставленных лиц. Короче говоря, "если завтра война", чтобы было куда эвакуировать партийную верхушку и "сливки общества", отдыхающие в Крыму.
Но элитным бункером это место так и не стало, в 1992-м году превратившись в труп.



Объект 221 правильнее даже назвать не подземным городом. Ведь все его тоннели и потерны вырублены в твердой скале.
Выбранная “Высота 495”, по данным геологической разведки, имела монолитное скальное строение, безо всяких разломов и полостей. Согласно проекту, высота скальной “крыши” над помещениями составила 180 метров. “Крышу” пронизывали две шахты диаметром по 4,5 метра. Некоторые туристы даже ошибочно принимают их за ракетные.
Подземный город имел три уровня, соединенных между собой длинными тоннелями и потернами, по которым мог проехать автомобиль (схему я покажу ниже). Только подводящие потерны от одного из двух входов-въездов в Объект 221 имели длину более 500 метров (все-таки это объект высшего противоядерного класса защиты). Общая длина тоннелей и потерн составляет более 10 (!!!) км.
Это кажется невероятным, но такая масштабная стройка велась почти незаметно. Был сформирован специальный "подземный" стройбат, усиленный специалистами, имевшими опыт сооружения бетонированных шахт для баллистических ракет. Рядом, у подножий горы Гасфорта был построен щебеночный завод, куда по ночам и свозилась вынимаемая из горы порода. Спутники противника на своей картинке должны были видеть лишь обычный работающий на благо советских граждан завод по добыче щебня и гражданские строения...

2. Объект 221 с воздуха. Внешне - ничего особенного.



3. Во многих источниках это здания называют гостиницей или общежитием для тех, кто строил Объект. Но если внимательно осмотреть строение изнутри, возникают большие сомнения в этом предположении. Скорее всего, это здание-обманка для спутников противника. Обратите внимание на очень близко расположенные окна. С обратной стороны под каждым из них балконная плита, но нет выходов на балкон.



4. Чтобы проверить предположение, поднимаемся по рассыпавшимся ступенькам к "главному входу"



5. Здание "Общежития внутри". Перекрытия все успели осыпаться, в отличие от несущих колонн и стен. Удивительно, не правда ли? Как и удивительно полное отсутствие лестничных пролетов и даже самих лестничных клеток.



6. Правда, здесь есть некоторые предметы быта..



7. Бетонные остатки буквально играют на ветру и прогибаются под ногами, поэтому мы отсюда уходим и начинаем подъем к одному из двух входов Объекта 221



8. Всего у ЗКП два замаскированных под гражданские здания входа - западный и восточный. Мы решаем заходит через восточный и, пройдя по подземным тоннелям, выйти через западный.



9. Входы замаскированы под обычные здания. Вообще-то нарисованные окна выглядят слишком уж бутафорски и смешно. Но, видимо, кто-то считал, что это может сбить противника с толку.



10. Если взглянуть на обманку сбоку, видно, что это вообще просто бетонная плита.



11. Вход в утробу мертворожденного монстра



12. На стенах предупреждающие значки. Я иду без каски, противогаза, ОЗК и сапог. На мне только мои верные Timberland.



13. Караульные помещения у входа.



14. Это начало тоннеля, уходящего далеко вглубь скалы. В плане подземный штабной центр походил на огромную букву "А". Он сообщался с миром двумя расходящимися потернами, которые перекрывались на входах массивными противоатомными дверями со шлюзовыми камерами.



15. К началу 90-х годов Объект 221 был почти достроен. Было смонтировано большинство коммуникаций, проложены трубы и кабеля. Лифтов проект не предусматривал. На 180-метровую высоту персоналу командного пункта предстояло подниматься пешком. Перед каждым из двух порталов были сооружены многотонные железобетонные строения, внутри которых пролегли электрические кабели, воздуховоды, водопроводные и канализационные трубы.
Сейчас весь металл на объекте вырезан.



16. Восточный тоннель. Для того чтобы выполнить немыслимую фортификационную задачу, был сформирован специальный горнопроходческий батальон. В помощь его бойцам были приданы подразделения треста «Донецкшахтпроходка», имевшего большой опыт сооружения бетонированных шахт для баллистических ракет. Только за первый год были пробиты два 182-метровых ствола, со дна которых пошли вширь горы штольни главного укрытия.



17. Ширины и высоты тоннелей достаточно для того, чтобы здесь прошел военный грузовик



18. Схема Объекта 221.



19. Через 500 метров тоннели начинают разветвляться, соединяя блоки и различные помещения.



20. В самом дальнем конце тоннеля первого уровня видимость почти нулевая. В воздухе буквально висит водяная пыль, и снимать практически невозможно. Мы находимся глубоко внутри скалы. На улице в этот августовский день было почти 40 градусов тепла, а в тоннелях - около 7. Из-за такой разницы в температурах образуется что-то наподобие тумана. Нужно будет попробовать сходить сюда зимой. Может быть, тогда удастся сделать снимки глубоко внутри объекта.



21. Ну и, чтобы вы понимали, здесь кромешная темнота. Я сделал это фото специально, чтобы было понятно, что собой представляет висящая водяная пыль. Ее хорошо видно здесь в луче света от фонаря



22. Выйдя из западного входа, поднимаемся по длинной дороге на самый верх высоты 495 - на крышу объекта.



23. Высота скальной “крыши” над помещениями около 180 метров. “Крышу” пронизывают две шахты диаметром по 4,5 метра. Некоторые туристы ошибочно принимают их за ракетные. На самом деле через эти шахты подземный командный пункт сообщался с антенным полем. Наверх выходили кабели, воздуховоды и винтовые лестницы.



24. Один из вентиляционных колодцев.



25. Вид, открывающийся с "крыши" Объекта 221. Внизу справа виден тот самый щебеночный завод, ныне тоже заброшенный.



В 1991-м Украина объявила о своем безъядерном статусе и защищённый командный пункт оказался уже не нужен. Но деньги на строительство “Объекта 221” уже были заложены в бюджет 1991 года, а потому строительство продолжалось. В 1992-м финансирование было прекращено, и объект законсервировали.
С 1992 по 1998 год пытались найти мирное применение этому бункеру. В "Алсу" хотели разместить предприятие по разливу минеральной воды или спиртных напитков. Высказывались, в частности, здравые суждения о перспективности перепрофилирования “Объекта 221” в винзавод. Но, видимо, были предложены малые откаты.
Среди местных жителей ходят легенды, что в середине 90-х подземелья объекта использовали для тренировок бойцы организованной преступной группировки Е. Поданева.
На сегодняшний день с объекта вырезан и вывезен весь металл, а сам он медленно умирает внутри некогда цельного скального массива..



Автор aquatek_filips
Первоисточник http://aquatek-filips.livejournal.com
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вс ссср


Похожие статьи
Статья Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Унифицированный батарейный командный пункт 9С737М ezup Системы управления 0 01.11.2018 00:19
Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1 («Объект 563») (СССР) ezup Бронетехника специального назначения 0 07.09.2017 09:02
Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») (СССР) ezup Бронетехника специального назначения 0 07.09.2017 08:44
Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») (СССР) ezup Бронетехника специального назначения 0 05.08.2017 18:33
Минобороны получит воздушный командный пункт 2-го поколения ezup Авиационные новости 0 01.12.2015 23:19