Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Работать лазером мегаваттного класса по отдельным бойцам? Абсурд! Всё равно, что стрелять из пушки по воробьям. А если использовать такой лазер против Ещё хуже – в настоящее время не существует и в обозримой перспективе не предвидится появление боевых лазеров, способных прожечь танковую броню. Значит, предлагаемое в заголовке настоящей статьи применение мощных боевых лазеров, размещаемых на Не будем спешить с выводами. Для начала посмотрим, зачем вообще использовать лазеры для поражения наземных целей? Позиционный тупик Мало что ли у вооружённых сил (ВС) для имеющегося Уже давно ни для кого не секрет, что ситуация, сложившаяся на линии боевого соприкосновения (ЛБС) в зоне проведения специальной военной операции (СВО) на Украине, больше напоминает позиционные сражения времён Первой мировой войны (ПМВ), нежели маневренные боевые действия времён Второй мировой войны (ВМВ). ![]() ЛБС на Украине смещается очень медленно. Изображение opermap.mash.ru Основным средством срыва механизированного наступления противника стали беспилотные летательные аппараты (БПЛА) камикадзе, в первую очередь многочисленные FPV-дроны, особенно теперь, когда появились модели с управлением по оптоволокну, которые невозможно подавить средствами радиоэлектронной борьбы ( В то же время основой устойчивости наземных сил воюющих сторон является обеспечение снабжения и ротации личного состава – без этого оборона начинает «сыпаться». Одними дронами проблему снабжения пока решить не получается, не говоря уже о ротации личного состава. Если посмотреть на наступление, ведущееся ВС РФ, то можно увидеть, насколько сложно бывает перерезать пути снабжения даже тех опорных пунктов противника или населённых пунктов, занятых противником, которые уже в значительной степени окружены. Если есть хоть какая-то дорога, хоть малейшая лазейка, то противник будет пытаться снабжать своих бойцов, обеспечивая их способность к сопротивлению, до тех пор, пока кольцо окружения не будет замкнуто. ![]() Захваченный ВСУ анклав в Курской области – несмотря на его небольшие размеры, выбить из него противника пока не удаётся. Это следствие инертности разведывательно-ударных контуров, когда обнаруженный противник не может быть атакован и уничтожен в ту же секунду. Всем типам поражающих боеприпасов требуется время для подхода к цели – снарядам, А вот у лазерного луча такой инерции нет – обнаруженная цель может быть атакована сразу, мгновенно, со скоростью триста тысяч (300 000) километров в секунду. Почему нам требуется лазер на авиационном носителе? Потому что из-за кривизны земной поверхности любой наземный лазер будет иметь весьма ограниченную дальность работы по наземным целям. Даже если поднять источник излучения на какой-то вышке, например, на высоту порядка 50 метров, то дальность лазера в любом случае будет составлять всего лишь 30 километров, что значительно меньше, чем у современных артиллерийских систем, РСЗО и БПЛА различного типа. Что касается авиационных носителей, то по ним могут работать зенитные ракетные комплексы с дальностью порядка 100–180 километров, то есть для обеспечения безопасности носителя ему необходимо работать с дальности порядка 200 километров и более. ![]() Самый дальнобойный украинский ЗРК Patriot может работать по высотным воздушным целям на расстоянии порядка 100-180 километров ![]() Лазер мегаваттного класса сможет работать по целям с безопасной дистанции А это вообще осуществимо? Для того, чтобы это понять, рассмотрим, какие типы целей мы собираемся атаковать с помощью лазера. Наземные цели для лазерного оружия Итак, мы планируем применять боевой лазер по наземным целям для изоляции района боевых действий. Основным способом изоляции мы считаем срыв ротации и снабжения противника. Ротация и снабжение чаще всего осуществляются колёсным транспортом, передвигающимся по дорогам общего пользования, поскольку иные типы местности могут быть заминированы противником, причём дистанционно. Кстати, ранее мы рассматривали один из перспективных способов дистанционного минирования в материале Соответственно, нашей основной целью станет колёсный транспорт. Даже если противник будет использовать бронированные MRAP, то у всех у них имеются уязвимые точки – шасси, кабина водителя, решётка радиатора. При воздействии мощного лазерного излучения резиновые покрышки будут с высокой скоростью приходить в негодность, даже если они оборудованы системой движения на спущенных колёсах RunFlat (Ранфлет), также возможно интенсивное возгорание покрышек – если их быстро не потушить, то машина вспыхнет вслед за ними, горящие покрышки обладают очень высокой теплотворной способностью. ![]() Воздействие в область радиатора двигателя может вызвать его перегрев и выход из строя, с соответствующими последствиями для двигателя. Впрочем, здесь противник может начать применять защиту, например, путём установки достаточно толстого стального листа на расстоянии полуметра от радиатора. Что касается кабины водителя, то здесь всё совсем печально – воздействие мощного лазерного излучения на открытые участки тела мгновенно вызовет ожоги четвёртой степени и гибель от болевого шока, возможно, что мощность излучения обеспечит и поражение внутренних органов. Можно ли от этого как-то защититься? Попробовать можно, например, полностью убрав остекление и осуществляя вождение по изображению, получаемому с внешних видеокамер. Впрочем, это станет лишь отсрочкой – можно реализовать режим работы лазера в режиме «сканирования», когда он несколько раз сделает развёртку по цели, последовательно проходясь по её поверхности, в результате чего все камеры будут уничтожены или повреждены, и продолжение движения станет невозможным. ![]() MRAP и его зоны, уязвимые для воздействия мощного лазерного излучения Остановившийся транспорт может быть подвергнут дополнительному облучению лазером с целью обеспечения его возгорания, также могут быть атакованы спешившиеся бойцы противника – при наличии достаточно эффективных систем наведения у них нет практически никаких шансов скрыться. Кстати, с помощью лазерного излучения можно атаковать и высокозащищённую гусеничную технику. Во-первых, те же средства наблюдения водителя, во-вторых, любые точки, где возможно вызвать возгорание или перегрев. Создание очагов возгорания – это вообще универсальный способ борьбы с любой наземной боевой техникой. Крайне сложно сделать так, чтобы какая-либо машина не имела возгорающихся компонентов – краски, резиновых уплотнителей, пластика, оболочек проводки и многого другого. Владельцы автомобилей знают, как быстро может выгореть автомобиль в случае любого, даже самого незначительного возгорания, от каких-то внутренних причин – повреждения проводки, утечки масла или некоторых видов антифриза. Что уж тут говорить о том, когда по корпусу машины будет «шарить» луч лазера высокой мощности, выискивая любые потенциальные очаги возгорания. ![]() Защитить же пеших бойцов от мощного лазерного оружия и вовсе практически невозможно. Вопрос в том, что для того, чтобы работать по наземным целям, их вначале необходимо обнаружить. Орлиный взор Как всегда, один в поле не воин. Самолёт – носитель лазерного оружия должен действовать в рамках единого разведывательно-ударного контура (РУК), впрочем, это не отменяет необходимости установки на него высокоэффективных средств разведки. По сути, перед нами стоят две основные задачи: - первичное обнаружение противника; - допоиск и наведение на противника лазерного луча. Соответственно, первичное обнаружение противника может осуществляться бойцами, а также разведывательными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) тактического класса с последующей передачей координат и направления движения противника. Здесь следует отметить, что возможность работы по противнику лазером вовсе не исключает необходимости применения других доступных средств поражения. Как всегда, вопрос лежит в плоскости целесообразности и эффективности, и в первую очередь в том, какое вооружение из имеющегося может быть применено быстрее. Можно предположить, что одним из наиболее эффективных способов первичного обнаружения противника могли бы стать самолёты комплексной радиотехнической и оптической разведки Ту-214Р. ![]() Самолёт комплексной радиотехнической и оптической разведки Ту-214Р О целесообразности применения этих машин мы говорили с самого начала проведения СВО, первые упоминания о том, что самолёты Ту-214Р стали применяться в зоне СВО, появились примерно через семь месяцев после её начала, о чём мы говорили в материале Конечно, здесь всё зависит от эффективности радиолокационной станции (РЛС) бокового обзора Ту-214Р, точнее от её способности осуществлять обнаружение транспорта противника на расстоянии порядка 200-250 километров. Если это возможно, то самолёты Ту-214Р смогут эффективно работать в связке с самолётами, носителями лазерного оружия, даже без наводок с земли или с БПЛА. Ещё одним вариантом является размещение подвесных контейнеров с РЛС бокового обзора непосредственно на самих самолётах — носителях лазерного оружия. Вроде бы такие контейнеры у нас имеются — это контейнеры семейства «Сыч», в частности, РЛС бокового обзора установлена в контейнере «УКР-РЛ». Опять же, здесь всё упирается в дальность работы и разрешающую способность указанного контейнера. ![]() Контейнеры семейства «Сыч» на высотном самолёте М-55 «Геофизика» Конечно, можно предположить, что отдельный самолёт с мощной РЛС и квалифицированными операторами на борту будет предпочтительнее. А вот допоиск и наведение лазерного луча можно осуществлять только непосредственно с самолёта — носителя лазерного оружия. Для этого на нём должна быть размещена мощная уникальная оптико-электронная система (ОЭС), сравнимая по характеристикам с теми, что ставятся на спутники оптической разведки. Современные спутники оптической разведки, оснащённые объективами метрового диаметра, способны получать изображение земной поверхности с разрешением в несколько десятков сантиметров с орбиты высотой порядка тысячи километров. Соответственно, аналогичная ОЭС, размещённая на самолёте, сможет с расстояния в несколько сотен километров получать изображение с разрешением в единицы сантиметров, что позволит с высокой эффективностью идентифицировать цели и наводить лазерный луч на их уязвимые зоны. ![]() Спутник оптической разведки «Янтарь-2К» Учитывая предполагаемые габариты оптической системы такой ОЭС, размещаться она будет внутри фюзеляжа с окнами побортно, то есть наблюдение и наведение будут вестись перпендикулярно направлению полёта самолёта, на проходе. Соответственно, также будет вестись и боевая работа – самолёт-носитель лазерного оружия будет выписывать «восьмёрки», работая поочерёдно то правым, то левым бортом. Как уже понятно из габаритов оптики, в качестве носителя будет выступать транспортный самолёт, кроме того, лазер, размещённый на авиационном носителе, который сможет работать на дальности в несколько сотен километров, должен обладать необходимой для этого мощностью, что также определяет выбор транспортного самолёта в качестве носителя. А какой мощностью должен обладать лазер, способный работать по наземным целям с расстояния в несколько сот километров? Мегаваттного класса Да, для поражения наземных целей на дальности в несколько сотен километров, скорее всего, потребуется лазер мощностью порядка одного мегаватта (МВт) и более, совсем недавно мы рассматривали перспективы этого направления в материале « Американский лазерный комплекс воздушного базирования Boeing YAL-1 с предполагаемой мощностью лазера до 14 МВт должен был обеспечивать поражение стартующих баллистических ракет на дальности 500-600 километров, но, обладая фактической мощностью порядка 1 МВт, обеспечил поражение учебных целей на дальности порядка 100-250 километров. ![]() Boeing YAL-1 Даже несмотря на то, что цели были учебными, это всё-таки были высокоскоростные, ускоряющиеся цели, охлаждаемые набегающим потоком воздуха, возможно, вращающиеся. По открытым данным, за счет использования адаптивной оптики американцам удалось сфокусировать луч боевого лазера до размеров баскетбольного мяча на дальности 250 километров. Диаметр баскетбольного мяча составляет 25,4 сантиметра, то есть для лазера мощностью в 1 МВт удельная мощность составит порядка 6 киловатт (кВт) на квадратный сантиметр (см2). В результате потерь в атмосфере реальная мощность будет ниже, но даже при двукратном её падении можно представить результат даже кратковременного воздействия излучения удельной мощностью 3 кВт на см2 и суммарной мощностью порядка полумегаватта на боевую технику или человеческий организм. Выводы Применение боевых лазеров мегаваттного класса, размещённых на авиационных носителях, по наземным целям позволит обеспечить изоляцию района боевых действий путём срыва ротации и снабжения противника. Применение такого оружия будет иметь чудовищный психологический эффект, способствующий оставлению противником своих позиций или сдаче в плен. При нахождении в зоне поражения такого лазерного комплекса противник будет иметь возможность обеспечивать ротацию и снабжение только в условиях очень плохой погоды, причём основная проблема будет не в падении мощности лазерного луча, а в его точном наведении с помощью ОЭС высокого разрешения с борта самолёта-носителя. Конечно, противник постарается противодействовать лазерному оружию, например, прикрываться дымами, но это само по себе значительно замедлит скорость его передвижения и сделает уязвимым для других средств поражения, например, РСЗО или ствольной артиллерии, повысит вероятность ухода с маршрута или попадания на минные поля. Возможно, что основным препятствием при создании лазерного оружия мегаваттного класса на авиационных носителях является излишний оптимизм автора о наших достижениях в этом направлении, в противном случае всё изложенное в настоящем материале вполне реализуемо. ![]() Изображение из патента перспективного российского самолёта – носителя лазерного оружия Кто-то наверняка может сказать о том, что применение лазерного оружия высокой мощности негуманно, особенно против живой силы противника? Что ж, расскажите о гуманизме жителям Курской области, которых бойцы ВСУ заживо похоронили в Судже, или женщинам и девочкам, изнасилованным и зверски убитым наёмниками и бойцами ВСУ в Курской области, да и в других регионах, где побывали наши враги. А может быть гуманно применять по противнику термобарические боеприпасы или разбрасывать на позиции горящие термитные смеси? Война — это не про гуманизм, а про эффективность и целесообразность. Можно не сомневаться, что противник сразу применил бы такое оружие против нас, если бы оно у него было. Лазер мегаваттного класса на авиационном носителе в составе разведывательно-ударного контура потенциально сможет обеспечить прорыв обороны противника в любой точке, где он появится. Подобно тому, как сейчас Украина замирает при взлёте носителей гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал» в ожидании неминуемого и неотразимого удара, сама информация о появлении боевого лазера, работающего по наземным целям, на том или ином участке ЛБС, будет приводить к обрушению обороны противника. Маловероятно, что такое оружие удастся создать до завершения СВО, однако можно не сомневаться, что оно нам ещё обязательно понадобится в будущих войнах и вооружённых конфликтах. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
технологии |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Боевые лазеры мегаваттного класса на авиационных носителях: кто станет первым – США или Россия? | ezup | Технологии | 0 | 15.02.2025 12:53 |
Вертолетчики Балтийского флота отработали применение авиационных средств поражения по наземным целям. | Люциан | Новости Военно-морского флота | 0 | 24.05.2024 22:45 |
ВВС США отказываются от разработки боевых лазеров | ezup | Технологии | 0 | 23.05.2024 12:02 |
Тенденции развития отечественных боевых лазеров | ezup | Технологии | 0 | 02.03.2023 13:33 |
Плюсы и минусы боевых лазеров США | ezup | Технологии | 0 | 25.03.2019 17:50 |