Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Идея о строительстве речного монитора с армейской артиллерией родилась ещё до революции. При проектировании канонерских лодок для Амура в начале ХХ века возникали пожелания вооружить их не корабельной а полевой артиллерией: что бы было возможно пополнять боезапас со складов армейских частей с которыми корабли взаимодействуют. Идею отложили в долгий ящик: у армейцев на тот момент просто не было достойных аналогов корабельных пушек (полевая артиллерия до русско-японской войны ограничивалась трёхдюймовым калибром). ![]() Польские речные мониторы после сдачи в плен РККА В 1930-32 годах в Киеве на заводе «Ленинская кузница» был построен монитор «Ударный», и вопрос о вооружении его полевыми пушками вновь был поднят и... вновь отложен по той же причине — отсутствии достойных орудий. На корабль поставили 130-мм корабельные пушки, но идея оказалась осуществлена. Поляками. В польской Пинской речной флотилии было шесть мониторов, вооружённых полевыми 75-мм орудиями и 100-мм гаубицами. Это заставило советское руководство заняться созданием противовеса польским «речным броненосцам». ![]() Монитор проекта СБ-37 С 1934 по 1937 год в Киеве на той же «Ленинской кузнице» для сформированной Днепровской флотилии были построены 6 мониторов проекта СБ-37: «Железняков», «Жемчужин», «Левачёв», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин». Все — названы в честь матросов — героев Гражданской войны. Проект был разработан судомеханическим КБ «Ленинской кузницы» Александром Байбаковым и Михаилом Бойко. Требования к новым кораблям были выдвинуты исходя из театра военных действий, на котором им предстояло действовать: верхнее течение реки Припять. Главными были небольшие осадка и длина. В результате на свет появились корабли водоизмещением 232/263 тонны, длиной 51,2 метра, шириной 8,2 метра, но главное — максимальной осадкой всего 82 сантиметра! Назвать конструкцию кораблей просто оригинальной будет явным преувеличением. На голой палубе корабля возвышались только орудийные и пулемётные башни и высокая надстройка — все жилые помещения монитора находились в корпусе. Корпус был цельноклёпанным, с прямыми бортами и плоским дном. Высота борта (считается и надводная, и подводная часть) от 2,1 метра с кормы до 10 шпангоута, с 10 шпангоута к носу — 1,6 метра. Внутри корпус был разделён на 13 отсеков. ![]() Надстройка монитора "Железняков" Наиболее оригинальной частью корабля без всяких сомнений можно считать главную надстройку. Она состояла из башни главного калибра и боевой рубки, при этом и башня, и рубка были, как диски детской пирамидки, нанизаны на 75-см трубу. Внутри трубы был наварен скоб-трап и сделаны лазы, через которые можно было попасть в трюм, башню и рубку. Боевая рубка была укреплена на трубе неподвижно, а находящаяся под ней башня главного калибра МК-2-4 вращалась. ![]() Башня МК-2-4 в цеху Монитор по определению — бронированный корабль. Правда, броню кораблей проекта СБ-37 избыточной назвать никак нельзя. Броневой пояс высотой 1,85 м в средней части, 1,6 м в носу и 0,95 м в корме имел толщину 16 мм в средней части и 4 мм в оконечностях. Палуба была толщиной 4 мм. Район погребов главного калибра усиливался броневыми накладками по 30 мм — борта и 16 мм — палуба, район машинного отделения — накладками 16 мм — борта и 8 мм — палуба. Башня главного калибра и боевая рубка имели толщину стенок — 30 мм, крыши — 16 мм, башни 40-К и 41-К — толщину стенок — 20-25 мм и крыши — 10 мм. Как показала практика, башня главного калибра и рубка выдерживали попадания 37-мм снарядов. ![]() 102-мм пушка Обуховского сталелитейного завода На вооружение монитора изначально планировалось поставить полевые 107-мм пушки образца 1910/30 годов, но после долгих размышлений поставили отработанные и надёжные 102-мм орудия Б-18 (до 1931 года имевшие обозначение Б-2), которые получили урезанием с 60 до 45 калибров 102/60 мм пушки Обуховского сталелитейного завода, созданной при консультациях фирмы «Викерс» ещё в 1909 году и прекрасно себя зарекомендовавшей на эсминцах типа «Новик». Помимо главного калибра в носу и на корме, по началу, установили по башне 40-К с 45-мм орудием (башни были аналогичны тем, что стояли на танках Т-28), но затем в носовую башню советские инженеры умудрились вставить ещё один ствол калибром 45-мм, получив башню 41-К. Если расчёт башни главного калибра был 16 человек, то у 40-К он состоял из 3, а у 41-К из четырёх человек. ПВО монитора обеспечивали два пулемёта «Максим» в пулемётных башнях и один — открыто расположенный (впоследствии его заменили на пулемётную установку М-4 из четырёх «Максимов») и два 37-мм зенитных орудия. Самый сложный вопрос — с двигателями кораблей проекта СБ-37. По проекту указаны два советских дизеля 2-СД-19/32 мощностью 140 л.с., но вероятность того, что два таких слабосильных двигателя разгонят бронированный корабль водоизмещением 263 тонны до штатных 8 узлов, равна нулю. А в документах времён войны в качестве двигателей указаны два дизеля 4-СД-19 мощностью 280 л.с., и это уже куда ближе к истине. Вот только понять, когда на корабль были установлены более мощные двигатели, непонятно... Самым заслуженным и, несомненно, самым везучим из мониторов данного проекта стал «Железняков». На момент начала войны корабль находился в составе Дунайской военной флотилии и в бой вступил в 04:15 утра 22 июня 1941 года. В тот день монитор уничтожил первую свою батарею и сбил первый самолёт. А дальше были бои на Дунае, уничтожение танков, огонь по скоплениям пехоты, подавление артиллерийских батарей. «Железнякову» повезло: маленькие размеры часто заставляли врага путать его с небольшими румынскими мониторами. Ну и мастерская маскировка имела место: корабль маскировался под не отмеченный на картах островок или мысок, организовав на палубе и надстройках натуральные зелёные насаждения. Из шести мониторов, входивших в состав Дунайской флотилии, только экипаж «Железнякова» под командованием капитан-лейтенанта О. С. Маринушкина сохранил свой корабль, остальные пять были взорваны своими командами. Когда враг закрепился на левом берегу Дуная, монитор получил приказ прорываться в Одессу. И он прорвался, прибыв в «Жемчужину у моря» 20 июля, несмотря на то, что плоскодонный и низкобортный корабль для хождения по Чёрному морю предназначен не был. Во время боёв в Днепро-Бугском лимане монитор получил прозвище «неуловимый»: малая осадка и небольшая длина позволяли «Железнякову» проходить протоками, которые враг считал несудоходными. Корабль внезапно появлялся там, где его не ждали, производил огневой налёт и скрывался в неизвестном направлении. Но РККА отступала, и вскоре Днепро-Бугский лиман стал слишком опасным местом для монитора. И «Железняков» снова вышел из лимана, совершив 25 октября переход в Азовское море, на Дон и Кубань. ![]() «Бронированный корабль "Железняков"» (плакат Иванова В. М.) Включённый в состав Азовской флотилии 21 ноября, он участвовал в обороне Керчи, Ростова-на-Дону, Азова, устья Кубани. Летом 1942 года участвовал в боях по обороне базы Темрюк и последним покинул её, прорываясь контролируемым немцами Керченским проливом в Поти. Монитор свернул с фарватера и прошёл у самого берега Крыма, по минным полям, под огнём вражеских батарей. К морским переходам плоскодонный «речной крейсер» был приспособлен плохо, поэтому черноморский шторм выбросил корабль на берег. Трое суток экипаж заделывал пробоины и пытался снять монитор с мели, наконец 3 октября «Железняков» прибыл в Поти. Здесь с 14 октября он вошёл в состав Черноморского флота. Но ремонтировать израненный в боях корабль пришлось до августа 1943 года. ![]() Памятник морякам Дунайской флотилии в Братиславе А 30 августа 1944 года успевший стать легендарным монитор прибыл в родной Измаил и вновь вошёл в состав Дунайской флотилии. Впереди было освобождение Румынии, Болгарии, Югославии... По официальным данным, за годы войны «Железняков» прошёл с боями 40 тысяч километров, уничтожив 13 артиллерийских и миномётных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и много чего ещё. Всего на корабль немцами было сброшено 827 авиабомб. Не попало ни одной, и в самом деле «Неуловимый»! После войны «Железняков» вновь вошёл в состав Черноморского флота. В 1958 году выведен из состава ВМФ, передан Дунайскому пароходству, использовался в качестве плавпричала. В 1967 году по инициативе ветеранов и при содействии адмирала флота Сергея Горшкова корабль был установлен в Киеве на бетонную волну в качестве памятника. Как сегодня содержатся памятники в бывшей УССР, рассказывать не нужно. Говорят, что внутрь корабля даже можно попасть. Но не стоит, его обжили бомжи, так что запах внутри соответствующий... |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Монитор против беспилотников | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 09.07.2023 10:40 |
Речной бронекатер Проект 192/I | ezup | Боевые катера | 0 | 27.03.2019 22:28 |
Морской тральщик "Железняков" проекта 12600 вышел со среднего ремонта | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 06.03.2019 15:54 |
Монитор Проект 1190 | ezup | Боевые корабли | 0 | 24.12.2018 00:47 |
Блюда из речной рыбы | ezup | Рыбная кулинария | 0 | 13.07.2012 11:38 |