Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 27.02.2025, 20:00 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию L-55 - учебное пособие для кораблестроителей
ezup
ezup вне форума



Потопление эсминцами «Азард» и «Гавриил» английской подводной лодки L-55 в Копорском заливе. Н. В. Бубликов.

В годы Гражданской войны на Балтике шла необъявленная русско-английская война. Несмотря на отсутствие официального состояния войны, боевые действия велись: английские торпедные катера совершали налёты на Кронштадт, советские эсминцы топили английские подлодки и т. д. и т. п.

Но любая Гражданская война когда-либо заканчивается, и пришедшие на её гребне к власти люди начинают восстанавливать разрушенное в ходе данного мероприятия. В том числе — флот, он — штука хрупкая, и в случае революций очень быстро заканчивается. Россия исключением из правил не была и после Гражданской войны начала приводить оставшееся военно-морское ведомство в порядок.


Иван Бубнов, отец российских подлодок.

Большие проблемы при этом возникли с относительно современными проектами кораблей и подводных лодок. Особенно подводных лодок! Если старорежимные «новики» и «светланы» достаточно неплохо смотрелись даже во Вторую Мировую войну, то подлодки типа «Барс» считаться современными уже не могли, а их создатель, крупнейший специалист в вопросах подводного кораблестроения Иван Бубнов, умер от сыпного тифа в Петрограде 13 марта 1919 года. Другой специалист такого же уровня, Степан Джевецкий, эмигрировал в Париж и не собирался возвращаться. Кто-то из инженеров не пережил Гражданской войны, кто-то отошёл от дел... Но РККФ повезло, на дне Копорского залива с 1919 года лежала британская подлодка L-55.


L-55 в Англии

Дело в том, что L-55 была новейшей: первая субмарина типа L вступила в строй в 1917 году (строила лодки компания Fairfield Shipbuilding and Engineering Company), и её конструкция впитала английский боевой опыт Первой мировой войны. После войны, сокращая корабельный состав, британское Адмиралтейство сохранило в строю все лодки типа L, что говорит о совершенстве их конструкции. Осенью 1926 года лодку задел тралом один из советских тральщиков, чистивших от мин Копорскую губу: в трале осталась прицельная рама от носового 102-мм орудия L-55.


Тральщик «Змей», в девичестве яхта «Зарница».

Тральщикам «Клюз» и «Змей» была поставлена задача — найти лодку. Руководил поисковыми работами командир «Змея» К. Л. Никандров. Позже саму подлодку тральщики обнаружили на дне в квадрате № 18 и вызвали водолазов ЭПРОН. Инструктор водолазного дела ЭПРОН Хруленко погрузился на лодку и установил, что она лежит, погрузившись в ил по привальные брусья, с креном на правый борт и дифферентом на корму, рубочный люк закрыт. По правому борту водолаз обнаружил пробоину 0,6х0,6-0,8 метра. После находки поблизости английского минрепа стало ясно: командир подлодки не учёл сильного течения в Копорской губе, и его снесло на английское минное поле. Видимо, при попытке погрузиться лодка навалилась левым привальным брусом на минреп и притянула мину, взорвавшуюся в районе ходового мостика. Было принято решение: поднимать!

Руководителем подъёмных работ назначили главного корабельного инженера Южного округа ЭПРОН Тимофея Бобрицкого. 21 июля 1928 года после двухмесячных работ L-55 была поднята на поверхность с глубины 32 метра при помощи заведённых под лодку четырёх стальных полотенец спасательным судном «Коммуна» (тем самым, что до сих пор несёт службу на Черноморском флоте). Лодку отбуксировали в Кронштадт, где поставили в док. Внутри прочного корпуса обнаружили скелеты 38 (по другим сведениям 34, но есть данные и о 42-х...) подводников, причём инженер-механик в дизельном отсеке сохранился полностью — тело было мумифицировано дизельным топливом. Останки вместе с тремя корзинами личных вещей были отправлены торговым судном «Труро» (впускать в свои территориальные воды иностранный военный корабль СССР отказался), после чего в море переданы на лёгкий крейсер «Чемпион» и доставлены в Англию.


Передача останков на торговое судно «Труро».

А саму L-55 восстановили и ввели в строй РККФ под именем Л-55. Лодка приняла участие в параде на День ВМФ 1940 года в Неве по личному распоряжению Сталина — умел лучший друг советских физкультурников в пиар! Но самое главное — её буквально по винтикам изучили советские инженеры из Техбюро №4 Бориса Малинина. Борис Михайлович до революции участвовал в проектировании «барсов», но затем сменил тематику и к моменту подъёма английской подлодки не занимался проектированием подлодок уже 10 лет. На Балтийском заводе с L-55 чертежи «снимали с натуры». Большой удачей стало то, что на борту были найдены технические описания и инструкции по эксплуатации машин и механизмов. Интересно, что Балтийский завод от восстановления подлодки пытался откреститься всеми возможными способами: на предприятии был ужасный дефицит квалифицированных кадров. Но дело было объявлено политически важным, и пришлось «балтийцам» заняться работами по восстановлению субмарины, которые обошлись казне в кругленькую сумму — 1300000 рублей.


Митинг в честь поднятия над Л-55 советского военно-морского флага

27 июля 1931 года Л-55 была зачислена в состав Балтийского флота. В 1934 году «родные» дизеля «Виккерс» заменили на отечественные 42БМ6 Коломенского завода. В 1940 году лодку переклассифицировали в опытовое судно, но во время войны перевели в дивизион учебных судов. С 1943 года — плавучая зарядная станция, в 1944 году переведена на Ханко, где обеспечивала базирование подводных лодок Балтфлота. Но самое интересное, что подлодки, чью боевую работу обеспечивала Л-55, были её родственницами! Решения, подсмотренные на английской субмарине, использовались при проектировании советских лодок серий «Щ» и «Л».


Поднятая «англичанка» в доке.

Например, «Щуки» получили срисованную с «англичанки» уширенную носовую оконечность, позволявшую морякам удобнее работать с торпедными аппаратами. Очень удачным оказалось торпедопогрузочное устройство, также скопированное советскими кораблестроителями. «Ленинцы» получили булевую форму обводов лёгкого корпуса, что повысило остойчивость и технологичность советских подводных минных заградителей. Интересными были признаны негерметичные аккумуляторные ямы, увеличивавшие объём носовых отсеков. В схему электропитания советских подлодок был добавлен бустер, обеспечивавший стабилизацию напряжения в цепи.


Ограждение рубки L-55 (точнее, то, что от него осталось).

Но, помимо того, что было принято на вооружение советской инженерной школой, были на Л-55 и неудачные технические решения, отказ от использования которых также был полезен для развития подводного кораблестроения в СССР. Например, отсутствие кормовых торпедных аппаратов, высокое и громоздкое ограждение рубки, судовые трубопроводы, выполненные из простого железа и подверженные коррозии.


Подлодка после восстановления

Вместе с тем, нельзя сказать, как это порой делают англоязычные источники, что Л-55 стала прототипом некоторых типов советских подлодок (встречаются утверждения, что «Щука» — укороченная на 20 метров L-55, да и проект «Ленинец» базировался на ней же). Использовались отдельные технические решения, но лодок по образу и подобию «англичанки» в СССР не строили.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Проба пера индийских кораблестроителей ezup Военно-морской флот 0 03.09.2024 12:45
Экипажи Су-30СМ и Су-24М Морской авиации ЧФ выполнили учебное бомбометание на полигоне в Крыму. Люциан Новости Военно-морского флота 0 04.02.2020 16:22
Пособие начинающего Хемуля ezup Полезное 0 17.05.2015 00:44
Для Принцесс. Пособие ezup Он и Она 0 01.04.2014 18:52
Пособие для леди ezup Он и Она 2 22.06.2011 19:59