Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Сложности с разработкой Длительность циклов разработки лазерного оружия и отсутствие серийных образцов вселяет пессимизм в сердца интересующихся тематикой развития новейших вооружений, однако в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что лазерное оружие — оружие направленной энергии — является принципиально новой вехой в развитии вооружений. Те, кто связаны с разработкой и производством вооружений, знают, насколько долго зачастую идёт разработка и постановка в серийное производство даже относительно отлаженных образцов вооружений, что уж тут говорить о чём-то принципиально новом. В качестве примера можно привести наши неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада», экспортные модификации которых в рамках семейства «Амур-1650» в журнале «Военный парад» предлагались на экспорт ещё в 1999 году, но ни «Лады», ни «Амура» мы в серии пока не увидели. Или взять американский эсминец DDG-1000 Zumwalt («Замволт»), первый из которых был спущен на воду в 2013 году, но до сих пор не приступил к несению боевой службы. А ещё можно вспомнить проблемы с ремоторизацией американских стратегических бомбардировщиков B-52H и многое, многое другое. ![]() У нас «Лада», у них «Замволт»... Тем не менее подвижки в разработке лазерного оружия есть, например, по сообщению пресс-службы ВМС США от 5 февраля этого года, в ходе испытаний, проведённых в 2024 году, лазерная установка HELIOS мощностью 150 киловатт (кВт), размещенная на борту эсминца USS Preble класса Arleigh Burke, успешно поразила воздушную цель на расстоянии 8 километров. А лазерные комплексы противовоздушной обороны (ПВО) DE M-SHORAD и вовсе уже эксплуатируются вооружёнными силами (ВС) США, ранее мы даже рассматривали возможность того, что США могут решиться на полевые испытания комплекса DE M-SHORAD в зоне СВО на Украине. ![]() Эсминец USS Preble и комплекс DE M-SHORAD Можно предположить, что требуемая мощность боевых лазеров в заданных массогабаритных характеристиках уже достигнута, и проблема лежит в переходе от опытных образцов к серийным – в обеспечении необходимой простоты и удобства эксплуатации таких комплексов не профессорами и докторами наук из компаний-разработчиков, а простыми бойцами, пусть и высокой квалификации. Проблема в том, что серийные образцы лазерного оружия пока только начинают появляться, а на авиационных носителях их пока и вовсе нет. Так что сейчас мы говорим только об опытных образцах лазерного оружия, и для начала вспомним, какие вообще боевые лазеры могут быть размещены на авиационных носителях? Авиационные носители Авиационные носители лазерного оружия условно можно разделить на стратегические и тактические. К стратегическим отнесём боевые лазеры, размещённые на транспортных самолётах, мощность таких лазеров может достигать несколько мегаватт. К тактическим, соответственно, относятся самолёты тактической авиации и вертолёты. Мощность боевых лазеров, рассматриваемых для применения на тактических носителях, составляет десятки-сотни киловатт. Вообще, о перспективах применения лазерного оружия на боевых самолётах мы ранее уже говорили, ещё в 2019 году, в материале «Лазерное оружие: перспективы в военно-воздушных силах». С тех пор каких-либо существенных подвижек на этом направлении не замечено. Что касается самолётов тактической авиации, то здесь можно ожидать появления интегрированных лазерных комплексов самообороны на машинах шестого поколения, а также подвесных контейнерных лазерных комплексов самообороны на самолётах предыдущих поколений. Разумеется, возможности контейнерных комплексов будут уступать интегрированным, в первую очередь из-за того, что существующие самолёты и вертолёты не оснащены оборудованием отбора мощности от турбореактивных двигателей (ТРД) – генераторами, способными обеспечить мощные лазеры необходимой электроэнергией. ![]() Одним из ключевых отличий перспективных комплексов вооружения становится способность обеспечить электроэнергией многочисленные потребители, в том числе и лазерное оружие Можно предположить, что в первую очередь лазерное оружие будет установлено на новейшем американском стратегическом бомбардировщике B-21 Raider. Как минимум на этой машине должна быть штатно заложена возможность установки лазерного оружия и обеспечена возможность отбора мощности от ТРД на электрогенераторы. Можно предположить, что мощность лазерного оружия самообороны на бомбардировщике B-21 Raider будет находиться в районе 100-150 кВт, с перспективой увеличения до 300-500 кВт, что обеспечит этому самолёту высокую защищённость от ракет «воздух-воздух» и зенитных управляемых ракет (ЗУР) с дальностью применения в несколько десятков километров. Ну и, наконец, поговорим про специализированные комплексы лазерного оружия, размещённые на самолётах транспортной авиации, которые уже условно можно отнести к стратегическим, способным работать на дальности, исчисляемой сотнями километров. Мегаваттного класса В США это проект Boeing YAL-1, включающий в себя самолёт Boeing 747, оборудованный химическим лазером с рабочим телом на основе кислорода и металлического йода. Предполагаемая мощность такого лазера составляла порядка одного мегаватта с перспективой увеличения до пяти мегаватт. Проект был свёрнут в первую очередь из-за сложности и опасности работы с химическим кислородно-йодным лазером, а также высокой стоимости необходимых для производства «выстрела» химических компонентов. В России существовала экспериментальная летающая лаборатория А-60 (комплекс 1ЛК222) на базе самолёта Ил-76МД и газодинамического лазера РД-0600 массой 760 килограмм, который предполагалось применять и на боевой орбитальной станции «Скиф», и который к 2011 году прошел полный цикл испытаний. Для накачки газодинамического лазера РД-0600 используются два турбореактивных двигателя АИ-24 массой по 600 килограмм каждый. Мощность газодинамического лазера РД-0600 на начальном этапе составляла 100 кВт. ![]() Экспериментальная летающая лаборатория А-60 (слева) и Boeing YAL-1 (справа) Что химический, что газодинамический лазеры – это достаточно «древняя» технология, считается, что перспективнее современные лазеры, работающие от электрической энергии, например, твердотельные, в том числе и их частный случай – волоконные, в США именно они и получили развитие в настоящее время. Что касается России, то здесь всё сложнее – информация по созданию у нас в стране собственных твердотельных или волоконных лазеров мультикиловаттного класса практически отсутствует, ранее продемонстрированные комплексы типа «Задира» пока нигде себя не показали, информация о них более не распространялась – нет даже достоверных изображений этого комплекса. В материале «Оружие направленной энергии пришло на поля сражений» в числе прочего мы рассматривали мобильный лазерный комплекс (МЛК), созданный специалистами Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ») и предназначенный для расчистки местности от древесно-кустарниковой растительности в зоне размещения линий электропередачи (ЛЭП), резки металлоконструкций и другого аналогичного применения. Судя по изображениям, в МЛК используется волоконный иттербиевый лазер YLS-20000-CT мощностью 20 кВт производства американской компании с русскими корнями IPG Photonics, так что его применение в военных целях невозможно. ![]() МЛК производства АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ». Изображение triniti.ru Не меньше вопросов и по боевому лазерному комплексу (БЛК) «Пересвет» – ранее мы рассматривали возможные варианты его реализации в материале «Секреты комплекса «Пересвет»: как устроен российский лазерный меч?». Рассмотренных вариантов всего три – современные лазеры (твердотельные / волоконные / жидкостные) с питанием от источников электрической электроэнергии, газодинамические и химические лазеры или лазеры с ядерной накачкой. Исходя из текущих реалий, наибольшую вероятность имеет версия, что на БЛК «Пересвет» установлен газодинамический лазер – эта технология была наиболее отработана в России, а затем и в СССР. До сих пор достоверная информация о мощности БЛП «Пересвет» отсутствует, в большинстве случаев разброс предположений варьируется в диапазоне от 1 мегаватта (МВт) до 5 МВт. Ещё в 70-х годах XX века в США испытывали лазерный комплекс на базе летающей лаборатории NKC-135A, оснащённой газодинамическим лазером, мощность которого на начальном этапе составляла 30-60 кВт, а к 1978 году была доведена до 400 кВт. Примерно тогда же, в 1975 году, в Конструкторском бюро химавтоматики (АО «КБХА») на базе лазера РД-0600 был создан газодинамический лазер с суммарным расходом газовой смеси до 100 килограмм в секунду и мощностью излучения до 600 кВт. ![]() Газодинамический лазер РД-0600. Изображение kbkha.ru Учитывая, когда была сделана эта разработка, не будет слишком оптимистичным предположить, что мощность газодинамического лазера из состава БЛК «Пересвет» составляет порядка одного мегаватта и более. Авиационный вариант БЛК «Пересвет-А» После того как был анонсирован БЛК «Пересвет», в открытых источниках периодически стала появляться информация о том, что программа А-60 будет реанимирована, и на базе БЛК «Пересвет» будет создан авиационный боевой лазерный комплекс (АБЛК), причём информация эта исходила от первых лиц в Минобороны России. О возможности создания такого комплекса и задачах, которые он потенциально может решать, мы ранее говорили в материале «Авиационное исполнение боевого лазерного комплекса «Пересвет»: носители, цели, тактика применения». Например, рассматривалась возможность формирования перспективной боевой авиационной группы, предназначенной для создания высокоустойчивой зоны A2AD (anti-access and area denial) ограничения и воспрещения доступа и манёвра авиации противника. Указанная группа должна была включать АБЛК «Пересвет-А», самолёт дальнего радиолокационного вооружения (ДРЛО) А-100 «Премьер», два-четыре многофункциональных истребителя Су-57 и, возможно, БПЛА С-70 «Охотник». ![]() Предполагалось, что АБЛК «Пересвет-А» сможет поражать самолёты противника на расстоянии 250-300 километров, находясь вне зоны ответного огня ракетами «воздух-воздух», представляя собой ядро группы. Кстати, сейчас такая группа очень пригодилась бы в зоне проведения специальной военной операции на Украине – тогда авиация противника даже близко не сунулась бы к линии боевого соприкосновения (ЛБС), а крылатые ракеты Storm Shadow самолёты противника применяли бы на максимальном расстоянии от ЛБС, ограничивая дальность их применения по целям на нашей территории. В марте 2020 года ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» запатентовало облик самолёта – носителя лазерного оружия, в развитие концепции лаборатории А-60. ![]() ![]() На доступных изображениях видно, что купол излучателя лазера в крайней версии патента располагается в передней части самолёта, прямо за кабиной. В качестве базы по-прежнему выступает транспортный самолёт Ил-76МД-90А, собственно, других вариантов у нас пока нет и не предвидится. Место расположения окна выхода лазерного излучения явно говорит о том, что данный комплекс предназначен для работы по целям, расположенным в верхней полусфере, то есть по спутникам противника. За сам лазер отвечает НПО «Алмаз», которое ведет разработку нового типа лазерного оружия уже на протяжении 40 лет. ![]() Также можно предположить, что работы по АБЛК «Пересвет-А» (другого названия у нас пока нет), скорее всего, приостановлены с учётом боевых действий, ведущихся в относительной близости от ТАНТК им. Г.М. Бериева. Выводы Статья не даёт ответа на вопрос: кто станет первым в создании боевого лазера мегаваттного класса, серийно размещаемого на авиационных носителях — США или Россия? Фактически у США уже был экспериментальный лазер мегаваттного класса на авиационном носителе, созданный в рамках проекта Boeing YAL-1, тогда как российская экспериментальная летающая лаборатория А-60, судя по всему, была ближе к американской летающей лаборатории NKC-135A. В то же время проект Boeing YAL-1 свёрнут – США, впрочем, как и другие ведущие страны мира, отказались от химических и газодинамических лазеров в пользу современных лазеров, работающих от электрической энергии. В перспективе это, бесспорно, принесёт им преимущество в этой области, однако в настоящее время создать наступательный лазер мегаваттного класса на базе твердотельных или волоконных лазеров, судя по всему, невозможно. Впрочем, США уже движутся к этой величине, взяв планку в 500 кВт на наземном опытном комплексе. Можно предположить, что лазер мощностью в один мегаватт и более может быть создан американскими компаниями и размещён на транспортном самолёте как опытный образец в срок до пяти лет и как серийный образец в срок до десяти лет. Также можно предположить, что в России условный АБЛК «Пересвет» с газодинамическим лазером мощностью порядка одного мегаватта, при интенсификации работ в этом направлении, может быть создан примерно в сопоставимые сроки – экспериментальный образец через 5 лет и серийное изделие через 10 лет, с той лишь разницей, что технология газодинамических лазеров является устаревшей. Впрочем, с практической точки зрения газодинамические лазеры вполне работоспособны и даже обладают определёнными преимуществами перед своими высокотехнологичными собратьями. Посмотрим, куда нас приведёт гонка лазерного оружия, впоследствии мы ещё неоднократно будем возвращаться к этой тематике, так как, судя по всему, «звёздные войны» уже не за горами. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
технологии |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Китайские боевые лазеры ПВО | ezup | Технологии | 0 | 15.10.2021 13:44 |
Названа подлодка, которая станет первым серийным носителем гиперзвуковых ракет «Циркон» | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 30.03.2021 20:54 |
Новые боевые лазеры от General Atomics | ezup | Технологии | 0 | 11.12.2020 23:59 |
Боевые лазеры авиационного базирования: в перспективы верят не все | ezup | Военная аналитика | 0 | 21.05.2020 19:35 |
Боевые лазеры для войсковой ПВО США | ezup | ПВО | 0 | 25.10.2019 14:55 |