Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.02.2025, 15:13 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Бомбардировщики «Гота» – террор с небес
ezup
ezup вне форума



Появившийся ещё до Войны «Русский витязь» Игоря Сикорского впечатлил военных! Один из русских генералов, наблюдавших за работой четырёхмоторных гигантов «Илья Муромец», ставших усовершенствованной моделью «Витязя», сказал, что один такой самолёт стоит дивизии (после того как «Илья Муромец» поручика И. С. Башко уничтожил на станции Пржеворск австрийский поезд с 30 тысячами артиллерийских снарядов). И это было правдой. На тяжёлом бомбардировщике была решена проблема, не дававшая проводить прицельное бомбометание с одномоторных самолётов: установлен бомбовый прицел и добавлен в экипаж работавший с ним «бомбардир», что сделало авиаудары убийственно точными.


Самолёт неортодоксальной компоновки

Но немецкие генералы не собирались оставаться долгое время без подобного чудо-оружия. Первоначально для бомбовых ударов использовали дирижабли, но огромные и медленные сигарообразные аппараты были слишком уязвимы для зенитного огня. И тогда «сумрачный тевтонский гений» бывшего основателя и редактора авиационного журнала «Флюгспорт», а ныне мобилизованного «дойче зольдата» Оскара Урсинуса, предложил прямому и непосредственному командованию, в лице майора Гельмута Фриделя, проект двухмоторного гидросамолёта «неортодоксальной компоновки».


Ну... обзор и в самом деле хорош!

Неортодоксальность компоновки заключалась в том, что фюзеляж самолёта, который у нормальных бипланов расположен на нижнем крыле, в самолёте Урсинуса крепился к верхнему. По мысли изобретателя, это должно было обеспечить близкое расположение двух двигателей, дабы при отказе одного не возникало крутящего момента. Ну и обзор при такой конструкции должен был быть получше...


«Гота» Г.1

Прототип, получивший название FU (Фридель-Урсинус), поднялся в воздух 30 января 1915 года. Эксперты, изучив аппарат, установили, что он: а) плохо управляется, б) имеет недостаточную мощность, в) имеет недостаточную целостность конструкции, г) опасен для экипажа при аварийной посадке, но в целом — ничего так самолёт, для военного времени сгодится! После чего самолёт отправился на русский фронт в разведывательную эскадрилью.

На фронте, несмотря на указанные недостатки, самолёт признали полезным и пустили в серию на вагонном заводе фирмы «Гота». Местные инженеры оптимизировали конструкцию, получив на выходе самолёт «Гота-Урсинус» Г.1. Построили Г.1 в количестве 18 экземпляров — тремя партиями по 6 штук, кроме того, ещё один самолёт был построен в виде гидроплана, как первоначально и планировал изобретатель. Самолёт вооружался пулемётом «Парабеллум» винтовочного калибра, а кабину экипажа и двигатели прикрывали 200 кг хромоникелевой брони. Об участии данного летательного аппарата в боевых действиях известно мало, скорее всего, первый блин оказался комом.

«Неортодоксальная компоновка» Г.1 не устраивала командование Люфтштрайткрефте (нет, не зря Геринг впоследствии переименовал эту организацию — язык сломаешь!), и инженер завода «Гота» Ханс Буркхард переработал проект, установив фюзеляж, как у нормальных людей — на нижнем крыле: как выяснилось, проблема крутящего момента при отказе двигателя на двухмоторном самолёте оказалась надуманной и на практике не возникала. Для начала Буркхард взял разбившийся Г.1 и переставил фюзеляж вниз, результат оказался более чем удовлетворительным — самолёт стал лучше управляться и стал куда безопаснее при посадке.


«Гота» в полёте

Кроме того, инженер вагонного завода решил, что самолёт должен иметь возможность разбираться на части и перевозиться на трёх железнодорожных платформах. Броню с новой модели демонтировали, но бомбы она всё равно нести могла с трудом, поскольку не имела бомбового люка, а размещённые под крыльями летели в белый свет как в копеечку! Для самообороны аэроплан имел два пулемёта винтовочного калибра. Всего построили десять самолётов этой модели, получившей название «Гота» Г.2, которые воевали на Балканском фронте, причём одновременно в строю больше четырёх данных аппаратов не было — двигатели «Мерседес» D.IV, мощностью 220 лошадиных сил, страдали от вибрации коленвала и часто выходили из строя. Говорят, что к февралю 1917 года один из этих самолётов был ещё жив. Но это не точно.


Отличия «Готы» Г.3 от Г.4 чисто косметические

Поскольку «Гота» Г.2 имел постоянные проблемы с двигателями, вскоре было решено заменить ненадёжные 220-сильные моторы D.IV на более надёжные 260-сильные D.IVa от той же фирмы «Мерседес». Ну и добавили третий пулемёт, стрелявший через подфюзеляжную бойницу — для защиты нижней полусферы. На этот раз самолёты уже могли нести 500 кг бомб и в сентябре 1916 года разрушили мост через Дунай в Чернаводе — воевали «Гота» Г.3 — на том же Балканском фронте. При этом самолёты имели скорость в 135 км/ч, и лётчики жаловались, что они обгоняют свои истребители сопровождения. Всего было построено 25 аэропланов этой модели.


Фюзеляж бомбардировщика в разрезе, хорошо виден «тоннель Гота» для ведения огня назад и вниз

И вот, наконец, пришла пора той модели, что стала символом немецкого воздушного террора Первой мировой войны. «Гота» Г.4. Хорошо показавшие себя моторы D.IVa оставили, а фюзеляж самолёта полностью обшили фанерой. Решение было принято не с кондачка: самолётам предстояло совершать налёты на Англию, и полностью фанерный фюзеляж при аварийной посадке на воду должен был дольше оставаться на плаву, увеличивая шансы экипажа на спасение. Кроме того, боевая эксплуатация Г.3 показала, что он плохо защищён с нижней полусферы, поэтому внутри фюзеляжа Г.4 появился «тоннель Гота» — жёлоб, позволяющий стрелку вести огонь назад и вниз. На самолётах этой модели было предусмотрено место под четвёртый пулемёт «Парабеллум» калибра 7,92-мм, но его на задание брали редко, предпочитая взять побольше бомб или горючего. Кроме того, на крыле были установлены дополнительные элероны: Г.3 имел плохое управление при посадке, и на новых самолётах этот недостаток был устранён.


Экипаж перед вылетом

Самолёт имел следующие характеристики: экипаж — 3 человека, пилот и два стрелка; длина — 12,2 метра, размах крыльев — 23,7 метра; высота — 3,9 метра; вес пустого — 2,4 тонны; вес с полной загрузкой — 3,7 тонны, два двигателя по 260 лошадиных сил; максимальная скорость — 135 км/ч; дальность — 810 км/ч; потолок — 5 тысяч метров; вооружение — 2-3 пулемёта «Парабеллум» LMG 14 калибра 7,92 мм, 500 кг бомб. Но самым впечатляющим было количество построенных аэропланов — 230 единиц! А если брать и следующую модель, «Гота» Г.5, которая была, по сути дела, модернизацией Г.4 (топливные баки перенесли из двигательных гондол в фюзеляж и расширили «тоннель Гота»), то количество выпущенных машин вырастает ещё на 203 штуки!

Первый авианалёт с применением бомбардировщика «Гота» был совершён 19 марта 1916 года: в мероприятии участвовал гидроплан «Гота» UWD 120 — вариант самолёта Г.1 на поплавках. Самолёт сбросил на Дувр несколько 5-кг бомб и благополучно вернулся на аэродром в Зеебрюгге. Немного? Да, но бомбить с дирижаблей, которые несли тонны бомб уже стало достаточно опасно — неповоротливые и медленные машины успешно поражались зенитной артиллерией и истребителями, а от ночных налётов толку было мало — с навигацией в начале ХХ века всё было достаточно печально, и цеппелины регулярно отклонялись от цели на десятки, а порой и сотни километров. А самолёты ещё могли бомбить днём.

В ночь на 13 июня 1917 года дирижабли совершили совместный авианалёт с бомбардировщиками «Гота». В результате удара пострадало 527 человек, в том числе 104 — погибли. Дело в том, что в марте 3-я эскадрилья («Kagohl 3» я перевожу как «3-я эскадрилья», поскольку на авиаполк 18 самолётов не тянут, но, само собой, перевод не точный) получила 18 самолётов «Гота» Г.4. Это позволило немцам в 14:00 25 мая 1917 года начать операцию «Турецкий крест».


«Раз пошли на дело...»

На бомбёжку отправились 12 бомбардировщиков, но два вернулись из-за неисправностей. Главной целью удара был выбран Лондон, но густая облачность заставила экипажи переключиться на второстепенную цель — порт Флокстон и расположенный рядом с ним «Армейский лагерь Шорнклифф» — учебный центр канадской армии, совмещённый с военным госпиталем. В результате авианалёта погибло 95 человек и ещё 195 было ранено, правда, солдат среди погибших было только 18 человек, а остальные — гражданские, в том числе 31 женщина и 25 детей, но немцев в 1917 году это уже давно перестало смущать.

Разъярённые англичане подняли в погоню за немецкой эскадрильей 70 самолётов модели «Сопвич Пап» — одни из лучших британских истребителей. Результаты преследования не впечатляли: два бомбардировщика были сбиты, один повреждён, но дотянул до аэродрома, остальные успешно оторвались от погони, пользуясь наступающей темнотой.


Камуфляж на «Готу» вручную не рисовали: самолёты на заводах обшивались специальной камуфлированной тканью

Следующий налёт состоялся 13 июня 1917 года. Он стал первым дневным налётом: самолёты поднялись в воздух в 10 часов утра. Англичане подняли на перехват 92 самолёта, но «Готы» летели на большой высоте, и немногие из истребителей смогли подняться достаточно высоко, чтобы вступить в бой. Двухместный истребитель Бристоль F.2 капитана Дж. Коул-Гамильтона из 35-й эскадрильи атаковал три бомбардировщика, но был сбит ответным огнём немецких «парабеллумов». Самолёт капитана Т. Гранта из 39 эскадрильи стал жертвой «дружеского огня» — истребитель сбили английские зенитчики, но лётчик сумел посадить повреждённый самолёт. За Саутэндом к строю немецких бомберов приблизился триплан «Сопвич», но его пилот открыл огонь со слишком большого расстояния и никуда не попал. Наконец, у Остэнде «Сопвич Кэмэл» сумел повредить одну «Готу». Но остальные продолжили полёт и выполнили задание.

Результатом налёта стали 162 погибших (включая 18 детей) и 432 раненых. Одна из бомб упала на начальную школу в лондонском районе Поплар — отсюда и столько погибших детей...

«Налёты не стали чем-то очень серьёзным, и все толпились на улице, чтобы посмотреть. Никто не укрывался и не уворачивался»,

— записал находящийся в отпуске пилот Королевских ВВС лейтенант Чарльз Шабо.

Это был один из самых результативных (если убийство гражданских можно считать результатом военной операции) налётов за время Войны, тем более что ни один бомбардировщик не был сбит.


Смерть с небес...

Дальше налёт следовал за налётом: 7 июля — 22 бомбардировщика, один сбит, три повреждены, ответным огнём уничтожены три английских истребителя. 22 июля — налёт на Феликсстоу и Харвич, потерь нет. 12 августа — налёт на Саутэнд и Шубернесс — один бомбардировщик сбит, три — повреждены и разбились при приземлении. 18 августа — самый массированный налёт — 28 бомбардировщиков, из-за плохой погоды «Готы» не смогли прорваться к цели и были вынуждены вернуться. 22 августа — налёт 15 бомбардировщиков на Маргейт и Дувр, пять вернулись из-за технических проблем, остальные были встречены зенитками и истребителями — три «Гота» сбиты. После этого к ночным бомбардировкам были вынуждены перейти и самолёты...


Ночной налёт

Первый ночной налёт «Готы» совершили в ночь с 3 на 4 сентября в направлении Чатема. Большая часть сброшенных бомб угодила «в молоко», но одна весом 50 кг попала в школьный спортзал, использовавшийся в качестве казармы — погибло 130 морских пехотинцев ещё 88 были ранены, ну и... «сопутствующие потери» — несколько убитых и раненых гражданских. Немецким командованием налёт был расценён как удачный — у англичан не было способов противодействия ночным бомбардировкам. Поэтому в конце сентября последовало 6 налётов, в том числе один — совместный с дирижаблем...


Бомбардировочный прицел — залог точного бомбометания

Результатом ночных налётов стало... появление пижам. Лондонцы, заслышав сигнал воздушной тревоги, выскакивали в бомбоубежища, не успевая переодеться во что-то приличное (спали тогда в ночных рубашках), отсюда и изобретение «костюмов для сна». Но это стратегические бомбардировки. Или нет? Скорее всего — нет. Всё вышеописанное проходит по рубрике «воздушный террор»: военные если и значатся в числе жертв налётов «Гот», то попали туда случайно. Работать по военным целям немецкие бомберы попытались один раз: во время «весеннего наступления» 1918 года. Тогда генералы буквально заставили командование «Английского отряда» переключиться с налётов на города на бомбардировки стратегических целей: портов Кале, Дюнкерка, Булони, железнодорожных узлов и скоплений войск. Особого эффекта бомбардировки не имели.


Немецкая килограммовая зажигательная бомба

Поэтому немцы вновь начали планировать уничтожение городов. Тем более что для этого появилось новое оружие — термитные зажигательные бомбы с корпусом из «электрона», хорошо горящего сплава на основе магния. Были изготовлены килограммовые бомбы В-1Е, которые на бомбардировщики можно было грузить сотнями. И был составлен Der Feuerplan, подразумевавший атаку с использованием всего имеющегося бомбардировочного флота, нагруженного под завязку зажигалками, на Лондон и Париж. Самолёты должны были атаковать, грузиться бомбами и снова атаковать, и снова грузиться, и снова атаковать... до тех пор, пока есть хоть один способный подняться в воздух самолёт и хоть один экипаж, способный стоять на ногах — отчаяние германского командования просто сочится со страниц плана. Бомбы были доставлены на аэродромы, начало операции запланировано на август 1918 года, но... приказ был отменён в последний момент: было ясно, что война близится к концу, и не нашлось ни одного германского командира, что решился бы отдать его.


«Английский отряд» на лётном поле

После Войны все «Готы» пошли на слом, кроме одного самолёта. Он достался полякам и был поставлен на вооружение. Воевал с РККА во время Гражданской войны и был списан в 1923 году. А само слово «Гота» ещё долго оставалось символом воздушного террора. И, в принципе, вполне справедливо.

Все изображения взяты из открытых источников.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Достучаться до небес ezup Противоспутниковые системы 0 16.01.2021 18:04
Серия 166. Гром с небес ezup Ударная сила 0 18.04.2014 21:36
Серия 60. Повелитель небес ezup Ударная сила 0 11.04.2014 22:51
Террор в современной России. inozemec Государство и общество 0 30.12.2013 20:04
Террор мятежников в Алеппо и забота правительства Сирии о народе ezup Сирия 0 11.09.2012 10:15