Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Серийная бомба GBU-57/B на одной из авиабаз, 2023 г. Одним из самых мощных неядерных боеприпасов в арсенале ВВС США является тяжёлая авиабомба GBU-57/B MOP. Это изделие обладает особыми техническими и боевыми характеристиками, за счёт которых должна решать самые сложные боевые задачи. При этом Пентагон принимает меры, направленные на избавление от недостатков и повышение общего потенциала такой бомбы. Бомба против бункеров В ходе интервенции в Ирак американские специалисты смогли изучить местные бункеры, а также определить их устойчивость к существующим бетонобойным авиабомбам. Оказалось, что последним не хватает мощности, и для гарантированного поражения заглублённых сооружений требуется новый боеприпас. Уже в 2003 г. началась разработка проекта под названием Massive Ordnance Penetrator («Массивный проникающий боеприпас»). Головным исполнителем стала Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL), которой помогали несколько коммерческих компаний. Например, Boeing должна была изготавливать опытные бомбы, и ей же затем поручили серийное производство. В 2007 г. проект MOP дошёл до наземных и лётных испытаний. В ходе нескольких тестов бомба показала требуемые характеристики. После этого изделие получило рекомендацию к принятию на вооружение и серийному производству. В арсеналы боеприпас поступил под обозначением GBU-57/B. ![]() Изделие MOP в ходе транспортировки. Крылья и рули сняты Пентагон заказал первую партию бомб нового типа весной 2011 г. Уже осенью готовые изделия отправились в арсеналы. Известно, что в дальнейшем поступали новые заказы на производство. При этом темпы выпуска и их общие объёмы до сих пор остаются неизвестными. Предполагается, что на складах ВВС США имеется не менее нескольких десятков бомб GBU-57/B. Завершив разработку базовой версии бомбы, AFRL и Boeing приступили к её модернизации. На данный момент создано и доведено до производства не менее четырех-пяти новых модификаций. Последний из известных вариантов боеприпаса имеет обозначение GBU-57F/B. По известным данным, пока бомбы MOP используются только в рамках различных учений с целью освоения и отработки навыков. Личный состав тренируется работать с боеприпасами на земле и выполнять вылеты с ними. В реальных операциях, насколько известно, такие бомбы не применялись. Объёмы производства Первые заказы на производство GBU-57/B, появившиеся в начале прошлого десятилетия, предусматривали поставку всего 15-20 новых бомб. В дальнейшем Пентагон заказывал новые партии боеприпасов аналогичного размера. В результате ВВС США получили достаточный запас новых бомб, хотя на фоне других арсеналов он кажется небольшим. В мае 2024 г. американские СМИ сообщили о планах военного ведомства увеличить производство тяжёлых бомб. Утверждалось, что завод McAlester Army Ammunition Plant в шт. Оклахома проходит модернизацию и расширяет свои производственные площади. Дополнительные мощности могут быть использованы для наращивания выпуска авиабомб MOP. Теоретически, темпы производства такого оружия могли вырасти в 3-4 раза. ![]() Модернизированный завод возобновил работу осенью 2024 г. Какие заказы он теперь выполняет, неизвестно. Возможно, ему действительно поручили продолжить выпуск тяжёлых авиабомб, причём с увеличением темпов. Возможно, подробности таких работ станут известны в будущем. Старая проблема В конце января Управление директора по испытаниям и оценки министерства обороны США (DOT&E) опубликовало свой ежегодный отчет. В нем перечисляются все актуальные программы создания и модернизации вооружений и техники, проводившиеся в прошлом финансовом году году. Согласно этому документу, в 2024 г. велись работы по совершенствованию бомб GBU-57/B. Известно, что на данный момент единственным штатным носителем бомбы MOP является стратегический бомбардировщик Northrop Grumman B-2A. Как сообщает DOT&E, ранее наблюдалась некая проблема интеграции бомбы в комплекс вооружений этого самолёта. Характер этой проблемы, её признаки и риски не уточняются. В прошлом году Пентагон и его подрядчики успешно завершили необходимые доработки авиационного ударного комплекса и устранили выявленные ранее недочеты. Успех этих работ был подтверждён двумя тестовыми сбросами. Оба доработанных изделия GBU-57/B неназванной модификации подтвердили возможность полноценной работы вместе с самолетами B-2A. ![]() Новый взрыватель Как и другие противобункерные бомбы, изделие GBU-57/B имеет взрыватель, срабатывающий с задержкой после контакта с целью. За счёт этого бомба успевает уйти в грунт и/или пробить перекрытия атакуемого объекта. Задержка устанавливается до сброса бомбы командой с борта самолета-носителя. Практика показала недостатки такого способа применения. Не всегда имеются точные данные о координатах и глубине нахождения цели. Из-за этого возможен «промах» по вертикали, который снижает воздействие на подземное сооружение и общую эффективность удара. В связи с этим ещё в 2018 г. был запущен проект Large Penetrator Smart Fuze («Малый взрыватель для большого проникающего боеприпаса»). Его целью являлась разработка «умного» взрывателя для MOP. Работы заняли несколько лет и завершились лишь недавно. В ходе одного из прошлогодних тестовых сбросов применялась GBU-57/B с новым взрывателем. DOT&E не сообщает всех подробностей, но указывает, что LRSF подтвердил свои возможности и оправдал ожидания. Сверхбольшой калибр Изделие GBU-57/B MOP, вне зависимости от модификации и комплектации, представляет собой тяжёлую корректируемую бомбу, предназначенную для поражения защищённых объектов. Она может атаковать и уничтожать как укрепления на поверхности, так и заглублённые цели. Бомба выполнена в цилиндрическом корпусе с оживальным головным обтекателем. В центральной части корпуса расположены четыре трапециевидных крыла, в хвостовой — решетчатые рули. Общая длина изделия достигает 6,2 м, диаметр корпуса — 800 мм. Масса снаряженной бомбы превышает 13,6 т. ![]() Внутри корпуса размещается проникающая фугасная боевая часть. Она имеет толстостенный упрочнённый корпус, за счёт которого обеспечивается пробитие не менее 60 м грунта и нескольких метров бетона. Внутри БЧ находятся два заряда взрывчатого вещества общей массой более 2,4 т. Подрыв осуществляется при контакте с целью или с заданной задержкой. Современный взрыватель LPSF способен самостоятельно определять глубину нахождения цели и вычислять оптимальный момент подрыва. Бомба имеет систему управления на основе спутниковой навигации. Полёт осуществляется к цели по заранее заданным координатам. Перенацеливание после сброса невозможно. Точная дальность полёта после отделения от носителя не сообщается. Круговое вероятное отклонение не превышает нескольких метров, что, в теории, достаточно для поражения большинства предполагаемых целей. Из-за больших размеров и массы авиабомба GBU-57/B может применяться только стратегическими бомбардировщиками. В ходе испытаний её носителями были самолёты B-52H и B-2A. На данный момент единственным штатным строевым носителем является малозаметный B-2A. По ряду причин, боеприпас не был включён в номенклатуру вооружений более старого бомбардировщика. Развитие продолжается Авиационная бомба GBU-57/B MOP, предназначенная для поражения защищённых подземных сооружений, была принята на вооружение ВВС США в начале прошлого десятилетия. Несмотря на прошедшее время, Пентагон не собирается отказываться от этого оружия или разрабатывать замену для него. Наоборот, существующую бомбу сохраняют, а также пытаются развивать с учётом объективных факторов и имеющихся потребностей. В рамках этих процессов к настоящему времени успели создать несколько модификаций бомбы с разными особенностями и отличиями. Кроме того, разработан улучшенный взрыватель, повышающий общую эффективность применения, а также принимаются меры по расширению производства. Всё это указывает на то, что ВВС продолжат эксплуатацию тяжёлой бомбы и будут по-прежнему готовиться к ее гипотетическому применению.
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
боеприпасы |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Модернизация «Вепря»: развитие тяжёлых РТК разминирования | ezup | Артиллерия и бронетехника | 0 | 13.10.2024 16:41 |
«Багги» и «Депеша»: новые РТК от «Высокоточных комплексов» | ezup | Боевые роботы | 0 | 11.06.2024 11:24 |
Развитие и модернизация самолетов ДРЛОиУ российских ВКС | ezup | Авиация | 0 | 12.07.2023 12:37 |
Индия приобретает 240 корректируемых авиационных бомб КАБ-1500Л | ezup | Авиационные новости | 0 | 05.01.2018 21:29 |
Гиперзвуковые ударные системы нового поколения с использованием управляемых авиационных бомб | ezup | Гиперзвуковые летательные аппараты. | 0 | 16.03.2013 14:05 |