RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > История мирового оружия > Бронетехника > Бронетехника Японии » Лёгкий / Средний танк Тип 89 (Type 89 Medium Tank I-Go). С рождения устаревший

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04.02.2025, 18:06 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Лёгкий / Средний танк Тип 89 (Type 89 Medium Tank I-Go). С рождения устаревший
ezup
ezup на форуме



Тип 89А Ранний Тип (Тип «Ко»)

В производстве находился с 1931 года. Корпус остался почти без изменений. Лобовая броня корпуса прототипа была разделена: верхняя 1/4 была установлена вертикально, а нижняя 3/4 – наклонно. Передняя дверь для посадки и высадки экипажа разделена на две половины и открывается вправо от центра корпуса. В смотровом люке механика-водителя с левой стороны корпуса танка установлен круглый стробоскоп. С левой и правой стороны передней части машины установлены большие фары. Некоторые танки были дополнительно оснащены хвостом и крышкой воздухозаборника для карбюратора. Танк оснащён стальной крупнозвенчатой гусеницей раннего типа, впоследствии в 1932 году шаг звеньев уменьшили, а гусеницу стали делать из высокомарганцовистой стали.


На данной версии ставили башни двух типов — Тип 1 и Тип 2. На эти башни установили вертикальную цилиндрическую смотровую башенку. Вместо одного люка в башне сверху у танка стало два люка, слева и справа. Правый люк находился под башенкой, которая откидывается направо.

На танк сначала был установлен лицензионный 6-цилиндровый бензиновый авиационный двигатель «Даймлер». Со временем он был заменён отечественным бензиновым двигателем «Мицубиси» с водяным охлаждением. Система подвески, а также ходовая часть по сравнению с прототипом были модернизированы, бронеэкран также отличался от прототипа.


Разработка танковой пушки Тип 90 была закончена в 1930 году, однако серийное производство началось не сразу. В результате на первых танках «И-Го» была установлена 37-мм пушка «Согекихо» (Sogekihō). Танков «И-Го» с этим орудием было выпущено всего 5 единиц (их ещё называют предсерийными), и они участвовали в боевых действиях в феврале 1932 года в Шанхае. На остальных танках установлено 57-мм орудие Тип 90 и два 6,5-мм пулемёта Тип 91.

Тип 89А Переходной Тип (Тип «Ко»)


В 1932 году танк Тип 89 был модернизирован, и эту модификацию стали обозначать как Переходной Тип. Модернизация включала: вместо изломанной лобовой части лоб корпуса «И-Го» был выполнен в виде наклонной детали, которая разделена по центру на две части: левую и правую. Эта деталь была скреплена заклёпками и имела дополнительную броню на передних люках. Передняя дверь для посадки и высадки стала единой и открывалась справа от кузова.

В смотровом люке механика-водителя стробоскоп получил крышку с дугообразным вырезом. Вместо двух фар поставлена одна, выдвижная в передней центральной части кузова (с двухступенчатым переключением «ярко/темно»). Она была оснащена бронированной крышкой для защиты. В «скулах» надгусеничных ниш корпуса установлены смотровые люки на петлях. С левой стороны рядом расположена бойница для пистолета. На корме корпуса установлен «хвост» для преодоления препятствий, а также перевозки ЗИП и вещей экипажа, но его ставили не на все танки.

Крышка воздухозаборника карбюратора установлена на задней верхней поверхности корпуса танка. Кроме того, на верхней поверхности задней части корпуса установлена смотровая дверца. Кроме того, танк Тип 89А 1932 года выпуска получил более короткие звенья гусениц, изготовленные из высокомарганцовистой стали, чтобы снизить общий износ гусениц и обеспечить лучшую маневренность.


Переходной тип получил уже три типа башни. Башни Тип 1 оснащены вертикальными цилиндрическими смотровыми башенками. Башни Тип 3 получили новую смотровую башенку («грибовидную»). Башни Тип 2 оснащалась смотровыми башенками этих двух типов. Изменена маска пушки. Стволы пулеметов, а также вывод выхлопной трубы защищены бронированными кожухами. На машине использовался бензиновый двигатель с водяным охлаждением, тот же, что и на предыдущей модификации.

Выпускалась версия с «Поздним» типом подвески и корпусом Переходного Типа, на танке ставилась башня Тип 3. Существовала ещё одна версия, где Ранний Тип корпуса был поставлен на «Поздний» тип подвески, сохранив при этом башню тип 2 с большой («грибовидной») башенкой и новой маской орудия. С какого года производилась данная версия не указано, вероятнее всего с 1934 года.

Считается, что танков переходного типа было выпущено меньше всего из всех вариантов танка Тип 89А.


На фото: башня Тип 3 была поставлена на корпус Тип 89А Переходного Типа, и установлена подвеска «Позднего» типа.

Тип 89А Поздний Тип (Тип «Ко»)



Модернизация 1934 года самая большая, в войска эти танки пошли с 1935 года. Начиная с 1934 года в танке использовался новый тип «поздней» подвески для улучшения мобильности, хотя, возможно, он использовался и ранее. Лоб корпуса танка был выполнен в виде наклонной детали, которая разделена по центру на две части: левую и правую. В «скулах» надгусеничных ниш корпуса расположены бойницы для пистолета.

Эта модель сохранила тот же двигатель, но имела новое расположение экипажа: место механика-водителя перенесли направо, а стрелок-пулемётчик стал располагаться слева. Смотровой люк водителя и пулемётную установку также поменяли местами. Дверь для посадки-высадки, которая теперь перенесена на левую сторону, стала открываться налево. В центре задней части корпуса был установлен дополнительный отсек для хранения аккумуляторной батареи (180 Ач × 1 шт.), так как стартер был поставлен более мощный и теперь требовал больше энергии. Выхлопное отверстие глушителя было изменено на цилиндрическое. В конце каждой надгусеничной ниши левого борта было по 1 крышке заправочной горловины для подачи воды. Установка «хвоста» сохранилась.

Тип 89Б (Тип «Оцу»)



Последняя модель танка «И-Го» была названа Тип 89Б («Оцу»). Производство этой модели началось в 1934 году, но в войска она поступила только в 1935 году. У Японии не было ни опыта, ни оборудования, необходимых для производства дизельных двигателей, когда был представлен прототип. Только в 1934 году были изготовлены первые дизельные двигатели, готовые к использованию в танке. По внешнему виду танк остался почти таким же, как модель Тип 89А Позднего Типа. Так как дизель имел воздушное охлаждение, то радиатор, занимавший левую часть моторного отсека, стал ненужным. Таким образом, топливные баки, которые раньше располагались в надгусеничных нишах корпуса, были перенесены на освободившееся место радиатора, в левую часть МТО. Крышки заправочных горловин были убраны, на левом борту осталась одна крышка заправочной горловины для воды. Масляный бак был перемещён в заднюю часть правой надгусеничной ниши корпуса.

Изменилась верхняя надмоторная часть корпуса, которая стала по внешнему виду сильно отличаться от модификации Тип 89А. Бронированную решётку заменили на откидную, которая открывалась влево. Это позволило получить доступ к вентилятору, который втягивал воздух через трубу в сам дизельный двигатель. Также была увеличена смотровая дверца для осмотра аккумулятора в центре задней части корпуса танка. Крышка бака для воды и крышка подачи масла в радиатор, которые располагались на верхней поверхности задней части танка, были сняты. Убраны смотровой люк для карбюратора и люк для осмотра двигателя. В левой и правой надгусеничных нишах корпуса, где располагались топливные баки, были установлены аккумуляторные батареи (120 Ач × 2 шт. в левом нише и 180 Ач × 1 шт. в правой нише). Выхлопное отверстие глушителя было изменено и имеет форму плоского треугольника, в дальнейшем применялось на лёгком танке Тип 95 и на всех японских средних танках, начиная с Тип 97. Танк Тип 89Б не встречается в Китае или на Тихом океане. Считается, что танк Тип 89Б использовался только в Маньчжурии и на родине, в Японии.

Танк Тип 89 постоянно совершенствовался, поэтому два танка одной и той же модели могут иметь небольшие различия. Это связано с тем, что в производстве «И-Го» участвовали несколько заводов. И у каждого был свой уникальный внешний вид танка Тип 89. Плюс во время эксплуатации вносились изменения. То же самое произойдёт во время ВМВ в СССР с танками Т-34 и Т-60, когда танк будет выпускаться на разных заводах, и каждый будет вносить в него что-то своё.


На фото другой бронеэкран ходовой части.


Танк Тип 89А позднего типа и танк Тип 89Б (в основу взята схема М. Дмитриева с сайта aviArmor).

Модернизация


Во время эксплуатации в войсках производился ремонт и модернизация танков. На корпуса танка Тип 89А позднего типа могли поставить башни ранних типов, или наоборот. Кроме этого, на танке в 1942 году испытывалась опытная длинноствольная 37-мм пушка Тип 37, возможно, часть танков была перевооружена на неё. Есть фотографии танков Тип 89А и Тип 89Б.


Камуфляж и эмблемы


В Китае и Маньчжурии использовалась деформирующая четырехцветная окраска — хаки, коричневый, желтый, черный. Нередки были две волнистые желтые черты, пересекающие машину от носа к корме и от борта к борту — кроме прочего, они способствовали опознаванию «своего» танка с воздуха. Впрочем, эта четырёхцветная окраска встречалась и в 1945 г. в Маньчжурии и на Курильских островах, причем здесь в окраске танков могли использовать зеленый, грязно-желтый, светло-коричневый и хаки.

В 1941 г. в Малайе и на островах Тихого океана преобладала трехцветная пятнистая окраска, включавшая цвета «выжженной травы» (или песочного), хаки, коричневый, реже — черный. Ходовая часть окрашивалась в цвет «выжженной травы» охрой. Размеры пятен и форма их краев значительно варьировались. В 1942 г. желтый цвет исключили из обычной маскировочной окраски, а для района юго-западных островов цвет хаки заменили светло-зеленым. Танки, остававшиеся на Японских островах, могли к концу войны нести как трехцветную, так и однотонную оливково-зеленую окраску. Стандартная окраска наносилась на танки уже на заводе.

Танк Тип 89 никогда не красился в серо-голубой цвет морской пехоты.

Из использовавшихся эмблем практически обязателен флаг, рисовавшийся на борту корпуса. У «армейских» танков это был обычно государственный флаг Японии с круглым «восходящим солнцем», а на верхнем лобовом листе обычно крепилась выштампованная пятиконечная звезда — армейская эмблема Японии. Звезды вместе с регистрационным номером танка (обычными арабскими цифрами) номером рисовались на кормовом листе корпуса, между звездой и номером мог помещаться написанный иероглифами кодовый номер танкового полка. Танки морской пехоты (SNLF — специальные военно-морские десантные силы) несли на себе изображение «флотского» флага с красным солнцем с 16 лучами и выштампованный якорь. Якорь могли рисовать и на борту башни.


Регистрационные номера танков были поначалу четырёхзначными и составлялись из двух частей: первые две цифры — тип танка, последние — порядковый номер. С ростом производства их сменили трёхзначные — порядковые номера. Номер наносился на лобовом листе корпуса, а также на борту. Как видно на фото, регистрационные номера начинаются на 89, то есть название танка, а не на 92 и 94. При этом модификации танка разные.

Машины на базе танка Тип 89


На базе Тип 89 разрабатывалось несколько проектов САУ, но в металле они построены не были. В частности, в середине 1930-х гг. разрабатывался проект самоходной артиллерийской установки с 75-мм орудием. Качающаяся часть полевой пушки с маской крепились в лобовом листе корпуса, курсовой пулемет при этом не устанавливался. На крыше находились перископический прицел и купол командира. Но довести его до реализации в металле не удалось. Также была разработана «Дзиро-Ся» — противотанковая САУ с традиционным для машин этого класса расположением двигателя в передней части машины, а пушки — в задней, в открытой сверху рубке.


На основе танка Тип 89 разработали Бронированную Инженерную Машину, известную также как «Соко-Сагё-Ки» (Sōkō Sagyō-Ki (SS-Ki)). Машина, представлявшая собой вариант танка Тип 89 с демонтированной башней и с увеличенным объёмом корпуса и лишённой бронекожуха изменённой ходовой частью, сокращённой до восьми опорных катков. Машина оборудовалась 1 пулемётом Тип 91. В течение 1931–1943 гг. было построено 119 инженерных машин пяти модификаций, применявшихся до самого конца войны. У «СС» было девять функций: 1. Уничтожение дотов с помощью взрывчатых веществ, 2. Экскаватор для рытья траншей, 3. Для разминирования применяется откидной плужный трал, 4. Оборудование для уничтожения проволочных заграждений, 5. Распыление и дезинфекция химических веществ, 6. Машина оборудована 3 или 5 огнемётами, 7. Применяется как БРЭМ с краном для подъёма и ремонта оборудования, 8. Имеет оборудование для постановки дымовой завесы, 9. На крыше корпуса установлен раскладной колейный мост для наведения переправ.

Боевое применение


После начала производства его сразу же отправили вместе с лёгкими танками Renault NC в Китай. Во время Маньчжурского инцидента в 1932 году он прошёл первое сражение. В 1932 году, когда антияпонские беспорядки переросли в полномасштабную военную конфронтацию в Шанхае, Генштаб направил туда 2-ю отдельную танковую роту – пять японских Тип 89 и 10 французских танков, прошедших модернизацию, «Рено» тип Б. В этом конфликте «И-Го» показали себя гораздо лучше, чем модернизированные французские танки.

После Шанхайского инцидента «И-Го» постоянно применялись в боях на материковом Китае. Так, в феврале-марте 1933 года 11 танков Тип 89 в составе 1-й отдельной танковой роты вместе с двумя бронемашинами Тип 92 (лёгкий танк) принимали участие в операции «Джехол». Где за трое суток рота прошла с боями 320 км, не понеся при этом потерь.

До 1937 года длилось перемирие, когда началась полномасштабная война. В этой войне танки Тип 89 применялись по всей территории Китая постоянно, совместно с другими танками.

Во время сражения за Халкин-Гол (в Японии эти боевые действия называют битвой при Номон-Хане) применялся танк Тип 89Б, это был единственный раз, когда он применялся в бою. Они состояли на вооружении 3-го танкового полка, а танк Тип 89А был на вооружении 4-го танкового полка. По японским источникам, во время сражения они потеряли 28 танков Тип 89Б, из них 7 безвозвратно, а 21 танк смогли восстановить. По их сообщениям, это произошло из-за того, что подбитые танки не загорелись и могли быть восстановлены.


На фотографии изображены танки Тип 89Б, перед боем. Халкин-Гол, лето 1939 год.

Во время ВМВ танки Тип 89 воевали в Китае, Бирме и Филиппинах. Про участие в боевых действиях в Маньчжурии в августе 1945 года пишут, что они практически не участвовали. По японским данным, их там не было. Последний раз в боевых действиях во время ВМВ танки Тип 89 применялись при защите острова Лусон на Филиппинах в апреле 1945 года, точное количество использовавшихся там танков «И-Го» неизвестно.

После ВМВ французская армия создала в г. Пномпене, Камбоджа, в сентябре 1945 года подразделение «Коммандос Блинде дю Камбодж» (Камбоджийское бронетанковое подразделение), в котором использовала японские танки Тип 89А и Тип 95 в Индокитае, в Камбодже. В сентябре 1946 года оно было преобразовано в 5-й бронекавалерийский (кирасирский) полк. Использовались ли они в боях, неизвестно. Состояли на вооружении полка с 1946 по 1948 год. 17 августа 1945 года была провозглашена Республика Индонезия. За которой последовала война за независимость до 1949 года. Индонезийская и голландская армия (KNIL) и здесь использовали японские танки Тип 89А.




На фото до Халкин-Гола изображён Тип 89А из 4 ТП, а уничтоженный Тип 89Б из 3 ТП.

Заключение


Танк, который появился в конце 20-х, а в войска пошёл в начале 30-х, и сразу устарел. Он создавался для войны, которая прошла. За это время требования к танкам изменились, теперь нужны стали быстроходные, подвижные машины. Танки готовились воевать с танками. Всего этого у него не было. Небольшая скорость, слабая броня и пушка, не способная бороться с танками. Но, несмотря на все его недостатки, он как первый японский серийный танк, который создавался как лёгкий, но стал средним, стал важным этапом в развитии японского танкостроения. С середины и до конца 1930-х годов танк Тип 89 оставался основной силой японских танковых войск. Это был самый долговоюющий танк Японии, который применялся с 1931 и до конца 1940-х годов.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Лёгкий / Средний танк Тип 89 (Type 89 Medium Tank I-Go) ezup Бронетехника Японии 0 01.02.2025 15:18
Экспериментальный танк Holt Gas-Electric Tank (США) ezup Бронетехника США 0 11.11.2017 00:28
Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания) ezup Бронетехника Англии 0 04.08.2017 23:38
Инженерный танк T31 Demolition Tank (США) ezup Танки 0 07.01.2017 11:40
Средний танк Vickers Medium Tank Mk.I ezup Танки 0 30.11.2016 22:24