Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
Вчера, 21:07 #1 | #1 |
|
Китайский мини-авианосец — технический шедевр или технологичный «костыль»?
Странно даже, но у законодателей военной моды США, пока обладающих самым мощным флотом в мире, нет корабля, подобного «Сычуаню». И хотя он первый в своём роде, он точно не будет последним. Об этом говорят все реализуемые сегодня Китаем планы. 27 декабря 2024 года на верфи «Худун», недалеко от раскинувшегося на многие километры города Шанхай, ВМС Китая спустили на воду один из самых больших и инновационных военных кораблей в мире: тип 076, получивший имя «Сычуань». Названный в честь одноимённой китайской провинции, «Сычуань» выглядит как десантный корабль с плоской палубой, способный высаживать морских пехотинцев на берег с помощью вертолётов и десантных катеров, но есть одна особенность: у него есть электромагнитная катапульта, которая может запускать палубные самолёты и беспилотные летательные аппараты. А вот в появлении беспилотных летательных аппаратов и оценке их эффективности заложен смысл их применения на флоте, корабли, способные запускать и принимать дроны в больших количествах, станут жизненно важными элементами флота. Например, недалеко, по морским меркам, от побережья Китая находится остров Тайвань. Сложные отношения Китая и Тайваня ни для кого не секрет, и на Западе считают, что одной из целей военного строительства Китая, продолжающегося четыре десятилетия, является создание сил, способных успешно вторгнуться на Тайвань. Стратегия понятна: для захвата острова потребуется пересечь Тайваньский пролив, захватить пляжи, порты и аэропорты, а затем высадить крупные десантные силы, чтобы подавить сопротивление и захватить остров. На острие атаки будут находиться восемь бригад Корпуса морской пехоты Народно-освободительной армии Китая, которые и обеспечат решение всех боевых задач. «Сычуань» предназначен для того, чтобы служить средством доставки. Военный корабль длиной 260 метров, шириной полетной палубы 45 метров, водоизмещением 40 000 тонн, может перевозить более 1000 морских пехотинцев и перебрасывать их к береговой линии как по морю, так и по воздуху. «Сычуань» предназначен для размещения парка вертолетов средней и тяжелой грузоподъемности для переправки морских пехотинцев и их вооружения на берег. Кроме этого, корабль способен играть роль платформы по управлению десантными судами, такими как Тип 726 «Мустанг» на воздушной подушке. Для этого «Сычуань» оснащён палубой-колодцем, то есть кормовой частью, которая позволяет десантным судам заходить внутрь «Сычуаня», производить погрузку «насухую», затем снова заполнять отсек водой и выходить обратно уже с техникой и десантом. «Сычуань» также является авианосцем-носителем беспилотников. Корабль оснащён электромагнитными катапультами, способными поднимать в воздух самолёты с неподвижным крылом, и тремя рядами тормозных устройств для безопасного возвращения аппаратов после полёта. Три лифта доставляют самолёты из ангара на лётную палубу. Электромагнитная катапульта делает «Сычуань» уникальным кораблём. Вообще, в мире достаточно много авианесущих кораблей, запускающих самолёты при помощи трамплина или паровой катапульты, но электромагнитной катапультой оборудованы пока только два корабля — авианосцы «Джеральд Р. Форд» ВМС США и «Фуцзянь» ВМС Китая. «Сычуань» стал третьим в мире и первым десантным кораблём, оснащенным катапультой EMALS. Как работают электромагнитные катапульты Летательный аппарат крепится к специальной тележке, которая располагается на рельсах, вдоль которых установлены магниты. Эти магниты создают очень сильное поле, которое ускоряет тележку с закрепленным на ней аппаратом до необходимой для взлета скорости, и аппарат отрывается от палубы. Главное преимущество электромагнитной катапульты перед паровыми катапультами в том, что можно очень точно регулировать ускорение изменением силы магнитного поля в зависимости от веса аппарата. Истребитель будет иметь вес много больший, чем разведывательный беспилотник, поэтому, если разгонять БПЛА, как самолет, то его можно повредить и вывести из строя. Кроме того, в электромагнитных катапультах намного меньше движущихся частей, чем в классических паровых катапультах, они менее подвержены ошибкам и требуют меньшего обслуживания. Зарядка электромагнитов также происходит быстрее, чем выработка пара, поэтому с помощью EMALS возможно больше запусков в один отрезок времени. На церемонии открытия катапульта была скрыта. Возможно, она еще не полностью готова к эксплуатации, или Китай хочет предотвратить утечку своих технологий. Корабль предназначен для применения ударных дронов: основным вооружением являются беспилотные боевые летательные аппараты Hongdu GJ-11 «Острый меч». Считается, что GJ-11 с реактивными двигателями быстрее и лучше вооружён, чем дроны MQ-9 Reaper ВВС США. Он также обладает в большой степени малозаметностью, что позволяет ему уклоняться от радаров при проникновении в воздушное пространство противника. Существует также предположение, пока, правда, ничем не подтвержденное, что GJ-11 может быть оснащен ракетами класса «воздух-воздух». Соответственно, «Острый меч» сможет не только выполнять самостоятельные полеты, но и оказывать поддержку китайским самолетам J-20 и J-35 в качестве ведомого в бою. Второй пилот в кабине J-20 мог бы выполнять обязанности оператора БПЛА, оценивая данные, передаваемые разведчиком, или контролируя захват цели беспилотником и давая приказ на открытие огня. Здесь, правда, никогда не стоит забывать о печальном опыте применения БПЛА С-70 российскими ВКС. Дрон был сбит ракетой со своего самолета, когда управление было перехвачено противником с земли. Кроме GJ-11 в ангарах «Сычуаня» могут разместиться разведывательный беспилотник WZ-7 и меньший по размеру и менее мощный беспилотный ударный самолёт CASC Rainbow. Очень широкая палуба косвенно подтверждает наличие на борту крупных летательных аппаратов, то есть считается, что «Сычуань» создан «на вырост», под самолеты и БПЛА будущего. Например, под J-35, а это весьма немаленький самолет. Вообще «Сычуань» выбивается в лидеры по размерам. Да, его водоизмещение озвучено в 40 тысяч тонн, но американцы считают, что китайцы умышленно занизили тоннаж, чтобы создавалось неверное мнение о боевых возможностях корабля. Эксперты The War Zone вообще оценили водоизмещение Тип 076 в 50 тысяч тонн, что делает «Сычуань» реально самым большим десантным кораблем в мире. Для сравнения: УДК «Америка» имеет длину 257 метров, ширину 32 метра, водоизмещение 45 600 тонн. Итальянский «Триест» имеет палубу длиной 230 метров и шириной 36 метров (и трамплин). И оба УДК способны выпускать и принимать морскую версию F-35В. УДК «Америка» То, что GJ-11 откровенно большой аппарат (длина 12,2 метра, размах крыла 14,4 метра) и вполне сопоставим с современными самолетами (F-35B имеет длину 15,57 метра и размах крыла 10,67 метров) и даже превосходит их, то такая широкая палуба, как у «Сычуаня», гарантирует достаточное количество места для маневрирования беспилотных аппаратов таких габаритов. Пока нет достоверной информации о том, что Китай планирует использовать обычные самолеты на новом корабле. Однако если такие планы будут озвучены, то корабль реально будет к этому готов как технически, так и в плане подготовки экипажа, потому что работа с GJ-11 даст достаточный уровень подготовки. Тем более, что для этого созданы все условия: «Сычуань» построен по самой последней конфигурации, с двумя башнями. Считается, что разнесение управления кораблем и службами в одну башню, а полетами в другую, положительно сказывается на организации службы на корабле. Конфигурация с двумя башнями считается современной и также используется в западных странах. Итальянский УДК «Триест» и британские авианосцы класса Queen Elizabeth построены по такой же схеме. Вооружение Естественно, как у всех кораблей такого класса, ударное вооружение у «Сычуаня» отсутствует. Но есть довольно приличный набор оборонительного вооружения, способного защитить корабль от прорвавшихся к нему ракет или беспилотников, но вообще защиту таких кораблей должны брать на себя специализированные корабли типа эсминцев и фрегатов. Чем будет обороняться «Сычуань»? 3 пусковые установки для ракет HQ-10, размещенные на корме корабля. Вообще места на «Сычуане» хватит для размещения и большего количества. Но вариант с 24 ракетами на установку (а это аналог американской RIM-116) вполне хорош для защиты корабля. Ракеты HQ-10 имеют дальность действия до 9 км и представляют собой весьма эффективное оружие для борьбы с малогабаритными целями, именно такими, как противокорабельные ракеты и беспилотники. Корма с ЗРК «Тип 076» с HQ-10 (слева и справа) и ЗАК «Тип 1130» (посередине) Также на фотографиях можно увидеть 4 пусковые установки ловушек, по 2 с каждого борта корабля. Обычно они заряжаются ракетами-ловушками, которые служат для создания помех инфракрасным и радиолокационным ГСН ракет противника. Одну из пусковых установок-ловушек можно увидеть слева внизу На вооружении «Сычуаня» стоят три ЗАК «Тип 1130» — слева, сзади и справа на палубе корабля, прикрывая сектор около 300 градусов. 11-ствольные автоматические пушки калибром 30-мм имеют скорострельность до 11 000 выстрелов в минуту и эффективную дальность до 3 км. Каждый корабельный зенитный артиллерийский комплекс «Тип 1130» имеет собственный радар, поэтому он может самостоятельно бороться с приближающимися воздушными целями. Комплекс считается последней активной линией обороны для отражения противокорабельных ракет и дронов-камикадзе, но его также можно использовать для борьбы с целями на водной поверхности, такими как катера и плавучие дроны-камикадзе. Буквально каких-то несколько лет назад такие зенитные артиллерийские комплексы считались чуть ли не анахронизмом, но всё изменилось с появлением безэкипажных катеров-камикадзе (БЭК), более дешевых, чем торпеды, но не менее эффективных. И сегодня присутствие на палубе ЗАК/ЗРАК – это относительная гарантия того, что БЭК не дойдет до борта корабля. Применение Вообще, сочетание десантного корабля и авианосца не то чтобы такое инновационное, но оно даёт китайскому флоту большую гибкость в выполнении задач. Если бы первоначальной задачей была высадка морского десанта, на корабле были бы транспортные вертолёты и суда на воздушной подушке. Как только морские пехотинцы окажутся на берегу, «Сычуань» может перестроиться в воздушную платформу и использовать свои ударные беспилотники для подавления обороны противника, пока морские пехотинцы занимают намеченные рубежи. Если, например, будет поставлена задача по блокаде Тайваня с целью нарушения снабжения острова, можно использовать беспилотные летательные аппараты для патрулирования воздушного пространства и наведения кораблей с абордажными командами, которые будут досматривать суда с помощью вертолетов и небольших лодок. Да и сам «Сычуань» может нести на палубе и в ангарах противолодочные вертолеты для поиска тех же подводных лодок. Здесь, конечно, у многих может возникнуть вопрос: а нет ли в концепции корабля некоего перебора? Электромагнитная катапульта для запуска самолётов — сложная, дорогая и роскошная вещь для авианосца, работающего с сотней летательных аппаратов разных классов, а тут у нас десантный корабль. Вот в Корпусе морской пехоты США используют УДК, на которых применяются истребители F-35B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для взлёта и посадки этому самолёту не требуются катапульты и тормозные устройства. Для применения с УДК лучше не придумать, на первый взгляд. У Китая таких самолетов нет, и вроде бы даже не предвидится. Виной тому некоторое отставание по двигателям, которое пока не даст Поднебесной наладить хотя бы проектирование таких самолетов, как СВВП. То есть налицо решение вопроса за счет других технологий. Впрочем, если у Китая есть возможность построить некоторое количество кораблей с электромагнитными катапультами и использовать самолеты с ними, возможно, это более интересный ход, чем постройка не менее технологичных и сложных самолетов СВВП. Конечно, если обратиться за помощью к России, эту проблему решить можно, но сам по себе выбор не так критичен. Это как паровая катапульта и трамплин: кто-то строит с катапультой, а кто-то с трамплином. И с трамплинами кораблей ничуть не меньше, чем с катапультами. Так что вопрос необходимости разработки и постройки Китаем своего СВВП остается открытым. Надо отметить, что и F-35В не особенно блистает в небе над морем, а морская авиация США по-прежнему предпочитает испытанный годами F/A-18 в его очередной модернизации. И как раз СВВП использует Корпус морской пехоты, чьи корабли не в состоянии оперировать нормальными самолетами. Так что кто как затыкает технологические дыры – опять же вопрос. «Сычуань» — весьма интересное явление: десантный мини-авианосец и макси-дрононосец. Такие корабли имеют определенное будущее, по крайней мере, турки строят свой аналогичный корабль. Понятно, что они это делают тоже не от хорошей жизни, но у ударных беспилотных аппаратов очень большое будущее. Особенно на море, где им действовать будет намного проще, и вот почему: кто или что является сегодня основным противником ударному БПЛА? Правильный ответ — РЭБ. На суше с работой по нейтрализации БПЛА проще: комплексы РЭБ проще расставлять, проще маскировать, проще давать им целеуказание. На воде, особенно на открытой, в океане, кораблю маскироваться негде и нечем. Поэтому такая цель прекрасно заметна с больших расстояний. Да, у корабля есть свои системы РЭБ, своя ПВО. Весь вопрос в том, что такой большой БПЛА, как GJ-11, может подойти на максимально близкое безопасное расстояние и запустить ракеты по кораблю, не будучи обнаруженным его средствами наблюдения. И уйти восвояси, предоставив экипажу корабля разбираться с внезапно возникшей угрозой. На море у БПЛА больше шансов быть эффективным средством доставки, чем на суше, поэтому у кораблей-дрононосцев есть определенные перспективы. Функциональный ввод в эксплуатацию «Сычуаня» ожидается не раньше 2026 года, уверен, что за испытаниями будут следить очень много заинтересованных глаз. Опыт китайцев может заинтересовать и другие страны. И вполне может получиться так, что китайский корабль станет предметом изучения в плане опыта применения и примером для подражания. Это, конечно, из области «докатились», но что делать, если «Сычуань» действительно интересный проект? Да, он на первый взгляд кажется очень уж таким «универсальным солдатом», но ведь именно к этому сегодня в мире стремятся очень многие? |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Новый китайский авианосец может получить ЯСУ | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 17.04.2023 13:15 |
Новый китайский авианосец вышел в море | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 15.05.2018 23:22 |
Китайский авианосец ПИПИ СЯ | Rustron | Перлы | 2 | 17.05.2017 12:07 |
Китайский авианосец | ezup | Военно-морской флот | 0 | 30.04.2017 21:08 |
Первый китайский авианосец | ezup | Авианосцы | 0 | 13.02.2012 12:44 |