RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Армии мира » Модернизация военно-морской британской базы Клайд. Строительство новых плавучих доков

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 28.01.2025, 18:41 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Модернизация военно-морской британской базы Клайд. Строительство новых плавучих доков
ezup
ezup вне форума



База Клайд с воздуха. На заднем плане виден эллинг для ремонта подлодок. Фото Минобороны Великобритании

В настоящее время все подводные силы Королевского военно-морского флота Великобритании развёрнуты на военно-морской базе Клайд. Их эффективность и боеспособность напрямую зависят от состояния этой базы и её инфраструктуры. Чтобы сохранить и улучшить все основные показатели подводных сил, а также создать задел на будущее, КВМФ осуществляет масштабную программу модернизации базы.

База подлодок

ВМБ Клайд находится на западном побережье Шотландии, примерно в 40 км от г. Глазго. Она расположена на берегу залива Ферт-оф-Клайд (Ирландское море), за счёт чего обеспечен практически прямой выход в Атлантический океан. Выход подлодок в районы патрулирования занимает минимальное время.

Основной частью базы является т.н. пункт базирования Фаслейн — военный порт с причальной линией и всей необходимой инфраструктурой. Также в состав ВМБ входят некоторые другие объекты, такие как арсенал Кулпорт и т.д.

К базе Клайд приписано несколько десятков кораблей разного класса и разного назначения. При этом Фаслейн является единственным местом базирования подводных сил КВМФ. В их состав на данный момент входят четыре стратегические подлодки-ракетоносца типа Vanguard и пять многоцелевых атомных крейсеров типа Astute. После 2030-32 гг. их должны будут дополнить новейшие ПЛАРБ Dreadnought.


Эллинг с судоподъёмником. Фото Navylookout.com

Причалы военно-морской базы оснащены всеми необходимыми системами и средствами для повседневной эксплуатации атомных подлодок, их обслуживания и подготовки к походам. Кроме того, порт может принимать и обслуживать другие корабли различных типов.

Эллинги и доки


Для проведения более сложных процедур и мероприятий в пункте Фаслейн имеется отдельный эллинг с судоподъёмником, построенные в начале девяностых годов. Это закрытое сооружение на фундаменте из 820 свай, размеры которого позволяют принимать любые существующие или перспективные подлодки КВМФ. Пол эллинга выполнен в виде подвижной платформы-лифта с приводом от сотни лебёдок высокой мощности.

Перед приёмом АПЛ платформа опускается под воду на требуемую глубину. Далее корабль должен зайти на неё, после чего начинается процесс подъёма в эллинг. При всей сложности, такую систему в своё время посчитали более простой и дешёвой, чем традиционный сухой док. Судоподъёмник может работать с лодками водоизмещением до 25 тыс. т, и имеющиеся подводные силы укладываются в эти ограничения.


Конструкция судоподъёмника. Графика Babcock International

За время эксплуатации судоподъёмник неоднократно проходил ремонт и модернизацию. Последние работы такого рода проводились в 2023-2024 гг. По сообщениям британских СМИ, этот ремонт столкнулся с проблемой недостатка запчастей. За прошедшие десятилетия некоторые необходимые изделия были попросту сняты с производства.

До недавнего времени часть работ по обслуживанию британских АПЛ проводилась на базе Девонпорт, расположенной вблизи г. Плимут на юго-западе страны. Для этого использовался сухой док №10, имеющий достаточные размеры. Однако сейчас док закрыт на ремонт, который планируется завершить в 2027 г. В связи с этим подводным силам приходится полагаться только на инфраструктуру ВМБ Клайд.

Инфраструктурная программа


Следует отметить, что командование КВМФ следит за состоянием береговой инфраструктуры и принимает необходимые меры по её поддержанию и модернизации. Осуществляются как текущие ремонты, так и более крупные проекты с заделом на отдаленное будущее.


Макет дока №10 в Девонпорте. Фото Navylookout.com

В 2015 г. составили и приняли «программу инфраструктуры базы Клайд» Clyde Infrastructure Programme (CIP). В неё включили 14 отдельных проектов разного масштаба, направленных на совершенствование разных объектов и систем ВМБ. Главной задачей программы является создание новой технической основы для эксплуатации существующих и перспективных подлодок всех классов, включая разрабатываемые сейчас «Дредноуты».

Работы по программе CIP планируется завершить к 2032 г., т.е. к приёмкен первой ПЛАРБ нового типа. Оценочная стоимость работ изначально не превышала 1,6 млрд фунтов стерлингов, но к настоящему времени приблизилась к 1,87 миллиарда. Впрочем, за эти деньги планируется создать задел для эксплуатации подводного флота на следующие 35 лет — до конца шестидесятых годов.

Значительное место в программе CIP занимает обновление причальной инфраструктуры и объектов для проведения ремонта поддлодок. В открытых публикациях упоминалась будущая модернизация судоподъёмника и эллинга с целью поддержания работоспособности и, возможно, повышения характеристик.

Плавучие доки


В конце 2023 г. программу CIP дополнили новым проектом, прямо связанным с эксплуатацией АПЛ всех типов. Он получил кодовое обозначение Euston и, как сообщается, направлен на обеспечение проведения различных работ «вне воды». Согласно официальным разъяснениям, целью нового проекта является строительство новых плавучих доков.


Концепт дока Euston. Графика Минобороны Великобритании

В декабре 2024 г. Минобороны Великобритании сообщило, что проект Euston пока находится на этапе концептуальной проработки. Когда концепция будет утверждена и принята к полноценной разработке, не уточняется. Однако уже известны некоторые подробности будущих работ и ожидаемые результаты.

В рамках проекта Euston в течение нескольких следующих лет планируется заказать и построить два плавучих дока. Их планируют использовать только с подводными лодками, что определяет требуемые габариты и грузоподъёмность этих изделий. Оба дока будут приписаны к ВМБ Клайд, однако при необходимости их можно будет переводить на другие базы.

Стоимость реализации проекта остается неопределённой, как и особенности финансирования. По некоторым данным, разработку и строительство доков могут включить в бюджет «ядерной» структуры Defence Nuclear Enterprise — формально в связи с целями и задачами проекта и подлодок. Предполагается, что в этом случае Euston удастся защитить от возможных сокращений военного бюджета.


Концепт перспективных доков от компании Harland & Wolff

Несколько британских судостроительных компаний уже проявили интерес к проекту Euston и представили свои концепции требуемых доков. Ожидается, что в ближайшее время Минобороны завершит проработку своих требований и выдаст техническое задание. Затем будет проведен конкурс, в ходе которого выберут наиболее удачный из существующих проектов.

Можно предположить, что новый проект по строительству плавучих доков должны будут завершить одновременно с основной программой CIP или позже. В этом случае два дока должны войти в строй не позднее 2030-32 гг. Нетрудно представить, в какие сроки нужно разработать проект и начать строительство, чтобы уложиться в эти временные рамки.

Флотские трудности


Таким образом, Великобритания, несмотря на все сложности и объективные факторы, пытается сохранять подводные силы своего КВМФ. Для этого разрабатываются новые проекты кораблей разного назначения, а также принимаются меры, связанные с береговой инфраструктурой. По мере сил и возможностей, КВМФ поддерживает требуемое состояние причалов, различных береговых систем, арсеналов и т.д. Также в последние годы уделяется внимание объектам для проведения обслуживания и ремонта. Более того, запланированы новые крупные меры в этой сфере.

За счёт текущих программ и проектов Великобритания собирается не только сохранить боеспособность подводных сил в их текущем виде, но и подготовиться к их будущей модернизации. Очевидно, что для решения этой задачи понадобятся особые усилия и затраты. Удастся ли выполнить все планы к 2032 г., большой вопрос.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
армии мира


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Китай ведёт тайное строительство военно-морской базы в Камбодже ezup Новости ВС России и мира 0 07.06.2022 11:16
«Укроборонпром» подписал контракт на строительство катеров с британской компанией Babcock ezup Новости Военно-морского флота 1 17.09.2021 13:08
Реконструкция Балтийской военно-морской базы завершается ezup Армии мира 0 03.08.2021 12:01
Боевые пловцы Балтийской военно-морской базы проверили плановое обследование района базирования кораблей. Люциан Новости Военно-морского флота 0 25.12.2019 05:02
"Военно-морской плот" Украины получит от США "военно-морской круг" ezup Военно-морской флот 0 24.10.2018 17:42