Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
16.01.2025, 12:39 #1 | #1 |
|
Полезнейший трофей Балтийского флота: подлодка U-250
Экипаж подлодки U-250 на её палубе, декабрь 1944 г. Фото Бундесархив ФРГ Во время Великой Отечественной войны Военно-морской флот Красной Армии уничтожил множество немецких подводных лодок. В 1944 г. одну из потопленных субмарин удалось поднять на поверхность, обыскать и тщательно изучить. Благодаря сложной и уникальной операции, проведённой нашими военными водолазами, флот получил несколько ценных трофеев и важнейшую информацию. Недолгая карьера В январе 1943 г. на одном из немецких судостроительных заводов была заложена новая дизель-электрическая подводная лодка проекта VIIC. В ноябре того же года её спустили на воду, а 12 декабря приняли в состав Кригсмарине под тактическим номером U-250. Командиром корабля назначили капитан-лейтенанта Вернера-Карла Шмидта. В конце июля 1944 г. U-250 отправилась в свой первый и последний боевой поход. 30 июля подлодка находилась в восточной части Финского залива, недалеко от Выборга. Там она атаковала торпедой советский малый охотник МО-105. Катер погиб вместе с 20 моряками. Еще 7 человек удалось спасти. Спустя всего несколько часов морской охотник МО-103 под командованием старшего лейтенанта А.П. Коленко обнаружил вражескую субмарину в подводном положении. В двух проходах над нею катер сбросил две серии по пять глубинных бомб. Вторая атака оказалась успешной: одна из бомб повредила прочный корпус, и подлодка пошла на дно. Шестеро подводников, находившихся на центральном посту, смогли покинуть лодку и спастись. Среди них был и командир В.-К. Шмидт. Советские моряки подняли их на борт и взяли в плен. Оставшийся экипаж подлодки погиб. U-250 унесла с собой жизни 46 немецких моряков. Пятеро из шести спасённых немецких подводников. В центре — командир лодки В.-К. Шмидт. Фото Sovboat.ru Ценная информация В ходе допроса пленных было установлено, что на борту подлодки остались важные документы, такие как навигационный журнал, карты немецких минных постановок и т.д. Кроме того, подлодка несла различное оборудование и вооружение немецкого производства, тоже представлявшее большой интерес. Командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц приказал провести поисковую операцию, обнаружить затопленную подлодку и забрать с неё наиболее ценный «груз». Проведение операции поручили Роте особого назначения КБФ под командованием капитана 3 ранга И.В. Прохватилова. В первых числах августа удалось точно определить место затопления U-250 и провести первичное обследование субмарины. Было установлено, что она лежит на грунте на глубине около 35 м на ровном киле с небольшим креном на правый борт. Отсек с дизельными установками имел крупную пробоину, которая и стала причиной затопления. Погружения к цели совершали военные водолазы под командованием мичмана А. Бурлака. Работая посменно, они изучили состояние подлодки, а также обыскали её. Водолазам пришлось столкнуться с рядом трудностей разного рода. Работа на затопленной субмарине оказалась сложной как физически, так и психологически. Тем не менее, несмотря на все препятствия, бойцы Роты особого назначения смогли найти и поднять на поверхность несколько важных документов с центрального поста лодки. Кроме того, они обнаружили множество других интересных изделий и предметов, которые тоже следовало поднять на поверхность. Командир Роты особого назначения И.В. Прохватилов, фото 1940-х готов. Фото Центральный военно-морской музей Активность ВМФ РККА на месте гибели подлодки привлекла внимание финских и немецких войск. Начались артиллерийские обстрелы, которые существенно затруднили работу. ВМС Германии также попытались заминировать район нахождения U-250, чтобы помешать Роте особого назначения, но эта попытка не увенчалась успехом. Новая задача По итогам первых работ на погибшей подлодке было принято новое решение. Следовало поднять корабль на поверхность и отбуксировать в сухой док для более обстоятельного и подробного изучения. Эту задачу поручили 76-му аварийно-спасательному отряду, командиром которого являлся инженер-капитан 2 ранга А. Курдин. Согласно плану новой операции, водолазы 76-го отряда должны были установить на подлодке несколько понтонов-цистерн. Затем эти емкости предлагалось продуть сжатым воздухом, и они должны были поднять U-250 на поверхность. В таком виде субмарину можно было отбуксировать в нужном направлении и поставить в сухой док. Изготовление понтонов и необходимого оборудования, их доставка к месту операции и другие подготовительные мероприятия заняли несколько дней. Работы на подводной лодке удалось начать в середине августа. К этому времени активность противника в районе выросла. В связи с этим КБФ принял меры по усилению защиты работающих специалистов. Была организована контрбатарейная борьба с применением дальнобойной артиллерии, на море дежурили боевые катера и т.д. U-250 в сухом доке. Фото Sovboat.ru Морякам и водолазам 76-го отряда пришлось работать в сложных условиях. Чтобы затруднить противнику разведку и наведение, основные работы велись в тёмное время суток. Кроме того, приходилось учитывать сильный ветер и волнение моря, которые едва позволяли продолжать работу. Однако, несмотря на все эти трудности, водолазы успешно справились со своей задачей. Монтаж понтонов на подводной лодке был завершен 30 августа. Однако вскоре начался сильный шторм, который унёс часть конструкций в море. Поиск потерянных понтонов и их возвращение на место заняли несколько дней. К этому времени обстановка изменилась, и работа водолазов стала проще. Дело в том, что 4 сентября Финляндия прекратила боевые действия против СССР, и обстрелы прекратились. 13 сентября водолазы завершили монтаж понтонов, и уже на следующий день подлодку подняли на поверхность. 15 сентября её доставили в Кронштадт для установки в один из сухих доков. Сразу после этого началось изучение трофейного корабля. Особые трофеи Как и ожидалось, на борту затонувшей подлодки U-250 хранилось множество интересных предметов и материалов. Часть их обнаружили и подняли на первом этапе водолазных работ, а прочие удалось добыть только после подъёма и доставки лодки в док. В первую очередь, с субмарины забрали различные карты и прочие навигационные материалы, документы связи и т.д. Кроме того, на U-250 нашли практически целую шифровальную машину Enigma. Пленный командир В.-К. Шмидт помог с расшифровкой документов. Подлодка и один из понтонов (на переднем плане). Фото Sovboat.ru На борту подлодки оставались две неиспользованные торпеды G7es Zaunkönig, оснащённые системой акустического самонаведения. Советские специалисты впервые получили доступ к этому изделию и смогли его изучить. Кроме того, для ознакомления с изделиями «Цаукёниг» пригласили британских коллег. Наконец, сама подлодка, построенная по проекту VIIC, представляла определённый интерес для советских кораблестроителей. Изучались её конструкции, агрегаты, вооружение и т.д. Положительные последствия Операция по обнаружению, обыску и подъёму немецкой подводной лодки U-250 дала важные результаты. Благодаря ей удалось дополнить знания о противнике, решить ряд боевых задач и заложить основу для дальнейших разработок разного рода. Более того, некоторыми результатами этой операции позволили воспользоваться союзникам. Первые результаты операции были получены уже в середине августа. В трофейных документах был обнаружен фарватер, ведущий от Свинемюнде до Ленинграда и проходящий между немецкими минными заграждениями. На этом маршруте были выставлены мины, и в середине августа на них подорвались несколько немецких кораблей. Противнику пришлось срочно принимать меры и расчищать важный фарватер. В ходе изучения трофейной подлодки нашли массу решений и идей, которые можно было бы использовать в своих проектах. В связи с этим в январе 1945 г. командование ВМФ приказало приостановить разработку проекта ДЭПЛ «608». Позже на его базе выполнили новый проект 613, в котором учли немецкий опыт и результаты обследования U-250. Кормовая часть подлодки: видна пробоина в корпусе. Фото Sovboat.ru Поднятая подлодка также оказала значительное влияние на советское торпедостроение. Изделие G7es продемонстрировало, как можно решить проблему акустического самонаведения, и с его помощью были созданы первые успешные образцы подобного вооружения. Аналогичные работы в то же время велись и в Великобритании. Все усилия и подвиги моряков и водолазов тоже получили достойную оценку. Уже 30 сентября 1944 г., всего через пару недель после подъёма подлодки, адмирал В.Ф. Трибуц подписал приказ о награждении участников операции государственными наградами. В частности, шестеро руководителей работ были удостоены ордена Красного Знамени. В апреле 1945 г. немецкую подлодку включили в состав Балтийского флота под новым номером ТС-14. Планировалось отремонтировать её и использовать в качестве опытового судна для отработки различных систем и изделий. Однако вскоре восстановление корабля признали нецелесообразным. 20 августа подлодку списали и вскоре отправили на разделку. Бои и трофеи Основной задачей военно-морского флота во время войны является уничтожение кораблей, подлодок, судов и береговых объектов противника. Однако в отдельных ситуациях могут требоваться и иные действия, имеющие не меньшее значение. Именно так было с подлодкой U-250. Моряки-балтийцы смогли уничтожить очередную немецкую субмарину во время её первого же похода. Затем подлодка стала источником ценных данных разного рода, которые удалось использовать как сразу, так и в отдаленной перспективе. ВМФ РККА получил уникальный шанс и смог в полной мере воспользоваться им. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Контракта на строительство серии ДЭПЛ для Балтийского флота нет | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 09.12.2021 12:37 |
Подлодка Северного флота «Санкт-Петербург» прибыла на модернизацию | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 20.04.2020 22:55 |
Флот шляхты против Балтийского флота | ezup | Военно-морской флот | 0 | 30.08.2016 13:51 |
День Балтийского флота РФ. | Люциан | Новости Военно-морского флота | 0 | 18.05.2016 09:00 |