Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 15.12.2024, 19:26 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Нужен ВКС, как воздух!
ezup
ezup на форуме



Да, печально, но факт: самолёт РЭБ четвёртого поколения J-15D китайские соседи представили на авиашоу в Чжухае вместе с малозаметными истребителями J-20 и J-35.

J-15D — новейший китайский истребитель палубного базирования, но, по сути, это J-16D, только максимально адаптированный под службу на палубе авианосца.


J-15D — это двухместный самолёт радиоэлектронной борьбы, который сочетает в себе возможности постановки электронных помех с ударными функциями, пусть и ударный потенциал у самолёта не так высок, как у обычных самолётов.

Южнокорейский журнал Military Watch Magazine, который сегодня ну никак не назвать симпатизирующим нам (России и Китаю) по политическим причинам, назвал J-15D самым мощным в мире палубным самолётом радиоэлектронной борьбы, оснащённым передовыми технологиями для противодействия радарам и ракетным системам. По мнению авторов издания, этот самолёт повысит выживаемость авиагрупп за счёт подавления вражеских РЛС, а также станет мощным средством подавления ПВО.

По мнению китайских специалистов, J-15D представляет собой значительно усовершенствованную машину по сравнению с традиционным J-15 благодаря улучшениям в авионике, системах вооружения и оптимизированной конструкции планера. Эти усовершенствования обеспечивают J-15D более высокую боевую эффективность и лучшую приспособляемость к потребностям современных авианосцев.


J-15, получивший собственное имя «Летающая акула», является фактически продолжением работы над модификацией советского Су-33 и в настоящее время используется на китайских авианосцах «Ляонин» и «Шаньдун». Этот двухместный самолёт предназначен как для радиоэлектронных атак по кораблям или наземным целям, так и для сбора электронных разведданных.

Возможности радиоэлектронной борьбы имеют решающее значение в современных морских (как показала последняя практика — и не только морских) сражениях, основанных на использовании информации, что делает самолёты радиоэлектронной борьбы ключевым фактором усиления авиационного крыла авианосца. Ожидается, что после завершения морских испытаний J-15D будет размещён на «Фудзяне», самом современном авианосце Китая.

Из-за весовых и габаритных ограничений, связанных с размещением на авианосце ограниченного количества самолётов, плюс из-за особенностей старта с трамплина, на китайских авианосцах невозможно разместить большое количество специализированных палубных самолетов, поэтому самолёты ДРЛО, противолодочные и самолёты РЭБ как бы изначально не являются приоритетными.


Возможности же палубных вертолётов Z-18J тоже достаточно ограничены, в первую очередь в плане радиуса боевого применения и скорости, что делает очень проблематичным использование вертолётов в качестве помощников ударным самолётам.

В таких условиях специализированный палубный самолет радиоэлектронной борьбы с использованием соответствующей техники и оборудования, аналогичный самолету радиоэлектронной борьбы на базе J-16 для ВВС, был бы действительно выходом из ситуации.

Выход сложился в работе, чем-то аналогичной созданием сухопутного самолета РЭБ из J-11B (Су-27) и ряда технологий Су-30МКК, приобретенного позднее. В нашем случае был двухместный вариант J-15S (Су-33), на базе которого создали палубный самолет РЭБ.


J-15D прошел примерно тот же путь создания, что и сухопутный J-16D, но самолеты все-таки различаются, в первую очередь, из-за разных условий эксплуатации. Применение J-15D с палубы авианосца обусловило усиление конструкции, введение ряда систем обеспечения полетов и боевого применения.

Так что J-15D не копия сухопутного J-16D, то есть ВМС НОАК получат свои палубные тактические самолеты РЭБ, что будет играть важную роль в повышении возможностей китайских истребителей-бомбардировщиков корабельного базирования. Самолет РЭБ способен значительно усилить как оборонительные способности палубной авиации, так и наступательные.

Экипаж J-15D, пилот и оператор, размещены тандемом. В этом, в принципе, почти все внешние различия между J-15D и J-16D заканчиваются, но J-15D – палубный самолет, потому весит немного больше сухопутной модели.


J-15D в варианте самолёта РЭБ отличается от ударного самолёта несколько удлинённой носовой частью фюзеляжа. Это было сделано ради размещения там РЛС с АФАР нового поколения и электронное оборудование, отвечающее за привод и посадку на палубу. Так как ударная мощь самолёта заключалась в радиоэлектронном воздействии на РЛС противника, пушку и оптико-локационную прицельную станцию убрали, разместив там дополнительные блоки БРЭО, отвечающие за определитель «свой-чужой».

На внешней части консолей крыла разместили аэродинамические гребни, основное предназначение которых – снизить движение потока на верхней поверхности крыла и улучшить условия обтекания подвесного контейнера с электронным оборудованием на законцовках крыла. Всё как было сделано на американском EA-18G. Крыло J-15D также лишилось точек подвески на внешней стороне крыла, так как контейнеры на законцовках крыла были значительно тяжелее размещаемых там ранее ракет.

В чем основная ударная мощь J-15D? Естественно, в противорадиолокационной борьбе. Стандартная комплектация J-15D предусматривает подвеску четырех больших контейнеров с оборудованием для постановки помех в дополнение ко всему, что будет упрятано в фюзеляж. Внешне эти контейнеры практически не отличаются от тех, что подвешивают на J-16D, но внутренне они могут иметь различия, так как применение на море и в прибрежных районах будет иметь отличия от применения в гористой или лесистой местности в сторону увеличения дальности действия.

Контейнеры с оборудованием висят весьма низко под воздухозаборниками, поэтому фюзеляж самолета не является большой помехой на пути распространения радиоволн, по крайней мере, в нижней полусфере и вперед-вверх. Заднюю полусферу несколько будут нарушать двигатели, но в случае работы из-за боевых порядков атакующих самолетов это не очень существенно.

Главное – исходная модель обладала весьма большим количеством точек подвески, что в сложившихся условиях очень полезно для самолета. То, что исходное количество точек подвески уменьшилось (в сравнении с J-15) на четыре, а еще четыре будут заняты контейнерами с радиоэлектронным оборудованием, остаются две точки под фюзеляжем и две под крыльями. Этого достаточно, по мнению создателей, для подвески набора вооружений, состоящего из двух противорадиолокационных ракет или ракет «воздух-поверхность» и двух оборонительных ракет «воздух-воздух» средней дальности.

Даже киль оказался задействован, только у J-15D в сравнении с J-15 отсутствует система о предупреждении ракетных атак и удалены антенны радиоэлектронной разведки. Вместо них установлено новое устройство — антенна системы инструментальной посадки (ILS).

На демонстрационных полетах в Чжухане можно было увидеть, что первые образцы J-15D оснащены российскими двигателями АЛ-31Ф3. Этого более чем достаточно для того, чтобы спокойно взлетать с палубы авианосца, оснащенного трамплином. Хватит ли в будущем для этого давно обещанного двигателя WS-10 – вопрос, но и третий китайский авианосец уже должен быть оснащен катапультами, что облегчит функционирование самолетов.

Итак, у китайцев теперь есть то, что до этого времени имели лишь ВМС США и Австралии – полноценный самолет РЭБ. Это очень сильно увеличивает и наступательные, и оборонительные возможности крыла авианесущего корабля.

Ожидается, что этот самолёт будет выполнять аналогичную роль, что и E/A-18G Growler ВМС США, который создан на базе истребителя F/A-18E/F Super Hornet. Оглядка на американский самолет была и была весьма ощутимой, что неудивительно, учитывая практически полное отсутствие таких самолетов в структурах других стран.

Но J-15D — не слепое копирование, это сделать было бы просто нереально, это полностью самостоятельно созданный китайскими инженерами самолет, причем в его конструкции использованы самые передовые методы: системы радиоэлектронной борьбы встроены в фюзеляж самолёта или размещены в подвесных контейнерах, конформные и лопастные антенны также встраиваются в плоскости и поверхности, а дополнительные системы и подсистемы уходят на подвеску.

Что с тактикой применения?



Скорее всего, абсолютно то же самое, что и у «Гроулеров». Американцы давно создали, отработали и отшлифовали тактические методы применения своих самолетов РЭБ, проверив их в том числе и в боевых условиях Ирака (2010 г.), Ливии (2011 г.) и Красного моря («Страж процветания», 2023 г.). То есть за первой волной ударных самолетов, на минимальном расстоянии, идут 1–2 самолета РЭБ (на эскадрилью из 12 самолетов этого более чем достаточно) и создают полосу помех для РЛС ПВО противника.

В принципе, это такой же вариант, как и посылать малозаметные самолеты типа F-35. То ли РЛС противника сможет засечь самолеты на более близкой дистанции, то ли расчеты ПВО будут сбиты с толку направленными помехами от «Гроулеров», да плюс противорадиолокационные ракеты никто не отменял.

EA-18G, конечно, мало чем в плане цены уступает тому же F-35, а то и превосходит, но самолеты принципиально для решения разных задач.

J-15D однозначно будет применяться абсолютно так же, как и американский законодатель мод. Лучшее – враг хорошего, хотя в плане начинки J-15D может быть поэффективнее более старого американского самолета. Так что возможны варианты.

Итак, что мы имеем? А мы имеем фактически готовое направление самолетов РЭБ, двухместных, с радиусом действия, не уступающим ударным самолетам, возможностью дозаправки в воздухе, относительно небольшим ракетным вооружением и отсутствием пушечного. Самолеты сопровождения, способные нейтрализовать как РЛС ПВО, так и РЛС мобильных ЗРК (как в Ираке «Гроулеры» совершенно спокойно справились с ЗРК «Кроталь» и «Оса» иракской армии), поставить заградительные помехи ракетам ПВО с радиолокационным наведением и так далее.


И всё это – ожидаемо в условиях противодействия радиотехнических средств противника.

Здесь возникает вопрос: почему этого нет у ВКС?


Конечно, наличие вот таких выделенных самолетов первой линии в составе морских авиаций США и Китая – это вроде как даже не повод для беспокойства, но здесь нужно смотреть не на тактику применения самолетов, а на стратегию. США давно числят Китай противником №1, а в Китае это понимают просто прекрасно. И если начнется противостояние (а оно начнется) в районе Тайваня между китайской и американской морской авиацией, то в Китае прекрасно понимают, что они окажутся в положении не совсем удобном и приятном.

Противостояние между китайскими и американскими самолетами закончится в пользу тех, кто тактически будет раньше видеть противника и кого противник будет видеть позже. То есть, та авиация, которая сможет максимально эффективно ослепить РЛС противника. Естественно, у американцев преимущество, «Гроулер» — проверенное и отработанное оружие, да и вообще, применение самолетов РЭБ в первой линии авиации у американцев отработано еще со времен предшественника, Grumman EA-6 Prowler, который поступил на вооружение морской авиации США еще в 1971 году.

Опыт — штука очень непростая. Отлаженные годами схемы применения (а «Вор» применялся в различных конфликтах) и взаимодействия с самолетами авиакрыла и иными структурами типа того же берегового ПВО — это очень много и важно.


Китайцы проигрывать не любят. Понимание того, что идущих вперед будут тормозить, причем довольно жестко, у них присутствует. И вот вам результаты: J-15D и J-16D, которые если и уступают EA-18G, то исключительно в опыте применения, так Су-27 ну ничем не хуже (а во многом и лучше) F/A-18, вопрос только в многолетней практике и до блеска отполированных схемах применения самолетов РЭБ.

Поэтому навстречу американским F/A-18 и EA-18G выйдут китайские J-30 и J-35 с J-15D и J-16D за спиной. Всё довольно логично, особенно с китайской точки зрения.

А что у нас? А у нас – ничего…


Некоторые могут сейчас сказать: «Ну как же, у нас есть «Хибины»!». Ну да, есть. Вот только эффективность этого комплекса даже не ставится под сомнение по причине его полнейшего устаревания. Судите сами: основой для «Хибин» стали разработки родом из 70-х годов прошлого века, по крайней мере, защита ряда научных работ по комплексу РТР «Проран» и станциям постановки помех «Регата» и «Сорбция» — это 1980 год.

Кроме того, такая аппаратура РЭБ, которая устанавливается на современные самолеты (в том числе и американские), — это совершенно не панацея. Это помощник пилота и не более того. Как работает такая система, если очень грубо? Всё просто: датчики получили сигнал об облучении чем-то схожим с РЛГСН, система проанализировала сигнал, сгенерировала помеху и отправила куда-то туда. И отстрелила ловушки. Да, всё автоматически, но и эффективность в плане определения направлений и избирательности так себе.

Оператор в кабине самолета РЭБ – это уже серьезный боец. Он имеет возможность при помощи бортовых систем не просто определить источник сигнала, но и его местоположение, сгенерировать максимально эффективную помеху и отправить максимально точно в сторону источника.

Но главное — оператор работает в боевом режиме, не отвлекая летчика. В этом его главное преимущество. Пилот одноместного истребителя — это не самое уютное место в воздушном бою. Летчику приходится выполнять множество операций по противодействию авиации, ПВО и РЭБ противника. Здесь преимущество двухместных машин видно невооруженным глазом.

Вообще, попытки были, причем почти сразу после того, как ЕА-6 «Проулеры» начали летать вместе с F-4 «Фантом II», затем с F-14 «Томкэт».


У нас начали создавать и создали в противовес Як-28ПП — самолёт РЭБ, специализированный для подавления радиотехнических средств ПВО противника. Предназначался прежде всего для действий в составе групп ударных самолётов, точно так же, как и «Проулер».


Самолёт был разработан в 1970 году на базе двухместного разведчика Як-28Р. В просторном фюзеляже бомбардировщика разместили комплекс средств РЭБ (станции «Букет», «Стрела», «Фасоль-1», «Сирень») и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-ЗА «Стрела» с доработанным под него навигационно-вычислительным устройством НВУ-ВИ2. Также на борт устанавливались системы постановки пассивных помех: АСО-2И (отстрел ИК-патронов), КДС-19 (дипольные отражатели).

Як-28ПП не участвовал в войнах, но оставил после себя в соответствующих структурах долгую память. Где добрую, а где не очень, потому что весьма мощные станции вырубали не только ПВО условного противника, но и свои РЛС, станции ретранслирования телевидения, радиосвязь и так далее.

Хочется пару слов про наш шикарный «Букет». Вообще это общее несекретное название станций активных радиоэлектронных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55. Если честно – это вообще одна и та же станция СПС-22, просто работающая в разных частотных диапазонах. СПС-22 работала в диапазоне волн 22-30 см, СПС-33 – 12,5-22 см, ну и далее в том же духе. Кроме Як-28 такие станции устанавливали на Ту-16 дальней морской авиации, так что различить их можно по индексу: на Як-28ПП стояла СПС-22-28, на Ту-16П – СПС-22-16.

Комплект станций СПС различных индексов позволял перекрывать помехами практически весь спектр частот связи, который использовался «вероятным противником» в 60–70-х годах для управления войсками. Причем станции были унитарно взаимозаменяемы: в случае необходимости легко можно было снять с самолета спецконтейнеры с СПС-22 и на его место установить контейнер с СПС-55.


Як-28ПП, самый немногочисленный из семейства, стал, однако, долгожителем и пережил все модификации исходного самолета, пока его не стали менять на Су-24МП.

И вот тут случилась неожиданная неприятность: Су-24МП «не пошел».


При всем том, что по летным характеристикам Су-24 намного превосходил Як-28, как постановщик помех он оказался совершенно неудачным проектом. Работа была проведена изрядная: Су-24 лишился РЛС «Орион», правда, оставили РЛС «Рельеф» и сильно упрощенный навигационный комплекс НК-24, убрали пушку с боекомплектом и вместо всего этого начали устанавливать новейший комплекс постановки помех.

Все свободное пространство самолета заполнили радиоэлектронной аппаратурой, оборона самолета состояла из двух ракет Р-60 под левым крылом (под правым тоже висел контейнер с оборудованием), и в таком состоянии Су-24МП пошел в серию.

И – фиаско. Были построены 2 опытных самолета (попали в 4-й Центр боевого применения в Липецке) и 8 серийных (остались в 118-м отдельном авиаполку РЭБ на Украине), но толком работать эти самолеты не могли.

Что пошло не так, что не работало как надо, даже сегодня сказать невозможно. Комплекс РЭБ «Ландыш», к моему удивлению, до сих пор засекречен. Возможно, конечно, его и довели бы до ума, но развал СССР поставил на всем этом крест. А повторить, как любят говорить наши патриоты, увы, не получилось. Отдельные компоненты («Фасоль», «Мимоза», «Репейник») работают на других летательных аппаратах в составе других комплексов, но в целом «Ландыш» остался в прошлом.

В итоге получилась неприятная ситуация: российские ВВС, а впоследствии ВКС, лишились своего самолета РЭБ, способного прикрыть от работы ПВО противника ударные самолеты.

Сказать, что у нас чего-то не понимали в руководстве, нельзя, однако с началом СВО всё стало поздно улучшать и усовершенствовать, а потому, видимо, было принято решение всё оставить как есть.

Опять же, решить проблему радиоэлектронного прикрытия пытались. Мы помним ту операцию, где украинцы переиграли ВКС полностью, сбив и бомбардировщик, и истребитель прикрытия, и вертолеты РЭБ, которые должны были прикрыть самолеты.

Да, с вертолетами в этом плане у нас намного лучше, чем с самолетами. Существует много различных моделей и модификаций, в отличие от самолетов. Но вертолет РЭБ, как бы он хорош ни был, он совершенно не помощник самолету: не та скорость, не тот диапазон рабочих высот, не та дальность. Потому под Брянском была полная катастрофа.

СВО уже доказала (уверен, ролики об уходящих из-под атак «Пэтриотов» наших летчиках смотрели/слушали все) необходимость именно радиоэлектронного прикрытия ударных самолетов российских ВКС. Если, конечно, принять за аксиому то, что нас не устраивают потери, которые несут ВКС от работы ПВО противника.

Американцы это понимают и берегут своих летчиков. Китайцы тоже понимают и, несмотря на свой потенциал в плане резервов, не собираются брать числом. В современных условиях, когда линия фронта просто перенасыщена различными средствами ПВО, противодействие этим средствам во имя сохранения не просто человеческих жизней, а жизней высококлассных и дорогостоящих специалистов должно стать первоочередной задачей для российских авиастроителей.

Самолет РЭБ для противодействия противнику действительно нужен ВКС как воздух. Потому что в воздухе становится все сложнее.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
F/A-18F из эскадрильи VX-9 совершил демонстрационный полёт с полной боевой нагрузкой «воздух-воздух» ezup Авиация 0 14.09.2024 15:22
Boeing LRAAM: концепт ракеты «воздух-воздух» для замены AMRAAM ezup Ракеты 0 22.09.2021 19:33
В Германии завершились испытания ракеты Meteor класса «воздух-воздух» для истребителей Eurofighter ezup Авиационные новости 0 03.08.2021 12:36
Украина освоила самостоятельный выпуск ракет Р-27 класса «воздух-воздух» ezup Авиационные новости 0 24.02.2021 12:46
Критические последствия отставания России в модернизации ракет класса «воздух-воздух» ezup Боеприпасы 0 15.11.2018 14:53