Старый 28.12.2023, 11:49 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Арктический автопоезд из «Урала»
ezup
ezup вне форума


Арктический «Урал» с активным полуприцепом. Фото – LexKitaev

По арктическим нуждам


Автомобильный транспорт для районов Крайнего Севера давно стал актуальной проблемой российской промышленности. Тающие льды Северного морского пути открывают как новые маршруты, так и доступ к несметным природным богатствам. В крае, где только направления, при полном отсутствии дорог требуются специфические машины.

Решать проблемы исключительно гусеничными платформами, как это делают в армии (транспортер «Витязь»), дорого и неэффективно. Ресурс гусениц не идет ни в какое сравнение с колесным движителем. На севере расстояния приличные, поэтому создание семейства машин с экстремальной проходимостью для не менее экстремальных условий является задачей первой степени важности.

Конструированием современных тяжелых грузовиков в стране занимают два автозавода – КамАЗ и УралАЗ. Именно под их эгидой приступили к созданию арктического внедорожника. Одним из ключевых игроков этого процесса стала кафедра СМ-10 «Колесные машины» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Ученые и инженеры вуза помогают с разработкой КамАЗ-6355 Арктика с целью «создания высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон РФ, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленностей».


Камазовская «Арктика» существует в двух вариантах.

Две модификации 6х6 и 8х8 построили на агрегатах КамАЗа для основного заказчика – «Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ)». Отличительной особенностью грузовиков является сочлененная схема, заметно повышающая проходимость и маневренность. В последнее время новостей о проекте не так много – есть ощущение, что авторы проекта пытаются заменить санкционные импортные компоненты отечественными или китайскими аналогами. Например, КПП у «Арктики» изначально предусмотрена американская Allison 4500.


Автобус Урал-427701-75 показали летом 2023 года. Источник: susu.ru

К счастью, новостей об арктическом автобусе «Урал» гораздо больше. Двухобъемную машину в финальном исполнении Урал-427701-75 представили в Челябинске на втором Всероссийском форуме «От импортозамещения к технологическому суверенитету» летом 2023 года. Машину строили три организации – упоминаемая выше кафедра СМ-10 «Колесные машины» МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИИ «Опытное машиностроение» Южно-Уральского государственного университета и собственно сам УралАЗ.

Директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ, кандидат технических наук Рамиль Закиров прокомментировал функционал новинки:

«У арктического автобуса огромное функциональное значение. Это гражданская техника, она востребована в условиях Крайнего Севера. Уникальность этого автобуса в том, что он может передвигаться по бездорожью. Все это создавали молодые специалисты нашего университета. Машина будет проходить испытания в дальнейшем и готовиться к серийному выпуску».

Кроме этого, Закиров добавил:

«Автобус нужен для перевозки людей в условиях Крайнего Севера при экстремально низких температурах, а также для перевозки оборудования. При аварийных ситуациях внутри автобуса возможно полное автономное жизнеобеспечение в течение суток, пока не придет помощь. Кроме того, арктический автобус способен держаться на воде в течение часа, пока проводится эвакуация людей».

Как утверждают разработчики, закупить арктические автобусы для школ за полярным кругом уже готовы в Министерстве просвещения РФ. Урал-427701-75 стал первой ласточкой семейства унифицированных вездеходов, в числе которых, помимо автобуса, предусмотрен грузовик с отдельным кузовом и автопоезд.

Автопоезд с активным полуприцепом


Появление на горизонте арктического автопоезда – это серьезная заявка на мировое лидерство в классе транспортов для условий Крайнего Севера. В первую очередь за счет активного полуприцепа, который впервые применяется в технике подобного класса.

Сама концепция полуприцепа, который помогает своему тягачу на бездорожье, не нова. В Советском Союзе можно найти массу подобных разработок, в том числе и серийные. Первые прототипы появились после войны по инициативе конструктора Бориса Михайловича Фиттермана. Помимо конструкций шасси и трансмиссий грузовиков, Борис Михайлович знаменит разработкой первого советского «Запорожца» ЗАЗ-965.

Активный автопоезд – это вынужденный конструкторский компромисс, вызванный нехваткой тяжелых грузовых автомобилей для нужд армии. Как только в серию пошли тяжеловозы Минского, Курганского и Брянского автомобильных заводов, потребность в активных автопоездах стала менее актуальной. И вот неожиданное возвращение в виде арктического «длинномера». Но обо всем по порядку.


ГАЗ-63Д. Источник: kolesa.ru


ГАЗ-63Д с «активной пушкой». Источник: kolesa.ru


Почти серийный ЗИЛ-137 с активным полуприцепом. Источник: kolesa.ru

Эксперименты с активными полуприцепами начались в 50-х годах с седельного тягача ГАЗ-63Д. «Газон» снабдили коробкой отбора мощности, карданными передачами, редукторами и промежуточными опорами на полуприцепе.

В итоге получилась сложная, шумная и громоздкая система активного привода полуприцепа. Однако у механического привода были свои преимущества – относительно высокая надежность, высокий КПД, возможность унификации стандартных агрегатов и узлов, а также сравнительно простое обслуживание. Но совместить все это на шасси ГАЗ-63Д не удалось, и машина осталась в прототипах.

Позже к бортовому ГАЗ-63А пытались пристроить агрегат из «активной пушки» СД-44 с активным приводом от коробки отбора мощности тягача. До появления первых специализированных артиллерийских тягачей, например, ЗиЛ-131 и Урал-375, было еще несколько лет, поэтому приходилось выкручиваться такими экзотическими способами.


Оцените сложность механического привода активного полуприцепа. Взято из ВКР «Обоснование параметров автопоезда с активным приводом ходовых колес прицепа». Автор – М. В. Азев

В 1959 году построили ЗИЛ-157В с гидростатическим приводом колес активного полуприцепа. Формально схема очень простая – гидронасос на тягаче нагнетает масло по трубопроводу к гидродвигателю на полуприцепе. Среди преимуществ большая передаваемая мощность на единицу массы привода, относительная простота конструкции, простота управления и автоматизации, а также возможность бесступенчатого регулирования.

Хватало и минусов – зависимость характеристики привода от температуры (холодное масло неохотно передает крутящий момент), пожаро- и взрывоопасность (магистраль маслопровода вблизи выхлопной системы тягача), высокие требования к чистоте рабочего масла, низкий КПД (как у любой гидросистемы) и низкая надежность вследствие возможных утечек масла. С последним пороком близко познакомились водители ЗИЛ-137, первого советского тягача с активным полуприцепом. Позже к нему присоединились машины из Миасса, Брянска и Кременчуга. Не занимались активными прицепами, наверное, только в Набережных Челнах.


Схемы применяемых трансмиссий активных полуприцепов. Взято из ВКР «Обоснование параметров автопоезда с активным приводом ходовых колес прицепа». Автор – М. В. Азев
Существует и третья схема привода колес активного полуприцепа – электрическая. Генератор по силовым кабелям питает электромотор на ведущей оси. Такая электрическая трансмиссия отличается низким уровнем шума, а очень недешевая, пожароопасная и не подходит для холодного и влажного климата. В Советском Союзе экспериментировали с данной схемой на ЗИЛе, но со временем отказались.

Для арктического «Урала» разработчики создали свою схему привода, несколько отличную от вышеописанных.

В корме полуприцепа установили 100-киловаттный дизельный генератор – совершенно автономный от основного мотора автопоезда. Точных данных нет, но, вероятнее всего, привод четырех колес электрический. Дизель-генератор выполняет на машине сразу несколько функций – привод полуприцепа при необходимости, энергоснабжение большого жилого модуля, мощной электролебедки тягой до 8 тонн и массы внешних потребителей. Активный привод, по данным заводчан, снабжен электромотором мощностью 73 кВт. Вторая силовая установка заметно повышает ресурс основного мотора и надежность всей конструкции.






Арктический «Урал» с активным полуприцепом. Фото – LexKitaev

Модульная структура полуприцепа позволяет варьировать назначение автопоезда. Можно поставить вместо жилого модуля медицинский, учебный или даже малогабаритную столовую и завезти все это в самые глухие уголки Крайнего Севера. На некоторых направлениях арктический «Урал»» может заменить дорогостоящие в эксплуатации вертолеты. Запас хода 500 км это вполне позволяет.

Разумеется, машина адаптирована к работе при температурах до минус 50 градусов – все критические узлы обогреваются, а материалы выдерживают свойства на лютом морозе. Десять арочных колес автопоезда, которые не позволяют машине свободно перемещаться по дорогам общего пользования, могут быть демонтированы и заменены «дорожными» узкими шинами. Подобное решение встречается и на камазовской «Арктике».

В планах руководства УралАЗа запустить в серийное производство арктические автобус и полуприцеп уже в 2024 году. Насколько эта идея реализуема, покажет время, но пока серьезных препятствий для этого не видно.
 
Вверх
Закрытая тема

Метки
бронетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Во Вьетнаме представили САУ Pth85-VN18 на базе советского «Урала» ezup Новости Сухопутных войск 0 30.07.2020 23:04
Кунги, «инженеры» и трак-триал: богатое портфолио «Урала» ezup Военные автомобили 0 22.03.2020 15:30
Автопоезд МЗКТ-741351+999421+837211 ezup Автомобили военного назначения 0 05.03.2019 14:59
Автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 (Беларусь) ezup Автомобили военного назначения 0 20.03.2018 22:17
Автопоезд-танковоз МЗКТ-742960+820400 (Республика Беларусь) ezup Автомобили военного назначения 0 17.02.2018 16:56