Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 06.06.2021, 17:18 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Морские истории. Критское жертвоприношение
ezup
ezup вне форума


О захвате острова Крит немцами написано много. В принципе, каждый сведущий в истории Второй Мировой войны, знает о крупной операции немецких воздушно-десантных войск. Но была еще одна фаза, морская, где столкнулись британский флот, итальянский флот и Люфтваффе. И об этом пойдет сегодня речь.

Здесь будет место всему? Драме, героизму и умению выжать из ситуации максимум.

На самом деле, несмотря на весьма немаленькие потери, Критская операция — это то, чем британские моряки могли по праву гордиться. Именно в тех условиях флот стал последним бастионом обороны, более того, последней надеждой для сухопутных войск.

Итак, 1941 год, весна, остров Крит.

На острове примерно 30 000 британских солдат, эвакуированных из Греции. То есть, не в лучшем состоянии в плане боевого духа, без тяжелого вооружения, испытывающие проблемы с техникой и снаряжением.

Плюс географически Крит расположен очень близко к Греции, которая уже оккупирована Германией. «Штукам» лететь полчаса, не больше. Плюс не так далеко Италия со своим флотом и авиацией.


В общем, угроза для британского флота была вполне реальной и осязаемой. Особенно Люфтваффе, которое сосредоточило возле Крита армаду из 228 бомбардировщиков, 205 пикирующих бомбардировщиков Ju.87, 114 истребителей Ме.110 и 119 истребителей Bf.109. Плюс более 50 разведчиков разных типов.

Против всего этого у британцев было 6 (Шесть) истребителей «Харрикейн», 6 гидросамолетов на кораблях и 17 самолетов разных типов (откровенно устаревших) на самом Крите.

20 мая началось вторжение немцев на Крит. Для этого еще было привлечено более 500 транспортных Ju.52 и почти сотня десантных планеров. На остров в течении дня было высажено около трех тысяч парашютистов.


Морской десант не появился, хотя его ждали корабли британского флота. Ночью они занимали позиции севернее острова и патрулировали там, днем, опасаясь атак Люфтваффе, уходили на юг. Но если гора не идет к Магомету… В общем, немцы решили, что пора осложнить жизнь британским морякам. И начали одновременно с высадкой воздушного десанта отлавливать корабли и атаковать их.

Так в течении дня 20 мая бомбами был потоплен эсминец «Джуно», а 21 мая Ju.87 попали бомбой в крейсер «Аякс». Крейсер получил повреждения, но остался в строю.

На следующую ночь все повторилось. Британские корабли снова вышли на перехват морских десантов немцев. Британская разведка в Греции сообщала о том, что немцы грузятся на корабли и планируют выход в море.

Для перехвата конвоев были сформированы два отряда. Контр-адмирал Гленни вел крейсера «Дидо», «Орион» и «Аякс», плюс четыре эсминца. Контр-адмирал Кинг командовал отрядом из крейсеров «Наяда», «Перт», «Калькутта», «Карлисл» и трех эсминцев.

Контр-адмиралу Гленни посчастливилось первым найти противника. Всего в 18 милях от Крита его корабли наткнулись на конвой, состоявший из итальянского миноносца и 25 парусных греческих судов. Конвой вез почти 2 000 немецких солдат. Началось побоище, которое ожидаемо закончилось полным уничтожением конвоя. Британские корабли четыре часа вели огонь по судам конвоя. Израсходовав боекомплект, Гленни приказал отходить на юг, опасаясь того, что с рассветом появится немецкая авиация.

Соединение Кинга ночью противника не обнаружило. С рассветом, понимая всю опасность своего положения, Кинг все-таки приказал следовать курсов на северо-восток с целью обнаружения конвоев врага. И около 10 утра радары его кораблей засекли конвой из 35 парусных судов под охраной итальянского эсминца. Эскадра Кинга пошла на перехват.

Разгром конвоя был делом времени, но увы, появились немецкие самолеты. Безнаказанного побоища, как у Гленни, не получилось. Итальянский эсминец укрылся за дымовой завесой и просто сбежал восвояси, а парусники начали хаотично разбегаться.

Кинг оказался перед сложным выбором – гоняться за небольшими каиками в рамках большого квадрата, постоянно подвергаясь атакам с воздуха, либо разорвать контакт и отойти.

Выбор за британца сделали немцы. Сперва бомбу получил один из эсминцев, а потом под раздачу попал крейсер «Наяда». Кинг принял решение уйти южнее и встретиться с соединением Гленни и подошедшим отрядом контр-адмирала Роллингса (линкоры «Уорсайт» и «Вэлиэнт»). Встретившись, британские адмиралы решили снова выдвинуться на север в поисках десантных конвоев. Приказ никто не отменял.

Это была огромная ошибка. Обнаружив эскадру, парни из Люфтваффе сказали «Ого!» и подняли в воздух все, что было под рукой.

Учитывая, что корабли Кинга изрядно опустошили погреба зенитных снарядов к тому времени, толку от них почти не было. Остальным пришлось изворачиваться кто как может.

Эсминец «Грейхаунд». 13.51. Две бомбы с пикирующих бомбардировщиков просто разорвали его и корабль затонул. На спасение были отправлены два эсминца, «Кандагар» и «Кингстон», а также два крейсера, «Глочестер» и «Фиджи», на которых практически закончился боезапас к зенитным орудиям. Это была вторая глупость, сделать безоружные корабли стоящими мишенями.


Крейсер «Глочестер». 15.30. Семь бомб за 15 минут и крейсер, повалившись на борт, уходит на дно.

Линкор «Уорспайт». 16.13. Одна бомба в район второй трубы, броня выдержала.

Линкор «Вэлиэнт». 16.45. Две бомбы в кормовую часть, но линкор – штука крепкая.

Крейсер «Фиджи». 18.44. Сперва бомба пикировщика взрывается под днищем, «поднырнув» под корабль, затем еще три бомбы вызвали взрыв в котельном отделении. В 20.15 крейсер затонул.


Крейсер "Фиджи" под атакой бомбардировщиков


Кинг приказал отходить. Боекомплект к зенитным орудиям был фактически израсходован, а исходя из хронометража, немцы собирались остановиться только совсем к ночи. Но под прикрытием темноты избитая британская эскадра ушла на юг.

Утром следующего дня Люфтваффе продолжили пополнять свой боевой счет, потопив эсминцы «Кашмир» и «Келли».


Эсминец "Кашмир"

В итоге, за три дня налетов, немцы смогли добиться просто прекрасных результатов: 2 крейсера и 4 эсминца были потоплены, линкор, 2 крейсера и 4 эсминца получили повреждения разной степени тяжести.

Ситуация вокруг Крита продолжала быть весьма напряженной. Британское командование приняло решение об атаке аэродрома в Скарпанто, с которого в основном осуществляли свои вылеты немцы. Все, чем располагали британцы – это авиагруппа авианосца «Форминдебл». 36 самолетов.


Для охраны «Форминдебла» был сформирован отряд из неповрежденных немецкой авиацией кораблей. Линкоры «Куин Элизабет», «Бархэм» и 8 эсминцев.


Линкор "Куин Элизабет"

25 мая корабли подошли на заданную дистанцию и самолеты нанесли удар. В общем, налет можно было бы назвать успешным, но… Но немцы ответили быстро, и, самое главное, качественно. В «Форминдебл» попали 2 бомбы, которые причинили авианосцу весьма тяжелые повреждения. «Форминдебл» вышел из строя и пошел в ремонт, оставив британскую Средиземноморскую группировку кораблей без авиации.

А на Крите дела становились все хуже. Немецкие десантники захватили аэродром, выбить их оттуда сразу не получилось, и немецкое командование смогло организовать реальный воздушный мост из Греции на Крит. И к 26 мая британское командование приняло решение об эвакуации войск с острова.

Сделать это было очень непросто. Кораблей оставалось мало. Фактически, полностью боеспособными были 5 крейсеров и 4 эсминца. Остальным кораблям требовался ремонт продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев.

Но требовалось вывезти с острова 22 тысячи солдат и офицеров. Или бросить их там, обрекая на капитуляцию.

О традициях Королевского флота можно говорить бесконечно, и некоторые из них во время той войны были буквально выброшены за борт, но… но в данной ситуации уже потрепанные немцами и двухмесячными боями корабли пошли к Криту. Выручать своих солдат.

Был установлен планом такой распорядок: корабли должны были прибывать на Крит к 23 часам, на выгрузку и погрузку отводилось 4 часа и ни минутой больше, дальше корабли должны были идти в Египет, в Александрию. И рассвет должен был встретить их уже за пределами зоны действия немецкой авиации.

В ночь на 29 мая на Крит прибыли первые 4 эсминца. Доставив боеприпасы и продовольствие тем, кто еще держал оборону, они забрали 700 человек и на заре двинулись в обратный путь. Однако, немецкие бомбардировщики догнали корабли и эсминцам пришлось отбиваться. Однако, немцы сплоховали и эсминцы вошли в гавань Александрии без потерь.

На следующую ночь из Александрии вышло соединение под командой контр-адмирала Роллингса. 3 крейсера и 6 эсминцев.

Перед экипажами стояла непростая задача: надо было обогнуть почти весь остров Крит и эвакуировать из района Ираклиона почти четыре тысячи солдат и офицеров, отрезанных от своих. И вывезти по-хорошему за один раз.

Корабли подошли к Криту рано, около 17 часов 30 мая. Люфтваффе, естественно, «поприветствовало» отряд кораблей. Крейсер «Аякс» и эсминец «Империал» получили повреждения от бомб, разорвавшихся рядом с бортами и крейсер был вынужден уйти на базу.

«Империал» продолжил путь. В 23.30 корабли вошли в гавань Ираклиона, в 3.20 эскадра вышла обратно. Буквально через полчаса на «Империале» намертво заклинило руль. Эсминец чудом не врезался в крейсер «Дидо» на циркуляции. Времени на ремонт не было, и адмирал Роллингс передал приказ на эсминец «Хотспур» снять людей и добить поврежденный «Империал».

В итоге корабли задержались почти на полтора часа и на момент рассвета соединение все еще было в районе Крита. Люфтваффе начало работу в 6 часов утра и налеты продолжались в течении 9 часов. Люфтваффе очень неплохо поработало.

6.25. Бомба попадает в эсминец «Хереуард». Корабль резко снизил ход и развернулся в сторону Крита, до которого было 5 миль. Однако до Крита эсминец не дошел, вечером итальянские корабли подняли из воды часть экипажа и бойцов. Корабль погиб.

6.45. Бомба попадает в эсминец «Декой». Из-за него пришлось снизить скорость отряда до 25 узлов.

7.08. Бомба повреждает машины «Ориона». Скорость отряда падает до 21 узла. Крейсер получает еще одну бомбу в район боевой рубки, погибает командир корабля Бэк, ранен командир отряда Роллингс.

8.15. Бомба уничтожает вторую башню главного калибра крейсера «Дидо».

9.00. Бомба уничтожает носовую башню главного калибра на крейсере «Орион».

10.45. Снова «Орион» попал под удар. Бомба пробила ходовой мостик и взорвалась в матросских кубриках, где находились эвакуируемые. Взрывом убило 260 человек и 280 были ранены. Из 1100 принятых на борт. То есть, каждый второй.

Дальше Люфтваффе несколько успокоились. До 15 часов были совершены еще несколько налетов, но результатов они не принесли. Около 20 часов вечера избитые корабли вошли в гавань Александрии.

Вечером 28 мая из Александрии в Сфакию вышел отряд контр-адмирала Кинга. В состав отряда входили крейсеры «Феб», «Перт», «Калькутта», «Ковентри», эсминцы «Джервис», «Янус», «Хэсти» и войсковой транспорт «Гленджил». И три эсминца охранения, которые не должны были участвовать в эвакуации, «Стюарт», «Ягуар» и «Дефендер».

Отряд вывез 6 тысяч бойцов практически без потерь. Единственный корабль, в который немцы смогли попасть бомбами, оказался крейсер «Перт». Но его дотащил до базы своими силами экипаж.

1 июня, действуя в составе отряда адмирала Кинга, не дойдя до Александрии каких-то 85 миль, погиб от немецких бомб крейсер «Калькутта».

В общем британскому флоту удалось вывезти в Египет 16 500 английских, австралийских и новозеландских солдат.


За их эвакуацию с Крита флот заплатил очень большую цену.

Были потоплены:
- крейсеры «Глочестер», «Фиджи», «Калькутта»;
- эсминцы «Джуно», «Грейхаунд», «Кашмир», «Келли», «Хереуард» и «Империал»;
- 10 транспортов и 10 вспомогательных судов.

Получили повреждения, на устранения которых потребовалось от одного до четырех месяцев:
- линкоры «Уорспайт»и «Бархэм»;
- авианосец «Формидебл»;
- крейсеры «Дидо», «Келвин» и «Нубиан».

Получили повреждения, на устранение которых потребовалось 4-6 недель:
- крейсеры «Перт», «Наяда», «Карлисл»;
- эсминцы «Нэпир», «Киплинг» и «Декой».

Потери экипажей составили больше 2 тысяч офицеров и матросов.

Потери сопоставимы с крупным эскадренным сражением. По итогам операции британский Средиземноморский флот на какое-то время потерял боеспособность. Цена спасения солдат.

Генерал Уэйвелл, командовавший войсками на Крите, отправил в адрес адмирала Каннингема радиограмму следующего содержания:

«Я хочу выразить лично вам и всем, кто находится в вашем подчинении, глубочайшее восхищение и благодарность от лица всей армии на Ближнем Востоке за великолепную работу, проделанную Королевским флотом по вывозу войск с Крита. Мастерство и самоотверженность, с которыми осуществлялась труднейшая операция, никогда не будут забыты и сделают связь между двумя родами вооруженных сил еще более прочной. Примите также наши соболезнования по поводу понесенных вами потерь».

Цена спасения флотом солдат и офицеров. Цена, оплаченная жизнями офицеров и матросов.

Сейчас можно спросить: да, британские моряки были молодцы. Но почему? Почему речь идет о них?

Буквально через год, в июле 1942 года, завершилась одна из позорных страниц в истории советского флота. Пал Севастополь. И 80 тысяч наших бойцов были брошены на Херсонесском полуострове. И попали в плен.

А если бы Гордей Иванович Левченко и Филипп Сергеевич Октябрьский в то время действовали хоть немного по образу и подобию Эндрю Каннингема?

АВТОР:
Роман Скоморохов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Морские истории. Как потопить современный корабль в русском стиле ezup История Военно-морского флота 0 03.04.2021 16:14
Самые большие пушки в истории. Морские калибры ezup История Военно-морского флота 0 28.03.2021 18:25
Морские истории. Как узнать, как выглядит ад… ezup История Военно-морского флота 0 23.03.2021 14:41
Морские истории. Пятница, 13-е или мордобой у Гуадалканала ezup История Военно-морского флота 0 12.01.2021 15:46
Морские истории. Детективный дурдом в Северном море ezup История Военно-морского флота 0 12.12.2020 20:39