RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот » Гибель и спасение. Программа безопасности подводных лодок SUBSAFE (США)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 20.12.2020, 21:17 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Гибель и спасение. Программа безопасности подводных лодок SUBSAFE (США)
ezup
ezup на форуме



Подлодка USS Thresher на стапеле, 9 июля 1960 г.

10 апреля 1963 г. во время ходовых испытаний после ремонта погибла американская атомная подлодка USS Thresher (SSN-593). В ходе расследования причин этой катастрофы были выявлены множественные проблемы разного рода, которые в той или иной мере могли поспособствовать гибели корабля. В результате была предложена, разработана и принята к реализации программа обеспечения безопасности подводных сил SUBSAFE.

По техническим причинам


17 декабря 1917 г. подлодка USS F-1 (SS-20) столкнулась с субмариной USS F-3 и затонула. Это была первая потеря среди современных американских подлодок – и далеко не последняя. До начала шестидесятых годов в небоевой обстановке затонуло в общей сложности 14 подлодок разных классов и типов. Наиболее частыми причинами гибели лодок оказывались столкновение с другими судами и недостатки конструкции, включая производственный брак.

10 апреля 1963 г. АПЛ USS Thresher, головной корабль одноименного проекта, проходил испытания после ремонта. В этот день задачей подводников было погружение на максимальную проектную глубину. На глубине более 300 м лодка безуспешно попыталась продуть балластные цистерны, однако из-за неполадок погружение продолжилось. После этого субмарина опустилась на 730 м, где произошло разрушение прочного корпуса.


"Трэшер" в море

Дальнейшее расследование установило наиболее вероятные причины катастрофы. В ходе погружения рост давления забортной воды привел к разрушению паяного соединения одной из труб балластной цистерны. Через трещину вода начала поступать в кормовые отсеки, заливая электрическое оборудование. Попытка продуть балластные цистерны и всплыть не удалась: из-за высокой влажности воздуха соответствующие механизмы замерзли и не сработали. Специфика компоновки отсеков не позволила подводникам добраться до поврежденных агрегатов и спасти корабль.

Программа безопасности


Адмирал Хайман Риковер, «отец атомного подводного флотаСША», еще во время расследования отметил, что гибель «Трэшера» не была следствием лишь одного бракованного соединения. Он считал, что предпосылками к аварии стали неверные подходы к проектированию, строительству и эксплуатации подлодок. Соответственно, для исключения подобных инцидентов в будущем требовалось принять определенные меры.

Уже в июне 1963 г., до завершения расследования, была разработана программа Submarine Safety Program (SUBSAFE). В декабре ее утвердили и приняли к реализации. После этого специалистам ВМС предстояло провести проверку актуальных проектов на предмет инженерных и технологических ошибок или «слабых мест».


Программа SUBSAFE была направлена на получение максимальной прочности, живучести и устойчивости конструкции. Любопытно, что меры программы затрагивали только прочный корпус и корабельные системы, испытывающие давление забортной воды. Энергетические установки и средства движения, информационно-управляющие системы и вооружение разрабатывались в соответствии с требованиями других программ и протоколов. Впрочем, на типичной АПЛ достаточно много систем и агрегатов, в той или иной мере связанных с вопросами прочности и герметичности корпуса.

Программа разделена на четыре направления. Сертификаты соответствия выдаются на проекты в целом и отдельные их составляющие, связанные с прочностью. Также сертификацию проходят материалы и агрегаты, используемые при строительстве. Проверки по требованиям SUBSAFE осуществляются во время строительства кораблей и в ходе испытаний. Все документы хранятся в течение всего времени службы подводной лодки – это упрощает расследование различных инцидентов.

После завершения ходовых испытаний подлодка получает окончательный сертификат, допускающий ее к эксплуатации в боевом составе ВМС. С середины шестидесятых такой документ имеют все вновь строящиеся американские субмарины. Более старые корабли, построенные до введения программы, продолжали службу, но постепенно уступали место новым.


Деформированная труба, поднятая с погибшей лодки USS Thresher

SUBSAFE также затронула методики обучения подводников. Матросы и офицеры в ходе подготовки всесторонне изучают аварии прошлого, в т.ч. гибель USS Thresher (SSN-593). Их знакомят с техническими и организационными предпосылками, с ходом инцидентов и последствиями. Кроме того, подводники могут сделать выводы о прогрессе последних десятилетий – и оценить, как кораблестроители повысили их безопасность.

Последствия программы


В 1963-64 гг. ВМС США начали реализацию программы SUBSAFE. Актуальные проекты подводных лодок прошли дополнительную проверку на предмет технических или иных ошибок. Выяснилось, что проекты стратегического значения имеют массу недочетов. К счастью, их вовремя обнаружили и исправили.

Схожими результатами завершились проверки на судостроительных предприятиях и на заводах-поставщиках. Далеко не все материалы, использовавшиеся при строительстве новых лодок, соответствовали требованиям. Также имели место неправильные технологии сборки и нарушения утвержденных процессов. Впрочем, своевременное обнаружение проблем позволяло в кратчайшие сроки избавиться от них и предотвратить аварии в будущем.


USS Scorpion, последняя погибшая АПЛ ВМС США

Необходимость дополнительных проверок на разных этапах привела к некоторым задержкам в строительстве. Кроме того, все предложенные меры по сертификации должны были увеличить время разработки и строительства новых подлодок, а также могли привести росту стоимости. Однако это сочли приемлемой платой за рост надежности и безопасность подводников.

Уже к концу шестидесятых годов ВМС США смогли собрать достаточную статистику и сделать выводы. В целом программа SUBSAFE оправдала себя. Она существенно повысила надежность подлодок новой постройки и сократила количество аварий. Кроме того, зачастую поломки не имели серьезных последствий. Программу безопасности признали удачной, и она реализуется до сих пор.

Впрочем, введение мер SUBSAFE не исключило аварии и трагедии. Так, 30 июня 1968 г. в Атлантическом океане затонула субмарина USS Scorpion (SSN-589) типа Skipjack. Точные причины инцидента установить не удалось, рассматривалось несколько версий. При этом гибель «Скорпиона» подтвердила необходимость проверок и сертификации: проект «Скипджек» был выполнен до введения новой программы безопасности.


Подлодка USS San-Francisco в сухом доке на о. Гуам, 27 января 2005 г.

Языком цифр


До 1963 г. ВМС США по небоевым причинам потеряли 14 подлодок – в основном ранних проектов. USS Thresher стала 15-й в этом печальном списке. Следующей – и, к радости флота, последней – оказалась USS Scorpion. C 1968 г. американские подводные силы не потеряли в авариях ни одной боевой единицы.

Имело место множество нештатных ситуаций и аварий, в т.ч. с самыми серьезными последствиями. Однако во всех случаях экипажи смогли организовать борьбу за живучесть, принять необходимые меры и вернуться на базу для ремонта.

В этом контексте показателен инцидент 8 января 2005 г. Подлодка USS San Francisco (SSN-711) типа Los-Angeles, двигаясь на глубине 160 м с максимальной скоростью, врезалась в подводную гору. Произошло серьезное повреждение агрегатов носовой оконечности; 89 подводников из 127 получили различные травмы, один позже умер. Тем не менее, корабль прошел более 360 миль до о. Гуам. Там в сухом доке на подлодку установили временный носовой обтекатель, при помощи которого смогла добраться до судостроительного завода в г. Брементон, шт. Вашингтон.


"Сан-Франциско" с временным обтекателем, 8 мая 2005 г.

После полноценного ремонта «Сан-Франциско» вернулась к службе. Впоследствии командование ВМС отмечало, что без мер, предусматриваемых программой SUBSAFE, подлодка не смогла бы добраться даже до Гуама. Таким образом, меры, предложенные еще в шестидесятых годах, до сих пор спасают подводников.

Гибель и спасение


ВМС США сталкивались с проблемой аварий подводных лодок фактически с момента основания подводных сил. По итогам расследований таких инцидентов принимались меры разного рода. В целом это помогало предотвращать возможные аварии, но не исключало их полностью. Только в 1963 г., после первой гибели АПЛ, было принято решение составить и внедрить полномасштабную программу контроля качества и обеспечения безопасности подлодок.

Создание и внедрение SUBSAFE не было быстрым и простым, а также привело к повышенным тратам на разных этапах. Однако эти меры полностью себя оправдали. Программа безопасности подлодок реализуется до сих пор – и ее результаты хорошо известны. ВМС США не имеют никаких оснований отказываться от нее. А подводники могут быть спокойны. В случае аварии им удастся спасти себя и корабль от гибели.


Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:US Navy
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Баллистическая ракета подводных лодок M20 ezup МБР морского базирования 0 28.05.2017 23:56
Крылатая ракета подводных лодок П-7 ezup Ракеты 0 14.04.2016 10:57
Торпеда подводных лодок СЭТ-40 ezup Торпеды 0 20.02.2015 17:05
Рынок подводных лодок АТР ezup Военно-морской флот 0 01.06.2014 23:13
ЗРК подводных лодок POLYPHEME-SM ezup Зенитные 0 01.08.2013 22:12