Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 27.05.2018, 17:49 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
ezup
ezup вне форума



Продолжая тему сокровищ, которые можно обнаружить среди экспонатов музея отечественной военной истории в Падиково, сегодня остановимся на тяжелом танке ИС-2.

В принципе, такой же символ Победы, как Т-34, но менее сговорчивый в плане записать его на свой счет. Вообще, об ИСе можно говорить бесконечно, он того точно заслуживает. Та же уникальность танка, который был построен «с нуля», не являлся модернизацией или реализацией довоенных разработок. Просто РККА нужен был тяжелый танк, и армия его получила.


Всего с 1943 по 1945 год наши заводы дали армии 3395 ИС-2.

Ну а теперь, собственно, немного истории, а потом полезем в люк.



Идея создания тяжелого танка прорыва зародилась еще в 1942 году, когда первый «Тигр» попал в руки советских специалистов. Но и кроме «Тигра» на полях сражений появились изрядно модернизированные в плане брони PzKpfw IV и САУ StuG III. Т-34 и КВ-1 с 76-мм пушками стали проигрывать дуэли. А в 1943-м еще «Пантера» добавилась в теплую компанию панцеров…

И потому появились ИСы.

Работой по созданию тяжелого танка ИС руководил Николай Федорович Шашмурин.



Общий контроль осуществлял творец первого нормального советского тяжелого танка КВ Жозеф Яковлевич Котин.



Первый ИС фактически вышел комом. Танк был хорош, но тут столкнулись лбами две разработки/модернизации: КВ-85 Котина и ИС-1 Шашмурина. Два танка, тяжелых, вооруженных 85-мм пушкой – это была бы непозволительная роскошь в военное время. Поэтому в серию пошел уже апробированный КВ, а над ИСом начали работать «на перспективу».

Перспектива была такой: отказавшись от идеи (заведомо провальной, кстати) создания тяжелого танка с высокой скоростью, огневой мощью и броней, начали работы над машиной, где про скорость просто забыли. Зато броня должна была бы выдерживать попадания любого немецкого снаряда, а пушка нового танка бить «кошек» в любой проекции с комфортных дистанций.

Встал вопрос о новом орудии. С подачи Котина, кстати. Жозеф Яковлевич видел несколько дальше, и вполне мог предсказать появление и «Фердинандов», и «Королевских тигров».

Поэтому 85-мм орудие ДТ-5 осталось на отличном среднем танке Т-34-85 и условно тяжелом КВ-85. Собственно, всего 148 выпущенных КВ-85 – лучшее подтверждение того, что танк вышел так себе.



Д-5Т – действительно хорошее оружие для среднего танка. Но для борьбы с «кошками» нужно было орудие поосновательнее. В итоге - 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью и выпускалось в Перми с достаточной скоростью и качеством.

Испытания показали, что «новое» орудие нового танка с расстояния 1000-1500 метров уверенно пробивает «Пантеру», а при удачном попадании срывает башню с погона.





Но за это пришлось платить скорострельностью. У пушки А-19, которая стала танковой ДТ-25Т, было раздельно-гильзовое заряжание. Увы, для столь крупного калибра – нормальная практика того времени. Потому максимальная скорострельность – 2-3 выстрела в минуту.

Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику, при прорыве укрепленных районов противника и поддержке пехоты. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой.

Основная задача – точно прицелиться, остальное все сделает снаряд, которому просто надо попасть во вражеский танк. В любое его место, в любой проекции.

Хуже, что боекомплект оказался небольшим, всего 28 снарядов. По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх нормы, ибо такой запас карман не тянет. Благо, в отличие от других танков, места в ИСе хватает.

Раз мы заговорили о месте, то пора в люк залезть.



Сразу отметим, что этот танк несколько недоработан с точки зрения сотрудников музея, не хватает некоторых деталей интерьера внутри, но это поправимое дело, знаем.



Орудие. С большой буквы Пушка. На полбашни.







Сложно сказать, как в то время было с освещением. Явно небогато.




Место боекомплекта. Снаряды тут еще появятся.




Здесь должны лежать магазины для пулеметов.



Вид на место механика-водителя с командирского места. Нет люка, как на Т-34, и все, что видит мехвод - это направление через смотровую щель.






Но при таком танке оно ему особо и не надо больше. Зато - не достанут.












Механизмы точной наводки орудия:








Вот есть какое-то ощущение надежности и мощи. Как есть, кошкодав.

Обычно ИСы двигались позади боевых порядков группами, в задачи которых была поддержка танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались в 200-300 метрах от Т-34 и самоходок, которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков и САУ, планировавших контратаковать либо работать из засады, наличие в наступающих рядах ИС-2 весьма усложняло задачу. Повторюсь, главное для 122-мм снаряда – попасть в корпус вражеской машины. А что конкретно там будет выведено из строя (в том числе и экипаж) – дело второе.

В истории отмечено, что ИС-2 был достаточно надежной машиной. Это отмечали многие танкисты в своих воспоминаниях. При умелом уходе ИС мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки.





Это он, В-2ИС, сердце пламенное.


Наиболее эффективно показал себя ИС-2 во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника стали основными боевыми задачами. ИС-2 мог как бульдозер просто сметать уличные баррикады, а если не хватало мощности двигателя или пространства для маневра – наготове всегда имелся вышеупомянутый 122-мм аргумент.



Реальную угрозу для танка представляли расчеты гранатометчиков и противотанковые орудия, бьющие в упор. Но здесь уже дело было в работе пехоты, да и три пулемета представляли собой хорошее подспорье. Особенно ДШК на башне.


Интересный кадр: ИС-2 в Берлине. Справа - легенда советской кинохроники Роман Лазаревич Кармен, автор сериала "Неизвестная война".

Можно еще очень долго говорить об этом танке и его вкладе в Победу, но если в целом, то это один из лучших танков мира, в первую очередь, за счет именно своей сбалансированности и надежности. Да, как в песне пелось, броня его была крепка. Быстрым Ис-2 не был, но это ему и не требовалось.



ТТХ ИС-2

Боевая масса, т: 46
Экипаж, чел: 4



Размеры
Длина корпуса, мм: 6770
Длина с пушкой вперёд, мм: 9830
Ширина, мм: 3070
Высота, мм: 2630
Клиренс, мм: 420



Бронирование
Тип брони: катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / −30°
Борт корпуса, мм/град: 90-120 / 15°
Корма корпуса (верх), мм/град: 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град: 60 / −41°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм: 100



Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, 3 × 7,62-мм пулемета ДТ, 1 × 12,7-мм пулемет ДШК (начиная с 1944 г.)
Боекомплект пушки: 28 снарядов

Углы ВН, град: −3…+20°
Углы ГН, град: 360°
Дальность стрельбы, км: 4



Подвижность:
Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В‑2ИС
Мощность двигателя, л. с: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
Запас хода по шоссе, км: 240
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,8
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 1
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3

Необходимое послесловие. Да, в этом обзоре чего-то сильно не хватает. С нашей точки зрения, это видеокомментариев специалиста. Настоящего специалиста. Поэтому в следующий наш визит в Музей отечественной военной истории мы возьмем с собой настоящего эксперта по танкам. На сайте он известен как АлексТВ. Уверены, что как специалисту Алексею будет что сказать.

Автор: Роман Скоморохов

Использованы фотографии: Роман Скоморохов, Роман Кривов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 22.08.2018, 13:29 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
ezup
ezup вне форума

Тяжелый советский танк ИС-2





Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное обозначение серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг.

Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. Во время Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных применялось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр главного вооружения машины.

ИС-2 был самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из самых сильнейших танков на то время в мире.

Танки данного типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отметились при штурме городов. После окончания войны ИС-2 были модернизированы и состояли на вооружении Советской и Российской армий вплоть до 1995 года. Также танки ИС-2 экспортировались в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.



История


Тяжёлые танки ИС-2, ИС-85 (ИС-1) и КВ-85 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1c

Предпосылки к созданию

ИС-85 (ИС-1) и КВ-85 были приняты на вооружение в сентябре 1943 года, однако уже к концу 1943 года стало ясно, что они обладают недостаточным для тяжёлого танка вооружением. Опыт боевого применения 85-мм пушки Д-5 на самоходно-артиллерийской установке СУ-85 и опытные стрельбы по трофейным тяжёлым немецким танкам показали, что орудие Д-5 не позволяет достичь решительного превосходства над вооружением немецких танков, более того, по своей бронепробиваемости оно уступает немецким 88-мм танковым пушкам и 75-мм пушке KwK 42 L70, установленной на танке «Пантера».

Также следует отметить, что 85-мм пушка Д-5Т на дистанции 500—1000 м калиберным бронебойным снарядом могла пробить лоб немецкого тяжёлого танка «Тигр I» только при попадании, близком к нормальному; верхняя лобовая деталь «Пантеры» не пробивалась вообще. Это ставило новый советский тяжёлый танк в невыгодное положение на фоне постоянно увеличивающейся численности «Пантер» на Восточном фронте.



Поскольку основным применением тяжёлых танков был прорыв сильно укреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то осколочно-фугасное действие снарядов играло столь же (если не более) важную роль, как и бронебойное. 85-мм снаряды, заимствованные от зенитного орудия 52-К, вообще не имели фугасного варианта (они были осколочными); хотя при установке некоторых типов взрывателей их можно было применять в качестве фугасных, но их действие было немногим лучше, чем у 76-мм боеприпасов. Этот факт также был проверен самоходной артиллерией — для борьбы с ДОТами и сильными ДЗОТами советские командиры предпочитали СУ-122, а не СУ-85. Однако башня и конструкция монтажа орудия у танка ИС имели большой резерв по установке более мощных артсистем.



Выбор вооружения

В начале осени 1943 года известный советский артиллерийский конструктор Ф. Ф. Петров направил письмо главному конструктору ЧКЗ и опытного завода № 100 Ж. Я. Котину о возможности установки в танки ИС артсистем калибра 107, 122 и даже 152 мм. Ж. Я. Котин выбрал для усиления вооружения танка ИС 122-мм орудие А-19. После согласования технических подробностей он получил одобрение лично от И. В. Сталина на монтаж А-19 в танк ИС.

В конструкторском бюро завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова А-19 была доработана для установки в танк — её оборудовали дульным тормозом для смягчения большой отдачи, более компактными противооткатными устройствами, улучшили размещение органов управления для удобства наводчика в стеснённом боевом отделении танка. Этот доработанный вариант А-19 получил название Д-25Т, и его массовый выпуск был запущен на заводе № 9 незамедлительно.

Сначала в его освоении были трудности, поэтому отрабатывался вопрос об установке в ИС непосредственно пушки А-19. Однако эти трудности удалось преодолеть, и в дальнейшем установка А-19 в танк не требовалась.



Испытания


На опытном заводе № 100 прототип пушки Д-25 был установлен на бывший «Объект 237» № 2 — опытный вариант ИС-1 с пушкой Д-5Т. Эта экспериментальная машина получила обозначение «Объект 240». В октябре — ноябре на Чебаркульском полигоне проходили её испытания пробегом и стрельбой.

С самого начала Д-25 была оборудована Т-образным дульным тормозом, который разорвался при тестовых стрельбах. В некоторых источниках утверждается, что при этом чуть не был убит маршал Ворошилов, присутствовавший на испытаниях. Впоследствии на ИС оборудовали двухкамерный дульный тормоз немецкого типа, а затем завод № 9 создал свою конструкцию двухкамерного дульного тормоза, который и стал монтироваться на серийных машинах.



ИС-2 принят на вооружение бронетанковых войск СССР согласно постановлению ГКО № 4479 от 31 октября 1943 года. После успешных испытаний «Объекта 240» поступило распоряжение о немедленном запуске его в серийное производство на ЧКЗ. В конце осени 1943 года началась сборка первых серийных машин.

Новая модификация танка получила индекс ИС-2 (в годы войны с ним на равных применялось обозначение ИС-122, первые образцы иногда также именовались в частях как КВ-122). Производство продолжалось с декабря 1943 года по июнь 1945-го, несколько машин данной марки также выпустил Ленинградский Кировский завод.



Боевое крещение ИС-2 приняли в начале 1944 года, причём оно было вынужденным, сорвав плановую тщательную подготовку экипажей для новой машины. Показанные в бою высокие боевые качества сразу же привели к приказу о максимальном увеличении объёмов производства ИС-2. При этом была сорвана тестовая работа, в итоге чего на фронт отправилось очень много недоведённых машин, и их выходы из строя послужили причиной большого количества рекламаций из войск.

Для обеспечения качества серийных ИС-2 и их дальнейшего совершенствования в начале 1944 года Ж. Я. Котин и ряд его сотрудников был отстранён от конструкторской работы по новым машинам с целью ликвидации дефектов в конструкции ИС-2.

Доводка машины проходила тяжело: так, в апреле 1944 года военная приёмка докладывала о том, что существенного улучшения качества выпускаемых на ЧКЗ танков ИС-2 и САУ на его базе не произошло. Однако летом 1944 года проводимая работа по улучшению качества дала первые плоды — около трети выпускаемых танков удавалось сдать приёмке с первого раза, а с конца осени 1944 года качество принимаемых танков официально было признано удовлетворительным — Ж. Я. Котин был возвращён на пост главы КБ ЧКЗ и опытного завода № 100.

Зимой 1944/1945 гг. рапорты из войск свидетельствовали, что ИС-2 безаварийной работой перекрывают гарантийный километраж в 1000 км. Отлаженный производственный механизм по выпуску ИС-2 привёл к тому, что машины 1945 года выпуска считались довольно надёжными и неприхотливыми при эксплуатации.



Усиление защиты танка

Совместно с работами по увеличению надёжности велись изыскания по усилению бронезащиты ИС-2. Первый вариант, хоть и был лучшим по бронезащите среди всех советских танков, сравнительно легко поражался 88-мм танковыми и противотанковыми пушками вермахта. 75-мм длинноствольные орудия также представляли для него большую угрозу.

Проанализировав поражения, конструкторы ЧКЗ пришли к выводу, что усиление бронезащиты башни уже невозможно без кардинальной переделки всей конструкции, что было невозможно в жёстких условиях серийного производства. Установка 122-мм пушки утяжелила башню и нарушила её балансировку — центр масс не лежал на оси вращения башни, которая конструировалась и уравновешивалась под 85-мм орудие Д-5.

Дополнительное бронирование, помимо общего утяжеления машины, привело бы к невозможности ручного поворота башни при сколь-нибудь значительном крене машины и требовало гораздо более мощного электромотора для привода поворота. Поэтому башня была оставлена без изменений. Защиту бронекорпуса удалось значительно улучшить, заменив «ступенчатую» верхнюю лобовую деталь на её спрямлённую конфигурацию.

Бывали случаи, когда верхняя лобовая деталь не пробивалась в упор даже из мощнейшей 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Однако нижняя лобовая деталь по-прежнему осталась уязвимой. Толщина лобовой брони достигала 120 мм, бортовой — 90 мм, но лобовая бронедеталь у части танков была литой, а не катаной (последняя при равной толщине обеспечивает лучшую защиту от пробития).

Дальнейшие работы

Последующие работы по усилению защищённости тяжёлых танков велись одновременно двумя коллективами — инженерами ЧКЗ и опытного завода № 100. Интересно, что руководителем обоих КБ был Ж. Я. Котин. Каждый из коллективов продвигал свои проекты, но в серию в 1945 году под индексом ИС-3 пошёл объединённый вариант «Объект 703», который, по сути, был ИС-2 с кардинально переработанной бронезащитой с учётом опыта Великой Отечественной войны.



Конструкция


Компоновка

ИС-2 по своей сути являлся дальнейшим усовершенствованием танка ИС-1, который, в свою очередь, был глубокой модернизацией предыдущей модели тяжёлого танка КВ-1. По сравнению с ИС-1 более чем значительно было усилено вооружение, а на модификациях обр. 1944 г. со спрямлённым лобовым бронированием также была повышена защищённость от огня противника во фронтальном секторе. Как и все другие советские серийные тяжёлые и средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку.

Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель располагался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое совмещало среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.



Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным результатам.

Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и незначительно уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — из-за плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя и расположить часть топливных баков в боевом отделении. В итоге при поражении ИС-2 существовал значительный шанс воспламенения дизельного топлива и попадания его на танкистов. У немецких танков бензобаки размещались вне обитаемых мест машины (хотя в них тоже был ряд агрегатов с пожароопасными жидкостями).

Отсутствие люка механика-водителя не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящую машину (требовалось вылезать через башню после других членов экипажа) и погибал от пламени или удушья. К не столь значительным недостаткам можно отнести обусловленное компоновкой расположение башни в носовой части корпуса.

Вместе с длинной пушкой это затрудняло преодоление таких препятствий, как рвы и контрэскарпы. Некоторые из них можно было преодолевать только развернув башню пушкой назад, то есть в условиях боя с наличием таких препятствий ИС-2 терял огневую мощь. У всех немецких тяжёлых танков башня размещалась в центре бронекорпуса, и длинный вылет стволов пушек не столь сильно затруднял форсирование препятствий.




Броневой корпус и башня

ИС-2 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту.

Броневой корпус танка (кроме лобовой детали у части машин) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм.

Конструкция лобовой детали варьировала в зависимости от модификации машины:
-ИС-2 обр. 1943 г. имели литую лобовую деталь обтекаемой «ступенчатой» формы, в различных частях её толщина варьировала от 60 до 120 мм.
-ИС-2 обр. 1944 г. для повышения снарядостойкости лобовой брони оборудовался усовершенствованной «спрямлённой» конструкцией этой детали.

Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 обр. 1944 г. формировался двумя плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела форму суживающейся к верху танка трапеции и наклон к нормали 60 град.. Часть выпущенных ИС-2 обр. 1944 года снабжалась литой лобовой деталью, толщина брони которой достигала 120 мм; начиная со второй половины 1944 года по мере наличия катаной брони высокой твёрдости лобовую часть стали делать сварной из 90-мм бронеплит.

С остальными деталями лобовая часть соединялась сваркой. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм размещались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни.

Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка.

Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.



Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила расположить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста. Его функции были разделены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления.

Сам курсовой пулемёт размещался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии, из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования, от курсового пулемёта отказались совсем.

Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего.

Корпус был также оснащён днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и рядом люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.



К броневому корпусу приваривался ряд деталей — ограничители хода балансиров и кронштейны торсионной подвески, бонки для поддерживающих катков и грязеочистителей, стопор для монтажа натяжного механизма гусеницы.

Защищённость

В качестве оценки защищённости ИС-2 можно привести несколько эмоциональное суждение из монографии «Танки ИС», что танк ИС-2 был единственным крупносерийным танком антигитлеровской коалиции, чьё бронирование предоставляло некоторую защиту от знаменитых 88-мм пушек и длинноствольных 75-мм орудий, тогда как все остальные (кроме поздних модификаций британских «Черчиллей») «предоставляли своему экипажу не больше защиты, чем картонная коробка».

С точки зрения броневой защиты, 53 % от общей массы ИС-2 приходилось на бронирование корпуса и башни, тогда как у PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» этот показатель был 46,3 %, а у PzKpfw V «Пантера» — 38,5 %. Из немецких танков лучший показатель (54,7 %) имел только PzKpfw VI Ausf B «Тигр II», но это было достигнуто ценой значительного увеличения массы всей машины в целом со всеми вытекающими последствиями.

Лобовое бронирование ИС-2 неплохо противостояло немецким снарядам: верхняя деталь «ступенчатого носа» пробивалась калиберными бронебойными снарядами 88-мм пушки KwK 36 с 1000—1200 м, 75-мм пушки KwK 42 — с 800—900 м, 75-мм пушки Pak 40 — с 400 м. Но для 1944 года это уже считалось явно недостаточным, поэтому в результате интенсивной работы защиту лба корпуса ИС-2 удалось сильно улучшить. «Спрямлённую» верхнюю лобовую деталь 75-мм бронебойные и подкалиберные снаряды пробивали на ближних дистанциях; 88-мм (KwK 36 L/56) бронебойные для литого носа толщиной 120 мм — не пробивали в упор, для катаного толщиной 90 мм — пробивали с 450 м.

Достичь защищённости от орудия Pak 43 на средних и дальних дистанциях боя так и не удалось. Но всё же при этом следует учитывать, что для достижения такого результата литой нос должен быть хорошего качества, без рыхлостей и пустот, что бывало далеко не всегда. Нижняя часть лобовой детали пробивалась 75-мм снарядом с дистанции 785 м, маска пушки толщиной 100 мм также пробивалась немецкими 88-мм снарядами пушки KwK 36 с расстояния порядка 1000 м.



В 1945 году на полигоне в Кубинке были проведены специальные испытания обстрелом ИС-2 со спрямлённой верхней лобовой деталью из трофейной немецкой ранней модификации САУ Hornisse, вооружённой мощной 88-мм артсистемой «Panzerjаgerkanone» 8,8 cm Pak 43/1 L/71 с длиной ствола 71 калибр. Как и в случае 88-мм пушки KwK 36, верхняя лобовая деталь ИС-2 калиберным бронебойным снарядом ни разу не была пробита, но, как и следовало ожидать, дальность действительного поражения менее защищённых мест танка ощутимо возросла по сравнению с KwK 36.

Вооружение

Главным вооружением ИС-2 являлась пушка Д-25Т калибра 122 мм.

Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Однако в целом башня с орудием Д-25Т уравновешенной не являлась: её центр масс не размещался на геометрической оси вращения, что затрудняло её поворот при крене машины. Это негативное обстоятельство было следствием того факта, что башня создавалась и была уравновешена для 85-мм пушки Д-5Т, которая была первоначальным вариантом вооружения танков ИС.

Установка орудия Д-25Т с гораздо более длинным и массивным стволом нарушила расчётное распределение масс вокруг оси вращения башни. Пушка Д-25Т имела вертикальные углы наводки от ?3 до +20 град., при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел происходил при помощи электрического или ручного механического спуска.



Боекомплект орудия составлял 28 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды и метательные заряды к ним укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 122-мм орудия А-19 — родоначальника пушки Д-25Т, боекомплект ИС-2 был существенно менее разнообразен.

В его состав входили:
-остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (тротил) — 156 г).
-тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б массой 25 кг; создан в 1944 году, но в войсках в массовых количествах появился в самой завершающей фазе войны — весна 1945 года.
-осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг).

Все виды снарядов выстреливались на полном заряде Ж-471, который сообщал им начальную скорость 792—800 м/с.

На танке ИС-2 монтировались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2520 патронов в дисках. Эти пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка.

Начиная с января 1945 года на ИС-2 стали оборудовать крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т. Боекомплект ДШК составлял 250 патронов в лентах в коробке, крепящейся к пулемёту. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.



Огневая мощь

122-мм танковая пушка представляла собой модификацию корпусной пушки образца 1931/1937 г. А-19, получила индекс Д-25Т, являлась по сути самым крупнокалиберным серийным танковым орудием Второй мировой войны — её дульная энергия составляла 820 т·м, тогда как у 88-мм пушки KwK 43 немецкого тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf B «Тигр II» она равнялась 520 т·м. Пушки KwK 36 и KwK 42 тяжёлых танков PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» и PzKpfw V «Пантера» имели соответственно энергию 368 т·м и 205 т·м.

Вместе с тем следует отметить, что качество изготовления бронебойных снарядов у немцев было существенно выше, а их ассортимент включал подкалиберный и кумулятивный варианты, тогда как до 1945 года для Д-25Т производился единственный бронебойный калиберный остроголовый снаряд БР-471. По возможности вести борьбу с тяжелой бронетехникой она уступала немецким танковым пушкам и в основном использовалась как штурмовое орудие.



Практические результаты стрельб из пушек Д-25Т и А-19 на полигоне по немецким трофейным танкам тупоголовым снарядом БР-471Б с дальности 1400 м показали следующие результаты (в отношении некоторых из них существуют сомнения — вследствие путаницы в документах ЧКЗ — какой танк и на какой дистанции обстреливался):

-Танк PzKpfw IV Ausf H был пробит навылет через лобовую и кормовую бронеплиты.

-Танк PzKpfw V «Пантера» при попадании в верхнюю лобовую деталь бронекорпуса получил пробоину 150х230 мм с трещиной по сварному шву; при попадании в борт башни образовалась пробоина 130х130 мм, противоположный борт башни был также пробит и его сорвало по сварному шву. При попадании в лоб башни образовалась пробоина 180х240 мм, башня была сорвана с погона и смещена на 500 мм от оси вращения.

-Танк PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» при попадании 122-мм снаряда в уже имевшуюся пробоину от 85-мм снаряда в лобовой бронеплите остался без 82-мм кормовой бронеплиты, вырванной по сварным швам, снаряд прошёл насквозь через всё внутреннее оборудование танка. При попадании в крышу башни (толщина 40 мм, угол наклона 80 град. к нормали) осталась вмятина с трещиной от срикошетировавшего снаряда; при попадании в лоб башни появилась пробоина 580х130 мм, сама башня была сорвана с погона и смещена на 540 мм от оси вращения.

-САУ JagdPz «Фердинанд» в лоб не пробивалась — 122-мм снаряд пробил первую лобовую 100-мм бронеплиту с образованием пробоины 120х150 мм, но отразился от второй, при попадании в рубку в бронеплите осталась вмятина глубиной 100 мм.

Удовлетворительные результаты бронепробиваемости достигались только за счет большой массы снаряда, что в результате сказалось на чрезвычайно низкую скорострельность орудия и сократило боекомплект танка в сравнении с вооружённым 85-мм орудием «ИС-2» более чем в два раза, до 28 снарядов. В начале ноября 1944 года на полигоне в Кубинке был обстрелян трофейный тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf B «Тигр II». 122-мм остроголовый снаряд пробивал верхнюю лобовую деталь (по стыкам бронеплит) с 600 м, собственная 88-мм пушка «Тигра II» KwK 43 справилась с этой бронепреградой с 400 м, а 75-мм пушка «Пантеры» пробила лоб «Тигра II» со 100 м.



Большая мощность фугасного 122-мм позволяла добиваться положительных результатов при стрельбе по вражеским бронецелям. Стоит отметить, что разрушительное действие фугасного снаряда усиливается при его попадании под углом по сравнению с поражением по нормали. Так, осколочно-фугасная граната ОФ-471 при установке на фугасное действие при стрельбах в Кубинке по «Тигру II» при попадании выводила из строя элементы трансмиссии последнего и разрывала сварные швы лобовой части.

По чисто фугасному действию 122-мм 25-кг с 3 кг аммотола снаряд в 3 раза превосходил однотипный немецкий 88-мм осколочно-фугасный снаряд массой 9,5 кг с 1 кг аммотола (зависимость массы снаряда от калибра кубическая, ибо у снаряда три измерения, то есть частное от калибров надо возвести в третью степень: 122 мм/88 мм = 1,386; 1,386? = 2,66 раза больше).

Самым большим и неустранимым недостатком орудия Д-25Т была низкая скорострельность в сравнении с 75-мм и 88-мм пушками немецких танков, которые могли противостоять ИС-2. Такая скорострельность была обусловлена большой массой снаряда и весьма непростыми условиями работы единственного заряжающего.

Последовательность операций с поршневым затвором при этом была такова: открывание затвора, опускание лотка, укладка 25-кг снаряда в лоток, досылка «со звоном» его в камору досыльником, подготовка гильзы, вложение её в патронник, закрывание затвора. При этом следует учесть тот факт, что заряжающий большинство этих операций производил левой рукой.

Клиновый затвор только облегчил работу заряжающего и слегка поднял скорострельность, которая в самых лучших условиях не превышала 3 выстрела в минуту. В реальности эта цифра была гораздо ниже (что справедливо не только к ИС-2, а вообще ко всем танкам в целом), при тестах в Кубинке при движении со скоростью 12 км/ч боевая скорострельность составила 1,35 выстрела в минуту.

Существует мнение, что низкая скорострельность была связана с раздельным заряжанием орудия Д-25Т, однако результаты испытания на полигоне 122-мм орудия Д-25-44 с применением унитарного снаряда это не подтверждают.



Кучность боя 122-мм пушки Д-25Т как минимум не уступала зарубежным орудиям — среднее отклонение 122-мм бронебойного снаряда от точки прицеливания при стрельбе с места на дистанции 1 км составило 170 мм по вертикали и 270 мм по горизонтали. Советские тесты 88-мм пушки KwK 43 при тех же условиях дали отклонение 200 мм по вертикали и 180 мм по горизонтали. Неплохие результаты демонстрировал ИС-2 при стрельбе с ходу. При испытаниях в Кубинке на дистанции 700 м ИС-2 попал четыре раза из пяти по танку «Пантера» и два из трёх по танку PzKpfw III.

Скорость поворота башни ИС-2 составляла 13—16 град. в секунду, то есть на полный оборот башни требовалось 22—28 с. Электропривод позволял поворачивать башню при заглушённом двигателе и крене машины до 15 град.. Ручной привод позволял поворачивать башню при крене 8,3 град. с усилием в 16 кгс. Для сравнения: немецкие тяжёлые танки были оснащены гидравлическим либо ручным приводом башни.

Скорость поворота башни гидроприводом зависела от числа оборотов двигателя (то есть при неработающем двигателе гидропривод был бесполезен), находясь в диапазоне от 5 до 19 град. в секунду.

Отчёты по исследованиям немецких тяжёлых танков в Кубинке утверждают, что гидропривод сложен и громоздок, а управление им неудобно.

Также можно сказать, что мощное вооружение ИС-2 косвенно увеличивало его защищённость, вынуждая танки и САУ противника открывать по ИС-2 огонь с более дальних дистанций по сравнению с боем с любым иным советским танком.



Выдержка из «Отчёта Управления самоходной артиллерии КА о работе в период Великой Отечественной войны» свидетельствует:
"…установка 122-мм пушек на танки ИС вернула нашим танкам утраченное на время превосходство над противником в артиллерийском вооружении тяжёлых танков. По мощности своего выстрела 122-мм пушка Д-25 оставила далеко позади 88-мм пушки немецких танков.

Боевые действия танков ИС показали, что 122-мм пушки являются наиболее действенным средством борьбы против тяжёлых и средних танков противника, обеспечив пробитие их брони с дистанции 2500 м…"

Выдержка из «Отчёта о боевых действиях 71-го ОГвТТП с 14.07.44 по 31.08.44 г.»:
"…Огневое вооружение танков ИС-122 является самым мощным из всех существующих типов танков. 122-мм снаряд обладает большой пробивной способностью, что определяет качество этих танков как лучшее средство в борьбе с тяжёлыми танками противника…"



Двигатель

ИС-2 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины.

Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2-ИС снабжался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха применялся фильтр типа «Мультициклон».

Также в моторно-трансмиссионном отделении монтировались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть применены для подогрева боевого отделения машины. ИС-2 имел три топливных бака, два из которых размещались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном.

Танк также оборудовался четырьмя наружными дополнительными топливными баками ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.



Трансмиссия

Танк ИС-2 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:
-многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад; вторую заднюю передачу можно получить только теоретически, в реальной машине она отсутствует);
-два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
-два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические. По сравнению с предыдущей моделью тяжёлого танка КВ-85, новым элементом трансмиссии являлись планетарные механизмы поворота. Применение этого узла позволило поднять общую надёжность трансмиссии в целом, которая как раз была самым существенным недостатком ходовой части танков серии КВ и машин на его базе.

Ходовая часть

Подвеска у ИС-2 индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (550 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам.

Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту; эти катки были взяты от конструкции танка КВ-85. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.



Подвижность

Тяжёлый танк ИС-2 по своей подвижности расценивался представителями РККА вполне удовлетворительно, хотя при 520-сильном дизельном двигателе и массе в 46 т его удельная энерговооружённость была самой низкой среди советских крупносерийных средних и тяжёлых танков.

Удельное давление на грунт составляло около 0,8 кг/кв.см., что намного превосходило показатели немецких тяжёлых и средних танков.

Максимальная скорость не превышала 35 км/ч, но для тяжёлого танка прорыва эта характеристика не являлась определяющей, поскольку главным тактическим применением был бой в одном строю с пехотой, а для развития прорыва предназначались более подвижные Т-34 и «Шерманы».

В случае слабого или отсутствующего сопротивления противника ИС-2 могли ограниченно применяться для углубления прорыва, но его характеристики по подвижности не благоприятствовали такому использованию.



В сравнении с немецкими тяжёлыми танками (по советской классификации) ИС-2 занимает промежуточное положение между «Пантерой» и «Тиграми» обеих модификаций. «Пантера» с её 700-сильным двигателем Maybach HL 230 имеет лучшую удельную энерговооружённость, максимальную и среднюю скорости.

Однако при этом следует учитывать, что «Пантера» не была танком прорыва и предназначалась для решения других боевых задач, где скорость и оперативно-тактическая подвижность были в числе определяющих параметров. 55-тонный «Тигр I» имел сравнимую с ИС-2 удельную мощность, а 68-тонный «Тигр II» проигрывал ИС-2 по этому параметру.

Также следует отметить, что все три типа немецких танков отличались от ИС-2 более высоким удельным давлением на грунт, что накладывало определённый отпечаток на их тактическое применение. В частности, в целях сбережения дорогостоящей и трудноремонтируемой материальной части немецких тяжёлых танковых батальонов, они редко эксплуатировались вне дорог (перегружались двигатель и трансмиссия, повышался шанс застревания танка), тогда как ИС-2 был более приспособлен к бездорожью.

Следует также отметить, что на территории Германии и Западной Европы с развитой дорожной сетью этот недостаток немецких машин был практически незначим. С другой стороны, «утюжить» окопы в условиях «лунной поверхности» переднего края для «Тигров» было чревато выходом из строя трансмиссии, тогда как ИС-2 вполне был пригоден для такой цели.



Электрооборудование

Электропроводка в танке ИС-2 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч.

Потребители электроэнергии включали:
-электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-электроспуск пушки и пулемётов;
-средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.



Технические характеристики

Масса в снаряженном состоянии: 46 т.
Длина корпуса, мм 6770
Длина с пушкой вперёд, мм 9830
Ширина корпуса, мм 3070
Высота, мм 2630
Клиренс, мм 420
Тип брони катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Двигатель: В-ИС, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя: 520 л.с.
Количество передач: 4 вперед, 1 назад
Скорость по шоссе: 37 км/ч.
Скорость по пересечённой местности: 10—15 км/ч.
Запас хода по шоссе, км 240
Запас хода по пересечённой местности, км 160
Удельная мощность, л. с./т 11,3
Тип подвески торсионная индивидуальная
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3
Экипаж, чел. 4
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 09.05.2020, 16:10 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
ezup
ezup вне форума

Как создавался и совершенствовался ИС-2




Опытный тяжелый танк "237" / ИС-1. На его основе позже создадут ИС-2. Фото Wikimedia Commons

На всем протяжении Великой Отечественной войны важнейшим компонентом бронетанковых войск РККА являлись тяжелые танки разных типов. Наиболее удачным и совершенным образцом этого класса следует признать ИС-2, принятый на вооружение 31 октября 1943 г. В нем сочетались удачные наработки прошлых проектов и эффективные перспективные решения, позволившие получить весьма высокие тактико-технические характеристики и боевые качества. Все положительные особенности танка неоднократно были подтверждены как на полигонах, так и в боях.

Последовательное развитие


Разработка советских тяжелых танков в годы войны осуществлялась путем постепенного совершенствования и изменения существующих конструкций. Был создан целый ряд танков, часть которых выпускалась серийно и использовалась в войсками. Наиболее интересные процессы в этой области, результатом которых стал будущий ИС-2, имели место в 1942-43 гг.

Зимой-весной 1943 г. прошли испытания трофейного немецкого танка Pz.Kpfw. VI Tiger, показавшие его высокие характеристики. Выяснилось, что существующие тяжелые танки РККА не всегда могут бороться с таким противником. Для решения таких задач требовались новые машины с усиленным бронированием и вооружением.

Разработка подобного танка была поручена СКБ-2 Челябинского Кировского завода и опытному заводу №100. Итогом этих работ стало появление танка ИС-1, принятого на вооружение уже в августе 1943 г. Впрочем, эта машина не производилась массово – с октября 1943 г. по январь 1944-го выпустили чуть более сотни танков.


Схема ИС-2 обр. 1943 г. Графика Tanks-encyclopedia.com

С начала 1943 г. танкостроители и оружейники изучали вопрос повышения калибра танковых пушек. Была определена принципиальная возможность оснащения перспективного тяжелого танка нарезным орудием калибра 122 мм по типу существующего А-19, и вскоре Завод №9 начал разработку новой танковой пушки на основе его баллистики. В дальнейшем такое орудие получило индекс Д-25Т.

Параллельно шла проработка вопросов установки новой пушки на тяжелый танк. За основу для такой боевой машины взяли имеющееся шасси ИС-1, которое следовало оснастить обновленной башней. Новый проект челябинских конструкторов получил номер «240». В дальнейшем за ним закрепились индексы ИС-2 и ИС-122 – они указывали на «происхождение» проекта и на калибр орудия.

«Объект 240»


Первый вариант будущего ИС-2 сохранял основные черты предыдущей машины, хотя и имел существенные отличия. Так, корпус традиционной компоновки сохранил дифференцированное литое и катаное бронирование с соединением сваркой. Предлагалась усовершенствованная литая башня достаточного объема для установки нового крупного орудия. Силовая установка и ходовая часть принципиальных изменений не претерпевали.

Танк «240» в исходной версии получил литой блок носовой брони толщиной до 120 мм в верхней части. Наиболее крупная средняя часть лба имела толщину 60 мм и располагалась под наклоном 72°. Нижний элемент брони при толщине 100 мм наклонялся вперед на 30°. Изогнутый лоб литой башни имел толщину 100 мм. Бортовую проекцию защищали 90-мм катаные листы; верхние элементы корпуса и борта башни наклонялись внутрь.


Бронирование ИС-2. Вверху показаны параметры исходного проекта, внизу - после доработки 1944 г. Графика Wikimedia Commons

Основным вооружением ИС-2 стала 122-мм танковая пушка обр. 1943 г. или Д-25Т под выстрелы раздельно-гильзового заряжания. Орудийная установка обеспечивала вертикальное наведение от -3° до +20°, также имелся механизм для тонкой наводки в горизонтальной плоскости. Для Д-25Т предназначались снаряды трех типов – остроголовый бронебойный БР-471, тупоголовый бронебойный с баллистическим колпачком БР-471Б и осколочно-фугасный ОФ-471. Все снаряды использовались с полным зарядом Ж-471.

Предусматривалась установка целого набора пулеметов ДТ: спаренный, лобовой в корпусе и кормовой в башне. Позже внедрили турель для крупнокалиберного ДШК на башне. Новые танки получали ее на заводе, старые – прямо в частях.

Подвижность обеспечивалась 12-цилиндровым дизелем В-2-ИС мощностью 520 л.с. Конструкция силового агрегата в целом повторяла ИС-1, но использовались некоторые новые элементы, такие как планетарные механизмы поворота. Ходовая часть так же заимствовалась с некоторыми доработками и изменениями.

Сохранение силовой установки и ходовой части привело к некоторому сокращению подвижности в сравнении с предыдущими тяжелыми танками. ИС-2 потяжелел до 46 т., что снижало его удельную мощность и ходовые качества.

Ходовые испытания


В конце лета 1943 г. на заводе №100 началось строительство опытного танка «240». Машину не делали с нуля, ее выполнили на основе одного из прототипов «Объекта 237» / ИС-1. В минимальные сроки изготовили и установили все новые агрегаты, за исключением орудийной установки. Д-25Т и другие детали пришлось ждать до конца сентября.


Боеприпасы пушки Д-25Т. Гильзы с зарядом Ж/ЖН-471, осколочно-фугасная граната ОФ-471, а также бронебойные снаряды БР-471 и БР-471Б. Графика Wikimedia Commons

В середине месяца Завод №9 изготовил опытную пушку и затем около недели потратил на ее испытания. Пушка показала себя с лучшей стороны, но отдельные детали нуждались в доработке. Основные претензии вызывал недостаточно прочный дульный тормоз. Через несколько дней опытную Д-25Т отправили в Челябинск, и 30 сентября она встала на носителе. После этого танк «240», незначительно отличающийся от проектного облика, был готов к полноценным заводским испытаниям.

Испытания начались с аварии и едва не привели к трагедии. Танк своим ходом добрался до стрельбища и выполнил несколько выстрелов. При очередном выстреле уже поврежденный дульный тормоз разорвало, его обломки едва не убили несколько человек. Огневые испытания пришлось временно прекратить – до получения нового дульного тормоза.

1-4 октября 1943 г. опытный «Объект 240» вместе с танком «237» проходил испытания пробегом по трассе длиной 345 км. Средняя скорость на маршруте превышала 18 км/ч. В отличие от «Объекта 237», «240» обошелся без серьезных проблем и неполадок. При этом ему дважды пришлось работать буксиром и вытаскивать «засевшего» собрата.

6 октября состоялись новые ходовые испытания на маршруте более 110 км, преимущественно на пересеченной местности. Несмотря на некоторые проблемы, будущий ИС-2 справился с задачей и показал достаточно высокие характеристики. Испытания продолжились, и до конца месяца опытная машина прошла более 1200 км.

Огневая мощь


В середине октября Завод №9 завершил доработку орудия Д-25Т и провел новые испытания. Усовершенствованный дульный тормоз вновь не показал достаточный ресурс, высказывались претензии к другим агрегатам. Однако пушка прошла испытания и была допущена к дальнейшим работам – после исправления недочетов.


ИС-2 ранних серий на фронте. Фото Wikimedia Commons

Доработанная пушка Д-25Т была установлена на опытном «240», после чего начался новый этап испытаний. Наиболее интересные с практической точки зрения результаты были получены в декабре 1943 г., когда «Объект 240» вел огонь по трофейным образцам немецкой бронетехники. Танк наглядно показал свою огневую мощь.

По «табличным» данным, на дальности 500 м при угле встречи 90° остроголовый снаряд БР-471 должен был пробивать 155 мм гомогенной брони; на 1 км – 143 мм, на 2 км – 116 мм. Для тупоголового снаряда БР-471Б пробиваемость достигала 152, 142 и 122 мм соответственно.

При использовании двух бронебойных снарядов 471-й серии, танк «240» уверенно поражал лобовую проекцию «Тигра» на дистанциях до 1500-2000 м. 80-мм лобовой лист (наклон 57°) среднего танка Pz.Kpfw.V Panther пробивался с 1500 м. На расстояниях до 1 км Д-25Т могла поразить 200-мм броню самоходки Panzerjäger Tiger (P) «Фердинанд».

Начало серии


Таким образом, будущий ИС-2 отличался выдающейся огневой мощью и мог эффективно бороться с любыми современными и перспективными бронемашинами противника. При этом он был защищен от огня противника в широком диапазоне дальностей и показывал неплохую для своего класса подвижность.


ИС-2 со спрямленным носом в музее. Фото Wikimedia Commons

Уже по результатам первых этапов испытаний, 31 октября 1943 г. танк «240» приняли на вооружение РККА под обозначением ИС-2. К этому времени ЧКЗ начал подготовку к серийному производству, и уже в декабре выпустил первые 35 машин. К концу весны 1944 г. темпы производства удалось увеличить в несколько раз. Начиная с июня, ежемесячно Челябинск отгружал не менее 200-220 танков.

Новая броня


В феврале 1944 г. стартовали работы по модернизации ИС-2 путем совершенствования защиты. Лобовая броня, заимствованная у ИС-1, в ряде ситуаций не справлялась с немецкими снарядами, и ее следовало усилить. К работам вновь привлекли СКБ-2 ЧКЗ и Завод №100. Последний начал изучать варианты глубокой модернизации техники, тогда как ЧКЗ ограничился только переработкой носа корпуса – это позволяло быстрее внедрить усиленную броню в серийное производство.

По итогам недолгих поисков выбрали новую конструкцию со спрямленной верхней лобовой деталью толщиной 100 мм при наклоне 60°, лишенной характерной «коробки» с люком и смотровыми приборами водителя. Нижний элемент имел ту же толщину, но иной угол. Рассматривалась возможность изготовления лба сваркой из катаных деталей или литьем в виде единого агрегата.

В ходе испытаний было показано, что верх сварного лба выдерживает выстрел из 75-мм пушки KwK 42 с любых дистанций, но нижняя деталь пробивается, а также наблюдалось растрескивание сварных швов. Литой лоб выдерживал даже 88-мм снаряды. Для поражения улучшенного ИС-2 в лоб немецкому танку пришлось бы подходить на дистанцию гарантированного пробития пушкой Д-25Т.


ИС-2 на улицах Берлина, весна 1945 г. Фото Armor.kiev.ua

В июне 1944 г. предприятия-изготовители начали подготовку к серийному выпуску ИС-2 с новой лобовой броней. Со временем удалось решить все производственные вопросы, и танк со спрямленной броней вытеснил в производстве предшественника.

Темпы производства


ЧКЗ изготовил первые серийные ИС-2 в конце 1943 г. Производство продолжалось и набирало обороты, пока не вышло на уровень до 250 танков в месяц – такие показатели удалось поддерживать с августа 1944 г. по март 1945-го. В дальнейшем план стали сокращать, и в июне Челябинск выпустил последние пять танков. Таким образом, за 1943 г. ЧКЗ дал армии 35 танков ИС-2, в 1944 г. – 2210, а в 1945-м – 1140. Итого, почти 3400 единиц.

После окончательного снятия блокады было принято решение о развертывании выпуска ИС-2 на Ленинградском Кировском заводе с привлечением ряда других местных предприятий. В частности, броню должен был делать Ижорский завод, уже участвовавший в выпуске тяжелых танков. Первые машины планировалось получить в октябре 1944 г.

Восстановление Ленинграда в целом и ЛКЗ в частности оказалось крайне сложным, и планы по выпуску ИС-2 пришлось несколько раз пересматривать. Сборка техники началась осенью, а первую партию из пяти танков удалось завершить только в марте 1945 г., но ее приемка затянулась. Вторая партия отправилась в РККА в мае, а первую приняли только в июне. На этом производство ИС-2 на ЛКЗ прекратилось.

Боевые победы


С начала 1944 г. танки ИС-2 поступали в части РККА. Основными их эксплуатантами становились отдельные гвардейские тяжелые танковые полки прорыва (огвттп). Основной задачей таких частей и их тяжелой бронетехники являлось усиление соединений армии с целью прорыва обороны противника на ответственных участках. Тяжелые танки ИС-2 были распределены между 25 полками прорыва.


ИС-2 в центре германской столицы. Фото Armor.kiev.ua

Также ИС-2 поставлялись подразделениям из состава гвардейских танковых бригад, где должны были служить вместе со средними танками Т-34. В этом случае задачей ИС-2 было следование за Т-34 и поражение техники противника с больших дистанций.

Вне зависимости от принадлежности и роли на поле боя, танки ИС-2 с мощным бронированием и вооружением оказывались удобным и эффективным средством борьбы с противником. Они могли поражать все основные бронемашины Вермахта на значительных дистанциях, в т.ч. с безопасного расстояния, что давало известные преимущества тактического характера. Количество уничтоженных танков и САУ противника – и последствия этого в контексте дальнейшего ведения боев – трудно переоценить.

Враг достаточно быстро оценил новую советскую технику и увидел в ней серьезную угрозу. Даже появление ИС-2 на поле боя могло предопределить исход боя. С середины 1944 г. в отчетах танкистов РККА встречаются упоминания о попытках противника уйти от столкновения с советскими тяжелыми танками.

Создание новых образцов техники в целом не оказало решающего значения на ход боев. Так, хорошо известен эпизод Львовско-Сандомирской операции августа 1944 г., когда 71-й огвттп столкнулся с новейшими машинами Pz.Kpfw. VI Ausf. B Tiger II 501-го тяжелого танкового батальона. По итогам боя немцам пришлось списывать шесть «Тигров-2»; РККА потерь не понесла. Один из танков-участников этого сражения сейчас является экспонатом музея в Кубинке.

Впрочем, ИС-2 не были принципиально непобедимыми. Так, за 1944 г. в безвозвратные потери записали более 430 танков. Впоследствии их число увеличилось. Сотни танкистов были ранены или убиты.


Танки ИС-2, переданные дружественному Китаю, 1959 г. Фото Wikimedia Commons

Поражение танка в верхний лобовой лист оказывалось фактически невозможным; при этом известны случаи пробития нижней детали с разными последствиями. Германские артиллеристы и танкисты при возможности старались бить в борт, при возможности с малой дистанции. Так, на расстояниях до 900-1000 м бортовая броня не всегда могла защитить от 88-мм снарядов танка «Тигр» или от более мощного оружия.

После 1945-го


Тяжелые танки ИС-2 достаточно быстро стали важнейшей составляющей бронетанковых войск РККА, способной эффективно решать особые задачи. Они отвечали за прорыв обороны и поддержку наступающих войск, работали в составе штурмовых групп в городах и т.д. Во всех случаях мощное бронирование и 122-мм пушка являлись самыми серьезными доводами против любых аргументов врага.

ИС-2 активно использовались во всех операциях РККА в 1944-45 гг. Последние выстрелы пушек Д-25Т по реальным германским целям были сделаны уже в Берлине, в т.ч. по гарнизону Рейхстага. Вскоре некоторое количество танков отправили на Восток для участия в войне против Японии.

В послевоенный период ИС-2 оставались на вооружении, передавались дружественным странам и проходили модернизацию. При этом осуществлялась модернизация парка тяжелых танков за счет списания устаревшей и выработавшей ресурс техники и поставок новейших машин – ИС-3 и Т-10. Часть танков передали дружественным зарубежным государствам.

В 1957 г. стартовала очередная программа модернизации, итогом которой стал танк ИС-2М. Замена части агрегатов и установка нового оборудования позволяла продолжать эксплуатацию. Мелкие нововведения осуществлялись и позже, вплоть до конца шестидесятых годов.


Некоторые ИС-2М еще на ходу, 2016 г. Фото Vitalykuzmin.net

Впрочем, количество танков ИС-2М в частях постепенно сокращалось – по мере поступления совершенно новых машин их переводили в учебные, отправляли на хранение или утилизировали. Позже начался отказ от тяжелых танков как класса, и им на смену пошли современные ОБТ. Однако официальный приказ о снятии ИС-2 с вооружения издали только в 1997 г. До этого времени дожили только танки-памятники и отдельные «тактические объекты» на полигонах.

Лучший в своем классе


Тяжелый танк ИС-2 стал результатом многолетнего развития важнейшего направления в сфере бронетанковой техники и объединил в себе лучшие наработки советских инженеров. Его появление в частях РККА самым положительным образом сказалось на их боеспособности, дав новые тактические и стратегические возможности.

Несмотря на относительно небольшое количество, танки ИС-2 и их экипажи самым активным образом участвовали во всех основных операциях и внесли заметный вклад в общую победу. Заслуги танкистов, решавших особые задачи, были отмечены тысячами государственных наград, в т.ч. самых высоких. После войны модернизированные бронемашины и танкисты продолжили службу и в течение многих лет поддерживали товарищей на более новой и совершенной технике.

С учетом такой истории службы, особенностей боевого применения и конструкции, ИС-2 с полным правом может считаться лучшим отечественным тяжелым танком времен Великой Отечественной, а также одной из важнейших вех в истории нашего танкостроения.


Автор:
Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Рассказы об оружии. СУ-100 снаружи и внутри ezup Бронетехника СССР 1 12.10.2019 23:54
Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри ezup Бронетехника СССР 0 22.06.2018 11:37
Рассказы об оружии. Танк ИС-3 снаружи и внутри ezup Бронетехника СССР 0 14.06.2018 01:41
Рассказы об оружии. ИСУ-152 снаружи и внутри ezup Бронетехника СССР 0 09.06.2018 15:44
Рассказы об оружии. Танк Т-34-85 снаружи и внутри ezup Бронетехника СССР 0 04.06.2018 16:43