RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Экспериментальные > Россия » Проект авиационного ракетного комплекса «МАРК» (СССР)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 27.05.2019, 00:06 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект авиационного ракетного комплекса «МАРК» (СССР)
ezup
ezup вне форума



В начале 1970-х годов КБ машиностроения совместно с КБ О.К. Антонова предложили для создания авиационно-ракетных комплексов стратегического назначения использовать морские баллистические ракеты межконтинентальной дальности Р-29 и Р-29Р и военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности Ан-22 и Ан-124. Активное участие в подготовке предложений по новому виду мобильного стратегического ракетного комплекса принимал головной институт ракетно-космической отрасли ЦНИИ машиностроения. Применение баллистических ракет межконтинентальной дальности обеспечивало возможность обстрела целей на Северо-Американском континенте без выхода самолетов-носителей из воздушного пространства страны, прикрываемого системой ПВО.

При этом в отличие от комплексов Дальней авиации ВВС с крылатыми ракетами, не обладающими межконтинентальной дальностью полета, полностью исключались потери самолетов-носителей от мощной эшелонированной системы ПВО Северо-Американского континента. В июне 1972 г. были начаты научно-исследовательские работы по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу с баллистическими ракетами (НИР «МАРК»). В состав ракетного комплекса входили:
- БРВЗ, создаваемая на основе БРПЛ;
- самолет типа Ан-22;
- системы и средства морского ракетного комплекса, необходимые для размещения ракет на самолете, наземного обслуживания ракет, сопряжения систем ракеты и самолета, подготовки и применения (пуска) ракет;
- аэродромные системы и средства, необходимые для организации боевого дежурства самолетов.


В ходе НИР были определены пути сопряжения и совместимости морской ракетной и авиационной техники, схема прохождения ракеты от завода-изготовителя до аэродрома, а также выработаны предложения по вариантам боевого дежурства и применения авиационного ракетного комплекса. В том числе, прорабатывалось сопряжение пилотажно-навигационного комплекса самолета с системами ракеты и ракетного комплекса, а также использование системы астрокоррекции ракеты. Одним из важнейших результатов НИР стало обоснование технической реализуемости старта баллистической ракеты с самолета Ан-22 путем её парашютного десантирования вместе с элементами пусковой установки при их суммарной массе до 37 т. Это позволяло использовать самолет Ан-22 для размещения и воздушного старта межконтинентальных баллистических ракет без переделки силовой конструкции его фюзеляжа.

Были проработаны три режима боевого дежурства авиационного ракетного комплекса:
- режим повседневного боевого дежурства (самолет на штатной стоянке, экипаж в зданиях аэродрома);
- режим повышенной боевой готовности (самолет на стоянке вблизи взлетно-посадочной полосы с прогретыми аэродромными средствами двигателями, экипаж в самолете), при этом для выхода из-под упреждающего удара предусматривается использование сигналов от штатной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН);
- режим полной боевой готовности (патрулирование в воздухе над арктическими и малонаселенными районами вне зон обнаружения средствами ПВО противника с дозаправкой топливом в полете от самолетов-заправщиков).


В результате выполненных работ была обоснована техническая возможность создания авиационного ракетного комплекса на базе морских баллистических ракет Р-29, а также самолетов Ан-22 и Ан-124. Ракета Р-29 была принята на вооружение ВМФ в 1974 г., имела межконтинентальную дальность, стартовую массу 33,3 т и оснащалась моноблочной боевой частью. В этот период уже разрабатывалась новая, более совершенная ракета межконтинентальной дальности Р-29Р. Она имела массу 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя боевыми блоками индивидуального наведения. В связи с этим более эффективным являлся вариант вооружения самолетов Ан-22 и Ан-124 ракетой Р-29Р.

В октябре 1974 г. на совещании в Комиссии по военно-промышленным вопросам были рассмотрены результаты работ КБ машиностроения (В.П. Макеев) и Киевского механического завода (О.К. Антонов) по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу, а также конкурирующие предложения КБ «Южное» (В.Ф. Уткин) и ММЗ «Опыт» (А.А. Туполев). Комиссия по военно-промышленным вопросам рекомендовала подготовить технические предложения (аванпроекты). В марте 1975 г. КБ машиностроения выпустило дополнение к НИР, в котором подтверждалась возможность размещения на самолете Ан-22 одной ракеты Р-29Р с аппаратурой морского комплекса Д-9Р. Самолет Ан-124 мог быть вооружен двумя ракетами Р-29Р с аппаратурой комплекса Д-9Р. При разработке систем комплекса в авиационном исполнении число ракет Р-29Р, размещаемых на самолете Ан-124, увеличивалось до трех.

В июле 1975 г. было выдано тактико-техническое задание на разработку технических предложений по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу. В мае 1976 г. в технических предложениях были представлены основные решения по техническому облику комплекса и обоснована возможность проведения летных испытаний в 1982 г. Для отработки старта ракеты, уточнения требований базирования и взаимодействия систем самолета и ракеты предлагалось создать летающую лабораторию на базе самолета Ан-22. К этому времени США уже провели испытания по запуску МБР «Минитмен-1» с самолета аналогичного класса С-5А. В августе 1976 г. состояние работ по стратегическим авиационным ракетным комплексам рассматривалось в ЦК КПСС и в Генеральном штабе. Однако решение о начале опытно-конструкторских работ так и не было принято. Большинство участников высказалось за создание летающей лаборатории на базе самолета Ан-22. Однако и по этому вопросу решения о проведении работ не последовало.

В 1988 г. был выпущен эскизный проект по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу на основе новой баллистической ракеты Р-29РМ и военно-транспортного самолета Ан-124. Ракета Р-29РМ поступила на вооружение ВМФ в 1986 году и имела более высокие технические характеристики по сравнению с ракетами Р-29, Р-29Р и их модификациями, в том числе:
- увеличенное количество и мощность боевых блоков;
- увеличенную максимальную дальность стрельбы;
- повышенную точность стрельбы;
- расширенные возможности разведения боевых блоков на индивидуальные точки прицеливания в зоне произвольной формы.


Стартовая масса ракеты составляла 40,3 т. Ракета первоначально оснащалась десятью, а впоследствии четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения. Астрорадиоинерциальная система управления ракеты наряду с информацией о навигационных звездах использовала информацию от космической навигационной системы ГЛОНАСС. На модернизированном самолете Ан-124 могло размещаться до двух ракет Р-29РМ. Ракету предлагалось установить на специальной платформе в грузовой кабине. На заданной высоте в расчетной точке старта ракета должна была вытягиваться из самолета парашютной системой, стабилизироваться в вертикальной плоскости, а затем - запускаться двигательная установка.

Тактико-технические характеристики комплекса «МАРК» на базе самолета Ан-22 и ракет Р-29, Р-29Р
Самолет-носитель - модернизированный Ан-22 (на базе ВТС Ан-22)
Головной разработчик - Киевский механический завод
Баллистическая - модернизированный вариант БРПЛ


Ракета Р-29 / Р-29Р
Головной разработчик - КБ машиностроения
Стартовая масса, т 33,3 / 35,3
Максимальная дальность стрельбы, км - межконтин
Длина ракеты, м 13,0 / 14,2
Максимальный диаметр корпуса, м 1,8
Тип топлива - жидкое
Тип системы управления - астроинерциальная
Число маршевых ступеней 2 / 3
Тип боевого оснащения - монобл / РГЧ ИН с 3-мя боевыми блоками Число ракет на самолете 1


автор статьи: Кардашев М.А.
Стратегическое оружие будущего
 
Вверх
Ответить с цитированием