RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > История мировой авиации » Воздушная война. Ме-110: неудачник, так и не ставший чудо-оружием

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 16.08.2016, 22:06 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Воздушная война. Ме-110: неудачник, так и не ставший чудо-оружием
ezup
ezup на форуме




С чего начнем? Наверное, с того, что абсолютно не будем сравнивать Ме-110 с так называемыми штурмовиками Hs-123 и Hs-129. И тем более с Ю-87. Первый из списка штурмовиком мог считаться чисто условно, о втором мы поговорим чуть позже. "Штука" же, как ни крути, была пикирующим бомбардировщиком. Ме-110 штурмовиком не был, это вымыслы и домыслы.

А кем же был Ме-110? Запилили его в рамках создания небывалого до той поры класса "стратегических истребителей". Предназначенных для завоевания господства в воздухе, сопровождения дальних бомбардировщиков, работы в качестве истребителя-перехватчика, разведчика и истребителя-бомбардировщика.

Для 1935 года это была действительно неплохая машина. И 110-й неплохо себя показал в Испании и на Балканах. Но вот почему-то основное большинство авторов, в том числе и Михаил, расхваливая достоинства Ме-110, как бы это сказать... лукавят, что ли.

Начнем с ТТХ. Все любители немецкой авиации отталкиваются от ТТХ Ме-110 серии С, 1939 года выпуска. Нас здесь будут интересовать не все параметры, а только те, что реально влияли на боевые характеристики.

Итак, серия "С", 1939 год. То есть то, что участвовало в начальной стадии Второй мировой войны.

С самого начала создания самолета были проблемы с двигателями. На предсерийных машинах стояли Jumo 210B или Д (680 л.с.), которые смогли разогнать 110-й аж до 430 км/ч. Вооружение в связи с этим фактом было ослаблено до четырёх пулеметов MG-17.

В 1938 году удалось решить проблемы поставки двигателей DB 601 B-1(1100 л.с.). С новыми двигателями скорость Ме-110 увеличилась до приемлемых 537 км/ч при дальности примерно 1100 км, и позволило установить запланированный объем вооружения. То есть четыре 7,92-мм пулемета MG-17, две 20-мм пушки MG-FF или MG-151/20 и один подвижный 7,92-мм пулемет MG-81Z или MG-15.

И именно истребителей этой модификации было выпущено больше всего. 3028 штук. Да, какое-то число (а именно 218 штук Ме-110С-5 с бомбодержателями ЕСТ-250 и моторами ДВ-600N-1 мощностью 1200 л.с. и 89 Ме-100С-7 с бомбодержателями ЕСТ-500) было выпущено в качестве истребителей-бомбардировщиков.

Учитывая, что Ме-110 выпускался в восьми основных модификациях и 67 (!!!) вариантах, то говорить о каком-то более-менее массовом применении вообще не стоит.

Битва за Британию показала всю ущербность Ме-110 как истребителя сопровождения. Да, обладая дальностью полета в 1100 км, он был способен сопроводить бомбардировщики до Англии. Но защитить...

Обладая вроде бы неплохими скоростными характеристиками и мощным вооружением, Me-110 оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя. По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным истребителям противника. Слишком тяжелая машина и слишком слабые двигатели.

Высоту 5000 м самолет набирал примерно за 8,4 минуты, а полный вираж на высоте 1000 м выполнял за 30 секунд. Для сравнения: британский истребитель «Спитфайр» MkIII поднимался на высоту 6100 м за 6 минут 24 секунды, а на вираж тратил 18,8 секунды.

Карта Ме-110 была бита, и бита не только "Спитфайрами", но и "Харрикейнами". Дело дошло до того, что сам Геринг отдал указание использовать Ме-110 для нанесения точечных ударов там, где нет противодействия Королевских ВВС. А для охраны охранявших бомбардировщики Ме-110 пришлось выделять дополнительные Ме-109. Факт. И факт, что Люфтваффе потеряли 223 Ме-110 из 420 задействованных.

Итоги битвы за Британию и понимание того, что Ме-110 — не более чем хорошо вооруженный летающий гроб, заставили командование Люфтваффе перенацелить 110-е на ведение разведки, нанесение бомбовых ударов и работу в качестве ночных истребителей.

Да, как ночной истребитель-перехватчик ПВО Ме-110 состоялся. В носовой части имелось достаточно места для размещения аппаратуры инфракрасного пеленгатора (Ме-110D-1/U-1, 1940 г) или радиолокатора (Ме-110F-4a, 1943 г), а возросшее из-за торчащих во все стороны антенн аэродинамическое сопротивление в какой-то степени компенсировалось увеличением мощности устанавливаемых на самолете двигателей. DB-601F выдавал на форсаже 1350 л.с.

Вот только прироста к скорости увеличение мощности не принесло. Не стоит забывать, что увеличивался и взлетный вес самолета (тот же FuG-202 "Лихтенштейн" весил 700 кг, что сопоставимо с бомбовой нагрузкой).

В начале 1944 года в системе ПВО Рейха использовалось 320 Ме-110 разных модификаций, что составляло около 60% общего числа истребителей ПВО. На большее Ме-110 оказался не способен. Да и то, весьма отчасти.

Но пройдемся по тексту.

"Этот самолёт оказался очень универсальной машиной: свою карьеру он начал в небе Испании, Польши и Франции как тяжёлый дальний истребитель; потерпев фиаско в этом качестве в Битве за Англию, он был переквалифицирован в штурмовик, функции которого успешно выполнял в 1941-1942 годах в ходе Балканской и Североафриканской кампаний, а также в ходе нацистской агрессии против СССР. В 1943 году стало сказываться сильное превосходство ВВС стран антигитлеровской коалиции на всех ТВД, и часть Bf-110 была переведена в разряд дальних истребителей сопровождения, но главной их функцией стала роль ночных перехватчиков в ПВО Германии, где они очень успешно проявили себя до конца войны".

Перевод: пока в небе не появлялось хоть что-то, способное воткнуть Ме-110 в грунт, он был хорош. Как только появились истребители, для которых Ме-110 был легкой добычей, его срочно убрали с фронтов и переделали в ночной истребитель. Отдельный вопрос, кого там сопровождал Ме-110 вдаль в 1943 году, а тем более, позже. Но об "успешном проявлении в небе ночной Германии" лучше было бы поговорить с чудом уцелевшими жителями напрочь выбомбленных Киля, Гамбурга, Дрездена. Вот тогда истина бы восторжествовала.

"Обычно в советской и российской военной литературе «стодесятые» Мессершмидты считаются каким-то «летающим недоразумением», якобы лёгкой целью для советских пилотов и зенитчиков, и, в общем, об этом самолёте говорится достаточно пренебрежительно. Но реальный анализ даёт несколько иную картину: в первоначальный период Второй мировой машины этого типа были универсальными и достаточно эффективными, вполне справляясь с функциями истребителя-бомбардировщика и штурмовика, прекрасно в этом дополняя Ju-87 и Ju-88. Да, возможно, Bf-110 как истребитель был тяжеловат, но как штурмовик он был вполне «на уровне».

Для иллюстрации этого приведём малоизвестный факт — на вторую половину 1930-х Bf-110 имел наилучшую среди всех немецких самолётов бронезащиту экипажа. Кабина пилота и стрелка была защищена стальными пластинами толщиной 8-10 мм от обстрела снизу, спереди и сзади. Также блок прозрачной брони толщиной 60 мм закрывал пилота спереди. По большому счёту, своим бронированием Bf-110 напоминал бронекапсулу созданного позднее в СССР Ил-2; общий вес первоначально установленной на этом немецком самолёте брони составлял 177 кг, и потом на штурмовых модификациях только возрастал".


А он и был именно летающим недоразумением. И довольно легкой целью.

Какой истребитель из машины, к которой подвешены две полутонные бомбы? Ответ: никакой. Да, увидели советские истребители, бомбы шарахнули куда-нибудь, и... в бой? Нет, сваливать, пока не догнали. А учитывая скоростные данные, далеко не от всех можно было уйти. Точнее, в 42-43 годах почти ни от кого.

Какой, простите, бомбардировщик из Ме-110, если на нем не было автомата пикирования? По крайней мере, данных об этом я нигде не смог найти. На нем не было воздушных тормозов. И весил он не меньше, чем Ю-87, а даже чуть поболе. И если "Штука" вполне могла пикировать, бросать бомбы и благополучно выходить из пике, то простите, как это можно было осуществить на Ме-110, абсолютно к этому не пригодному?

Штурмовик. Ну да, отличное бронирование кабины. Автор даже сравнивает с Ил-2. Но на Иле действительно был бронекорпус, который прикрывал ВСЕ жизненно важные места. Маслорадиатор выступал на 15 сантиметров. Хотел бы я видеть, как Ме-110 будет штурмовать защищенные ПВО позиции в стиле Ил-2. Это было бы просто смешно.

"Вообще, сравнивать Bf-110 можно не только с советскими штурмовиками Ил-2, но даже с советскими пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Почему, сейчас станет ясно. Нормальная бомбовая нагрузка основного нашего пикирующего бомбардировщика Пе-2 составляла 600 кг, в перегрузочном варианте от 800 до 1200 кг бомб. Нормальная бомбовая нагрузка Ил-2 составляла 350-400 кг, с перегрузом 500-600 кг бомб (что сопоставимо с немецким лёгким пикировщиком Hs-123).

В то же время нормальной бомбовой нагрузкой Bf-110 (при которой он был способен вести наступательный бой как истребитель) было 500-600 кг, а в перегрузочном варианте он поднимал 1200 кг (2 бомбы по 500 кг и 4 по 50 кг), иногда 1600 кг (2 по 500 кг и 2 по 300 кг) и в исключительных случаях даже 2200 кг бомбового груза (2 по 1000 кг и 4 по 50 кг). При этом, отметим также, что, если максимальный калибр бомб, которые был способен взять Ил-2, был 250 кг, то "Уничтожители" были способны брать даже 1000 кг бомбы".


Вот не знаю даже, как это охарактеризовать. Не "хруст французской булки", а, наверное, "чавк немецким штруделем". Надо же, Ме-110 мог вести "наступательный бой как истребитель"... На кого, простите, он наступить мог? На По-2? Он без бомб как истребитель был полное дерьмо, и вы, Михаил, об этом написали сами. А уж с бомбами...

Простите, но если внимательно ознакомиться с воспоминаниями наших летчиков-истребителей, то даже про "Фокке-Вульфа" они писали, что если встречали "фоккеров" с бомбами, то первое, что те делали, избавлялись от бомб и валили подальше. А уж Ме-110... Откровенная чушь.

Здесь стоит заметить, что много кто писал о том, что ме-110 МОГ взять на подвеску от 1000 кг бомб. Правда, не значит, что брал. Но, ни один человек честно не сказал, на какой скорости 110-й мог тащить все это богатство. Не думаю, что больше 350-380 км/ч. И, как сказано выше, добро пожаловать в объятия истребителей.

"Итак, можно сделать вывод, что Люфтваффе в лице Bf-110 имело полноценный штурмовик (выпущенный в количестве 3000 машин), который по скорости превосходил Ил-2 и был примерно равен Пе-2; по бомбовой нагрузке кратно превосходил как Ил-2, так и даже Пе-2; по бронированию превосходил Пе-2 и был сопоставим с Ил-2; а по огневой мощи превосходил как Пе-2, так и Ил-2".

Замечательно! Вот только непонятно, почему идиоты из Люфтваффе засунули такой замечательный самолет в ночную ПВО и убрали с фронта. Надо было, по идее, наоборот, наращивать выпуск этой великолепной машины, и громить советские и англо-американские войска на всех фронтах. Однако, очевидно, что и Геринг, и Мильх прекрасно понимали ущербность этого гроба. Потому и убрали.

Выводы же откровенно странные. Если говорить о том, что Ме-110 штурмовик, то зачем его сравнивать с бомбардировщиком Пе-2? "Пешка" тащила столько, сколько тащила. И делала это всю войну. Чего о Ме-110 сказать нельзя. И по скорости ничуть не уступала, а в плане маневренности даже превосходила 110-й. И по оружию, кстати, тоже. Главное оружие бомбардировщика — бомбы. Остальное — отбиться от истребителей. И отбивались, опять же отправлю к воспоминаниям летчиков. Ведь уже с 1942 года на Пе-2 в качестве оборонительного оружия стояли УБТ, калибром 12,7 мм. Как и на Ил-2. А у Ме-110 все так же 7,92 мм "трещотка" MG-15 или MG-81.

Наступательное, да, у 110-го было что надо. Но к наступательному еще нужна и броня не только экипажа, но и баков, двигателей и остального. У Ил-2 это было, а вот у Ме-110 — нет. Потому вся Европа в курсе, что такое Ил-2, а вот о доблестных штурмовиках на Ме-110 я лично услышал впервые.

Насчет контейнеров с пушками. Не стану ничего комментировать, просто отправлю к воспоминаниям немецких летчиков, которые именовали такие самолеты "баржами". Автор как-то снова забыл о том, что подвес что одного, что двух контейнеров не сказывался положительно на аэродинамике и скорости самолета.

Не стану больше разбирать это не совсем правдивое и логичное восхваление далеко не самой хорошей машины Люфтваффе. Якобы, причинявшее огромный вред своей работой. Лично мне не понятно, зачем надо из откровенного неудачника путем циферных выводов делать чуть ли не чудо-оружие, если налицо совершенно другое. В 90-х годах еще понял бы, сегодня, увы, не могу.

В заключение мне хочется сказать только следующее: не Ме-110, а Ил-2 терроризировали передний край немецких войск. Не Ме-110, а Пе-2 бомбили все, до чего могли дотянуться. Не Ме-110 защитили немецкие города от налетов союзной авиации.

История показала совсем обратное.
Автор Роман Скоморохов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история авиации


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Воздушная война 14-го года ezup История мировой авиации 0 04.12.2019 00:16
Воздушная война в Йемене: ход операции и потери участников ezup Боевое применение современной авиации 0 02.09.2017 18:06
Як-23 - истребитель неудачник ezup История русской авиации 0 18.06.2016 23:57
Воздушная война в Нигерии 1967-70 ГГ. ezup Боевое применение современной авиации 0 08.06.2013 10:20
Охота за чудо-оружием Третьего рейха ezup История мирового оружия 0 15.10.2012 10:01