RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > История русской авиации » Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 16.08.2016, 22:00 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны
ezup
ezup вне форума



В годы Великой Отечественной войны особое внимание уделялось организации надежного и непрерывного взаимодействия штурмовой авиации (ША) с сухопутными войсками. Что вполне логично, так как летчики ША почти 80% самолетовылетов совершили с целью уничтожения и подавления объектов, находившихся на глубине до 10 км за линией фронта, т.е. действовали главным образом в одной зоне с наземными огневыми средствами. Чтобы сухопутные войска могли эффективно использовать результаты ударов штурмовиков, требовалось четко организовать их совместные действия. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с организацией и осуществлением тактического взаимодействия объединений (соединений) сухопутных войск и штурмовой авиации при прорыве тактической зоны неприятельской обороны, а также основные направления его совершенствования в ходе Отечественной войны.

В первом периоде взаимодействие организовывалось на основе взглядов, сложившихся в предвоенные годы. До мая 1942 года штурмовые авиационные полки были включены в состав общевойсковых армий и подчинялись их командующим. Казалось бы, имелись все возможности для обеспечения качественного тактического взаимодействия. Однако ряд объективных и субъективных причин помешали этому. Одной из них был тот факт, что командование и штабы не имели практического опыта организации взаимодействия. Положение усугублялось отсутствием надежной связи между штабами и четко обозначенной линии фронта, существенной удаленностью от переднего края пунктов управления (ПУ).

Согласно наставлению по полевой службе штабов Советской Армии 1939 года, организация взаимодействия являлась функцией общевойскового штаба. В своих решениях командующий армией в ходе операции ставил ежедневные задачи, как наземным войскам, так и авиации, а оперативный и авиационный отделы штаба согласовывали их выполнение по месту и времени. Командующий ВВС армии на основе поставленных задач принимал свое решение, и его штаб планировал боевые действия авиачастей и занимался организацией взаимодействия. Спланировать же боевые действия, учтя при этом все особенности обстановки, удавалось не всегда, так как подготовка к ним, как правило, велась в условиях явного дефицита времени. Поэтому взаимодействие организовывалось в общем виде и на короткий срок. Специальные планы не составлялись, а отдельные вопросы отражались в приказах, распоряжениях и иных документах.

Иногда штабы не могли обеспечить командиров перед принятием решения необходимыми данными и оперативно-тактическими расчетами. Из-за малой пропускной способности использовавшихся для связи телеграфа и проводных средств, информация от общевойскового командования поступала несвоевременно, а продолжительность прохождения команд из штаба ВВС армии до авиационных частей составляла до восьми, а порой и до десяти часов. Таким образом, с учетом времени подготовки самолетов-штурмовиков к боевому вылету, заявки командования сухопутных войск зачастую могли быть выполнены только следующим днем.



Немаловажным было и то, что пункты управления войск и авиации развертывались вдалеке от переднего края и друг от друга. К примеру, в январе 1942 года управление ВВС 6-й армии Юго-Западного фронта размещалось на аэродроме, расположенном в полусотне километров от ее штаба. В результате, даже при наличии связи по радио, необходимая информация и боевые задачи до авиации доводились с опозданием. Удаленность пунктов управления затрудняла также и личное общение командиров, из-за чего авиаторы плохо знали в деталях наземную обстановку. Поэтому, когда штурмовики работали по переднему краю вражеской обороны, возникала опасность нанесения ударов по позициям своих войск. Положение усугублялось ненадежным обозначением линии фронта нашими войсками, которое осуществлялось при помощи специальных полотнищ, выкладываемых в частях первого эшелона. Однако полотнища быстро приходили в негодность, либо терялись. Радиосвязь практически не применялась. В таких условиях штурмовики стремились действовать дальше от переднего края. В результате чего поддерживаемые войска не могли нужным образом использовать результаты ударов штурмовой авиации.

На качестве взаимодействия сказывались также трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. В связи с нехваткой на аэродромах необходимых материальных средств и боеприпасов боевая зарядка самолетов, участвовавших в поддержке войск, порой не соответствовала характеру поставленных задач и объектов действий. Были случаи, когда штурмовики вообще не имели возможности выполнять задания. Например, части 19-й смешанной авиадивизии ВВС Западного фронта с 21 октября по 2 ноября 1941 года не произвели ни одного самолетовылета, так как на аэродромах базирования отсутствовало горючее и боеприпасы.

Для устранения имевшихся недостатков и совершенствования тактического взаимодействия, требовалось резко сократить время прохождения заявок на применение штурмовиков, улучшить организацию обозначения линии фронта, опознавания и целеуказания. Поэтому в общевойсковые штабы стали направлять авиационных представителей - офицеров связи, на которых возложили следующие обязанности: контроль за обозначением переднего края и обеспечением войск требуемыми для этого средствами, сбор и передача авиационному командованию информации о текущей воздушной и наземной обстановке, информация общевойсковых командиров о состоянии своей авиации, руководство работой КПП. Общее руководство офицерами связи осуществлял представитель оперативного отдела управления ВВС армии, находившийся при ее штабе. Через него штурмовой авиации ставились задачи, к нему поступали сведения о результатах действий. Таким образом, удалось несколько улучшить контакт между общевойсковым и авиационным командованием и сократить продолжительность прохождения заявок на применение штурмовиков до двух - четырех часов.



Авиационные представители проводили в войсках занятия по изучению силуэтов советских и вражеских самолетов, обучали личный состав специальным командам подаче летчикам сигналов опознавания и целеуказания, при необходимости консультировали общевойсковых командиров по вопросам использования авиационных сил. В результате действия штурмовых авиационных частей стали носить более целенаправленный характер и активнее влиять на общий ход боя и операции.

Во втором периоде войны существенное влияние на дальнейшее совершенствование взаимодействия оказали: накопленный опыт, создание крупных штурмовых авиационных формирований (дивизий и корпусов), увеличение огневой мощи сухопутных войск, качественные изменения и количественный рост средств связи. Опыт боевых действий показал, что организацией взаимодействия должен заниматься лично командир. Это положение было закреплено в Наставлении по полевой службе штабов Советской Армии 1942 года.

При прорыве неприятельской тактической зоны обороны взаимодействие общевойсковых соединений со штурмовыми организовывали не только командующие армиями, но и командующие войсками фронтов. Более высокий, по сравнению с предыдущим этапом, уровень обусловливался изменениями в организационной структуре фронтовой авиации. С мая 1942 года ША была включена в состав воздушных армий (ВА) фронтов. Командующий ставил задачи войскам фронта и авиации, а также определял порядок взаимодействия. Его штаб готовил данные, требуемые для принятия решения, а затем разрабатывал необходимую документацию (планы взаимодействия и связи, таблицы сигналов взаимного опознавания, целеуказания и др.). Принятое решение являлось руководством для нижестоящих инстанций. Используя его, командиры штурмовых авиадивизий в своих решениях определяли соответствующие мероприятия. Их штабы детально согласовывали с командованием и штабами общевойсковых соединений порядок совместных действий.

Более совершенные формы тактическое взаимодействие сухопутных сил с соединениями (частями) ША приобрело в связи с введением в практику авиационного наступления, которое включало авиационную подготовку атаки и авиа поддержку войск. С середины 1943 года оно стало планироваться и выполняться на всю глубину проводимой наступательной операции. Взаимодействие при этом организовывало командование общевойсковых армий и штурмовых авиакорпусов (дивизий). К примеру, план взаимодействия армий Южного фронта с 8 ВА в Миусской операции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1943 года, разрабатывали их штабы совместно с представителями штурмовых авиадивизий. Это позволило детально спланировать авиа поддержку войск на глубину неприятельской тактической зоны обороны, распределить летный ресурс таким образом, чтобы поддержка осуществлялась непрерывно.

В зависимости от текущей обстановки, взаимодействие начали организовывать по вариантам с учетом вероятных действий немецких и своих войск, метеорологических условий. При согласовании различных вопросов представители штабов определяли: объекты поражения и составы ударных групп штурмовой авиации; время ударов и участки пролета линии фронта; порядок подавления неприятельских средств ПВО сухопутными войсками; порядок связи между самолетами и поддерживаемыми войсками на различных этапах боя; порядок подачи сигналов взаимного опознавания и целеуказания. Попутно уточнялись места развертывания пунктов управления, а также ориентировочное время и направления их перемещения.

Результаты планирования отражались на единой карте целей, в планах взаимодействия и плановых таблицах. На карту целей (как правило, масштаба 1:100000) наносилась единая для всех нумерация характерных ориентиров и важных объектов. В плановых таблицах раскрывались вопросы тактического взаимодействия между сухопутными армиями и штурмовыми авиационными соединениями по этапам операции, задачам наземных сил и другие положения. В планах взаимодействия с фронтовыми и армейскими подвижными группами определялся порядок вызова штурмовиков и выполнения специфических мероприятий, направленных на обеспечение их боевых действий (поиск и оборудование посадочных площадок и аэродромов, создание специальных запасов ГСМ и боеприпасов). План взаимодействия авиационных сил с артиллерией определял: последовательность нанесения ударов по одним и тем же целям; участки и время пролета штурмовых авиационных частей через линию фронта; время прекращения огня артиллерии или ограничения его видов, дальности, направления; порядок взаимного целеуказания.



Детальное планирование взаимодействия с объединениями (соединениями) сухопутных войск позволило сократить продолжительность подготовки частей ША к вылету, за счет заблаговременного изучения летным составом района предстоящих действий, характера целей, сигналов опознавания и целеуказания. Это повысило оперативность удовлетворения штурмовиками заявок общевойскового командования. К началу 1944 года подразделения и части ША стали выходить на цель спустя час-полтора с момента их вызова. Это время распределялось следующим образом: получение задачи авиационным представителем - 3 мин; ее кодирование по переговорной таблице и карте - 5 мин; передача техническими средствами связи - 5-10 мин; уяснение задачи в штабе штурмового авиационного соединения- 10 мин; непосредственная подготовка назначенного подразделения к вылету (прокладка маршрута, выдача указания экипажам) - 20 мин; запуск, выруливание и взлет шестерки Ил-2 - 15 мин.

Дальнейшему повышению оперативности действий соединений (частей) ША в интересах наземных сил способствовало совершенствование организации связи и приближение аэродромов базирования к линии фронта. Проблема обеспечения своевременных ударов штурмовиков по объектам, находящимся на переднем крае вражеской обороны, решалась также перенацеливанием находящихся в воздухе групп самолетов, на выполнение вновь возникающих задач. Это было достигнуто благодаря улучшению организации взаимного опознавания экипажей штурмовиков и наземных войск, а также повышению устойчивости воздушной связи. На пунктах управления и самолетах появились усовершенствованные радиосредства, которые отличались большей надежностью и лучшим качеством связи. Передний край советских войск, помимо полотнищ, обозначался при помощи пиротехнических средств (ракет, дымов).



Совершенствование связи и накопленный опыт позволили улучшить управление соединениями (частями) штурмовой авиации и в период выполнения боевых задач. Наведение самолетов (групп) на наземные объекты, перенацеливание и вызов штурмовиков стали осуществлять авиационные представители. Ими были, в большинстве случаев, заместители командиров и начальники штабов штурмовых авиационных соединений. Им выделялись офицеры штабов авиадивизий и авианаводчики. Таким образом, постепенно в сухопутных соединениях войск штурмовую авиацию начали представлять оперативные группы. Каждая группа насчитывала 6-8 человек, имела свои средства связи и занималась организацией и осуществлением взаимодействия штурмовиков с сухопутными войсками. Свои ПУ оперативные группы развертывали на главных направлениях действий сухопутных сил, в близости от передовых командных пунктов (ПКП) общевойсковых командиров. В ряде наиболее ответственных моментов на наблюдательных пунктах поддерживаемых объединений находились командиры штурмовых авиасоединений со своими оперативными группами. Они информировали летчиков об обстановке и непосредственно руководили их действиями.

В третьем периоде войны общевойсковое и авиационное командование и их штабы уже не ограничивались только совместным планированием предстоящих боевых действий. Взаимодействие отрабатывалось и уточнялось на местности или ее макете, в ходе совместных командно-штабных учений на картах. Так, при подготовке наступления на ясском направлении командующий 37-й армией с участием командира 9-го смешанного авиакорпуса провел 10 августа 1944 года на макете местности розыгрыш возможных вариантов действий войск и авиации. За четверо суток до начала наступательной операции войск 3-го Белорусского фронта на гумбинненском направлении в штабах 5-й и 11-й гв. армий состоялись занятия на макете местности с командирами авиационных дивизий, полков и ведущими групп 1 ВА на тему «Действия штурмовой и бомбардировочной авиации во взаимодействии с сухопутными войсками в предстоящей операции». Следующим утром командующие организовали облет предстоящего района боевых действий ведущими ударных групп с бомбометанием по переднему краю немецкой обороны.

Всесторонняя подготовка летного состава, тщательная отработка вопросов совместных действий позволяли штурмовикам осуществлять поддержку наступавших войск методом непосредственного сопровождения, сочетая эшелонированные действия некрупных групп с сосредоточенными ударами силами полков, дивизий, а порой и корпусов. Причем сосредоточенные удары наносились эпизодически, а эшелонированные действия велись непрерывно. Группы из 8-10 Ил-2 каждая, последовательно сменяя друг друга, по командам с земли подавляли артиллерию, танки и очаги сопротивления врага. Для решения вновь возникающих задач командиры штурмовых авиасоединений выделяли до 25% сил, что позволяло выполнять заявки наземных войск немедленно.



Взаимодействие организовывалось на основе двух основных принципов: непосредственной авиа поддержки сухопутных войск и выделения штурмовых авиасоединений в оперативное управление командующим наземными армиями. Первый использовался чаще, второй применялся лишь на некоторых этапах операций. Например, для поддержки войск во время форсирования Одера командующий 2-м Белорусским фронтом К.К. Рокоссовский 14 апреля 1945 года передал в оперативное подчинение 65-й армии штурмовую авиационную дивизию из состава 4-й ВА. Принимая такое решение, он учитывал тот факт, что огневые возможности армейской артиллерии по подавлению германской обороны до ее переправы на другой берег реки будут существенно ограничены.

Как видим, опыт войны свидетельствует, что организация и осуществление взаимодействия объединений (соединений) сухопутных войск и штурмовой авиации непрерывно совершенствовались. Особое внимание уделялось повышению эффективности действий штурмовиков, их целенаправленному применению для уничтожения на поле боя тех объектов, которые в данный момент непосредственно препятствовали продвижению наземных войск. Решить эти и другие проблемы удалось благодаря: детальному планированию и тщательной совместной подготовке всех сил к операции; совершенствованию средств, а также организации связи; четкому и оперативному управлению самолетами с КП авиационных и общевойсковых командиров, находящихся вблизи друг от друга; развертыванию в войсках широкой сети авианаводчиков; рациональному целераспределенню между всеми огневыми средствами; значительному увеличению количества самолетов Ил-2 и совершенствованию организационной структуры штурмовых авиационных соединений (частей); развитию способов боевых действий ША; использованию накопленного опыта и росту мастерства летного состава.



Непрерывность взаимодействия обусловливали: оптимальное распределение сил по дням операции, наличие резерва в руках командующего фронтом (армией), постоянное дежурство подразделений штурмовой авиации в воздухе и на аэродромах, своевременное перебазирование штурмовых авиационных частей вслед за наступавшими войсками. В результате существенно возросла эффективность авиа поддержки. Благодаря этому, а также действию других факторов, средние темпы прорыва неприятельской тактической зоны обороны возросли с 2-4 км/сутки в первом периоде войны до 10-15 км/сутки в третьем.

Источники:
Радзиевский А.И. Армейские операции (Примеры из опыта Великой Отечественной войны). М.: Воениздат, 1977. С.23-30.
Тимохович И. Боевые действия авиационных объединений и соединений во фронтовых наступательных операциях // Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1976. С.43-67.
Кожевников М. Взаимодействие Военно-воздушных сил с Сухопутными войсками в наступлении. // Военная мысль. 1976. №5 С.50-58.
Кумсков В., Зарецкий В. Взаимодействие сухопутных войск с соединениями штурмовой авиации.// ВИЖ. 1983. №8. С.32-36.
Пруссаков Г., Васильев А., Иванов И., и др. 16-я воздушная. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). М.: Воениздат, 1973. С. 34-43, 78-83.

Автор Инженер-технарь
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история авиации


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Военные химики ЗВО замаскировали перегруппировку войск на учении «Взаимодействие-2019» в Нижегородской области. Люциан Новости Сухопутных войск 0 18.10.2019 14:53
Взаимодействие наземных ЗРК и самолётов ВВС ezup ПВО 0 25.04.2019 18:21
СМИ: Грузия отказывается от штурмовой авиации ezup Авиационные новости 0 18.01.2019 23:59
Первое успешное применение российской штурмовой авиации ezup История русской авиации 0 29.10.2015 19:14
Особенности применения авиации на Севере в годы войны ezup История русской авиации 0 23.10.2015 12:40