RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > История мировой авиации » Мессершмитт Bf-110 – плохой истребитель, но лучший штурмовик Люфтваффе

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 16.08.2016, 20:33 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Мессершмитт Bf-110 – плохой истребитель, но лучший штурмовик Люфтваффе
ezup
ezup вне форума

При анализе действий Люфтваффе часто возникает вопрос – как же немцы всю войну прошли без штурмовика, обойдясь примитивными Hs-123 (выпущено 250 шт.) и ненадёжными Hs-129 (870 шт.), плюс к этому несколькими тысячами условно считаемых штурмовиками Ju-87? Тогда как в СССР произвели одних Ил-2 36154 шт., не считая нескольких тысяч Ил-10 и ряда довоенных штурмовиков? Да, на первый взгляд отсутствие универсального, надёжного и простого штурмовика стало одним из факторов, почему нацистская Германия проиграла Вторую Мировую войну, тогда как наши Ил-2 стали «тысячами универсальных скальпелей, взрезавших брюхо Вермахта».

Но не стоит заблуждаться и считать немцев глупцами. Возможно, руководство Третьего рейха допустило серьёзный стратегический просчёт, не считая полностью бронированный «самолёт поля боя» необходимым условием победы (ибо около 1100 Хеншелей – это просто капля в море), т.к., даже в случае успеха тактики «блицкрига», штурмовики должны были помочь Вермахту, а в случае длительной войны наличие таких самолётов становилось ещё более актуальным. Но факт остаётся фактом - главным самолётом непосредственной поддержки Вермахта, его «летающей артиллерией» были пикирующие бомбардировщики: Ju-87 – тактического уровня, менее скоростной, но более точный, и Ju-88 – оперативного уровня, более скоростной, но менее точный.



Bf-110 в летнем камуфляже Западного фронта ведёт бой с английским истребителем.


Кроме этого, следует сказать, что вместо тихоходных бронированных штурмовиков руководство Люфтваффе отдало (возможно, вынужденно, из-за нехватки производственных мощностей) приоритет более универсальным самолётам, которые именовались у немцев «Zerstörer» - «Разрушитель», «Уничтожитель», что примерно соответствует термину истребитель-бомбардировщик. К этой категории можно отнести два главных типа таких машин, использовавшихся в Люфтваффе – это Bf-110 и Fw-190. Творение Курта Танка стоит рассматривать отдельно, т.к. эти самолёты перешли к штурмовым функциям вынужденно и лишь ближе к концу войны, тогда как про детище Вилли Мессершмидта мы расскажем сейчас.

Не будем рассматривать подробно историю создания и развития Bf-110 (Me-110), это материал для отдельной статьи, и частично уже поднимался на «Военном обозрении», но кратко проанализируем использование этого самолёта в качестве штурмовика.



Один из ранних экземпляров Bf-110.


Можно сказать, что Bf-110 оказался настоящим ветераном – созданный ещё в 1936 году, он прошёл всю войну, и его производство завершилось только к марту 1945 года, когда к заводам концерна «Messerschmitt AG» (бывшему «Bayerishe Flugzeugwerke AG») уже подходили советские танки. Этот самолёт оказался очень универсальной машиной: свою карьеру он начал в небе Испании, Польши и Франции как тяжёлый дальний истребитель; потерпев фиаско в этом качестве в Битве за Англию, он был переквалифицирован в штурмовик, функции которого успешно выполнял в 1941-1942 годах в ходе Балканской и Североафриканской кампаний, а также в ходе нацистской агрессии против СССР. В 1943 году стало сказываться сильное превосходство ВВС стран антигитлеровской коалиции на всех ТВД, и часть Bf-110 была переведена в разряд дальних истребителей сопровождения, но главной их функцией стала роль ночных перехватчиков в ПВО Германии, где они очень успешно проявили себя до конца войны.



Группа Bf-110 в небе над Польшей.


Всего было произведено 6170 Ме-110 (по другим данным, 5760-5916 шт.) в 8 модификациях и 67 вариантах, что является достаточно серьёзной цифрой. Из этого числа 3028 машин составляли «разрушители» (производившиеся в довоенное время и в начале войны, и которые принято именовать Bf-110), а 2240 - истребители ПВО (что само по себе очень показательно, и которые производились в середине и конце войны, обозначаемые как Me-110). Кроме того, было выпущено 494 единицы этих самолётов в различных вариантах разведчиков, корректировщиков и самолётов наведения.

Обычно в советской и российской военной литературе «стодесятые» Мессершмидты считаются каким-то «летающим недоразумением», якобы лёгкой целью для советских пилотов и зенитчиков, и, в общем, об этом самолёте говорится достаточно пренебрежительно. Но реальный анализ даёт несколько иную картину: в первоначальный период Второй Мировой машины этого типа были универсальными и достаточно эффективными, вполне справляясь с функциями истребителя-бомбардировщика и штурмовика, прекрасно в этом дополняя Ju-87 и Ju-88. Да, возможно, Bf-110 как истребитель был тяжеловат, но как штурмовик он был вполне «на уровне».

Для иллюстрации этого приведём малоизвестный факт – на вторую половину 1930-х Bf-110 имел наилучшую среди всех немецких самолётов бронезащиту экипажа. Кабина пилота и стрелка была защищена стальными пластинами толщиной 8-10 мм от обстрела снизу, спереди и сзади. Также блок прозрачной брони толщиной 60 мм закрывал пилота спереди. По большому счёту, своим бронированием Bf-110 напоминал бронекапсулу созданного позднее в СССР Ил-2; общий вес первоначально установленной на этом немецком самолёте брони составлял 177 кг, и потом на штурмовых модификациях только возрастал.



Схема бронирования кабины на базовой модификации Bf-110.


Благодаря постоянным усилиям, за несколько лет немецким конструкторам и инженерам удалось повысить мощность знаменитых двигателей DB-601 с 910 л.с. до 1350 л.с., т.е. практически в 1,5 раза, и максимальная скорость Bf-110 при этом увеличилась с 430 км/ч до 540 км/ч (а в вариантах ночного перехватчика и разведчика даже ещё больше – до 560-580 км/ч, что позволяло им настигать англо-американские бомбардировочные формации).

Кроме этого, Bf-110 изначально проектировался как самолёт с бортстрелком, чем выгодно отличался от немецких Hs-123, Hs-129 и советских Ил-2 ранних серий. Наличие заднего бортстрелка (который, в отличие от огневой точки на «илах», был прикрыт бронёй так же, как и пилот) делало Bf-110 довольно трудной целью, даже несмотря на то, что в горизонтальной и вертикальной манёвренности эта тяжёлая двухмоторная машина уступала одномоторным истребителям.



Внутри кабины Bf-110 во время полёта.


Вообще сравнивать Bf-110 можно не только с советскими штурмовиками Ил-2, но даже с советскими пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Почему – сейчас станет ясно. Нормальная бомбовая нагрузка основного нашего пикирующего бомбардировщика Пе-2 составляла 600 кг, в перегрузочном варианте от 800 до 1200 кг бомб. Нормальная бомбовая нагрузка Ил-2 составляла 350-400 кг, с перегрузом 500-600 кг бомб (что сопоставимо с немецким лёгким пикировщиком Hs-123).

В то же время нормальной бомбовой нагрузкой Bf-110 (при которой он был способен вести наступательный бой как истребитель) было 500-600 кг, а в перегрузочном варианте он поднимал 1200 кг (2 бомбы по 500 кг и 4 по 50 кг), иногда 1600 кг (2 по 500 кг и 2 по 300 кг) и в исключительных случаях даже 2200 кг бомбового груза (2 по 1000 кг и 4 по 50 кг). При этом, отметим также, что, если максимальный калибр бомб, которые был способен взять Ил-2, был 250 кг, то "Уничтожители" были способны брать даже 1000 кг бомбы.

Таким образом, Bf-110 был полноценным истребителем-бомбардировщиком, так как после освобождения от своей очень большой бомбовой нагрузки он был способен вести не только оборонительный бой, как бомбардировщики, а сражаться как истребитель. И не просто так самым его близким советским аналогом является «стратегический истребитель» И-100, на базе которого были построены и основной фронтовой пикировщик Пе-2, и дальний истребитель-перехватчик Пе-3.



Пара Bf-110 с бомбами в летнем камуфляже южного сектора Восточного фронта.


Итак, можно сделать вывод, что Люфтваффе в лице Bf-110 имело полноценный штурмовик (выпущенный в количестве 3000 машин), который по скорости превосходил Ил-2 и был примерно равен Пе-2; по бомбовой нагрузке кратно превосходил как Ил-2, так и даже Пе-2; по бронированию превосходил Пе-2 и был сопоставим с Ил-2; а по огневой мощи превосходил как Пе-2, так и Ил-2.

«Как, постойте!» – скажет внимательный читатель – «Мы забыли сравнить огневую мощь!» Нет, не забыли, сейчас сравним. Вооружение Пе-2 мы анализировать не будем, просто отметим, что оно было довольно слабым, но традиционным для бомбардировщиков того времени. Ил-2 был вооружён гораздо серьёзнее: кроме пулемёта, оборонявшего заднюю полусферу, наступательным вооружением нашего штурмовика служили 2 пушки (20-мм ШВАК или 23-мм ВЯ), 2 пулемёта (обычно 7,62-мм ШКАСЫ), 400-600 кг бомб и 4-8 реактивных снарядов (РС-82 или РС-132). Как видим, для истребителя лобовая атака на Ил-2, так же, как и против Bf-110, означала верное самоубийство, так как обе этих машины были весьма серьёзно вооружены.



Схема секторов поражения основных огневых точек Bf-110.


Итак, начнём сопоставление вооружений сразу с реактивных снарядов: да, немцы их почти не использовали в начальный период войны, в отличие от ВВС РККА, однако эффективность этого вида вооружений в воздушном бою была невысокой, хотя для штурмовок наземных целей они вполне подходили, и это было несомненным плюсом Ил-2. И, хотя на некоторые модификации «стодесятых» монтировались подкрылевые ПУ для 4-6 НУРС (обычно это были Wgr-21 калибра 210-мм), немецкие пилоты перешли к более активному их применению в воздушных боях лишь в конце войны, и использовали в основном против бомбардировочных формаций западных союзников.

Вопрос сравнения бомбовой нагрузки мы уже рассматривали: 500-600 кг у Ил-2 против 1200-1600 и даже 2200 кг у Bf-110. Однако, если основной советский штурмовик имел только пару пулемётов винтовочного калибра, то Bf-110 имел в традиционной комплектации 4 MG-17 калибра 7,92-мм, а двум пушкам (20-мм или 23-мм) Ил-2 соответствовала пара 20-мм пушек MG-FF или MG-151. Т.е., если по пушечному вооружению был примерный паритет, то по количеству пулемётов (и, добавим, – по количеству боезапаса к ним) немецкий самолёт имел двукратное превосходство.

Однако это ещё не всё. По выбору немецкого пилота под крыльями Bf-110 перед вылетом можно было смонтировать (вместо бомб или НУРС, или топливных баков) специальные контейнеры с 20-мм пушками, что превращало этот самолёт в грозную восьмиточечную летающую батарею (из 4 пулемётов и 4 пушек). Подобное усиление вооружения не практиковалось для Ил-2, поэтому можно считать, что и по огневой мощи Bf-110 был двукратно сильнее основного советского штурмовика.



Bf-110 с 37-мм пушкой в зимнем североафриканском камуфляже.


Конечно, советские авиаконструкторы также старались улучшить пушечно-пулемётное вооружение Ил-2, но, в общем, это вылилось (по ряду причин, которые мы не будем анализировать) только в небольшую (~1000 экземпляров) специальную противотанковую серию Ил-2 с 37-мм пушками НС-37 (вместо обычных 20-мм), и которая выпускалась только с лета 1943 до лета 1944 и всего лишь на одном авиазаводе. Справедливости ради стоит сказать, что и немцы вооружали 37-мм и даже 50-мм пушками некоторые противотанковые модификации Bf-110 (правда, эта пушка была одна, и монтировалась не вместо, а дополнительно к основному вооружению в специальной подфюзеляжной гондоле).

Таким образом, штурмовые модификации Bf-110, пожалуй, уникального в своей универсальности самолёта, следует считать полноценными машинами непосредственной поддержки пехоты с воздуха. И именно «стодесятые» превосходили по всем параметрам Ил-2 и Пе-2 и принесли очень много вреда советским наземным силам, а вовсе не были «плохими и ни для чего не годными истребителями».



Bf-110 на аэродроме со следами воздушного тарана советским истребителем.


Многие из нас знакомы с ужасными воспоминаниями немецких солдат, переживших удары советских Ил-2, имевших, как мы убедились, всего 4 огневых точки и довольно небольшой груз бомб. А теперь представим, насколько же было страшно нашим воинам оказаться под ударом Bf-110, каждый из которых имел по 6-8 огневых точек наступательного вооружения и в разы большую бомбовую нагрузку.

И эти машины ведь действовали не как Ju-87 – сбросили свои бомбы и ушли за новыми, нет, они сбрасывали бомбы и висели над нашими линиями окопов, поливая сверху советских солдат огнём разящего свинца. А потом снова прилетали «штуки» и устраивали свой «адский хоровод» под вой сирен, а скорострельной малокалиберной зенитной артиллерии (основного средства борьбы со штурмовиками) в Красной Армии того времени было крайне мало…



Горящие обломки сбитого на советско-германском фронте Bf-110.


Зная всё это, вполне можно понять, почему же советские бойцы целыми подразделениями в 1941-42 и даже в 1943 году оставляли позиции только из-за ударов немецкой авиации… Может, для союзных и советских пилотов истребительной авиации (особенно асов) Bf-110 и являлся «лёгкой добычей», однако для «рядового пехотного Ваньки» (которые и отдали миллионы своих жизней на алтарь Победы) это был страшный враг, враг, нёсший смерть с небес вместе с завывающими «лаптёжниками», и у советской пехоты и танкистов была только одна надежда – на свои истребители, которые не должны были пропустить к их позициям эту кровавую летающую мерзость.

Автор Ратник2015
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история авиации


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Лучший истребитель люфтваффе ezup История мировой авиации 0 21.09.2019 00:56
В погоне за люфтваффе-2. 1941-й, Вилли Мессершмитт против советской плеяды ezup История мировой авиации 0 20.08.2018 00:07
В погоне за Люфтваффе-3. 1942-й. Мессершмитт и Танк против Яковлева и Лавочкина ezup История мировой авиации 0 14.07.2017 13:45
В погоне за люфтваффе-2. 1941-й, Вилли Мессершмитт против советской плеяды ezup История мировой авиации 0 12.07.2017 12:12
Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе ezup История мировой авиации 0 28.12.2015 20:58