RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > История русской авиации » Особенности действий штурмовиков в горных районах в годы войны

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 10.08.2016, 02:10 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Особенности действий штурмовиков в горных районах в годы войны
ezup
ezup вне форума



В ходе Второй мировой войны отечественные вооруженные силы приобрели богатый опыт проведения операций в горной местности. Битва за Кавказ, сражения в Крыму, Карпатах, Заполярье, на территории Югославии, Австрии, Чехословакии, Дальнем Востоке стали подтверждением возможности успешных широкомасштабных действий в горах, как наземных войск, так и авиации. Количество самолетовылетов в специфических горных условиях, совершенных советскими летчиками, составляет сотни тысяч.

В этих условиях большое разнообразие задач пришлось решать штурмовой авиации (ША). Особую сложность для штурмовиков представляли полеты в высокогорных районах (высота гор 2000 м и более), так как схожесть хребтов, заснеженных горных вершин и малое количество характерных ориентиров значительно осложняло визуальное ориентирование и поиск заданных объектов. Средневысотные горы (до 2000 м) и мелкогорья (от 500 до 1000 м) также обладают резко пересеченным рельефом, покрыты лесом и кустарником. Это давало возможность неприятелю хорошо маскировать свои войска и технику, что препятствовало их быстрому обнаружению. Редкие селения, расположенные в местах пересечения дорог, в долинах и у водных источников, враг укреплял инженерными сооружениями и прикрывал большим количеством средств противовоздушной обороны. Такие опорные пункты, неприятельские войска и военная техника на дорогах, места складирования ГСМ и боеприпасов, артиллерийские позиции и мосты были основными целями штурмовиков, так как из-за сложности рельефа наша артиллерия зачастую не могла вести по ним огонь.

Действия советских штурмовиков в горах осложнялись также ввиду отсутствия на Ил-2 совершенного навигационного оборудования и уменьшения рабочих областей наземных радиотехнических средств самолетовождения. В этих условиях летному составу приходилось первостепенное внимание уделять изучению предстоящего района полетов по рельефным картам, картам крупного масштаба, а также фотоснимкам узлов дорог, горных хребтов, долин, населенных пунктов и другим ориентирам. На групповых занятиях ранее летавшие над горами делились с остальными своими наблюдениями. Для закрепления знаний каждый летчик по памяти воспроизводил в специально подготовленном ящике с песком рельеф планируемого района боевых действий с изображением всех характерных ориентиров. Так же, в ходе подготовки, руководящий состав авиачастей и ведущие ударных групп выезжали на передовую линию, где знакомились с местностью, целями, системой огня противника, а также уточняли сигналы взаимодействия с наземными войсками.


В интересах действий штурмовой авиации предусматривался и ряд дополнительных мероприятий. Чтобы обеспечить вывод самолетов в район боевых действий, расположенный вблизи от линии фронта, производилась установка приводных радиостанций. Для обеспечения быстрого и надежного опознавания экипажами штурмовиков населенных пунктов на своей территории у большинства из них вырезались на земле условные знаки (первые буквы названий пунктов размером 20x40 м). Направления выхода ударных групп на цели обозначались сигнальными полотнищами, а также цветными дымами. В передовых наземных частях располагались авианаводчики с радиостанциями, которые осуществляли целеуказание, наведение и делали все необходимое, чтобы не допустить случайного нанесения воздушных ударов по своим войскам.

Стоит заметить, что сложный горный рельеф не только создавал трудности, но и зачастую помогал действиям штурмовиков. Его грамотное использование летчиками давало возможность скрытности полета и внезапности атаки. Поэтому ведущие групп совместно с ведомыми перед боевым вылетом, кроме досконального изучения рельефа и характерных ориентиров, тщательно подбирали маршрут полета, определяли порядок маневрирования над целью и выхода после штурмовки на свою территорию.

Очень часто свои корректировки в действия штурмовиков вносили метеоусловия. Погода в горах сильно зависит от таких факторов, как высота, географическое положение, близость морских бассейнов или пустынь и т.п. Горные хребты представляют собой мощные барьеры, которые задерживают горизонтальное движение теплых и холодных воздушных масс и вынуждают их подниматься вверх. Следствием подобных перемещений являются образование тумана и облаков, внезапное выпадение осадков и т.п. Утром долины и ущелья обычно закрыты туманами и густой дымкой, а во второй половине дня на высотах от одного до двух километров развивается кучевая облачность. Все эти факторы требовали от летчиков умения выполнять полеты по приборам и наносить штурмовые удары из-за облаков, руководствуясь командами наведения с земли. К примеру, осенью 1944 года в Карпатах шестерка Ил-2 из 8-й ВА, ведомая ст. лейтенантом Макаровым, вышла на заданную цель, которая оказалась закрытой облаками. Тогда управление группой взял на себя авианаводчик майор Казаков, наблюдавший противника со своей позиции визуально. Ведущий четко исполнял его указания, и «Ил-2» провели успешное бомбометание, подавив огонь нескольких артиллерийских батарей.

При подготовке к боевым вылетам летчики учитывали также колебания температуры (днем высокая температура, а ночью и в утренние часы нередки заморозки), изменчивость ветра, наличие мощных восходящих и нисходящих воздушных потоков, резкие погодные контрасты (в предгорьях безоблачно, а в горах - дождь или снег). В то же время командиры и штабы штурмовых авиационных частей с целью сбора данных для всесторонней оценки текущей обстановки и учета всех этих факторов увеличивали количество экипажей, производящих разведку и доразведку погоды. Готовили к выполнению отдельных задач только наиболее опытных летчиков, тщательно определяли состав ударных групп, маршруты и профили полета (из-за удаленности базирования уменьшалась глубина действий штурмовой авиации).



На обычной, равнинной местности самолеты располагались обычно на удалении от 30 до 50 километров от линии фронта. Но в горных районах подобных условий базирования добиться командованию не удавалось, что легко объяснимо трудностью выбора и технического оборудования аэродромов. Так, в период обороны Кавказа аэродромы штурмовой авиации располагались в 120-150 км, а при наступлении в Карпатах - в 60-250 км от передовой линии. И лишь во время операций в Заполярье они находились ближе (на удалении около 50 км). Данное обстоятельство неоднократно приводило к скученному базированию самолетов. Так, в апреле 1944 года в период освобождения Крыма, на каждом из аэродромов 4 ВА генерала К. Вершинина размещалось по 2-3 авиаполка. Особую остроту вопрос аэродромного маневра приобретал в ходе наступления наземных войск. В условиях равнинной местности штурмовики перебазировались на третий-четвертый день при продвижении сухопутных войск на 50-80 км. В горах же, несмотря на замедление темпов наступления, их отставание было значительным. Так, в Дебреценской наступательной операции в октябре 1944 года командующему 5 ВА генералу С. Горюнову вследствие отсутствия подходящих для аэродромов площадок удалось осуществить всего одно перебазирование частей воздушной армии, в том числе штурмовых. Более того, это удалось сделать только тогда, когда силы 2-го Украинского фронта уже форсировали Главный Карпатский хребет, т.е. прошли до 160 км. Подобные сложности увеличивали время реакции штурмовой авиации на заявки войск и в 1,5-1,7 раза сокращали до 20 минут среднее время нахождения над целью.

Эффективность ударов советских штурмовиков в горах значительно зависела от грамотной организации взаимодействия с частями сухопутных войск. Общевойсковые объединения действовали в основном на разобщенных направлениях, поэтому взаимодействие осуществлялось в рамках армейских операций. Командование общевойсковыми армиями в своих решениях определяло, среди прочего, задачи, объекты, а также время действий штурмовой авиации. Указания общевойскового командования отражались в плановой таблице взаимодействия, которая в дальнейшем уточнялась соответственно складывавшейся обстановки и возникавшими боевыми задачами наземных войск.

В некоторых случаях разрабатывались даже особые специальные указания по взаимодействию авиационных сил с наземными войсками. Например, в приказе командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии И. Петрова от 16 октября 1944 года ставилась задача офицерам и генералам всех родов войск изучить «Указания по взаимодействию авиации с наземными войсками в горах», инструкции, определяющие порядок взаимодействия, и добиться эффективного использования результатов действий нашей авиации.

Кроме того, этим же приказом командующему 8 ВА генерал-лейтенанту В.Н. Жданову определялось организовать сборы продолжительностью три дня со специально отобранными офицерами, которых затем следовало направить в войска с целью оказания практической помощи в организации целеуказания с земли и контроля за обозначением своих позиций; а также провести сборы со штатными авианаводчиками с целью совершенствования навыков наведения штурмовой авиации на наземные цели.

Отдельные вопросы взаимодействия (уточнение объектов ударов, порядка обозначения переднего края, взаимного опознавания, целеуказания, связи и др.) отрабатывались непосредственно на местности. Если сделать это было невозможно, то использовались карты крупного масштаба, а также схемы рельефа и фотосхемы. Показателен, например, опыт штурмовых авиасоединений 8 воздушной армии, в которых при подготовке к полетам в Карпатах были изготовлены специальные рельефные карты-макеты, схемы наиболее характерных ориентиров и объектов ударов. В завершении ведущие групп произвели облет района планируемых боевых действий с целью закрепления знаний рельефа местности, ориентиров и уточнения маршрутов.

Обстановка зачастую складывалась таким образом, что штурмовики становились единственным средством, которое было способно обеспечить поддержку наземных войск. Чтобы выполнить данную задачу, штурмовикам приходилось действовать непосредственно поблизости от переднего края. Для этого требовалась высокая точность выхода в заданный район, надежность обнаружения и опознавания ориентиров и целей, построения маневров для атаки, которые бы исключали нанесение ошибочных ударов по своим.

Штурмовые авиачасти вели преимущественно эшелонированные действия группами до 10-12 самолетов. Впереди, как правило, на временной дистанции 10-15 минут следовал доразведчик под прикрытием истребителей, осуществлявших расчистку воздушного пространства и подавление средств ПВО объекта удара. После выполнения своей задачи доразведчик возвращался, в установленном месте встречал самолеты ударной группы и, выступая в качестве лидера, выводил их на цель. Сложные условия полета заставляли группы подходить на высоте порядка 1500 метров в рассредоточенных по глубине боевых порядках «колонна» звеньев (пар), перестраивающихся затем в пеленг и снижающихся до высот порядка пяти-шести сотен метров. Заметная помощь штурмовикам оказывалась авианаводчиками, которые по радио сообщали ведущим информацию о воздушной, наземной и метеорологической обстановке, осуществляли целеуказание, наведение, а при необходимости и перенацеливания.

Летчики атаковали цели с ходу одиночно или парами, с пологого пикирования под углом 15-20°, обстреливая их сначала из пушек и пулеметов, сбрасывая следом фугасные или осколочно-фугасные бомбы, снабженные взрывателями ударного действия. Летчики Ил-2 выводили свои машины из атаки вдоль долин и горных ущелий и, перестроившись в боевой порядок «круг», выполняли еще несколько атак на цель. Для увеличения продолжительности воздействия на врага они чередовали боевые заходы с холостыми. Закончив штурмовку, самолеты с набором высоты уходили в сторону своей территории. Сбор групп производился на «змейке» или на прямой, благодаря снижению скорости ведущими.

В горных районах наносились и сосредоточенные удары крупными группами самолетов-штурмовиков по вражеским опорным пунктам, расположенным на высотах, скоплениям неприятельских войск на дорогах и в широких долинах, контратакующим и контрударным группировкам. Так, на территории Румынии 22 сентября 1944 года фашисты, многократно переходя в контратаки, упорно сопротивлялись наступавшим на калужском направлении войскам 27 армии (командующий генерал-полковник С.Г. Трофименко). По распоряжению командующего 2-м Украинским фронтом Маршала Советского Союза Р. Малиновского, штурмовые авиационные части 5 ВА группами до 24 самолетов Ил-2 нанесли несколько сосредоточенных ударов по ряду высот. Летчики совершили 230 самолетовылетов. Их эффективное действие обеспечило дальнейшее продвижение советских войск. В период Петсамо-Киркенесской операции 63 штурмовика 7-ой ВА генерала И. Соколова 7 октября 1944 года нанесли массированный удар по расположению 137-го германского горнострелкового полка, имевшего позиции на высотах вдоль участка дороги от горы Б. Каранвайвиш до населенного пункта Луостари. В результате система обороны была нарушена, враг деморализован, и части 14 армии быстро овладели его опорными пунктами.



При действиях в интересах наземных войск в условиях гор противозенитный маневр штурмовиков был существенно затруднен, а нередко невозможен. Поэтому летчики боролись со средствами ПВО противника активными способами. Большую помощь им оказывали авианаводчики. Они заблаговременно вскрывали расположение позиций зенитной артиллерии и передавали координаты ведущим ударных групп. В зависимости от обстановки, задачи подавления вражеской ПВО перед ударом по заданным целям выполняли все экипажи групп или же только специально подготовленные. В ходе штурмовки воздушные стрелки вели огонь по склонам окружавших гор, откуда был возможен обстрел самолетов из орудий и пулеметов.



В горной местности штурмовая авиация выполняла еще и задачи преследования отходившего неприятеля, срыва перевозок, изоляции района боевых действий, а также воздушной разведки. Ил-2 наносили удары по группировкам войск, пытавшимся оторваться или оторвавшимся от наших передовых частей, железнодорожным станциям, эшелонам и автотранспортным колоннам врага. Целеуказание ударным группам выдавали вылетавшие несколько раньше экипажи доразведчиков. Но в некоторых случаях это не обеспечивало внезапности действий. Вот почему маршруты полета нередко выбирались таким образом, чтобы ударные группы выходили на характерный ориентир, расположенный в 15-20 км в стороне от заданного объекта. Обнаружив противника, ведущий выполнял доворот, и штурмовики неожиданно появлялись над целью. Например, в Маньчжурии, в районе Гугенчжень, шестерка Ил-2, ведомая ст. лейтенантом Чернышевым, действуя таким образом, атаковала из-за сопок японскую колонну автотранспорта в составе 60 грузовых автомобилей. Первый удар штурмовики нанесли парами с ходу, с разворотом на 60° вдоль долины. Очередные атаки выполнялись с «круга». После восьми заходов было уничтожено порядка десяти автомобилей. Дальнейшие полсотни километров пути колонны до железнодорожной станции Фозлин также сопровождались штурмовыми ударами еще нескольких групп. Итогом шести групповых налетов стало уничтожение 30 автомашин противника.

При изоляции района боевых действий активно практиковалась «свободная охота». Используя сложные метеорологические условия и рельеф местности, штурмовики-«охотники», действовавшие одиночно или парами, очень часто внезапно атаковывали цели. При этом стоит отметить, ударам подвергались не только войска на марше, ж/д эшелоны и транспортные колонны, но и катера, баржи на крупных реках.

Воздушную разведку штурмовики вели попутно с выполнением других задач. Отдельных вылетов для воздушной разведки почти не планировалось, так как за редким исключением, на самолетах Ил-2 отсутствовало соответствующее разведывательное оборудование. Вместе с тем выполнялись полеты на визуальную разведку, заканчивающиеся, в большинстве случаев, нанесением удара по врагу.



Таким образом, особенности действий штурмовой авиации в горных районах определялись в основном физико-географическими и погодными условиями последних. К ним относились: специфика подготовки и выполнение полетов; ограниченность маневра, выбора видов и форм боевых порядков, способов прицеливания и бомбометания, поражающих средств. Значительные сложности визуальной ориентировки и обнаружения заданных объектов удара, использования наземных радиотехнических средств; сложность организации всестороннего обеспечения ударных групп, а также управления ими и их взаимодействием с наземными войсками. При этом результаты действий свидетельствуют, что штурмовики эффективно выполняли свои задачи и во многом способствовали успеху действий сухопутных войск. Опыт, полученный советскими штурмовиками Ил-2 в годы войны, впоследствии был широко использован экипажами штурмовиков Су-25 в ходе боевой работы в горных районах Афганистана.

Источники:
Скоморохов Н., Чернецкий В. Тактика штурмовой авиации //Тактика в боевых примерах: Авиационный полк. М.: Воениздат, 1985. С. 123-148.
Коллектив авторов. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 128-132, 174-177.
Краснов Г. Особенности действия советской авиации в горной местности. // Советское военное обозрение. 1988. №1. С.23-29.
Шишов Л., Пахнин Л. Действия штурмовой авиации в горах. // ВИЖ. 1983. №1. С.33-38.
Давтян С. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1990. С. 20-60.


Автор Инженер-технарь
 
Вверх
Ответить с цитированием