Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 24.09.2015, 00:05 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» Ижорского завода
ezup
ezup вне форума

К осени 1915 года российское морское ведомство, изучив опыт сухопутных войск, начало проявлять интерес к бронеавтомобилям. Подобную технику планировалось использовать для усиления гарнизонов баз, сопровождения транспортных колонн и т.д. 2 сентября 15-го командование флота заказало первые броневики. До конца следующего года морское ведомство пополнило парк своей техники двумя десятками новых броневиков.

Первый заказ флотского командования получил Путиловский завод. Контракт от 2 сентября 1915 года оговаривал строительство и поставку 18 броневиков типа «Гарфорд-Путилов». Несколько десятков таких машин уже были построены для армии, благодаря чему производство доработанного варианта этой техники для флота было развернуто к концу года. Весной 1916-го военное ведомство привлекло к программе строительства броневиков Ижорский завод. Ему поручили создать и построить два пушечных бронеавтомобиля на шасси коммерческого грузовика.

Для строительства броневиков Ижорскому заводу передали два грузовых автомобиля Pierce-Arrow американского производства. Пятитонные грузовики следовало оснастить бронекорпусами и оружием, после чего они могли бы выполнять новые задачи. Инженеры завода уже имели опыт разработки бронеавтомобилей на базе схожих шасси. По этой причине создание проекта не заняло много времени. Кроме того, использование имеющегося опыта проявилось в некоторых особенностях конструкции новых бронемашин. Броневики на базе шасси «Пирс-Арроу» получились похожими внешне на более ранние «Маннесманн-Мулаг», «Паккард» и «легковые автомобили под пулемет».


Общий вид броневика "Пирс-Арроу"


Как и ранее, новый проект не получил своего оригинального имени. Новые бронеавтомобили решили именовать по названию производителя базового шасси – «Пирс-Арроу». Под этим названием две построенные машины и остались в истории отечественной бронетехники.

В качестве основы для новых броневиков морского ведомства были выбраны шасси американского производства с грузоподъемностью порядка 5 т. Солидный запас грузоподъемности позволил использовать некоторые новые идеи, направленные на повышение уровня защиты и огневой мощи. Само шасси имело типичную конструкцию с прямоугольной рамой, бензиновым двигателем в передней части и механической трансмиссией. Колесное шасси с формулой 4х2 оснащалось двумя мостами с подвеской на листовых рессорах.

Общий подход к созданию броневиков «Пирс-Арроу» был стандартным для своего времени. С грузовиков сняли все лишние детали, оставив только шасси, силовую установку и т.д. Вместо них предлагалось монтировать новый бронекорпус. Последний собирался на основе металлического каркаса и оснащался бронелистами толщиной 4,5 мм. По другим данным, в конструкции корпуса использовалась более толстые 9-мм листы.

Корпус броневика «Пирс-Арроу» был разработан с использованием уже освоенных идей и компоновочных решений. Передний моторный отсек получил наклоненный назад лобовой лист с крупным люком для вентиляции. Крышка люка могла подниматься и фиксироваться в таком положении. Перед боем ее следовало закрывать. Моторный отсек получил вертикальные борта и крышу, состоявшую из двух боковых и одного центрального листа. В бортах и боках крыши предусматривались четыре лючка для обслуживания силовой установки.


Броневик и бойцы одного из флотских соединений


Позади моторного отсека располагалось полностью защищенное отделение управления, выполненное в виде закрытой кабины. В конструкции этого агрегата присутствовали некоторые черты, придававшие ему сходство с броневиками «Маннесманн-Мулаг» и «Паккард». С моторным отсеком контактировал вертикальный лобовой лист, верхние углы которого поднимались над крышей капота. Сверху над ним находился наклонный лобовой лист. В правой части наклонного листа имелся сравнительно крупный смотровой люк водителя с опускаемой крышкой, в которой проделывалась щель. Еще одна щель с подвижной крышкой находилась слева, перед рабочим местом командира машины.

Для увеличения полезной площади и объема внутри бронекорпуса борта кабины располагались под углом к оси машины и расходились по направлению к корме. В бортовых листах находились двери для водителя и командира, открывавшиеся назад по движению. Любопытной особенностью дверей была их форма: прямоугольная снизу и полукруглая сверху. Сверху отделение управления защищалось горизонтальной крышей.

По образцу предыдущих пушечных броневиков новые «Пирс-Арроу» получили боевое отделение, выполненное в виде бронированного кузова. Вместо исходной грузовой площадки на грузовиках предложили устанавливать деревянную «палубу» с броневыми бортами. Учитывая опыт эксплуатации предыдущей техники аналогичной конструкции, инженеры Ижорского завода решили использовать высокие борта, доходящие почти до уровня крыши отделения управления. Кроме того, нижняя часть бортов прикрывала агрегаты ходовой части.

Помимо общей конструкции боевого отделения у броневика «Паккард» заимствовали конструкцию бортов. Их передние листы расходились в стороны, а задняя часть корпуса сужалась. За счет этого центральная часть «палубы» была шире передней и кормовой площадок, что упрощало эксплуатацию оружия. Кроме того, расширенная часть корпуса позволила закрыть от пуль и осколков задние колеса. Передние, однако, пришлось защитить металлическими дисками. В задней части правого борта предусматривался люк для доступа в боевое отделение.



Корма боевого отделения был выполнена в виде изогнутого листа с двумя выпуклыми спонсонами на углах. Последние предлагалось использовать для установки дополнительного вооружения.

Характерной особенностью пушечных броневиков Ижорского завода была установка артиллерийских орудий на тумбе в центре открытого боевого отделения. Две машины «Пирс-Арроу» не стали исключением. В центре «палубы» предусмотрели поворотную установку для орудийной башни. С целью повышения уровня защиты артиллеристов башня имела полное бронирование в верхней части. Доступ в нее, по-видимому, обеспечивался через крупный люк внизу кормового листа.

Экипаж нового бронеавтомобиля должен был состоять из пяти-семи человек. Командир и водитель располагались в закрытой кабине, двое или трое артиллеристов – в башне. Кроме того, в кормовой части открытой площадки предусматривались места для двух стрелков-пулеметчиков.

Основным оружием броневиков для флота должна была стать 76-мм горная пушка образца 1904 г. Это орудие устанавливалось на тумбе внутри поворотной башни. В лобовом листе башни предусматривался люк для использования прицельных приспособлений. Боекомплект из снарядов различных типов располагался в укладках на площадке боевого отделения. Конструкция башни обеспечивала горизонтальную наводку в пределах достаточно широкого сектора. Стрельба вперед, через кабину, была невозможна.


Броневик, доставшийся немецким войскам. Берлин, 1918 г.


В качестве дополнительного вооружения броневики получили по два пулемета «Максим». Это оружие располагалось в кормовых спонсонах и могло обстреливать два сравнительно узких и частично перекрывающихся сектора. Предполагалось, что на поле боя новые броневики будут выходить задним ходом. Именно с этой особенностью применения было связано специфическое расположение вооружения.

Два бронеавтомобиля «Пирс-Арроу» с пушечно-пулеметным вооружением были построены осенью 1916 года. К началу зимы их испытали и передали заказчику. Примечательно, что броневики Ижорского завода были достроены и переданы морскому ведомству чуть ранее «Гарфордов» Путиловского. Таким образом, именно «Пирс-Арроу» могут считаться первыми отечественными флотскими бронеавтомобилями.

Более быстрое завершение строительства оказалось единственным заметным успехом Ижорского завода в программе оснащения флота бронетехникой. После сравнения машин новых моделей командование флота решило использовать два «Пирс-Арроу» в качестве учебной техники. Принимать участие в различных операциях должны были 18 броневиков «Гарфорд-Путилов». В самом конце 1916 года два десятка броневиков отправили в Прибалтику для службы на базах военно-морского флота.

Бронеавтомобили Путиловского завода передали Броневому артиллерийскому дивизиону сухопутного фронта Морской крепости Петра Великого. В составе этого подразделения они позже участвовали в боях с противником. Два «Пирс-Арроу», в свою очередь, отправились служить в Морской запасной броневой дивизион. Там их планировалось использовать для подготовки личного состава.

Броневики Ижорского завода на американском шасси использовались в учебных целях до начала 1918 года. После этого, пользуясь напряженной обстановкой в России, немецкие войска предприняли наступление и получили массу трофеев. Среди прочей техники в руки немцев попал один из броневиков «Пирс-Арроу». За полтора года эксплуатации машина выработала часть ресурса и нуждалась в ремонте. Немецкие специалисты, изучив трофей, решили восстановить его и использовать в своих войсках.


Броневик, доставшийся латвийским формированиям


Впоследствии отремонтированный «Пирс-Арроу» был включен в состав соединения Kokampf (Kommando der Kampfwagen), укомплектованного трофейной техникой, в том числе и российского производства. В Германии броневик получил новую окраску и собственное имя – Titanic. Под этим названием он эксплуатировался до конца десятилетия. Во время Ноябрьской революции 1918 года и последующих народных волнений «Титаник» вместе с другой трофейной техникой соединения Kokampf использовался для подавления беспорядков, патрулирования улиц и т.д.

Второй броневик Pierce-Arrow в ходе наступления немецких войск оказался захвачен латвийскими вооруженными формированиями. Кроме того, латышам удалось отбить один «Гарфорд-Путилов» морской версии. Впоследствии «Пирс-Арроу» получил камуфляжную окраску. Кроме того, машине дали собственное имя – Viesturs. В дальнейшем бронеавтомобиль использовался вновь образованной латвийской армией в ходе Гражданской войны.

В конце 1918 года немецкие власти начали использовать трофейные бронемашины, в том числе и единственный «Пирс-Арроу» по имени «Титаник», для борьбы с народными волнениями. После окончательного подавления Восстания спартакистов в январе 19-го эта техника в течение некоторого времени использовалась в качестве полицейских машин. В дальнейшем броневики с выработанным ресурсом были списаны. К началу двадцатых они выработали свой ресурс, а ремонт посчитали невозможным или нецелесообразным. В начале нового десятилетия все трофеи, в том числе и единственный «Пирс-Арроу», списали и разобрали.

Служба латвийского броневика продолжалась немного дольше. Ввиду отсутствия требуемого количества бронетехники армия молодого государства была вынуждена тщательно следить за имеющимися машинами и продолжать их эксплуатацию до полной выработки ресурса и полной невозможности восстановления. Из-за этого броневик «Пирс-Арроу» с именем Viesturs продолжал службу до середины двадцатых годов. После этого, ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации, машину тоже утилизировали.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000

Автор Рябов Кирилл

Использованы фотографии:Wikimedia Commons, Aviarmor.net
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
броетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
«Изумруд» Невского завода ezup История Военно-морского флота 0 22.11.2018 20:38
«Изумруд» Невского завода ezup История Военно-морского флота 0 05.11.2017 01:02
Перспективы Казанского авиационного завода ezup ВПК 0 31.03.2016 21:42
Пулеметные бронеавтомобили Ижорского завода ezup Автомобили военного назначения 0 19.09.2015 14:13
Су-35С перегон с завода ezup Авиационные новости 0 12.02.2013 12:36